Опыт работы на тему "Игровые технологии в духовно-нравственном воспитании дошкольников"
статья по окружающему миру (старшая группа)
В статье описываются опыт работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию. Материал может быть полезен воспитателям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_na_temu.igrovye_tehnologii.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы на тему «Игровые технологии в духовно- нравственном воспитании дошкольников»
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других ценных качеств личности.
Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает нравственные нормы социалистического общества. На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: чести, правдивости, чувства дома, любви и уважения к труду.
Значение игры в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника очень велико. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
. Известный в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... Малыши играют, развиваются, осваивают представления о нравственном поведении, получают определенные эмоции. Взрослые, создавая игровую среду, окружая малыша вниманием и любовью, показывая общение на личном примере, играя с детьми, должны формировать нравственные качества у ребенка. Но на самом деле этого не происходит: мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. У детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость, безразличие.
Эти проблемы побудили меня поиску игр, которые будут способствовать нравственному развитию, и условий при которых формирование нравственных качеств дошкольника в игре будет проходить эффективнее. Поэтому я стала работать над темой: «Духовно - нравственное развитие через игровые технологии».
Игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью
Работу по духовно-нравственному развитию дошкольников через игровые технологии я начала с создания материальной базы в группе: куплены и сделаны своими руками детские игры и игрушки, различные дидактические пособия, оформлена педагогическая копилка «Речевые и подвижные игры» для работы с детьми.
Духовно-нравственное воспитание осуществляла через совместную, самостоятельную образовательную деятельность детей. Детей включала в разнообразные виды игровой деятельности: сюжетные игры с игрушками, игры-имитации, сопровождаемые текстом и звукоподражанием, игры со строительным материалом, подвижные игры, дидактические игры.
Использовала игровые ситуации, которые способствуют воспитанию культуры поведения, ласковой, нежной речи, положительному общению друг с другом. Для того чтобы дети закрепили представления « хорошо», «плохо», научились определять положительные и отрицательные поступки сверстников использовала игру: «Добрые превращения». ». Для закрепления умения определять положительные и отрицательные поступки, познакомила детей с « Хор – Плошей. «Хор – Плоша» - это выдуманная игрушка, которая наблюдает за поступками детей. Рассказала детям о том, что этот персонаж необычный, в нем две половинки. Одна половинка - это добро, другая - зло, если ребенок совершает хорошие поступки, «Хор-Плоша» становится добрым, радушным на лице у него улыбка, а если он видит плохие поступки- становится печальным, расстроенным. С помощью этого персонажа ребенку легче понять, какой поступок плохой, какой хороший.
Таким образом, чтобы воспитать духовно нравственное начало в детях через игровую деятельность я использовала различные метод и приемы :
1.Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым.
2. Инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье.
3.Наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель).
4.Образные игры-имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками.
5.Чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных.
6.Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье).
7.Сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет. Значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину.
Богатые возможности в воспитании доброжелательных отношений, дают сюжетные игры. Сюжеты создавала с помощью игровых персонажей. Чтобы вызвать желание помочь тем, кому требуется помощь, создаю проблемную ситуацию (Мишка с Зайчиком шли в гости к Белочке и рассыпали все пуговицы, которые нужны ей для платья. Что же им делать?) В конце игры вместе с игрушечными персонажами обращаем внимание на заботливое и доброе отношение к игрушкам, тем самым воспитывая такие нравственные качества как: отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение к сверстникам и близким людям.
Несправедливо будет, если не отмечу значение дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Дом Машеньки и Гульчечек”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно).
Особое место в работе с дошкольниками занимают дидактические игры, которые воспитывают добрые чувства к партнерам по игре, стремление оказать элементарную помощь. Организуя дидактическую игру «Найди друзей» применила мотивацию к игровой деятельности, создала проблемную ситуацию: рассказала детям о том, что животные из разных местностей обитания собрались вместе, стали играть и потеряли своих друзей, спросила у детей: « Что нужно сделать для того, чтобы друзья нашлись?». Выслушав ответы детей, вместе с ними решили помочь зверушкам найти друг друга. После проведения игры использовала « Чудо - дерево», которое дети очень полюбили. Прикрепляя листочки, дети рассказывали о положительных моментах в игре (Вика помогла Косте найти рыбку, помогли животным найти друг друга, играли дружно). Организация таких игр помогала мне воспитывать в детях заботливое отношение друг к другу, стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Цикл дидактических игр по родному городу помогает формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. “Узоры родного города”, “Не ошибись”, “Знаешь ли ты?” (знаменитости города), “Путешествие по городу”, “Где находится памятник?” “Птицы нашего города”, “Собери целое”, “Загадки о городе”, “Так бывает или нет?” помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.
