Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе.«Чудеса магнита или спешим на помощь Фиксикам»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Чудеса магнита или спешим на помощь Фиксикам». Проводя с детьми данное занятие, мы формируем у детей умения приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. Расширяем знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, сыпучие вещества, воду).
Пополняем словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита». Развиваем умение составлять рассказ о магните, используя карточки-символы. Развиваем активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности. Развиваем свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности. Формируем навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов. Воспитываем инициативность, самостоятельность, любознательность, навыки сотрудничества, взаимопомощи. Способствуем созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Воспитываем аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызываем радость открытий, полученных из опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_s_magnitami.docx | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе.
Тема: «Чудеса магнита или спешим на помощь Фиксикам».
Воспитатель: Хлюпина И.В.
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные
1. Формировать умения приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, сыпучие вещества, воду).
3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».
Развивающие
1. Развивать умение составлять рассказ о магните, используя карточки-символы.
2. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
3. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные
1. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
2. Воспитывать инициативность, самостоятельность, любознательность, навыки сотрудничества, взаимопомощи.
3. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
4. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов.
Оборудование: аудиозапись мелодии из м. ф. "Фиксики", телефон. Белые шапочки для лаборатории. Крупный магнит. Закрывающийся сундучок с ключом. Органайзеры с предметами из разных материалов в т. ч. металлических, магниты, стеклянные стаканы, разнообразные ключи, контейнеры с сыпучими веществами (манка, мука, сахар и т. п, подносы, картинки-символы, мольберт, магниты для поощрения.)
Ход:
Звучит музыка из мультипликационного фильма «Фиксики». Дети проходит на стульчики, стоящие полукругом.
Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня на занятии мы узнаем с вами много нового и интересного.
Звонит телефон. Извините, ребята. Срочный звонок. Алло! Да, это подготовительная группа. А с кем я разговариваю? Ребята, это Симка из любимого нами мультфильма. Здравствуй, Симка. У тебя что-то произошло? (Внимательно слушает и комментирует). Ребята, Симке очень нужна ваша помощь! Дело в том, что Симка и Нолик чинили компьютер. Нужные болтики и гаички лежат в красивом сундучке. А Нолик нечаянно его захлопнул. Всё бы ничего, да озорная Кусачка подхватила ключик от сундучка и куда-то его припрятала. Симка очень просит вас, ребята, отыскать ключик. Ну, что, откликнемся на просьбу Симки? Да, да, да, Симка, мы непременно найдём пропажу. Что? Что-что? (трясёт трубку) Ну вот, отключился телефон. Знаете, друзья, Симка сказала, что отыскать ключик нам поможет чудесный камень, который лежит в волшебном ящике в нашей с вами лаборатории. Ребята, вы хотите узнать, что это за чудо-камень?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Тогда послушайте легенду.
(Легенда, как правило, описывает события, которые были на самом деле).
В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает... Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за волшебство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.
- Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?
Ответы детей
(Магнитная гора)
- Как вы думаете, какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?
Ответы детей
(Снял доспехи, сделанные из металла, железа…)
- Правильно! Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. И чтобы проверить так ли это, я приглашаю вас и наших гостей отправиться в волшебный мир опытов и экспериментов с этим удивительным камнем .
Воспитатель : А сейчас я прошу вас пройти в нашу лабораторию. Дети надевают шапочки, подходят к лабораторным столам. Вспоминают правила поведения в лаборатории. Педагог показывает символы.
1. Соблюдай порядок на рабочем месте.
2. Нельзя брать вещества и предметы, без разрешения воспитателя.
3. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
4. Дружно работать вместе (в паре, сообща).
Воспитатель : - Молодцы! Надеюсь, все будут соблюдать правила безопасности. Сегодня, в нашей лаборатории мы проведем эксперименты для того, чтобы узнать о чудесных свойствах магнита.
Воспитатель:
Перед нами – чудесный ящик, в котором находится объект для исследования. Возьмите в руки магнит, рассмотрите его, потрогайте.
