Конспект по ознакомлению с окружающим миром "Этот удивительный мир насекомых"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия будет полезен воспитателям для проведения занятия по окружающему миру на тему "Насекомые". В данном конспекте воспитателем представлены основные виды и характерные особенности насекомых, условия жизни, польза и вред насекомых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasekomye.docx | 824.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Сортавальского МР РК Детский сад №23,
корпус №1 Родничок
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «Этот удивительный мир насекомых»
Подготовила: воспитатель Марковских В.В.
Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;
- обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;
- уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- продолжать учить отгадывать загадки.
Коррекционно – развивающие:
- способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;
- активизировать и расширять словарный запас;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- прививать бережное отношение ко всему живому;
- замечать красоту окружающей природы;
- воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми;
- воспитание бережного отношения к природе.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: К. И. Чуковского «Муха-цокотуха», В.Бианки «Муравейник зашевелился», Т.Н. Нуждина «Мир насекомых».
Предметные картинки – карточки: (животные, птицы, насекомые), пиктограммы, плоскостные бумажные цветы, муляжи насекомых, иллюстрации насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик), карточки с растениями (ромашка, клевер, подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха).
1.Ход занятия:
- Ребята, вы помните сказку К. И. Чуковского «Муха-цокотуха»?
- Кого она пригласила к себе в гости? (бабочку, жуков, муравьёв, тараканов, пчелу, блошек, кузнечика)
- Как их можно назвать одним словом? (Насекомые)
Сегодня я хочу вас пригласить на солнечную весеннюю полянку, где зеленеет молодая травка, цветы кивают нам своими головками, птицы щебечут свои веселые песенки.
- Присаживайтесь на полянку.
- Какие цветы могут расти на полянке?
Дети: – (Ромашка, клевер, подорожник, колокольчик, одуванчик, мать-и-мачеха)
- Все верно, много разных растений можно увидеть на полянке.
- А если есть растения, то кого мы можем увидеть? (Насекомых)
- Хотите узнать, что это за насекомые? - Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь отгадать их.
Загадка.
Одевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко,
Это … (божья коровка).
Вопросы детям: Какая она? (Красная, яркая)
- А что означает красный цвет божьей коровки?
(Я не съедобная! Не прикасайтесь ко мне!)
- Какую пользу приносит божья коровка? (Она уничтожает тлю)
- Верно, она поедает маленьких букашек - тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.
Загадка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Вопросы детям:
- Чем питается бабочка? (Соком растений, нектаром)
- Как она пьет нектар? ( Хоботком)
- Можно ли ловить бабочек? Почему? ( Нет, мы можем поранить бабочку)
- У бабочки очень нежные крылышки, если поймать бабочку за крылья, то она от наших пальцев получит ожег и не сможет взлететь, погибнет.
- Как вы думаете, пользу или вред приносят бабочки? (Пользу, бабочки опыляют растения)
- А знаете, что многие бабочки, так же как и птицы мигрируют (перелетают) в другие края?
Весной бабочка откладывает яйца на растениях. Из яиц появляются гусеницы, они питаются листьями, потом превращаются в куколку, а затем из куколки появляется бабочка. (показ последовательности: яйца, гусеница, куколка, бабочка)
2.Дыхательная гимнастика:
(раздать детям бумажных бабочек, трубочки для коктейлей))
Давайте поможем нашим бабочкам взлететь, подуем на них (подуем через трубочку на бабочек)
3.Физкультминутка: «Бабочка»
Утром бабочка проснулась. (Плавные взмахи руками).
Потянулась, улыбнулась (Движения соответственно текста)
Раз – росой она умылась,
Два изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
Загадка.
Он работник настоящий,
Очень - очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравьи)
Вопросы детям:
- Как называется дом у муравьев? (муравейник)
- Из чего строят? (Муравейник строят из веточек, хвоинок, соломинок, травинок).
- Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. Есть строители, что они делают? (Строят муравейники, ремонтируют ходы и переходы)
- Муравьи полезные или вредные насекомые?
(дети - Полезные, они поедают гусениц, тлю)
- Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев.
Их называют санитарами леса.
Загадка.
Прыгает пружинка -
Зеленая спинка,
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)
Вопросы детям:
- Кузнечика мы можем заметить в траве? Почему?
(дети - В траве его не видно, он зеленый, под цвет травы)
- А как мы можем узнать, есть кузнечики на полянке или нет? (Мы услышим, как он поет)
- Чем он делает такие звуки? (дети - Крыльями)
- Верно, он трет одно крылышко о другое и получается такая песня кузнечика.
- Мы говорим, что он не поет, а что делает? (дети - Стрекочет)
Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.
А знаете, что кузнечик стрекочет ударяя (вибрируя) задними лапками о передние крылышки.
А слушает кузнечик ушами, которые находятся на брюшке у основания задних лапок.