Широко применяла в своей работе по воспитанию чувства коллективизма, доброжелательных и заботливых отношений друг к другу малоподвижные игры, в которых раскрываются нравственные качества ребенка. ( Например: в день рождения каждого ребенка провожу игру «Подарок», дети образуют круг – в середину встает именинник, остальные дети – поздравляющие. Каждый из детей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов преподносит его имениннику. Именинник должен догадаться, что ему подарили и поблагодарить. Затем для дальнейшего развития игры, делаем реальные подарки, которые придумывают дети.
Такие игры воспитывают культуру поведения дошкольника, вызывают желание доставлять радость другим, умение заботится о сверстниках. Очень приятно слышать, когда от детей, без подсказки взрослого, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что маленькие ростки нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки.
Работа по освоению нравственных качеств у дошкольников была положительной. У детей появилось желание помочь, успокоить, утешить, сказать ласковые слова сверстникам, близким людям, игровым персонажам.
В работе с детьми я использовала коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры:
- направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»).
- направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты»)
- направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают» и др.).
Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”; хакасская народная игра “Волк в отаре” и т.д.)
При воспитании духовно-нравственных чувств использую много словесных игр. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), “Поделись улыбкой”, “Поляна добра” , “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).
Однако особое влияние на игру всё-таки оказывали знания, приобретённые на занятиях. При ознакомлении с трудом взрослых предпочтение отдавали экскурсиям. Детям не только показывала действия, которые люди выполняют, но и объясняла значимость их труда для окружающих. Обращала внимание на личные качества человека-труженика. Например, объясняла, что продавец – вежливый, внимательный, он выслушивает покупателей, предлагает им нужную вещь, советует; когда знакомлю с трудом врача, подчёркиваю, что он заботливый, и в дождь и в холодную погоду приходит к заболевшим детям.
В своей работе я также использовала различные практические ситуации. . Практические ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать?» -это различные ситуации затруднения, которые мы создаём, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.
Использование практических ситуаций гуманистического выбора становят ребенка перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Например, оставить рисунок себе или включить его в общую картину; откликнуться на просьбу помочь сказочной Фее построить дома в ее стране или проигнорировать её? Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-нравственного и эмоционального развития.
В практических ситуациях «Мы самые старшие в детском саду» дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Можно организовать ситуации «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Приготовим для малышей концерт», «Покажем сказку», «Поможем сделать снежную горку», «Научим малышей водить хороводы».
Дополнительную игровую мотивацию создавали методические сказки, такие как « история о ворчливом ежике», «День рождения», «Честное слово», «Сказка о верности», «Добрые эльфы». В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.
Вот так я использую игровые технологии в воспитании духовно-нравственно качеств у дошкольника. Этот вопрос стал особенно актуальным, когда в истории государства происходят катаклизмы, когда меняются ориентиры, рушатся и разоблачаются былые герои.
Хочу закончить свое выступление словами К. Зурабовой, потому что они перекликаются моими мыслями:
“…Добро и зло, долг и предательство, правда и клевета определяются не модой на них… есть живая жизнь, а в ней – мама, дочка, родной язык; город, в котором живешь… Научить это любить!”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы кружка по краеведению и духовно - нравственному воспитанию
Кружок по краеведению "Березка" посещают дети старшего возраста. Цель работы кружка формирование духовно-нравственного воспитания детей. На занятиях кружка знакомим детей с православными календарными ...
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе
Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....
Презентация "Опыт работы педагогов дополнительного образования по духовно- нравственному развитию дошкольного возраста"
Презентация на тему: «Опыт работы педагогов дополнительного образования по духовно- нравственному развитию детей дошкольного возраста»...
Опыт работы "Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.Для воспитания юных патриотов в своей работе я использую разные технологии, формы, методы и приемы, хорошо известные в практике. Но, ...
Опыт работы воспитателя на тему "Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко"
Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко...
Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»...