Образовательный проект "Все старое-хорошо забытое новое"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Анна Леонидовна Сергиенко

Проведение краткосрочного образовательног проекта в старшей группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vse_novoe_-_horosho_-_zabytoe_staroe.docx338.16 КБ

Предварительный просмотр:

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1614256865_19-p-ramki-cherno-belie-bez-fona-19.png

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №106 общеобразовательного вида»

г. Сыктывкар

Проект «Все новое- хорошо забытое старое»

по приобщению

детей старшего дошкольного возраста к предметам рукотворного мира.

                                 

Составители: Сергиенко Анна Леонидовна,

                                                              Морозова Марина Валентиновна

Сыктывкар, 2023

Проект «Все новое- хорошо забытое старое» по приобщению

детей старшего дошкольного возраста к предметам рукотворного мира.

Актуальность проекта.

В современном мире все меньше людей задаются вопросом: откуда пришли к нам вещи, которые окружают нас в быту. Наша жизнь удобна и комфортна. А что сделало ее такой? Кто и как придумал вещи, которыми мы пользуемся каждый день, не задумываясь об их значимости? Попробуйте обойтись без ложки, тарелки, расчески и прочих бытовых вещей. Что случится, если одна из удобных нам вещей исчезнет из нашего обихода? Это заставит нас задуматься, найти пути к решению проблемы, фантазировать, творить.

Творить, проявлять любознательность – это главная задача данного проекта. Не надо ставить сложных задач, чтобы побуждать ребенка проявлять интерес к истории, творчеству. Каждая вещь, которую мы держим в руках – история человечества.

В рамках единой общесадовской  темы «Чем славится моя республика?» был осуществлен наш проект «Путешествие в мир предметов», который позволил нам наработать интегрированные формы взаимодействия с педагогами, детьми и родителями по приобщению детей старшего дошкольного возраста к предметам рукотворного мира.

Цель проекта: Расширять представления детей с разнообразием предметов изготовленных из традиционных материалов коми народа: береста, глина и дерево, способами их изготовления.

Задачи образовательных областей, решаемые в процессе реализации проекта.

Образовательная область «Познание». Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту, создающих комфорт (бра, вентилятор, пылесос и т.п.). Объяснить,  что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала, из которого он сделан.

Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей,  что люди усовершенствовали многие предметы, чтобы ими было удобнее пользоваться.

Образовательная область «Коммуникация».  Поощрять попытки детей по собственной инициативе рассказывать о представленном для рассматривания предмете. Способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ, его повторению для детей, заинтересовавшихся этим предметом.

Образовательная область «Социализация».  Знакомить детей с народными играми. Побуждать детей к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки).

Образовательная область «Труд».  Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека.

Образовательная область «Чтение художественной литературы». Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения.

Образовательная область «Безопасность».  Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

Образовательная область «Художественное творчество». 

Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату.

Рисование. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов. Предоставлять детям бумагу в форме предметов быта. Учить располагать узор ритмично.

Лепка. Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из различных материалов: глины, пластилина и пластической массы.

Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополни- тельные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.).

Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения, когда это необходимо для передачи образа предмета.

Аппликация. Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.

Образовательная область «Физическая культура». Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, доводить их до конца, проявляя инициативу и творчество

Образовательная область «Музыка». Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально образное содержание, продолжать развивать навыки инсценирования песен в разных игровых ситуациях.

Образовательная область «Здоровье». Развивать мелкую моторику детей при изготовлении поделок.

Срок реализации проекта: 2 недели.

Название и форма итогового мероприятия:  Совместная выставка  Детско-родительского творчества «Все новое – хорошо забытое старое».

Содержание деятельности детей и взрослых

в процессе реализации проекта

1 этап - Подготовительный.

Постановка проблемы, мотивация, целеполагание.

С чего начался проект? Началом реализации любого проекта становится образовательная ситуация, в основе которой всегда лежит проблема. В данном случае тема разговора была выбрана самими детьми. При рассматривании иллюстрированного альбома «Интерьер Коми избы» Полина заметила и задала вопрос об интересных предметах в избе (посуда, предметы быта, одежда).  Детям стало очень интересно о назначении и использовании этих предметов (их названия,  материал из чего они изготовлены) и как они видоизменились со временем. Дети задавали такие вопросы: «Почему посуда разной формы?», «Из чего сделаны предметы (посуда, предметы быта)?», «Как ими  пользовались раньше и сейчас?», «Почему раньше предметы были такие?»

Дальше, что требовалось от нас – это поддержать инициативу детей, поддержать их любознательность и активность. Мы заинтересовались, и обсуждение началось с вопросов:

- Есть ли у вас дома такие предметы быта, как в альбоме?

- Видели ли вы где-нибудь такие предметы?

- Видели ли вы их на выставках, в других группах?

- Почему их нет у вас дома?

- Хотите ли вы, чтобы у нас такие предметы быта появились в группе?

- Как вы думаете, как и откуда появились эти предметы?

- Что мы можем сделать, чтобы такие интересные предметы быта появились у нас в группе?

- Кто нам может в этом помочь?

- Что мы можем узнать о предметах быта?