Воспитатель: И так перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем и с его помощью отыскать ключик, украденный Кусачкой.
Кто из вас знает, какие секреты хранит в себе магнит? Какое свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?
Как вы думаете, что произойдет с предметами, если поднести к ним магнит? Все ли предметы он притягивает? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, друзья! Так как ключик – металлический предмет, значит нам будет проще отыскать его, применив чудесные силы магнита. И так, с чего начнём поиски? (стимулирует детей подойти к коробочкам, в которых смешаны предметы из различных материалов; побуждает детей высказать своё мнение.
Посмотрите, ребята. Кусачка перепутала все предметы в органайзерах. Разобрав их, возможно, мы отыщем ключик.
На столах стоят органайзеры с предметами из разных материалов.
- Я предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит.
- Как проверить, правильный ли выбор вы сделали? (дети предлагают решение проблемы - с помощью магнита).
- Какие предметы притянул магнит? А какие не притянул?
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
Воспитатель: Ничего страшного, что ключик не нашёлся, зато вы привели в порядок наши коллекции и познакомились со свойством магнита - притягивать к себе металлические предметы. (Выставляет на мольберт картинку-символ).
Педагог предлагает детям обследовать лабораторию, обращает внимание детей на баночки в которых налита вода и на дне лежит ключик.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, озорная Кусачка уронила ключик в воду. Как же нам его достать? (Дети выдвигают предположения).
Воспитатель: А я предлагаю достать ключик с помощью магнита. Надо двигать магнит по стенке баночки вверх. Что мы видим? Ключик следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через преграду стекло и воду?
Дети: Да. Магнитная сила может действовать через стекло и воду. Поэтому мы легко достали ключик из воды.
(Воспитатель предлагает открыть сундучок. Попытка детей оказывается неудачной - ключик не подходит).
Воспитатель: Не стоит отчаиваться, друзья. Ключик не подошёл, но мы с вами сделали ещё одно открытие: магнитные свойства сохраняются в воде. (выставляет на мольберт картинку-символ).
Воспитатель: Ребята, обратите внимание - контейнеры с сыпучими веществами стоят открыты. (Дети находят, что в них имеются металлические предметы, а возможно, и ключик, который они ищут.)
Воспитатель: Как же нам достать все предметы, не запачкав рук? (Дети выссказывают свои предположения).
Воспитатель: Предлагаю извлечь их с помощью магнита.
(Дети достают предметы, используя магнит, находят ключ, но он опять не подходит к сундучку).
Воспитатель: Не беда, ведь мы с вами привели в порядок наше лабораторное оборудование и узнали ещё одно свойство этого чудесного камня - магнитная сила действует через сыпучие вещества (выставляет картинку-символ).
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам: начинаем по – порядку нашу дружную зарядку!
Телевизор,телевизор
Телевизор, те-те-те-те-телевизор
Дрыц-тыц, телевизор,дрыц-тыц, телевизор
Дрыц-тыц, телевизор и два фиксика внутри!
Дрыц-тыц, телевизор,дрыц-тыц, телевизор
Дрыц-тыц, телевизор и два фиксика внутри!
Холодильник!
Холодильник,холодильник
Холодильник, ха-ха-ха-ха-холодильник
Дрыц-тыц, холодильник,дрыц-тыц, холодильник
Дрыц-тыц, холодильник и два фиксика внутри!
Дрыц-тыц, холодильник,дрыц-тыц, холодильник
Дрыц-тыц, холодильник и два фиксика внутри!
Кофемолка!
Кофемолка,кофемолка
Кофемолка,ка-ка-ка-ка-кофемолка
Дрыц-тыц, кофемолка,дрыц-тыц, кофемолка
Дрыц-тыц, кофемолка и два фиксика внутри!
Дрыц-тыц, кофемолка,дрыц-тыц, кофемолка
Дрыц-тыц, кофемолка и два фиксика внутри!
Вентилятор!
Вентилятор,вентилятор
Вентилятор,ви-ви-ви-ви-вентилятор
Дрыц-тыц, вентилятор,дрыц-тыц, вентилятор
Дрыц-тыц, вентилятор и два фиксика внутри!
