Проект "Птицы весны"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Родионова Оксана Григорьевна

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о перелетных птицах, о причинах перелета птиц в теплые края. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodionova_proekt_ptitsy_vesny.docx808.65 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Птицы весны»

https://proza.ru/pics/2021/05/18/79.jpg

Автор-составитель:

Родионова Оксана Григорьевна,

воспитатель первой квалификационной категории

Нижний Тагил

2024

Введение

«Природа – это единственная книга,

каждая страница, которой полна

глубокого содержания»

И.В. Гёте

Познание ребенком окружающего мира включает и познание природы. Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить окружающий мир для своих потомков. Поэтому необходимо научить беречь, любить природу с малых лет.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной мыслительной деятельности, и важно не дать угаснуть этому стремлению, способствовать его дальнейшему развитию.

Природа неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественноречевой деятельности. Впечатление, полученное от природы в детстве, запоминается на всю жизнь, и часто влияют на отношения человека к природе

С развитием информационно-коммуникационных технологий и в условиях повышенной занятости родителей дети ограничены в общении с природой и социумом, и имеют слабые представления о мире природы, о процессах, происходящих в определённые времена года, что значительно искажает картинку окружающего мира.

Опыт показывает, что уже в среднем дошкольном возрасте дети без усилий осваивают комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

Проблема

В ходе образовательной деятельности было выявлено, что у детей недостаточно знаний о перелетных птицах. Они путают зимующих и перелетных птиц, не знают, почему перелетные птицы улетают в теплые края. Затрудняются ответить, какую пользу приносят птицы, что для птиц полезно, а что – вредно.

Пояснительная записка

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о перелетных птицах, о причинах перелета птиц в теплые края. Разбудит в детях интерес к живой природе, послужит воспитанию любви к ней, научит беречь окружающий мир.

В среднем дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы.

А через активную продуктивную деятельность, а именно наблюдение, рисование, лепку, аппликации, рассказы, пересказы, чтение художественной литературы и т.д., проект поможет глубже, ярче изучать основные признаки весны.

Образовательную деятельность по реализации проекта планируется проводить в режимных моментах, свободной деятельности, на занятиях совместно со всеми участниками образовательного процесса.

Тип проекта: познавательный, информационно-творческий, игровой.

Продолжительность проекта:  месяц (апрель).

Участники проекта: дети средней группы; воспитатели группы; родители.

Цель: расширение и углубление представлений детей о перелетных птицах

Задачи:

Обучающие:

  • Углубить знания детей о жизни птиц в весенний период.
  • Расширять и закреплять представление детей о жизни перелётных птиц в естественных условиях.
  • Расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Продолжать формировать умение правильно воспринимать содержание художественного произведения, сопереживать его героям.

Развивающие:

  • Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.
  • Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
  • Развивать у детей, любознательность, интерес и стремление к познанию,
  • Поощрять желание реализовывать свои впечатления в художественно - творческой деятельности.

Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь к родной природе, доброе и бережное отношение к пернатым друзьям.

Задачи

Педагоги

Родители

- Направить и активизировать творческий потенциал родителей в совместной деятельности с детьми при реализации проекта.

- Развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность.

- Повышать профессиональную компетентность.

6. Подготовить и провести развлечение «Встреча птиц».

- Проявить активность в совместной деятельности с детьми и педагогами.
- Ориентировать и оказывать помощь дошкольникам.

- Принять участие в изготовлении скворечников, кормушек для птиц и вывешивании их на деревьях группового участка.

Предполагаемый результат.

Дети

Педагог

Родители

- Дети смогут использовать полученные знания в беседах со взрослыми, с другими детьми, делиться результатами наблюдений, участвовать в конкурсах рисунков, поделок, литературных конкурсах.

- Будет сформировано на этой основе нравственное и личностное отношение к окружающей действительности, бережного отношения к птицам.

- Развитие речевой компетентности детей дошкольного возраста будет происходит быстрее и эффективнее..

- Пополнится развивающая среда  материалом  о птицах.

- Повысится профессиональный уровень.

- Укрепится нравственное и личностное отношения к окружающей действительности.

- Укрепятся детско-родительские отношения.

- Повысится педагогическая культура общения;

- Сформируется диалогическое взаимодействие взрослых и воспитанников.

- Повысится эффективность обучения и воспитания детей путем организации совместной деятельности;

- Раскроется творческий потенциал семьи.

- Постепенно расшириться  коммуникативная сфера и практический совместный опыта ребёнка и родителей.

Этапы реализации проекта

Организационный

этап

Создание условий для реализации проекта.

Предварительная работа с детьми и их родителями.

Выбор оборудования и материалов.

Методическое обеспечение проекта.

Подбор художественной литературы.

Основной этап

Реализация содержания проекта в образовательной деятельности в соответствие с образовательными областями.

