"Сбережём первоцветы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Богданова Анна Павловна

Конспект НОД в старшей группе по экологии «Сбережем первоцветы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по экологии «Сбережем первоцветы»

Цель: Развитие познавательного интереса к родной природе.

Задачи:

Образовательная:

• Закреплять навыки ориентировки в пространстве

.• Закрепление примет весны, названия весенних месяцев.

• Уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной

*уточнить и расширить представления детей о первоцветах. Учить любоваться растущими цветами и видеть их красоту..

Развивающая:

• Развивать память, связную речь

.• Развивать учебные навыки: умение слушать, отвечать на поставленный вопрос, развитие внимания, мышления.

• Развивать у детей способность активного общения с взрослым, с интересом

отвечать на его вопросы, совместно решать проблемные ситуации. Вызвать у детей интерес к окружающему.

Воспитательная:

.• Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

• Воспитывать инициативность, самостоятельность

.• Вызывать положительные эмоции в беседах об окружающей природе

.• Вызывать у детей желание заботиться о природе. Обобщить и закрепить элементарные знания и представления о весенних признаках.

Предварительная работа:

• Наблюдения на прогулках;

• Рассматривание картин и иллюстраций о весне;

• Отгадывание загадок; разучивание стихотворений о весне; просмотр презентаций,

чтение художественной литературы.

Ход НОД:

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

«Доброе утро!» – солнцу и птицам,

«Доброе утро!» - улыбчивым лицам,

И каждый становится чуть веселей

И пусть это доброе утро продлится до самого вечера!

Ребята, когда я утром сегодня зашла в группу, в окно кто-то постучал. Смотрю – а там сорока сидит и трещит. «Кыш!» гоню ее, а она не улетает. Подошла поближе, улетела сорока, но на карнизе оставила этот конверт. Я взяла его, но открывать без вас не стала, ведь на конверте написано «Ребятам из детского сада». Посмотрите, какой красивый конверт! Как вы думаете, кто нам его прислал? ( варианты ответов)

Здесь ведь есть загадка!

Послушайте: Прихожу к вам с ласкою и со своею сказкою, Волшебной палочкой взмахну – в лесу подснежник расцветет!

Что за волшебница нам отправила письмо?

- Весна! (Открываем конверт. Рассматриваем изображение Весны и читаем)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Вы угадали, пишет вам Весна! У меня сегодня замечательное настроение, и этой радостью спешу поделиться с вами, мои дорогие. Я вас приглашаю в весенний лес, ведь сегодня на нашей любимой лесной полянке распустились первые весенние цветы. Жду вас, чтобы вы тоже смогли полюбоваться этой красотой! Весна».

Воспитатель: Здорово! Значит в лесу распустились первые весенние цветы! Вы, ребята, хотите на них посмотреть? Приглашение Весны принимаем? (Да!) Тогда, вы готовы, отправиться в лес прямо сейчас? (Да!) Ну что вперед, любоваться на первые весенние цветочки!

Лес от нашего садика недалеко, я думаю, мы быстро дойдем пешком, добежим, доскачем на своих ножках, заодно и спортом позанимаемся.

Мы весело шагаем (маршируем)

Ноги выше поднимаем (ходьба с высоким подниманием колен)

Потопают ноги по прямой дороге (на всей стопе)

И поскачут ноги прямо по дороге (подскоки)

Скакали, скакали и встали. Стоп! (остановились)

По узенькой дороге пойдут тихонько ноги. (на носочках)

Друг за дружкой побежали и нисколько не устали (бегут на носках)

И опять шагаем, ноги поднимаем. ( ходьба с высоким подниманием колен)

Вот мы, кажется, и дошли до чудесного леса. (Звучит музыка «звуки весеннего леса»). Слышите, как Весна нас встречает: солнце светит ярко, звонко бежит ручей, поют птицы. В письме было написано про полянку с цветами, давайте поищем, где же она? (дети находят поляну без цветов)

Ребята, понять ничего не могу. Где же первые весенние цветы? Что же будем делать? (предположения детей)

Воспитатель: Посмотрите вокруг, может есть какая-нибудь подсказка? (находят записку от Весны в форме желтого круга- серединки от цветочка).

«Дорогие ребята, случилась беда. Вы опоздали совсем чуточку. Перед тем как вы сюда пришли, здесь побывали люди. Они сорвали все цветы, что росли на поляне и унесли с собой… .Теперь их сложно восстановить и вырастить заново. Мне одной не справиться. Вы мне поможете? Если вы готовы, тогда ищите лепестки, раскиданные по лесу, и по порядку выполните задания, написанные на них»

Дети ищут «по лесу» белые лепестки с заданиями и выполнят их.

