Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Таинственный мир насекомых»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Куприйчук Юлия Андреевна

Цель: продолжать расширять знания о многообразии насекомых. Познакомить с особенностями их строения.

Программные задачи:

- Развивать умения  различать по внешнему виду, находить отличия.

- Развивать логическое мышление, умение устанавливать связь.

- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседа, рассматривание иллюстраций.

Способ организации детей: дети сидят на стульях за столами, стоя в полукруге.

Материалы: презентация по теме: «Насекомые», мяч.

Ход НОД:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами пришли на луг. Посмотрите вокруг, кто же здесь живёт? (Воспитатель показывает картинки насекомых).

Дети: бабочка, кузнечик, жук.

- А как можно назвать одним словом, тех, кого вы перечислили?

Дети: насекомые.

- Молодцы! Вот о них мы сегодня и поговорим.

У насекомых есть свои особенности. Тело насекомых состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка (показывают на картинке). На голове располагаются: глаза, рот, усы. На туловище имеются три пары конечностей, то есть всего 6 лапок, и крылья. У некоторых на брюшке есть жало (у пчелы, шмеля).

- Ребята, а как вы думаете, чем питаются насекомые?

Дети: выдвигают свои предположения.

- Пища насекомых разнообразна. Одни - питаются нектаром, например, шмели, бабочки. Другие поедают листья и стебли растений, например, жуки -листоеды, жук майский.

Есть хищные насекомые, которые поедают других насекомых - это стрекозы, кузнечики, муравьи. Остатками пищи человека питаются мухи и тараканы.

- А теперь, ребята, загадки отгадаем, и кто обитает на лугу скорей, сейчас узнаем!

На цветок пахучий

Сел цветок летучий.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, -

Он вспорхнул и улетел!

- Что это за насекомое?

Дети: бабочка.

Воспитатель показывает картинку с изображением бабочки.

- С чем в загадке сравнили крылья бабочки?

Дети: с цветком.

- Какие крылья у бабочки?

Дети: яркие, воздушные, лёгкие, большие.

- Сколько крыльев у бабочки?

Дети: четыре.

- А как вы думаете, чем питаются бабочки?

Дети: нектаром цветов.

- Нектар бабочки собирают при помощи хоботка, порхая с цветка на цветок.

А теперь следующая загадка:

Если ты увидишь на цветах и листочках

На красной спинке чёрные точки,

Летает и бегает ловко

Скажи ка скорее кто это?

Дети: Божья коровка.

- Ребята, посмотрите на картинку божья коровка – это очень известный и узнаваемый жук. Мы любим её за такую яркую необычную окраску. Божья коровка хищное насекомое, она питается тлями. Тля – это вредное насекомое, которое питается соками растений. Божьи коровки съедают тлю, тем самым, спасая растения от гибели.

- А теперь, ответьте мне на вопрос: «Сколько ножек у жука?»,

Дети: шесть.

- А есть ли крылышки?

Дети: да.

- А теперь я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру: «Где, чей дом?».

Физкультминутка «Божьи коровки»

Мы божьи коровки (прыжки)

Быстрые и ловкие, (бег на месте)

По травке сочной мы ползаем, (волнообразные движения руками)

А после в лес гулять пойдём (идём по кругу)

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)

Устали ноги от ходьбы, (наклоны)

И кушать мы давно хотим (гладят животик)

Домой, скорее полетим (летят на свои места)

Следующая загадка:

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой

Похлопочет над цветком

Он поделится медком.

Дети: пчела.

- Ребята, рассмотрите изображение пчелы. А есть ли у неё крылышки?

Дети: да.

- А ножки? Сколько их?

Дети: шесть.

- Правильно!

Пчёлы - это большие труженицы. Целый день они летают с цветка на цветок, собирают пыльцу и нектар, которые перерабатывают в мёд. Живут пчёлы большой дружной семьёй в улье.

- А теперь ребята, давайте с цветочной поляны перенесёмся к опушке леса. Что это там под сосной? (Воспитатель показывает картинку с изображением муравейника).

В лесу у пня беготня, суетня

Народ рабочий весь день хлопочет

Без работы хоть убей

Жить не может

Дети: муравей.

- А как называется дом муравьёв?

Дети: муравейник.

- Как вы думаете, из чего строят дом муравьи?

Дети: из хвои, листьев, крошек смолы, кусочков земли, дерева)

- Муравьи очень дружны, делают всю работу сообща, помогают друг - другу. Питаются муравьи разнообразно: они поедают вредных насекомых, незря их называют санитарами леса, любят лакомиться сладкими ягодами, соками растений и делают запасы на зиму.

- Ещё одна загадка:

Среди травы живёт скрипач

Носит фрак и ходит вскачь.

Дети: кузнечик.

Воспитатель: (показывает изображение кузнечика) Рассмотрите ножки у кузнечика, какие они?

Дети: длинные, три пары.

- Правильно. Благодаря длинным ногам кузнечики высоко прыгают. Питаются они мелкими насекомыми и листьями. «Поют» кузнечики, благодаря крыльям, потирая их друг о друга, получается знаменитое стрекотанье.

Сейчас мы с вами немного поиграем.

Игра: «Четвёртый лишний»

Изображено четыре картинки насекомых нужно выбрать лишнего и объяснить, почему именно это насекомое.

Игра с мячом: «Летаем – не летаем».

Воспитатель называет насекомое, а ребёнок должен сказать, что оно делает.

Заключительная часть:

Анализ:

- О, ком мы сегодня разговаривали?

- Какие особенности строения тела насекомых вы запомнили?

- Чем питаются насекомые?

- С какими насекомыми мы сегодня познакомились?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект проведения занятия по ознакомлению                                             с окружающим миром

«Таинственный мир насекомых»

Подготовительная к школе группа 6 – 7 лет

Цель: продолжать расширять знания о многообразии насекомых. Познакомить с особенностями их строения.

Программные задачи:

- Развивать умения  различать по внешнему виду, находить отличия.

- Развивать логическое мышление, умение устанавливать связь.

- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседа, рассматривание иллюстраций.

Способ организации детей: дети сидят на стульях за столами, стоя в полукруге.

Материалы: презентация по теме: «Насекомые», мяч.

Ход НОД:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами пришли на луг. Посмотрите вокруг, кто же здесь живёт? (Воспитатель показывает картинки насекомых).

Дети: бабочка, кузнечик, жук.

- А как можно назвать одним словом, тех, кого вы перечислили?

Дети: насекомые.

- Молодцы! Вот о них мы сегодня и поговорим.

У насекомых есть свои особенности. Тело насекомых состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка (показывают на картинке). На голове располагаются: глаза, рот, усы. На туловище имеются три пары конечностей, то есть всего 6 лапок, и крылья. У некоторых на брюшке есть жало (у пчелы, шмеля).

- Ребята, а как вы думаете, чем питаются насекомые?

Дети: выдвигают свои предположения.

- Пища насекомых разнообразна. Одни - питаются нектаром, например, шмели, бабочки. Другие поедают листья и стебли растений, например, жуки -листоеды, жук майский.

Есть хищные насекомые, которые поедают других насекомых - это стрекозы, кузнечики, муравьи. Остатками пищи человека питаются мухи и тараканы.

- А теперь, ребята, загадки отгадаем, и кто обитает на лугу скорей, сейчас узнаем!

На цветок пахучий

Сел цветок летучий.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, -

Он вспорхнул и улетел!

- Что это за насекомое?

Дети: бабочка.

Воспитатель показывает картинку с изображением бабочки.

- С чем в загадке сравнили крылья бабочки?

Дети: с цветком.

- Какие крылья у бабочки?

Дети: яркие, воздушные, лёгкие, большие.

- Сколько крыльев у бабочки?

Дети: четыре.

- А как вы думаете, чем питаются бабочки?

Дети: нектаром цветов.

- Нектар бабочки собирают при помощи хоботка, порхая с цветка на цветок.

А теперь следующая загадка:

Если ты увидишь на цветах и листочках

На красной спинке чёрные точки,

Летает и бегает ловко

Скажи ка скорее кто это?