- Что мы должны сделать, прежде чем приступить к изготовлению, изучению предметов быта?

Так, в процессе обсуждения темы дети пришли к выводу, что таких предметов быта они не встречали в магазинах, дома, но хотят их иметь в группе. Для этого необходимо собрать информацию про старинные предметы быта, организовать выставку. Помочь им в этом могут взрослые – родители, воспитатели.

Процесс постановки проблемы, мотивации, цели плавно перешел в планирование предстоящей с детьми деятельности. В общий план необходимо было вписать детей и определить перечень предстоящих дел.

2 этап - Планирование детской деятельности.

В процессе планирования работы необходимо было натолкнуть детей, помочь им с составлением алгоритма работы. Для этого привлеклись специалисты и работа самого воспитателя, в течение недели дети были привлечены к различным формам совместной деятельности.

Таблица 1. Формы совместной деятельности

с детьми на этапе планирования.

Детская деятельность

Формы организации

Взаимодействие со специалистами

Взаимодействие с родителями

Коммуникативная

- Речевая ситуация – внесены иллюстрированные альбомы, дети их рассматривают, фиксирование вопросов, проблемных ситуаций.

-Речевые упражнения  «Угадай из чего сделано?», «Что это?», «Для чего это необходимо?» (назначение)

Воспитатель, воспитатель по обучению коми языку и краеведению.

Внесение иллюстрированных альбомов «Интерьер коми избы», «Предметы быта»

Информационно- рекламное сообщение родителям о предстоящем проекте

Игровая

- Сюжетно-ролевая игра «На праздник в гости» с внесением предметов быта, посуды.

-игра – имитация «Как правильно использовать?»

Воспитатель

Рекомендации для родителей «Сюжетные игры детей дома!», «Играем и фантазируем»

Познавательно-исследовательская

- Рассматривание иллюстраций, альбомов о старинных и современных предметах быта.

- НПИ «Что сначала, что потом», «Загадочные пазлы»

Воспитатель

Выставка альбомов

Продуктивная

- раскраски «Предметы быта», «Посуда», «Музыкальные инструменты», «Одежда».

-Игры «Найди лишнее», «Что сначала, что потом», «Коми орнаменты»

Воспитатели, воспитатель по изодеятельности.

Выставка иллюстрированных альбомов «Интерьер коми избы», «Предметы быта коми»

Трудовая

- Ручной труд «Посуда прошлого» (выбор детей пластилин или соленое тесто)

Воспитатель

Выставка детского творчества

Здоровье

- Подвижные народные игры (разной подвижности), сюжетные и спортивные игры.

Воспитатель по физическому воспитанию

Рекомендации для родителей «А в  какие игры играют ваши дети?»

В результате такой разнообразной деятельности с детьми были определены вопросы, которые нами фиксировались.  Итогом стало: информационный опросник для родителей «Что я  подготовлю к проведению проекта?»  для организации совместного поиска информации  о старинных предметах быта по трем разделам: глина, дерево, береста. (см. реклама)

Детские вопросы:

- Как такие предметы можно сделать самому?

- Из чего они сделаны?

- Почему предметы делали из глины, бересты, дерева?

- Почему эти предметы не используем в наше время? (сейчас)

- Почему глиняная посуда хрупкая?

- Использовали ли такие предметы в других странах?

- Кто делал такие предметы - мужчины или женщины?

- Делают или нет сейчас такие предметы быта?

- Могут ли наши мамы и папы их сделать?

Проектная деятельность предполагает обязательный итог всего процесса в форме какой-либо презентации продукта. У детей не сформирована потребность презентовать свой или сделанный кем-то продукт труда. Поэтому на этапе планирования важно было навести детей на то, что они сами могут выбрать доступную для них форму презентации. В этом большую и ценную помощь оказала такая форма работы с детьми, как просмотр мультимедийной презентации «»

Идеи детей по выбору способа презентации творческого продукта:

- Показать предмет быта на выставке

- Сделать альбом о предмете быта с фотографиями

- Придумать загадку, сказку о предметах быта

- Изготовить с родителями свой предмет быта из подручных материалов

-

Основу плана, выдвинутую детьми, совместно обсудили со специалистами, родителями  и выработали маршрут реализации проекта.

3 этап – Основной.

На основном этапе реализации проекта также вся деятельность осуществлялась в тесном взаимодействии со специалистами: воспитателем по изобразительной деятельности, воспитателем по физической культуре, воспитателем по краеведению и обучению коми языку. Творческое взаимодействие педагогов детей и родителей было разнообразным по форме: мультимедийные презентации, совместные выставки, специально-организованные занятия по знакомству с историей происхождения предметов быта и изготовление предметов из глины и бересты.

Таблица 2. Формы совместной деятельности

с детьми на основном этапе реализации проекта.

Детская деятельность

Формы организации

Взаимодействие со специалистами

Взаимодействие с родителями

Коммуникативная

- Познавательно-речевые игры «Узнай по описанию», «Угадай, о чем говорю»

- Дидактическая игра  «Найди лишнее»,   лото «Что сначала, что потом», «Из чего мы сделаны» Цель: развивать речевые умения в составлении описательных рассказов, опираясь на схему – алгоритм.