1 лепесток. Назовите приметы весны.

2 лепесток. Назовите весенние месяцы.

3. лепесток. Назовите птиц, которые вернулись к нам с теплых стран

4 лепесток. Игра «Весной бывает – не бывает» Если бывает – хлопаем в ладоши, не бывает – топаем ногами.

Весной воробьи возвращаются из жарких стран.

Птицы вьют гнёзда.

На деревьях распускаются почки.

Листья желтеют и опадают

Расцветают первые цветы.

На пруду тает лед

На улице сильный мороз

Солнышко светит все ярче и становится теплее.

5 лепесток. Вспомнить и рассказать стихотворение о весне.

Выполнили все задания, что делать с лепесточками? (собрать цветок) Собираем цветок. Воспитатель, подходя к поляне: Посмотрите, ребята, кажется, на нашей поляне вновь зацвели цветы.

Звучит аудиозапись Весны: «Спасибо, ребята! Выполнив все задания верно, вы придали мне сил, чтобы я могла вдохнуть жизнь в мои первоцветы. Видите, с вашей помощью они зацвели вновь. И, надеюсь, больше никто не сможет нам помешать любоваться этой красотой. Смотрите, не повторяйте ошибок тех людей, которые были здесь до вас!!!»

Воспитатель: О какой ошибке нам говорит Весна?

Дети: Нельзя рвать цветы

Воспитатель: Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я , и ты, если мы сорвем цветы

Опустеют все поляны, и не будет красоты!

Воспитатель: Предлагаю, ребята, присесть вокруг нашей полянки и поближе познакомиться с нашими первоцветами. Почему все первые весенние цветы называют первоцветами или подснежниками,(зацветают в лесу сразу после схода снега). Первоцветов на самом деле очень много, но мы здесь видим

лишь те, которые растут в лесах Удмуртии.

Многие первоцветы, ребята, занесены в Красную книгу, а мы с вами знаем, что в Красную книгу вносят названия растений или животных, которые находятся на грани вымирания.

А кто мне сможет сказать, почему эта книга называется Красной? ( Красный – цвет опасности, красная книга как бы говорит: «Осторожно! Эти представители природы могут исчезнуть с планеты Земля, и дом наш опустеет!» В Красной книге записано главное правило: «Не истреби, не сорви, не затопчи!».

Вернемся к нашим цветочкам. Самый известный и знакомый для вас это - ?

Да, мать-и-мачеха. А вы знаете почему его так назвали? (предположения детей) У этого растения сначала появляются цветы, а потом уже листья. Одна сторона листа – мягкая и ласковая, как мама, а другая – гладкая. Холодная, как мачеха, отсюда и название - мать-и-мачеха. Эти желтые цветочки, пожалуй, самые первые распускаются, не только на лесной поляне, но и рядом с нашими домами. Вы все их уже видели, правда? Это первые цветочки, которые кормят пчел, шмелей и бабочек своим сладким нектаром.

Ветреница. На снежинки похожи цветки, Как снежинки белы и легки. О каком цветке в этих строчках говорится? О ветренице. За то его так называют, что даже он слабенького ветерка ее цветы покачиваются из стороны в сторону. В наших краях ветреницу чаще называют подснежником. У него 5-7 белоснежных лепестков, они в солнечную погоду раскрываются, а в пасмурную – закрываются.

Ветреница лютиковая. Она очень похожа на белую ветреницу: и листочками, и тонким стебельком, лишь цветы ярко-желтого цвета, похожие на лютики. Растет дружным семейством. Это растение хоть и ядовитое, но необычайно красивое, правда?

Хохлатка. Почему этот цветок так называется? Потому что каждый цветочек имеет небольшой хохолок. В лесу их можно встретить повсюду от почти белых до темно-фиолетовых, даже есть ярко-красные хохлатки, но самые распространенные – это лиловые.

Медуница. Как думаете, ребята, от какого слова происходит его название? (мёд) Потому что цветки этого растения наполнены сладким душистым нектаром. Цветки формируются еще под снегом. На одном стебельке растут сразу цветочки двух цветов – розовые и сине-фиолетовые. В наших краях этот цветок еще называют Иван-да-Марья, по причине того, что синие цветки – это мужские цветы, а розовые – женские.

Вот мы и познакомились с основными первоцветами Удмуртии. Но я очень

хочу еще вас познакомить с самыми настоящими подснежниками (галантус). К сожаленью, в лесах Удмуртии он не растет. Но вы только взгляните, какие это чудесные цветы: такие нежные, хрупкие, но в то же время смелые и бесстрашные. Они нисколько не боятся холода, им не страшен холодный снег.