Заключительный этап

Подведение результатов реализации проекта.

Выставка поделок и рисунков по лексическим темам.

Информированность родителей о результатах проекта через продуктивную деятельность детей.

Развлечение «Встреча птиц».

Содержание проекта в интеграции с образовательными областями

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Социально - коммуникативное развитие

Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Чей малыш?».

«Что лишнее?».

«Угадай по контуру».

«Собери целое из частей».

«Летает – не летает».

«Сколько птиц прилетело?».

«Счет птиц».

«Угадай птицу по описанию».

«Чей хвост?».

«Кто что ест?».

«Узнай по голосу».

«Что едят птицы». «Птицы и их детёныши».

Настольно-печатные игры:

Лото «Птицы».

Разрезные картинки «Собери и назови птицу».

Сюжетно-ролевые игры:

«Ветеринарная больница».

«Птичий двор».

Коммуникативная деятельность  

Беседы:

«Почему перелётные птицы улетают осенью и возвращаются весной?»

«О чем поют весенние птицы?»

«Какие птицы к нам прилетели».

Ситуативный разговор:

- «Что было бы, если бы не было птиц?

- «Нужны ли птицы в природе?»

- «Как вести себя с птицами?»

Словесные игры:

- «Назови одним словом».

-  «Назови ласково».

-  «Птицы и их детеныши».

- «Угадай птицу по описанию».

- «Кто чем питается?»

- «Опиши, я отгадаю».

Познавательное развитие

Познавательная деятельность

НОД:

«Пришла весна, прилетели птицы». «Нужны ли нам птицы?»

Экспериментирование «Первые листочки» (наблюдение за ветками деревьев).

Опыты со снегом и водой.

Просмотр презентаций

«Угадай по голосу».

«Перелетные птицы».

Просмотр мультфильмов 

«Оранжевое горлышко».

«Воробьишко».

Наблюдение на прогулке за птицами, изменениями в природе весной.

Слушание  аудиозаписи «Голоса птиц».

Речевое развитие

Восприятие художественной литературы

Рассказы:

А. Плещеев «Уж тает снег…».

В. Бианки «Синичкин календарь».

Куприн А. И. «Скворцы»

«Песня скворца».

К. Д. Ушинский «Ласточка», «Уточки».

Е. Чарушин «Цапля».

В. Бианки «Чей нос лучше».

А. И. Куприн «Песня скворца».

В. Даль, сказка «Ворона».

Стихи:

Александрова А. «Скворцы»,

В. Берестов «Птицы»

А. Барто «Журавли».

Г. Ладонщиков «Скворцы»

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

Пластилинография «Птицы».

Оригами «Прилетели птицы».

Конструирование «Домик для птички».

Рисование «Весна. Подснежники».

Составление геометрической картины «Весна» (ёлочки из треугольников, лужи из овалов, солнце из круга и лучики из прямых линий, дом из геометрических фигур и т. п.).

Выставка творческих работ «Птицы родного края».

Рассматривание картин о природе Суриков «Грачи прилетели», Остроухов «Ранняя весна», Левитан «Весна», «Март».

Музыкальная деятельность

Слушание:

Чайковский «Жаворонки прилетели».

М. Глинка «Жаворонок».

А. Вивальди «Весна».

Музыкальное развлечение  «Встреча  птиц».

Физическое развитие

Двигательная деятельность

Двигательный этюд «Птички-синички»

Пальчиковая гимнастика:

«Маленькая птичка».

«На веточке сидело десять свиристелей».

Пальчиковые игры: 

«Птички».

«Ласточка»

Разминка «Полетели, полетели, сели…».

Подвижные игры:

«Весёлый воробей».

«Воробушки и кот».

«Совушка».

«Перелёт птиц».

Взаимодействие с родителями:

  • Сбор иллюстраций, картинок, фотографий,
  • Придумывание, составление загадок о весне.
  • Создание выставки: «Весна!»
  • Мастер-класс для родителей и детей «Птицы весны» с использованием нетрадиционных смешанных техник изображения.
  • Совместное с родителями составление мини-эссе «Почему я люблю весну», «Почему возвращаются птицы», «Почему тает снег».

ФОТООТЧЕТ

  C:\Users\User\Desktop\1713354182141.jpgC:\Users\User\Desktop\1713354182085.jpg

C:\Users\User\Desktop\1713354088594.jpgC:\Users\User\Desktop\1713535228482.jpg

C:\Users\User\Desktop\1712908687672.jpg

C:\Users\User\Desktop\1712846863279.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"

В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....

Проект- презентация "Весна,весною,о весне."

Закрепление знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе....

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть весенний ветерок принесет Вам удачу! А пргулка в весенн

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть ...

Весна, весна, весне дорогу!

            Весна, весна, весне дорогу!Вот и весна: март, апрель, май. Все чувствуют её чудесные моменты; словно расцвета...