- Речевая игра «Подбери правильно» Цель: развивать коммуникативные умения в назывании предметов быта старины.

Воспитатели и воспитатель по обучению коми языку и краеведению.

Родители с детьми готовят индивидуальные выступления – презентации (по направлениям проекта: береста, глина и дерево).

Игровая

- Театрализованные игры с предметами быта «В избушку в гости»

- Подвижные игры коми народа:  «Кто ты», «Игра в царя», «Стой олень», «Медведюшка»; хороводная игра «Воробей»

- Сюжетно – ролевая игра «Коми изба» (экскурсовод -  ребенок).

-Дидактические игры:

«Подбери посуду» (современная и старинная посуда), «История – эволюция предметов быта»

Воспитатели

Рекомендации родителям «Игры своими руками» (изготовление игр своими руками)

Познавательно – исследовательская

- Рассматривание коми избы (муляж) Особенности строения, назначение помещений внутри избы.

- Конструирование «Коми деревеньки» (беседа с детьми о разнообразии убранства коми избы) – использование разнообразного конструктора, обыгрывание готовых построек, достраивание, использование природного и бросового материала).

- Чтение схем последовательного рассказывания, составления описательных рассказов о предметах быта (глина, дерево и береста).

- Разгадывание загадок, разучивание стихотворений, чтение мини-рассказов о предметах быта и их изготовлении.

- Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций о предметах быта.

- Просмотр видеороликов об изготовлении глиняных изделий, изделий из дерева и бересты: «Туес берестяной», «Чаша из дерева», «Работа гончара – миска», обжиг глиняных изделий, «Плетение лаптя».

- Встречи – минутки «Я вам расскажу о создании альбома» Совместная работа родителей и детей.

- Рассматривание выставки «Старинные предметы быта»

Воспитатели и воспитатель по обучению коми языку и краеведению

Воспитатели

Воспитатели

Родители

Привлечение родителей: поиск информации о старинных предметах быта: из глины, дерева и бересты. Оформление фотоальбомов, создание мультимедийных презентаций, альбомов художественного слова о предметах быта старины.

Привлечение родителей к организации выставки старинных предметов быта.

Музыка

- Рассматривание музыкальных инструментов из бересты и дерева.

- Музицирование на музыкальных инструментах (шур-шар, сярган – трещетка, берестяной рожок, зиль – зель), сравнивание звучания, особенности изготовления.

- Слушание отрывков музыкальных произведений с использованием музыкальных инструментов изготовленных из бересты и дерева.

- Просмотр мультимедийных презентаций «Национальные музыкальные инструменты народа коми»

- Игры – импровизации на народных иструментах.

Воспитатель и музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель

Папка - передвижка «Музыкальные инструменты народа коми из бересты и дерева»

Продуктивная

- Мультимедийные презентации для детей составленные родителями группы « Береста – помощник из леса», «Изделия из бересты»……

- Шаблоны предметов быта, раскраски «Предметы быта: было и сейчас».

-Аппликация «Расписной туес» Цель: Закреплять  умение создавать изображения – разрезать бумагу на короткие и длинные полоски, создавать их этих фигур изображения коми орнамента.

- Экспериментирование с берестой, глиной; «Сухая и сырая береста, ее свойства», «Свойства глины», « Свойства дерева».

Воспитатели и родители

Фотоотчеты для родителей

Выставки для родителей продуктов деятельности.

Трудовая

- Лепка  из глины «Глиняная посуда своими руками» Мастер – класс. Цель: Знакомство со старинным способом изготовления посуды из глины. Задачи: Познакомить детей с полезным ископаемым нашего района (глина, песок, камень). Приобщать детей к истории народной культуры, дать детям представление о производстве глиняной посуды. Развивать словарный запас (гончар, удильница, кринки, плошки, холст, полезные ископаемые). Учить ценить красоту. Побуждать желание создавать красоту своими руками.

Родители

Проведение мастер-класса родителями группы на тему «Глиняная посуда своими руками», реклама о проведении мастер-класса. Специально - организованные занятия.

Восприятие художественной литературы

- Чтение стихотворений, рассказов о предметах быта сделанных из глины, бересты, дерева.

Родители группы

Альбомы со стихотворениями, загадками, пословицами  и иллюстрациями старинных предметов быта.

4 этап – Заключительный.

Заключительным этапом нашего проекта стала презентация выставки, оформленной детьми и родителями «Все новое – хорошо забытое старое» (предметы быта, фотоальбомы, картотека мультимедийных презентаций).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру "Новые приключения колобка".

Игровая деятельность в средней группе "Новые приключения колобка". Позволяет закрепить знания основ безопасного поведения в лесу, на природе....

Основные виды конструкторов в образовательной деятельности дошкольников с учетом новых ФГОС

Основные виды конструкторов в образовательной деятельности дошкольников с учетом новых ФГОС Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio – построение. Под детским ко...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ»

На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение ...

Создание безопасной информационной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении, как условие достижения нового качества образования.

В статье раскрыты аспекты создания  информационной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении....