Образовательный проект "Все старое-хорошо забытое новое"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проведение краткосрочного образовательног проекта в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vse_novoe_-_horosho_-_zabytoe_staroe.docx | 338.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №106 общеобразовательного вида»
г. Сыктывкар
Проект «Все новое- хорошо забытое старое»
по приобщению
детей старшего дошкольного возраста к предметам рукотворного мира.
Составители: Сергиенко Анна Леонидовна,
Морозова Марина Валентиновна
Сыктывкар, 2023
Проект «Все новое- хорошо забытое старое» по приобщению
детей старшего дошкольного возраста к предметам рукотворного мира.
Актуальность проекта.
В современном мире все меньше людей задаются вопросом: откуда пришли к нам вещи, которые окружают нас в быту. Наша жизнь удобна и комфортна. А что сделало ее такой? Кто и как придумал вещи, которыми мы пользуемся каждый день, не задумываясь об их значимости? Попробуйте обойтись без ложки, тарелки, расчески и прочих бытовых вещей. Что случится, если одна из удобных нам вещей исчезнет из нашего обихода? Это заставит нас задуматься, найти пути к решению проблемы, фантазировать, творить.
Творить, проявлять любознательность – это главная задача данного проекта. Не надо ставить сложных задач, чтобы побуждать ребенка проявлять интерес к истории, творчеству. Каждая вещь, которую мы держим в руках – история человечества.
В рамках единой общесадовской темы «Чем славится моя республика?» был осуществлен наш проект «Путешествие в мир предметов», который позволил нам наработать интегрированные формы взаимодействия с педагогами, детьми и родителями по приобщению детей старшего дошкольного возраста к предметам рукотворного мира.
Цель проекта: Расширять представления детей с разнообразием предметов изготовленных из традиционных материалов коми народа: береста, глина и дерево, способами их изготовления.
Задачи образовательных областей, решаемые в процессе реализации проекта.
Образовательная область «Познание». Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту, создающих комфорт (бра, вентилятор, пылесос и т.п.). Объяснить, что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала, из которого он сделан.
Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей, что люди усовершенствовали многие предметы, чтобы ими было удобнее пользоваться.
Образовательная область «Коммуникация». Поощрять попытки детей по собственной инициативе рассказывать о представленном для рассматривания предмете. Способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ, его повторению для детей, заинтересовавшихся этим предметом.
Образовательная область «Социализация». Знакомить детей с народными играми. Побуждать детей к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки).
Образовательная область «Труд». Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека.
Образовательная область «Чтение художественной литературы». Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения.
Образовательная область «Безопасность». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
Образовательная область «Художественное творчество».
Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату.
Рисование. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов. Предоставлять детям бумагу в форме предметов быта. Учить располагать узор ритмично.
Лепка. Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из различных материалов: глины, пластилина и пластической массы.
Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополни- тельные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.).
Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения, когда это необходимо для передачи образа предмета.
Аппликация. Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.
Образовательная область «Физическая культура». Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, доводить их до конца, проявляя инициативу и творчество
Образовательная область «Музыка». Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально образное содержание, продолжать развивать навыки инсценирования песен в разных игровых ситуациях.
Образовательная область «Здоровье». Развивать мелкую моторику детей при изготовлении поделок.
Срок реализации проекта: 2 недели.
Название и форма итогового мероприятия: Совместная выставка Детско-родительского творчества «Все новое – хорошо забытое старое».
Содержание деятельности детей и взрослых
в процессе реализации проекта
1 этап - Подготовительный.
Постановка проблемы, мотивация, целеполагание.