Дети: Божья коровка.

- Ребята, посмотрите на картинку божья коровка – это очень известный и узнаваемый жук. Мы любим её за такую яркую необычную окраску. Божья коровка хищное насекомое, она питается тлями. Тля – это вредное насекомое, которое питается соками растений. Божьи коровки съедают тлю, тем самым, спасая растения от гибели.

- А теперь, ответьте мне на вопрос: «Сколько ножек у жука?»,

Дети: шесть.

- А есть ли крылышки?

Дети: да.

- А теперь я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру: «Где, чей дом?».

Физкультминутка «Божьи коровки»

Мы божьи коровки (прыжки)

Быстрые и ловкие, (бег на месте)

По травке сочной мы ползаем, (волнообразные движения руками)

А после в лес гулять пойдём (идём по кругу)

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)

Устали ноги от ходьбы, (наклоны)

И кушать мы давно хотим (гладят животик)

Домой, скорее полетим (летят на свои места)

Следующая загадка:

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой

Похлопочет над цветком

Он поделится медком.

Дети: пчела.

- Ребята, рассмотрите изображение пчелы. А есть ли у неё крылышки?

Дети: да.

- А ножки? Сколько их?

Дети: шесть.

- Правильно!

Пчёлы - это большие труженицы. Целый день они летают с цветка на цветок, собирают пыльцу и нектар, которые перерабатывают в мёд. Живут пчёлы большой дружной семьёй в улье.

- А теперь ребята, давайте с цветочной поляны перенесёмся к опушке леса. Что это там под сосной? (Воспитатель показывает картинку с изображением муравейника).

В лесу у пня беготня, суетня

Народ рабочий весь день хлопочет

Без работы хоть убей

Жить не может

Дети: муравей.

- А как называется дом муравьёв?

Дети: муравейник.

- Как вы думаете, из чего строят дом муравьи?

Дети: из хвои, листьев, крошек смолы, кусочков земли, дерева)

- Муравьи очень дружны, делают всю работу сообща, помогают друг - другу. Питаются муравьи разнообразно: они поедают вредных насекомых, незря их называют санитарами леса, любят лакомиться сладкими ягодами, соками растений и делают запасы на зиму.

- Ещё одна загадка:

Среди травы живёт скрипач

Носит фрак и ходит вскачь.

Дети: кузнечик.

Воспитатель: (показывает изображение кузнечика) Рассмотрите ножки у кузнечика, какие они?

Дети: длинные, три пары.

- Правильно. Благодаря длинным ногам кузнечики высоко прыгают. Питаются они мелкими насекомыми и листьями. «Поют» кузнечики, благодаря крыльям, потирая их друг о друга, получается знаменитое стрекотанье.

Сейчас мы с вами немного поиграем.

Игра: «Четвёртый лишний»

Изображено четыре картинки насекомых нужно выбрать лишнего и объяснить, почему именно это насекомое.

Игра с мячом: «Летаем – не летаем».

Воспитатель называет насекомое, а ребёнок должен сказать, что оно делает.

Заключительная часть:

Анализ:

- О, ком мы сегодня разговаривали?

- Какие особенности строения тела насекомых вы запомнили?

- Чем питаются насекомые?

- С какими насекомыми мы сегодня познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ"

Целью занятия является: развитие представлений детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; активировать познавательны...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Незнайка в стране насекомых»

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Незнайка в стране насекомых»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе Тема: «Незнайка в стране насекомых»

Цель: сформирование обобщённого понятия «насекомые».Задачи:Образовательные:·         расширять и закреплять знания детей о насекомых;·...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в средней группе "Помочь лесовичку расколдовать насекомых"

- уточнить и расширить представления о насекомых (майский жук, божья коровка, бабочка, кузнечик, муравей, пчела) и их характерных признаках;- формировать представления о зависимости их окраски от мест...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Насекомые»

Уточнить представление детей о насекомых и их характрерных признаках...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Насекомые"

Комплексное занятие по экологии в средней группе «Путешествие в страну насекомых»НОД тема: «Путешествие в страну насекомых»(средняя группа)Цель: Формирование экологической куль...