Конспект НОД по окружающему миру "Ах, какая осень!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кызыл-Тайгинская средняя общеобразовательная школа имени Ч-Д.Б.Ондара
Конспект НОД по окружающему миру
на тему:
«Ах,какая осень!»
Данные об авторе:
Монгуш Буяна Борисовна
должность: воспитатель
стаж работы: 4 года
Конспект НОД в подготовительной группе «Ах, какая осень!»
Тема: «Ах, какая осень!»
Цель: расширять представления об окружающем через разные виды деятельности.
Задачи:
- образовательные: продолжать расширять представления детей об осенних изменениях в природе (растительный мир); закреплять названия осенних месяцев; умение называть дерево по листу; продолжать развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, синтаксическую сторону речи (составление простых распространенных предложений, активизировать и актуализировать словарь по теме). Продолжать развивать умение отражать осенние впечатления, используя в работе нетрадиционные техники рисования.
- развивающие: развивать чувство ритма, зрительное восприятие, мышление, память, общую и мелкую моторику.
- воспитательные: воспитывать любовь к природе; эстетический вкус; аккуратность; умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
наблюдения на прогулках; чтение художественной литературы, заучивание стихов, загадывание загадок по теме «Осень. Дары осени»; рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень», иллюстраций в книгах.
Материал: осенняя картинка, мяч, листочки для дыхательной гимнастики, корзинка, письмо Осени, портрет осени, загадки, картинки с изображением грибов, засушенные листья деревьев, шишки (сосновая, еловая, лист бумаги А-3, краски, кисти, стаканчик с водой, клеенка, салфетка, картинки с изображением эмоций.
Ход НОД
Приветствие
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
С добрым утром, глазки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки!
Вы проснулись?
Глазки смотрят.
Ушки слушают,
Ручки хлопают,
Ножки топают.
Ура, мы проснулись!
Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Посмотрите на картинку (изображение осени)
Ответы детей
Правильно, сегодня мы будем говорить об осени.
- Ребята, что происходит с наступлением осени? (Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай.)
- Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
- Ребята, давайте мы поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.
Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки
- За осенью идёт… (Зима)
- А после зимы. (Весна)
- После весны идёт. (Лето)
- А за летом наступает (Осень)
- Потом всё повторяется в природе.
- Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)
- Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)
- Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)
Воспитатель: А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает? Тогда слушайте.
1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой)
Воспитатель: Ребята, подойдите к столу и возьмите листочки, кому какой понравится.
-Как сказать одним словом, какого цвета листья? (Листья разноцветные)
А какое явление бывает только осенью? (Листопад)
Дыхательная гимнастика:
Воспитатель: А сейчас мы тоже устроим листопад. Положите листок на ладошку, сделайте глубокий вдох и надуйте животики. Теперь сильно дуем на листок, чтобы он с ладошки упал, при этом живот втягиваем. (повторяем 2-3 раза)
Воспитатель:
-Ребята, скажите, какая бывает осень? (Осень бывает красивая, нарядная, желтая, разноцветная, золотая, багряная, прекрасная, ранняя, поздняя, веселая, грустная, теплая, холодная, дождливая, хмурая, щедрая)
- Давайте полюбуемся красотой осенней природы.
(Дети садятся на стулья и просматривают видеосюжет об осени.)
Воспитатель:
- Нельзя нам на свете прожить без чудес,
Они нас повсюду встречают.
Сегодня осенний, сказочный лес,
Нас в гости к себе приглашает.
Ребята, хотите попутешествовать и попасть на осеннюю полянку?
-А для этого надо сказать волшебные слова: «Раз, два, три – повернись, на полянке очутись».
(Дети произносят слова, поворачиваются вокруг себя. Затем проходят на ковер – полянку.)
- Мы на лесную полянку пришли
И под елкой что же нашли? (Мы нашли корзинку)
-Кто её здесь оставил? Может Осень, а может Старичок – Лесовичок? Как вы думаете, ребята? (Предположительные ответы детей.)
- Посмотрите, в корзинке открытка. Чей портрет изображен на открытке? (Портрет Осени)
-Значит, кто оставил корзинку на полянке? (Корзинку оставила Осень)
-А что же она нам пишет?
«Здравствуйте, мои друзья!
Что лежит здесь, чтоб узнать –
Загадки надо отгадать.
Вы загадки отгадайте
И отгадки доставайте».
-Итак, первая загадка:
- Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
Кто ни пройдет,
Им поклон отдаёт. /Это грибы. /
(Воспитатель достаёт из корзинки конверты с разрезными картинками грибов.)
- Здесь у Осени в корзинке
Разрезные есть картинки.
Вы сейчас конверт возьмите
Из частей грибок сложите.
(Игра «Сложи картинку». На ковре – полянке дети под музыку складывают картинку с изображением гриба.)
- Что ж, грибов в лесу не счесть.
Всякие грибочки есть.
Игра «Четвертый лишний» (На картинке изображено три съедобных гриба и мухомор)
-Посмотрите и скажите, какой гриб лишний? /Мухомор/. Почему? /Потому что он несъедобный, ядовитый, а все остальные грибы съедобные/
-Отгадаем следующую загадку:
-Не похожи на иголки,
А упали тоже с ёлки. /Это шишки. /
- Посмотрим и назовем, какие шишки лежат в корзинке. (Воспитатель достает по одной шишке. Проводится игра «Назови, какая шишка». Шишка сосны – сосновая шишка и т. д.)
-И последняя загадка:
- Из почек появляются.
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью летят. (Это листья.)
- Давайте посмотрим листья и назовем деревья, с которых они опали. (Воспитатель берет из корзинки листья, показывает, дети называют – это лист березы, это лист тополя и т. д.)
- Вот какая щедрая осень, сколько всего интересного нам приготовила.
- Много красок есть у Осени,
И кругом листки разбросаны.
Осень красит лес, старается,
Нам ее картинки нравятся.
-Ребята, вы хотите быть такими же художниками, как Осень?
- Я предлагаю вам пройти за столы. (Дети садятся за столы. Проводится пальчиковая гимнастика по выбору воспитателя.)
- Сегодня мы нарисуем осеннюю картину с помощью листьев. Работать будем все вместе. Я напоминаю вам прием рисования: набираем на кисточку краску и покрываем лист дерева краской. Затем берем лист и прикладываем его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка.
Приступаем к выполнению работы, я желаю всем успеха.
(Звучит музыка, дети выполняют коллективную работу)
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, мы все вместе постарались, и у нас получилась очень красивая картина. Давайте, подумаем, как ее назвать? (Даем название нарисованной картине.) Эту картину мы возьмем с собой в группу.
- Нам пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова: «Раз, два, три – повернись, в детском саду очутись».
(Дети произносят слова, поворачиваются вокруг себя.)
- Вот опять мы в детском саду.
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру "Золотая Осень".
Расширять представления детей о характерных признаках осени, учить находить их в природе. Закрепить навык образования прилагательного от существительного. Развивать внимание, память. Воспит...
Конспект НОД познавательное развитие «Ах, какая осень!»
Познавательное занятие по экологии...
Конспект занятия на тему "Ах, какая осень!"
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по окружающему миру Тема: «Осень пришла»
Цель: Закрепить представления детей об осени, ее признаках. Развивать связную речь, наблюдательность, мелкую и общую моторику. Понимать смысл загадок и находить отгадку. Расширять и активизироват...
Конспект занятия по окружающему миру "Дары осени" для детей старшего дошкольного возраста
Углубить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений;Уточнить представления о том, что осень – время сбора урожая овощей, фруктов;Конкретизировать представления детей об осеннем р...