С чего начался проект? Началом реализации любого проекта становится образовательная ситуация, в основе которой всегда лежит проблема. В данном случае тема разговора была выбрана самими детьми. При рассматривании иллюстрированного альбома «Интерьер Коми избы» Полина заметила и задала вопрос об интересных предметах в избе (посуда, предметы быта, одежда). Детям стало очень интересно о назначении и использовании этих предметов (их названия, материал из чего они изготовлены) и как они видоизменились со временем. Дети задавали такие вопросы: «Почему посуда разной формы?», «Из чего сделаны предметы (посуда, предметы быта)?», «Как ими пользовались раньше и сейчас?», «Почему раньше предметы были такие?»
Дальше, что требовалось от нас – это поддержать инициативу детей, поддержать их любознательность и активность. Мы заинтересовались, и обсуждение началось с вопросов:
- Есть ли у вас дома такие предметы быта, как в альбоме?
- Видели ли вы где-нибудь такие предметы?
- Видели ли вы их на выставках, в других группах?
- Почему их нет у вас дома?
- Хотите ли вы, чтобы у нас такие предметы быта появились в группе?
- Как вы думаете, как и откуда появились эти предметы?
- Что мы можем сделать, чтобы такие интересные предметы быта появились у нас в группе?
- Кто нам может в этом помочь?
- Что мы можем узнать о предметах быта?
- Что мы должны сделать, прежде чем приступить к изготовлению, изучению предметов быта?
Так, в процессе обсуждения темы дети пришли к выводу, что таких предметов быта они не встречали в магазинах, дома, но хотят их иметь в группе. Для этого необходимо собрать информацию про старинные предметы быта, организовать выставку. Помочь им в этом могут взрослые – родители, воспитатели.
Процесс постановки проблемы, мотивации, цели плавно перешел в планирование предстоящей с детьми деятельности. В общий план необходимо было вписать детей и определить перечень предстоящих дел.
2 этап - Планирование детской деятельности.
В процессе планирования работы необходимо было натолкнуть детей, помочь им с составлением алгоритма работы. Для этого привлеклись специалисты и работа самого воспитателя, в течение недели дети были привлечены к различным формам совместной деятельности.
Таблица 1. Формы совместной деятельности
с детьми на этапе планирования.
Детская деятельность | Формы организации | Взаимодействие со специалистами | Взаимодействие с родителями |
Коммуникативная | - Речевая ситуация – внесены иллюстрированные альбомы, дети их рассматривают, фиксирование вопросов, проблемных ситуаций. -Речевые упражнения «Угадай из чего сделано?», «Что это?», «Для чего это необходимо?» (назначение) | Воспитатель, воспитатель по обучению коми языку и краеведению. | Внесение иллюстрированных альбомов «Интерьер коми избы», «Предметы быта» Информационно- рекламное сообщение родителям о предстоящем проекте |
Игровая | - Сюжетно-ролевая игра «На праздник в гости» с внесением предметов быта, посуды. -игра – имитация «Как правильно использовать?» | Воспитатель | Рекомендации для родителей «Сюжетные игры детей дома!», «Играем и фантазируем» |
Познавательно-исследовательская | - Рассматривание иллюстраций, альбомов о старинных и современных предметах быта. - НПИ «Что сначала, что потом», «Загадочные пазлы» | Воспитатель | Выставка альбомов |
Продуктивная | - раскраски «Предметы быта», «Посуда», «Музыкальные инструменты», «Одежда». -Игры «Найди лишнее», «Что сначала, что потом», «Коми орнаменты» | Воспитатели, воспитатель по изодеятельности. | Выставка иллюстрированных альбомов «Интерьер коми избы», «Предметы быта коми» |
Трудовая | - Ручной труд «Посуда прошлого» (выбор детей пластилин или соленое тесто) | Воспитатель | Выставка детского творчества |
Здоровье | - Подвижные народные игры (разной подвижности), сюжетные и спортивные игры. | Воспитатель по физическому воспитанию | Рекомендации для родителей «А в какие игры играют ваши дети?» |
В результате такой разнообразной деятельности с детьми были определены вопросы, которые нами фиксировались. Итогом стало: информационный опросник для родителей «Что я подготовлю к проведению проекта?» для организации совместного поиска информации о старинных предметах быта по трем разделам: глина, дерево, береста. (см. реклама)
Детские вопросы:
- Как такие предметы можно сделать самому?