4.Физкультминутка: «Кузнечик»:
Поднимайте плечики, (дети выполняют движения)
Прыгайте, кузнечики. (соответствующие тексту)
Прыг-скок, Прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
Загадка.
Летит – пищит, сядет – молчит.
Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
А знаете ли вы, что кусаются только комарихи, а самцы-комары питаются лишь соком растений.
Загадка.
Восемь ног, как восемь рук
вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк –
покупайте мухи шелк. (Паук)
- А знаете вы, что в отличие от всех насекомых, все паукообразные имеют восемь ног, в большинстве случаев 8 глаз, у них нет крыльев и тело разделено на две части.
Загадка
Осенью в щель забивается,
а весною просыпается. (Муха)
- Мухи повсюду ищут еду, в разных нечистотах, к ней прилипает много бактерий, которые потом вызывают различные заболевания.
Загадка
На ромашку у ворот опустился вертолет.
Серебристые глаза,
- Кто же это?. (Стрекоза)
- А знаете, что стрекоза поедает комаров.- Посмотрите, какая она лупоглазая.
Мы сейчас с вами сделаем гимнастику для глаз. - Куда стрекоза полетит – туда глаза и повернем, не поворачивая головы. ( педагог перемещает фигурку стрекозы в разные стороны (слева-направо, снизу-вверх, по часовой стрелке, по диагонали – от цветка к цветку) дети вращают глазами).
Загадка.
Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
он поделится медком. (Пчела) (выставляет картинку)
- Пчела, если укусит человека, оставляет жало и умирает.
Человек для пчел строит улья.
Дикие пчелы живут в лесу в дупле.
5. Игра: «Закончи предложение:
(показ сюжетной картинки «На полянке»)
Пчела собирает…. (мед)
Кузнечик стрекочет в… (траве)
Жук грызет …. (кору)
Бабочка порхает над …(цветком)
Муха разносит… (болезни)
Божья коровка поедает…. (тлю)
Жук спрятался под… (травинку)
Гусеница превратилась в…. (бабочку)
- Придумай предложение про насекомого, которого ты видишь на картинке.
6.Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.
Прилетела к нам вчера (Взмахи перекрещенными кистями рук)
Полосатая пчела. (На каждое название насекомого
А за нею шмель-шмелек, соединяют пальцы, начиная с мизинца).
И веселый мотылек,
Жук-жучек и стрекоза,
Как фонарики глаза. («Колечки» указательные и большие пальцы соединены)
Пожужжали, полетали, (Взмахи перекрещенными кистями рук).
От усталости устали. (Дети кладут руки на колени)
- Давайте, ребята, теперь обсудим, кто же такие насекомые?
- Чем они отличаются от других живых существ?
Педагог поочередно выставляет модели, проговаривая с детьми.
- У насекомых есть голова, туловище, крылья, 6 ног, брюшко, вместо рта хоботок.
Они бывают разной окраски. Питаются травой, пыльцой, некоторые поедают вредных насекомых. Живут в траве, в коре деревьев, в муравейниках, дуплах. Появляются из личинок.
7. Итог:
- Каких полезных насекомых знаем?
- Какую пользу приносят?
Дети (Божья коровка, муравей, стрекоза - уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела дает мед, бабочка - опыляет растения.)
- Назовите вредных насекомых.
- Какой вред от них?
(дети - Комар и муха разносят разные болезни, они могут нас заразить.)
Молодцы ребята!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Насекомые"
На занятии в игровой форме расширяются и уточняются представления детей о характерных особенностях и условиях жизни насекомых....
ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ "УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ"
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: ДЕТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ № 5 (6-7 ЛЕТ), РОДИТЕЛИ ВОСПИТАННИКОВ, ВОСПИТАТЕЛИВИД ПРОЕКТА: ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: КРАТКОСРОЧНЫЙ...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром "Незнайка в стране насекомых"
Развивать обобщенное понятие "насекомые...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Удивительный космос"
Программное содержание1. Закрепить знания детей об истории развития космонавтики.2. Познакомить с Солнцем как раскаленном космическим объектом, строением солнечной системы из планет (их размерах...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Удивительный мир насекомых"
Цель: познакомить с миром насекомых и их особенностями.Задачи:1. Систематизировать знания детей о насекомых.2. Развивать познавательный интерес, внимание, память.3. Воспитывать доброжелательное отноше...
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Этот удивительный мир насекомых» (старший возраст)
Знакомство детей с характерными внешними признаками насекомых;Обогащение и активизация словаря; составление простого предложения с предлогами на, под, над; развитие мышления, зрительного и слухового в...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Таинственный мир насекомых»
Цель: продолжать расширять знания о многообразии насекомых. Познакомить с особенностями их строения.Программные задачи:- Развивать умения различать по внешнему виду, находить отличия.- Развивать...