А теперь давайте немножко поиграем:

Психогимнастика «Весенние цветы» (Проводится под музыку Чайковского.) Представьте, что вы – маленькие семена этих подснежников. Вы лежите в земле. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, пробуравил землю и выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к

солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидели прекрасный весенний цветы.

А сейчас я вам предлагаю послушать небольшую сказку(чтение экологической сказки):

«В одной не очень богатой семье было двое детей: сын Тимоша и дочь Василиса. Мама с папой много времени проводили на работе, по хозяйству управлялись дети сами - воду носили, печку топили, в огороде поливали, саженцы сажали, никогда не унывали и друг другу помогали. Родители своих детей не баловали, но очень их любили.

Приближался день рождения любимой мамочки, и Тимоша с Василисой решили пойти в лес за красивым букетом в подарок. Взяли лукошко и отправились в путь. Была ранняя весна, и цветов нигде не было. Но вот, на проталинках дети увидели необычной красоты цветы, такие нежные и чистые. Обрадовались и хотели сорвать их, но услышали: «Мы подснежники лесные, на проталинках растем, если вы сорвете нас, мы завянем и умрем».

Ребятам стало жалко губить такие великолепные цветы, и они сказали: «Не бойтесь, мы вас не тронем, растите на радость всем-всем, а мы для своей мамочки придумаем другой подарок». Так и ушли Тимоша с Василисой ни с чем.»

Ребята, как вы думаете, правильно поступили дети? Почему?

А чем же они полезны? (Семенами питаются птицы, используют для лекарства)

А кто совсем не может прожить без цветов? (насекомые)

Почему? (Насекомые питаются пыльцой, а пчелы собирают нектар с цветов)

Да и цветам, думаю, очень грустно без них. Что же делать?

Смотрите, ребята, вот они, проснулись, но, кажется, не до конца. Они какие-то вялые, бледные. Нам надо чуточку им помочь. Как? Правильно, раскрасить.

(Звучит музыка, детям дается 2-3 минуты на раскрашивание.)

Кто докрасил, аккуратно поместите на нашей поляне. Пусть знакомятся, и я уверена, что подружатся.. Видите, как закивали головками? Это они нас благодарят.

Воспитатель. Предлагаю на память сфотографироваться возле полянки. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Идемте, за мной.

- Вам понравилось наше путешествие в лес?

- С какими первоцветами познакомились?

- Какой урок для себя взяли? Как нельзя вести себя в лесу?

Ну вот мы и вернулись. Устали? Вы такие молодцы! Мы с вами сделали великое дело – спасли первоцветы и приблизили весну. Я очень хотела бы узнать, с каким настроением вы вернулись в детский сад после нашей

прогулки в лес? Берите, пож-та, смайлики которые отражают ваше настроение и прикрепите к магнитной доске. Спасибо вам за вашу работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКЦИЯ "ВМЕСТЕ СБЕРЕЖЁМ ЭНЕРГИЮ"

С целью улучшения экологической обстановки и воспитания зкологической культуры,  в нашем городе было предложено принять участие в экологической  акции "Вместе сбережём энергию". Не смот...

"Берегите первоцветы". Театарализованное представление в рамках городской операции "Первоцвет-2014"

Открытое мероприятие «Берегите первоцветы»Принимают участие дети детского сада, агитбригада –дети средней группы №6 «Пчёлки», воспитатели и родители.Ведущий: Есть одна планета-сад  в этом космосе...

Сценарий весеннего развлечения "Язгы чәчәкләр. Весенние первоцветы" ( Акция сохрани первоцветы...)

Сценарий весеннего развлечения "Язгы чәчәкләр. Весенние первоцветы"...

Информация для родителей "Первоцветы - вестники весны". По следам экологического проекта "Первоцветы - дар крымского леса" во 2 младшей группе.

19 апреля отмечается Всемирный День подснежника.Впервые его начали отмечать в Англии. В нашей стране под названием «подснежник» скрывается множество первоцветов. Не успеет крымская  з...

Сбережём первоцветы - украшение планеты.

Это буклет для родителей, он поможет родителям в вопросах воспитания экологического сознания детей....

Дидактический материал «Изучаем первоцветы» для проведения занятий по теме «Первоцветы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Организовать образовательную деятельность детей, направленную на развитие познавательного интереса через игровую деятельность, в процессе ознакомления с первоцветами....

Конспект занятия "Первоцветы" в рамках областной экологической акции "Первоцвет"

Конспект открытого занятия «Первоцветы» в старшей  группе.Цель: Расширить преставления детей о появлении первоцветов.Задачи:- формировать у детей умение различать...