5.06.2024 Путешествие капельки
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Путешествие капельки»
Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цели: Углублять и расширять представления детей о значении воды в нашей жизни. Задачи: Углублять и расширять представления детей о значении воды в нашей жизни; продолжать знакомить детей со свойствами воды; воспитывать бережное отношение к воде; познакомить детей с новой техникой рисования «Монотипия», вызвать интерес к новой технике рисования; развивать воображение;
активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия. Демонстрационный материал и оборудование:
Игровой персонаж – Капитошка;
Капли воды, изготовленные из бумаги;
Аудиозапись: звуки, которые издает бегущий ручеек, река, водопад;
Схемы «Кому нужна вода», «Как человек использует воду»;
Модель «Правила бережного отношения к воде»;
Предметные картинки «Колодец», «Колонка», «Водопроводный кран»;
Прозрачные стаканчики с водой из-под крана;
Мелкие цветные пуговички;
Акварельные краски (гуашь);
Кисточки, подставки для кисточек;
Листы белой бумаги;
Палитры с синей, красной, зеленой и желтой красками; Подносы.
Предварительная работа
Чтение художественных произведений, загадок, пословиц, поговорок, стихов о воде. Наблюдения за состояниями воды: вода бывает разной температуры – горячая и холодная; на морозе вода замерзает и превращается в лед; лед твердый, не льется, принимает форму сосуда, в котором застывает, лед холодный, скользкий, хрупкий – его можно разбить, если ударить чем-то твердым; в тепле лед тает и превращается в воду, цветной лед становится цветной водой. Наблюдение «Кому и зачем нужна вода дома».
Ход занятия:
I.Организационная часть.
(Дети входят в группу под аудиозапись льющейся воды и встают в шеренгу).
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их.
Дети: Здравствуйте.
В.: А чтобы нашим гостям и нам было тепло и уютно, мы свое занятие начнем с игры «Скажи ласково». Я говорю слово, вы это слово называете ласково и присаживаетесь на стульчики. II. Игра «Скажи ласково».
Солнце – солнышко
Туча – тучка
Трава – травка, травинка, травушка
Ветер – ветерок
Снег – снежок
Вода – водичка
Капля – капелька
(В группу входит девочка в ободке капельки.)
Капелька: Ребята, какие вы молодцы! Как приятно мне было слышать, что ласково меня назвали. В.: А ты кто?
К.: Я капелька.
В.: Капелька, а как тебя зовут?
К.: Меня зовут Капитошка.
В.: Скажи, пожалуйста, Капитошка, а зачем ты к нам пришла?
К.: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.
В.: Хорошо, Капитошка, ребята покажут тебе, где живут в нашей группе твои сестричкикапельки и расскажут, кому и зачем нужна вода.
Ты согласна? К.: Да.
В.: А вы, ребята?
Дети: Да.
В.: Тогда отправляемся в путешествие. Кто покажет, где живут сестрички Капитошки? III. Путешествие- поиск капелек по группе.
Дети по очереди вместе с Капитошкой идут по группе, делают остановки:
В у г о л к е п р и р о д ы: возле растений.
Дети: Вода нужна цветам, потому что они живые. Цветы надо поливать, без воды они засохнут, завянут.
(Приклеивают маленькую капельку)
В.: Где ещё живут капельки воды? У а к в а р и у м а.
Дети: Много воды нужно рыбкам, потому что они живут в воде. Без воды они погибнут. (Приклеивают капельку.)
О к о л о м о й к и в п о д с о б н о м п о м е щ е н и и.
Дети: Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убирать в группе.
(Приклеивают капельку)
В и г р о в о м у г о л к е.
Дети: Вода нужна, чтобы мыть игрушки и стирать куклам одежду.
(Приклеивают капельку).
В т у а л е т н о й к о м н а т е.
Дети: Вода нужна, чтобы дети могли вымыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования.
(Приклеивают капельку)
У с т о л а, н а к о т о р о м с т о и т г р а ф и н с в о д о й. Дети: Вода нужна для питья.
(Приклеивают капельку)
Видишь, Капитошка, как много твоих сестричек-капелек у нас в группе и все они приносят пользу. А кому и зачем нужна вода, мы сейчас ещё раз повторим по этим схемам.
Дети: (Делают вывод по схемам «Кому нужна вода?», «Как человек использует воду».) 1 реб. Вода нужна людям. (Рассказ по схеме «Как человек использует воду».) 2 реб. Вода нужна растениям для питания, питья.
(По схеме «Кому нужна вода?»)
3 реб. Вода нужна птицам, рыбам, насекомым, зверям, т.е. животным.
(По схеме «Кому нужна вода?»)
В.: Ребята, молодцы, правильно сказали, без воды не могут жить ни люди, ни растения, ни животные. Вода – самое главное богатство на нашей Земле.
Но чистой питьевой воды на Земле остается мало, поэтому воду надо беречь, экономить. Зря не лейте воду, не оставляйте открытым кран, (Демонстрируется модель «Правила бережного отношения к воде») чтобы она не текла понапрасну.
- Откуда берется вода?
Капитошке и вам, ребята, наверно, интересно узнать, откуда берется вода? Как она приходит к нам в группу?
В Саранске вода приходит в детские сады, в дома по трубам водопровода из-под земли. Мы открываем кран и наливаем воду.
(Демонстрируется изображение водопроводного крана)
В сельской местности воду берут из колодца, из колонки, т.е. тоже из-под земли. (Демонстрируется изображение колодца и колонки) Давайте умоемся чистой водичкой.
- Физкультминутка Чистая водичка
(моющие движения)
Умоет Маше личико,
(поглаживающие движения по щекам)
Анечке – ладошки,
(потирание ладошек) А пальчики - Антошке.
(массаж поочередно каждого пальчика, «снимаем перчатки».)
- Эксперементально-опытная деятельность «Свойства воды»
Капитошка, мы с ребятами сейчас проделаем интересные опыты с водой и ты узнаешь о себе много нового. Садитесь, пожалуйста, за столы.
( Дети садятся за столы, поставленные полукругом. На столах: стаканчики с водой из-под крана, кисточки на подставках, альбомные листы, палитры с красной, зеленой, желтой и синей краской, салфетки.)
Ребята, у вас на столах стаканчики с водой из-под крана. Поставьте, пожалуйста, их ближе к себе.
Хорошо.
А теперь рассмотрите внимательно воду в стаканчиках и скажите, какая она по цвету?
Дети: Вода не имеет цвета, она бесцветная. В.: Правильно, ребята, молодцы.
А сейчас закройте, пожалуйста, глазки.
(Воспитатель в каждый стаканчик кладет цветные пуговички).
А теперь откройте глазки, посмотрите в стаканчики и скажите, что в них изменилось?
Дети: Появились в воде цветные пуговички.
В.: А почему пуговички видны, они ведь в воде?
Дети: Потому что вода прозрачная. В.: Молодцы, ребята!
А сейчас, ребята, положите в воду красную краску.
Видны ли пуговички в подкрашенной воде?
Дети: Пуговички не видны.
В.: Если пуговички не видны, то какая подкрашенная вода:
прозрачная или непрозрачная?
Дети: Подкрашенная вода непрозрачная - сквозь нее не видно пуговок. В.: Правильно, ребята.
Красивая крашеная вода?
Дети: Да.
В.: Мы эту красивую воду используем для украшения своего участка. После занятия цветной водой зальем песочные формочки и вынесем их на мороз. Мороз сделает из воды красивые цветные льдинки, которыми мы украсим клумбу на своем участке. (Воспитатель собирает стаканчики с подкрашенной водой на поднос)
Ребята, а капелькой цветной воды ещё можно рисовать. Нам только надо подготовить пальчики к рисованию.
VII. Пальчиковая гимнастика.
Рыбки плавали, ныряли
(поворачивают кисти рук) И плескались на воде.
(резкое движение рук вверх-вниз)
То сойдутся, разойдутся,
(движения рук навстречу и от себя) То зароются в песке.
(круговые движения руками перед грудью). VIII. Монотипия.
Положите перед собой листочки бумаги, раскройте их.
Передвиньте поближе к себе палитры. Краски какого цвета у вас в палитрах? (Дети называют)
На одну сторону, поближе к линии сгиба, поставьте кисточкой три капельки подкрашенной воды любого цвета. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и прогладьте его ладошкой.
Откройте и всмотритесь: что у вас получилось? Аня, что у тебя получилось?..
Давайте устроим выставку своих рисунков, чтобы все ребята и гости смогли их тоже увидеть. (Дети вместе с воспитателем вывешивают на доске рисунки и выстраиваются в шеренгу) Красивые получились рисунки?
А сейчас ребята прочитают стихи о воде.
IX. Чтение стихов о воде.
1 реб. Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. 2 реб: На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем, Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда!
Капитошка: Без меня вам не умыться, Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить! Вы меня в пруду найдете
И в сыром лесном болоте, Путешествует всегда Наша спутница – вода! X. Итог занятия.
Вот и закончилось наше путешествие.
- Ребята, понравилось вам занятие?
- Что особенно понравилось?
- Я тоже довольна вами. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие «Путешествие капельки».
уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, всех предметов, кот...
Интегрированое занятие в старшей группе "Путешествие капельки". Экология + развитие речи.
На занятии дети в увлекательной форме знакомятся с круговоротом воды в природе, упражняются в составлении сложных предложений, развивают графические навыки. Занятие способствует развитию воображения, ...
КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ/старшая гриппа/."ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ"
Познавательное игра- занятие ,ознакомление с окружающей средой....
Конспет занятия " Путешествие капельки"
Конспект занятия "Путешествие капельки" с приёмами мнемотехники.(интектуального тренинга)...
Интегрированное занятие "Путешествие капельки"
Детей знакомят с круговоротом воды в природе. В гости приходит капелька, с которой дети путешествуют, исполняя песни, пляски, игры и хороводы....
Сказка про капельку "Путешествие капельки"
Сказку "Путешествие капельки" можно использовать при проведении тематической недели "Праздник воды и земли" в средней группе по речевому развитию .Цель: формировать нач...
Конспект открытого занятия «Путешествие капельки» (Путешествие воды в природе.)
Формировать представления о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде.Игровой персонаж -...