Дрыц-тыц, вентилятор,дрыц-тыц, вентилятор
Дрыц-тыц, вентилятор и два фиксика внутри!
Калькулятор? Нет!Не…
Трансформатор! Нет!Не…Да что Вы говорите такое?
Синтезатор? Нет!Не…не угадали!
Экскаватор? Ну, вааще! Да нет же! Совсем не то!
Помогатор,помогатор
Помогатор,па-па-па-па-помогатор
Дрыц-тыц,помогатор,дрыц-тыц, помогатор
Дрыц-тыц, помогатор с инструментами внутри!
Дрыц-тыц,помогатор,дрыц-тыц, помогатор
Дрыц-тыц, помогатор с инструментами внутри!
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам игру «Волшебный лабиринт». Для этого нам нужно разделиться на пары. Возьмите с обеих сторон одной рукой чудесную полянку с дорожками лабиринта. Бабочку поставьте сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать бабочку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути. Чья бабочка окажется первой на цветке?
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Что происходит с бабочкой?
Дети: (двигается).
Воспитатель: Почему так происходит?
Дети: Она двигается под действием магнита.
Воспитатель: Магнит оказывает свое волшебное действие не только через стекло, но и через более плотные предметы, картон. (Выставляет картинку-символ).
Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз внимательно осмотрим нашу лабораторию и подумаем, куда же ещё Кусачка могла спрятать ключик. (Во время осмотра педагог подводит детей к аквариуму).
Воспитатель: Что-то неладное творится в нашем аквариуме. Что вы видите?
Дети: улитки, водоросли, гвозди, гайки, монетки, скрепки… Может быть ключик там?
Воспитатель: Предлагаю выловить мусор. А удочки у нас не простые, вместо крючков магниты.
По очереди дети очищают аквариум от мусора.
Воспитатель: Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело! И хоть ключика мы пока ещё не нашли, но сделали очень много открытий. (Подводит ребят к мольберту с картинками-символами). Давайте по цепочке назовём все свойства удивительного камня- магнита.
Дети, используя картинки-символы, размещённые на мольберте, называют свойства и качества магнита.
Воспитатель: Осталась одна последняя карточка, которая всегда задаёт нам вопрос - где применяют материал, который мы сегодня исследовали. Кто желает поместить её на мольберт и ответить на вопрос?
Желающий ребёнок поднимает карточку - символ и видит под ней ключик от сундучка. Отвечает н вопрос и открывает сундучок. Педагог достаёт из сундучка болтики и гаички. Дети выражают восторг. Раздаётся звонок телефона:
Симка: Спасибо, ребята, вы нам сегодня очень помогли. А ещё, благодаря вам, я столько интересного узнала о магните! Я теперь могу и Нолику, и Верте, и Игрику, и Масе, и Папусу, и все-всем рассказать об этом чудесном камне. Я принимаю вас в клуб «Фиксиков» и награждаю вас медалями - магнитами. До свидания!
Дети: До свидания! (Звучит музыка из мультфильма «Фиксики»)
Рефлексия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами, ребята, сделали очень много добрых дел и открытий. (Дети называют). Предлагаю вам поделиться своими знаниями с родителями, спросите у папы магнит и узнайте, какие металлические предметы есть у вас дома. Завтра вы расскажете нам, что же удалось вам отыскать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Проектная деятельность в подготовительной группе «Чудеса внутри меня».
word на 7 листах...
Творческий отчет о работе кружка по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудеса своими руками»
Материал для воститателей....
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Чудеса с молоком»
Цель: создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности в познавательно-исследовательском процессе. В процессе детского э...
Конспект занятия по познавательному развитию №28 в подготовительной группе «Чудеса, да и только»
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Чудеса, да и только»...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Чудеса"
Развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования....
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Чудеса от Деда Мороза»
- Расширить представления детей о российском Деде Морозе: его истории и современности.- Познакомить детей с понятием «кристалл», с условиями образования кристаллов, выращивать кристаллы в ...