- Из чего они сделаны?
- Почему предметы делали из глины, бересты, дерева?
- Почему эти предметы не используем в наше время? (сейчас)
- Почему глиняная посуда хрупкая?
- Использовали ли такие предметы в других странах?
- Кто делал такие предметы - мужчины или женщины?
- Делают или нет сейчас такие предметы быта?
- Могут ли наши мамы и папы их сделать?
Проектная деятельность предполагает обязательный итог всего процесса в форме какой-либо презентации продукта. У детей не сформирована потребность презентовать свой или сделанный кем-то продукт труда. Поэтому на этапе планирования важно было навести детей на то, что они сами могут выбрать доступную для них форму презентации. В этом большую и ценную помощь оказала такая форма работы с детьми, как просмотр мультимедийной презентации «»
Идеи детей по выбору способа презентации творческого продукта:
- Показать предмет быта на выставке
- Сделать альбом о предмете быта с фотографиями
- Придумать загадку, сказку о предметах быта
- Изготовить с родителями свой предмет быта из подручных материалов
-
Основу плана, выдвинутую детьми, совместно обсудили со специалистами, родителями и выработали маршрут реализации проекта.
3 этап – Основной.
На основном этапе реализации проекта также вся деятельность осуществлялась в тесном взаимодействии со специалистами: воспитателем по изобразительной деятельности, воспитателем по физической культуре, воспитателем по краеведению и обучению коми языку. Творческое взаимодействие педагогов детей и родителей было разнообразным по форме: мультимедийные презентации, совместные выставки, специально-организованные занятия по знакомству с историей происхождения предметов быта и изготовление предметов из глины и бересты.
Таблица 2. Формы совместной деятельности
с детьми на основном этапе реализации проекта.
Детская деятельность | Формы организации | Взаимодействие со специалистами | Взаимодействие с родителями |
Коммуникативная | - Познавательно-речевые игры «Узнай по описанию», «Угадай, о чем говорю» - Дидактическая игра «Найди лишнее», лото «Что сначала, что потом», «Из чего мы сделаны» Цель: развивать речевые умения в составлении описательных рассказов, опираясь на схему – алгоритм. - Речевая игра «Подбери правильно» Цель: развивать коммуникативные умения в назывании предметов быта старины. | Воспитатели и воспитатель по обучению коми языку и краеведению. | Родители с детьми готовят индивидуальные выступления – презентации (по направлениям проекта: береста, глина и дерево). |
Игровая | - Театрализованные игры с предметами быта «В избушку в гости» - Подвижные игры коми народа: «Кто ты», «Игра в царя», «Стой олень», «Медведюшка»; хороводная игра «Воробей» - Сюжетно – ролевая игра «Коми изба» (экскурсовод - ребенок). -Дидактические игры: «Подбери посуду» (современная и старинная посуда), «История – эволюция предметов быта» | Воспитатели | Рекомендации родителям «Игры своими руками» (изготовление игр своими руками) |
Познавательно – исследовательская | - Рассматривание коми избы (муляж) Особенности строения, назначение помещений внутри избы. - Конструирование «Коми деревеньки» (беседа с детьми о разнообразии убранства коми избы) – использование разнообразного конструктора, обыгрывание готовых построек, достраивание, использование природного и бросового материала). - Чтение схем последовательного рассказывания, составления описательных рассказов о предметах быта (глина, дерево и береста). - Разгадывание загадок, разучивание стихотворений, чтение мини-рассказов о предметах быта и их изготовлении. - Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций о предметах быта. - Просмотр видеороликов об изготовлении глиняных изделий, изделий из дерева и бересты: «Туес берестяной», «Чаша из дерева», «Работа гончара – миска», обжиг глиняных изделий, «Плетение лаптя». - Встречи – минутки «Я вам расскажу о создании альбома» Совместная работа родителей и детей. - Рассматривание выставки «Старинные предметы быта» | Воспитатели и воспитатель по обучению коми языку и краеведению Воспитатели Воспитатели Родители | Привлечение родителей: поиск информации о старинных предметах быта: из глины, дерева и бересты. Оформление фотоальбомов, создание мультимедийных презентаций, альбомов художественного слова о предметах быта старины. Привлечение родителей к организации выставки старинных предметов быта. |
Музыка | - Рассматривание музыкальных инструментов из бересты и дерева. - Музицирование на музыкальных инструментах (шур-шар, сярган – трещетка, берестяной рожок, зиль – зель), сравнивание звучания, особенности изготовления. - Слушание отрывков музыкальных произведений с использованием музыкальных инструментов изготовленных из бересты и дерева. - Просмотр мультимедийных презентаций «Национальные музыкальные инструменты народа коми» - Игры – импровизации на народных иструментах. | Воспитатель и музыкальный руководитель Музыкальный руководитель | Папка - передвижка «Музыкальные инструменты народа коми из бересты и дерева» |
Продуктивная | - Мультимедийные презентации для детей составленные родителями группы « Береста – помощник из леса», «Изделия из бересты»…… - Шаблоны предметов быта, раскраски «Предметы быта: было и сейчас». -Аппликация «Расписной туес» Цель: Закреплять умение создавать изображения – разрезать бумагу на короткие и длинные полоски, создавать их этих фигур изображения коми орнамента. - Экспериментирование с берестой, глиной; «Сухая и сырая береста, ее свойства», «Свойства глины», « Свойства дерева». | Воспитатели и родители | Фотоотчеты для родителей Выставки для родителей продуктов деятельности. |
Трудовая | - Лепка из глины «Глиняная посуда своими руками» Мастер – класс. Цель: Знакомство со старинным способом изготовления посуды из глины. Задачи: Познакомить детей с полезным ископаемым нашего района (глина, песок, камень). Приобщать детей к истории народной культуры, дать детям представление о производстве глиняной посуды. Развивать словарный запас (гончар, удильница, кринки, плошки, холст, полезные ископаемые). Учить ценить красоту. Побуждать желание создавать красоту своими руками. | Родители | Проведение мастер-класса родителями группы на тему «Глиняная посуда своими руками», реклама о проведении мастер-класса. Специально - организованные занятия. |
Восприятие художественной литературы | - Чтение стихотворений, рассказов о предметах быта сделанных из глины, бересты, дерева. | Родители группы | Альбомы со стихотворениями, загадками, пословицами и иллюстрациями старинных предметов быта. |
4 этап – Заключительный.
Заключительным этапом нашего проекта стала презентация выставки, оформленной детьми и родителями «Все новое – хорошо забытое старое» (предметы быта, фотоальбомы, картотека мультимедийных презентаций).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный подход в образовательной деятельности, в соответствии с новыми требованиями ФГТ
Отчет о проведеном городском семинаре....
Непосредственно-образовательная деятельность средняя группа «Зима. Новый год»
материал предназначен для педагогов детских садов...
Конспект Непосредственно- образовательной деятельности в средней группе «Новые приключения Колобка» Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)
«Новые приключения Колобка»Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру "Новые приключения колобка".
Игровая деятельность в средней группе "Новые приключения колобка". Позволяет закрепить знания основ безопасного поведения в лесу, на природе....
Основные виды конструкторов в образовательной деятельности дошкольников с учетом новых ФГОС
Основные виды конструкторов в образовательной деятельности дошкольников с учетом новых ФГОС Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio – построение. Под детским ко...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ»
На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение ...
Создание безопасной информационной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении, как условие достижения нового качества образования.
В статье раскрыты аспекты создания информационной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении....