Проект: «День земли».
проект по окружающему миру (старшая группа)
Цель проекта – формирование у детей представлений о необходимости бережного отношения к природе, к своей Земле через различные виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект: «День земли». | 160.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Новоярковский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад №189»
Проект: «День земли».
Разработан и реализован
воспитателем старшей разновозрастной группы:
Мармазинских А.С
2024 г.
Паспорт проекта.
Цель проекта – формирование у детей представлений о необходимости бережного отношения к природе, к своей Земле через различные виды деятельности.
Задачи:
* Углубить представления детей о том, что планета Земля – это наш дом.
* Формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;
* Расширять представления детей о жизни животных весной;
* Развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы;
* Развивать продуктивную деятельность детей, творческие способности.
* Способствовать выполнению посильных « добрых дел». Формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту.
Вид проекта: краткосрочный.
Время реализации проекта: 22.04. 2024 – 27.04.20224г.
Участники проекта: воспитанники ДОУ, воспитатель.
Актуальность проекта:
Землю нужно охранять,
Всячески оберегать,
Горы, речки и поля -
Это все наша Земля.
Жизнь на ней ведь каждый час,
Так зависит от всех нас,
Что забота наша ей -
С каждым днем еще важней.
Поздравляю с Днем Земли,
Нашу Землю береги,
И она тебя в ответ -
Защитит от разных бед!
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому я как воспитатель формирую у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.
Предполагаемый результат:
Сформированность у детей знаний о планете Земля и её природных ресурсах.
Продукт проектной деятельности:
Работа по проекту с детьми:
- этап. Организационный (подготовительный)
* Составление паспорта проекта.
*Подготовка к внедрению проекта.
* Подобрать методическую литературу по теме.
* Подобрать художественную литературу для чтения детям.
*Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины)
* Составить перспективный план мероприятий.
2 этап. Практический (выполнение проекта)
*Проведение образовательной деятельности по теме «Наша планета».
* Рассказ воспитателя: «О Всемирном празднике «День Земли», «Наш дом, наша планета - её надо любить и беречь».
*Составление рассказа по картине «Труд людей весной».
*Беседа «Как мы можем помочь нашей планете?».
* Беседы с детьми по темам: «О значении почвы и воды в жизни всего живого», «Как вести себя в природе», «Мы друзья природы», «Правила поведения в лесу».
*Проведение игры «Хорошо – плохо».
*Чтение художественной литературы:
-Чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедии «Животный мир»;
- Л.Толстой «О. Муравьях»;
- М.Серова «Подснежник»;
- Чтение сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница».
*Знакомство с пословицами и загадками о Земле.
*Организация трудовой деятельности по уборке участка.
*Оформление «огорода на окне» в группе.
*Пересадка комнатного растения и беседа о том, что необходимо для роста и жизни растений.
* Художественно - эстетическая деятельность:
Прослушивание: «Звуки природы», «Звуки леса».
* Развивающая среда: Папка-передвижка: «22 апреля- Всемирный день Земли».
Альбомы для рассматривания «Времена года», «Дикие животные», «Растения» и др.
Художественные произведения и иллюстрации к ним.
Просмотр мультфильмов.
*Трудовая деятельность:
Труд на участке детского сада.
*Продуктивная деятельность:
Рисование «Земля – наш общий дом».
Аппликация «Чистая Земля».
Лепка: «Выросли на грядках….».
*Участие в акции «Цветами улыбается Земля».
3этап. Заключительный (результаты)
Выставка рисунков «Планета Земля глазами детей».
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:
Дети имеют целостное представление о Земле, о природе, играющую большую роль в жизни каждого человека.
Поддерживают доброжелательное отношение во время игр и совместной продуктивной деятельности.
Знают много стихов о Земле.
Дети умеют составлять рассказ о природе.
Знают пословицы и поговорки о земле, о природе.
Знают песни о природе, о Земле, танцуют и инсценируют, готовят выставку своих рисунков.
Дети проявляют любовь, уважение, бережное отношение к родной природе.
Приложение 1
«ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
Цель:
расширять представление о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ.
Задачи:
- Формировать у детей представление о том, что природа - основной источник здоровья и благополучия людей, что человек – разумный хозяин, отвечает за все на Земле.
-Закрепить знания детей о глобусе – моделью планеты Земля.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, положительное отношение к окружающему миру, к природе.
Закреплять правила поведения в природе.
Оборудование: глобус, 3 воздушных шарика, дерево из цв.бумаги, шаблоны листьев, цветная бумага.
Ход занятия:
- Много праздников в месяце апреле. Кто помнит названия тех, которые уже прошли? (День смеха, День космонавтики, Пасха). А какой ещё праздник будет в апреле?
- 22 апреля отмечают праздник «День Земли». Может кто-нибудь про него слышал?
- Послушайте стихотворение. Оно поможет вам узнать содержание праздника.
Ты, Человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
Не жги ее напропалую
И не растаптывай до дна,
И помни истину простую -
Нас много, а она одна.
Снимаю накидку с глобуса.
- 22 апреля - Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе.
- Кто знает, какие экологические проблемы существуют? (Вырубка лесов, загрязнение воды, воздуха, почвы).
- Именно в «День Земли» принято всеми силами бороться с подобными проблемами.
- История этого праздника связана с именем жителя американского континента Джона Мортона. В конце 19 века Дж. Стерлинг Мортон переехал на пустынную территорию, на которые одинокие деревья усиленно вырубались на строительство домов и на дрова. Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению, и учредить призы для тех, кто высадит большее количество деревьев. Этот день назвали Днем дерева.
В течение первого Дня Дерева жители штата высадили около 1 млн деревьев. В 1882 году штат Небраска объявил День Дерева официальным праздником. Он отмечался в день рождения Мортона - 22 апреля. В 1970 году свыше 20 млн человек в разных странах мира приняли участие в акции, которая получила название День Земли.
В 1990 году праздник стал международным, в акции участвовали уже 200 млн человек из 141 страны. В России День Земли отмечается с 1992 года.
- Россия - страна не только лесов, полей и рек, одновременно Россия богата разнообразными энергоресурсами и обладает технологиями высокого уровня для их обработки. Поэтому важно продолжать развиваться, но и не оставлять без внимания нашу природу. Ведь человек, являясь её частью, несёт за неё ответственность.
Задания
- А сейчас мы проведём викторину.
1. – Будем работать в трех группах. Помогаю детям разделиться.
Первая команда вспоминает ЗВЕРЕЙ, вторая - РЫБ, третья - НАСЕКОМЫХ. Нужно за короткое время вспомнить как можно больше. Итак, начали.
- Закончили. Представители команд выходят и по очереди называют.
Я выкладываю на доске магнитные фишки в 3 ряда. Выиграет та команда, у которой будет больше всего животных записано.
2. Проводится игра «Птица, рыба, зверь»
(по типу игры "Море волнуется". Дети должны угадать, какое животное изображает ведущий. Или ведущий угадывает животных, которых изобразили дети)
- Мы сказали, что нужно беречь Землю. А кто вообще знает что такое Земля, какая она? Может сведения интересные знаете?
- Земля, планета, на которой мы живем; третья от Солнца и пятая из крупнейших планет в Солнечной системе. Земля представляет собой сферу (шар). Она вращается. Большую часть Земли занимает вода.
3. Игра «Движение Земли». У меня в руках 3 шарика. Сейчас каждая из 3х команд встанет в колонки и получит по шарику. Необходимо будет передать шарик назад на вытянутых руках, не поворачиваясь. Ряд, который первым выполнит задание выигрывает.
- Посмотрите на доску. Вы уже заметили, что на ней изображено дерево без листьев. Сегодня в честь праздника мы как бы посадим дерево, одев его в листочки. Сейчас я раздам вам шаблоны листьев, а вы обведите их и вырежите. Потом мы приклеим их на дерево.
- Получается, что мы тоже приняли участие в празднике, посадив это дерево.
Подведение итога:
- Что нового вы сегодня узнали на занятии?
- Что вам понравилось, показалось интересным?
- Какого числа отмечают «День Земли»?
- С чьим именем связана история праздника?
- Почему возникла необходимость создать такой праздник?
Подумайте дома с родителями и завтра всем расскажите, что лично вы можете сделать для улучшения экологической обстановки на Земле?
Приложение 2
Стихи для дошкольников по экологии.
Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.
Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.
Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.
Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоять.
Зайчика и ежика -
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
* * *
О загрязнении.
Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня.
Что бы было равновесие
Надо с вами, нам, друзья
Не выбрасывать отходы
И не загрязнять моря.
Меньше ездить на машинах
И пускать из фабрик дым,
Чтоб не летали в атмосфере
И не делали там дыр.
Меньше фантиков, бумажек
Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость:
Точно в урну попадай.
А когда захочешь кинуть
Ты бумажку не в корзину,
Ты подумай о природе -
Нам ещё здесь жить как вроде!
* * *
Экология детей,
Очень важно, ты поверь!!!
Мы должны их научить,
Как природу беречь и любить.
Вот пошли мы на прогулку,
А ребята рвут цветы.
Нужно взять их на поруки
Объяснить, а кто же ты.
Кто заботится о лесе,
Всё о тех же о цветах,
Научить их любоваться
Красотою вокруг нас.
Ну, а что же в выходные,
На природе у реки…
Почему ребята злые
Ломают ветки, рвут цветы?!
Почему же папы, мамы
Всё это им не запрещают?
Почему же они не ценят
Всё, что они сейчас имеют?
И, конечно, если дети подрастут
И встретив их, мы увидим,
Что любят они нашу планету,
Что они её ценят и берегут...
И тогда мы поймём и увидим,
Что пошли наши занятия впрок.
И что будут они своим внукам и детям
Давать эти же самые истины из урока в урок.
Давайте же будем стараться
Учить детей в природу влюбляться.
Чтоб каждый ребёнок
Почти что «с пелёнок»
Мог сразу и твёрдо сказать:
«Природу мы ценим, холим, лелеем
И вам советуем так поступать!!!»
Окружающая среда
Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,Окружающая среда! (Л. Фадеева)
Наша планета
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету! (Я. Аким)
Живой Букварь
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе. (В. Орлов)
Храм природы
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь. (А. Смирнов)
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь. (В. Чижов)
Берегите землю!
Берегите землю!
Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите! (М. Дудин)
Давайте вместе Землю украшать
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая! (Е. Смирнова)
Хоть трава не расти
Всё меньше нетронутых мест на планете.
По тундре разлиты озёра из нефти.
И вихри враждебные вьются из труб...
Живая природа – уже полутруп.
Поставил её человек на колени.
Всё дальше на север уходят олени...
Мы денег побольше хотим огрести.
А что после нас?
ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ. (А. Усачёв)
Экологическое
Земля дымила дымом,
Земля пыхтела паром,
Земля травилась ядом
И взрывами тряслась.
Земля леса рубила,
Земля леса сжигала,
Земля леса топила,
Ну, словом, зарвалась.
Потом она спросила:
- А где же атмосфера?
Мне что-то стало душно,
Ах, мне нехорошо!
Ах, дайте кислороду
И чистенькую воду!
Нормальную погоду!
Но поезд-то ушел. (Р. Алдонина)
О чём просит рыбка?
Удружил бы
Ты, рыбак,
Угостил бы
Просто так:
Без подвоха,
Без крючка
Подарил бы Червячка! (С. Погореловский)
Приложение 3
Пословицы и загадки о земле
Земля — тарелка: что положишь, то и возьмешь.
Не земля родит, а год.
Своя земля и в горсти мила.
Не поклонясь до земли, и гриба не подымешь.
Чья земля, того и хлеб.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Бежит, словно под ним земля дрожит.
Слухом земля полнится, а причудами свет.
Человек трудится - земля не ленится; человек ленится - земля не трудится.
Небо – престол Бога, земля – подножие.
Мать сыра земля – говорить нельзя.
Добрая земля назем раз путем примет, да девять лет помнит.
Велика святорусская земля, а везде солнышко.
Земля на могиле задернеет, а худой славы не покроет.
Крепко, крепко, а земля свое возьмет.
Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.
Никого не родила, а все матушкой зовут. (Земля пахотная)
Меня бьют, ворочают, режут, а я молчу да всем добром плачу. (Земля)
Кто на свете всех богаче? (Земля пахотная)
Дорога есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя, луга есть – косить нельзя, в реках, морях – воды нет. (Географическая карта)
Что на свете всего жирнее? (Земля пахотная)
Один идет, другая пьет, а третья питается. (Дождь, земля и трава)
Приложение 4
1. Посадка цветов.
Сложилась традиция – сажать в День Земли цветы в детском саду. Заранее проводиться беседа с детьми о том, какую роль играют в нашей жизни цветы, как они очищают воздух, выделяют кислород, который необходим человеку для дыхания.
2. «Украсим нашу планету!».
На прогулках дети совершают своеобразную экскурсию по территории детского сада. Воспитатель проводит беседу об охране окружающей среды, о том, как важно сохранять ее чистой и красивой. Также воспитатель рассказывает об обитателях нашей планеты: птицах, животных насекомых. О том, какую роль они играют в нашей жизни и как важно их любить и беречь. Предварительно объявляется конкурс кормушек для птиц. Дети каждой группы выполняют дома с родителями кормушки и развешивают их на территории своего участка. В день праздника объявляются победители конкурса. На занятиях проводятся беседы о перелетных и зимующих птицах.
3. Планета – не контейнер для мусора!
Огромная проблема современности – проблема мусора.
Воспитатель рассказывает детям о том, как люди загрязняют природу, разбрасывая мусор где попало, и тем самым, наносят неизгладимый вред нашей экологии, вредят собственному здоровью. Она объясняет о возможности избежать этих проблем, о необходимости выкидывать мусор только в специально оборудованные контейнеры, о мусороперерабатывающих заводах, свалках и о том, почему по возможности нужно сортировать мусор. Дети помогают убрать мусор на участках, если это безопасно для их здоровья. Проводиться конкурс на лучшую поделку из мусора «мусорная фантазия» ( поделки выполняются дома с родителями).
4. Бережем воду!
На занятии окружающей среды воспитатель с детьми рассматривает глобус, выясняет, какого цвета на нем больше всего, напоминает, что этим цветом показаны моря, океаны, реки и озера. А еще есть вода, которая показана белым цветом – это лед. Воспитатель дает детям стаканчики с водой и мисочки с кусочками льда, которые они рассматривают. Затем дети пробуют пресную и чуть подсоленную («морскую») воду. Воспитатель спрашивает, какая вода пригодна для питья и объясняет, что на планете больше всего соленой воды, а запасы пресной очень невелики, поэтому воду надо беречь. На занятиях ведутся беседы о загрязнении рек, морей, воспитатель показывает слайды, видеофильмы, посвященные этой проблеме, рассказывает о состоянии и охране водоемов в городе.
5. Изучение природоохранных знаков
В старшей разновозрастной группе проводится выставка рисунков ко Дню Земли, на которых дети должны изобразить природоохранные знаки, которые напоминают о каждодневных правилах поведения дома, в детском саду, в поселке (не только запрещающие, но и разрешающие!), которые они изучают на занятиях. Содержание природоохранных знаков воспитатель обсуждает вместе с детьми. По результатам обсуждения выполняются два или три вида природоохранных знаков, например, рисунки в красных кругах напоминают о том, чего делать нельзя, рисунки в зеленых квадратах – о том, что делать можно, а рисунки в синих треугольниках – что рекомендуется делать. Например, если речь идет о муравейнике, красный кружок может рассказывать о том, что муравейник нельзя ворошить, нельзя наступать на него, в синем квадрате можно изобразить руку с лупой – за муравьями интересно наблюдать, а зеленый треугольник предложит детям сделать вокруг муравейника небольшой заборчик, чтобы никто не смог его разрушить. Все рисунки, независимо от качества исполнения вывешиваются на стендах, на стенах, становятся декорацией к празднику.
Приложение 5
Чтение художественной литературы:
- Пословицы и загадки о земле.
- А. Блок «На лугу»
- С. Городецкий. «Весенняя песенка»
- В. Жуковский. «Жаворонок»
- Ф. Тютчев. «Весенние воды»
- М. Зощенко «Великие путешественники
- К. Коровин «Белка»
- С. Алексеев «Первый ночной таран
- Н. Телешов «Самое лучшее»
- Ю. Коваль «Русачок-травник»
- Ю. Коваль «Стожок»
-Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась»
-Е. Пермяк «Для чего руки нужны»
-Я. Тувим – «Овощи»
-К. И. Чуковский «Ежики»
-Б. Заходер «Мохнатая азбука»
-И. Токмакова «Деревья в стихах»
-В. Бианки «Мастера без топора»
-В. Степанов «Птицы в стихах»
-Ю. Энтин «О многих шестиногих»
-А. С. Пушкин «Зимнее утро»
-С. Баруздин «Сказка о трамвае»
-В. Степанов «Назови профессию»
-Д. Родари «Чем пахнут ремесла»
-М. Дружинина «Что на нашей улице»
-В. Пальчинскайте «Гороховый домик»
-С. Михалков «Сладкоежки»
-С. Маршак «Стихи про кошек»
-Ф. Тютчев «Весенняя гроза»
Приложение 6
Художественная литература
Рассказ: Л.Н. Толстой «О муравьях»
Один раз я пришла в кладовую достать варенья. Я взяла банку и увидала, что вся банка полна муравьями. Муравьи ползали и в средине, и сверху банки, и в самом варенье. Я вынула всех муравьёв ложечкой, смела кругом с банки и поставила банку на верхнюю полку. На другой день, когда я пришла в кладовую, я увидала, что муравьи с полу приползли на верхнюю полку и опять заползли в варенье. Я взяла банку, опять очистила, обвязала верёвкой и привесила на гвоздик к потолку.
Когда я уходила из кладовой, я посмотрела ещё раз на банку и увидала, что на ней остался один муравей, он скоро бегал кругом по банке. Я остановилась посмотреть, что он будет делать. Муравей побегал по стеклу, потом побежал по верёвке, которой была обвязана банка, потом вбежал на верёвочку, которой была привязана банка. Вбежал на потолок, с потолка побежал по стене вниз и на пол, где было много муравьёв.
Верно, муравей этот рассказал другим, по какой дороге он пришёл из банки, потому что сейчас же много муравьёв пошли друг за другом по стене на потолок и по верёвочке в банку, по той же самой дороге, по которой пришёл муравей. Я сняла банку и поставила её в другое место.
***
Сказка В. Гаршина «Лягушка-путешественница».
Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно — конечно, в том случае, если бы не съел ее аист. Но случилось одно происшествие.
Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком.
«Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! — думала она. — Какое это наслаждение — жить на свете!»
Дождик моросил по ее пестренькой лакированной спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что была уже осень и что осенью лягушки не квакают, — на это есть весна, — и что, заквакав, она может уронить свое лягушечье достоинство. Поэтому она промолчала и продолжала нежиться.
Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают. Фью-фыо-фью-фью — раздается в воздухе, когда летит высоко над вами стадо таких уток, а их самих даже и не видно, так они высоко летят. На этот раз утки, описав огромный полукруг, спустились и сели как раз в то самое болото, где жила лягушка.
— Кря, кря! — сказала одна из них, — Лететь еще далеко; надо покушать.
И лягушка сейчас же спряталась. Хотя она и знала, что утки не станут есть ее, большую и толстую квакушку, но все-таки, на всякий случай, она нырнула под корягу. Однако, подумав, она решилась высунуть из воды свою лупоглазую голову: ей было очень интересно узнать, куда летят утки.
— Кря, кря! — сказала другая утка, — уже холодно становится! Скорей на юг! Скорей на юг!
И все утки стали громко крякать в знак одобрения.
— Госпожи утки! — осмелилась сказать лягушка, — что такое юг, на который вы летите? Прошу извинения за беспокойство.
И утки окружили лягушку. Сначала у них явилось желание съесть ее, но каждая из них подумала, что лягушка слишком велика и не пролезет в горло. Тогда все они начали кричать, хлопая крыльями:
— Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные теплые болота! Какие там червяки! Хорошо на юге!
Они так кричали, что почти оглушили лягушку. Едва-едва она убедила их замолчать и попросила одну из них, которая казалась ей толще и умнее всех, объяснить ей, что такое юг. И когда та рассказала ей о юге, то лягушка пришла в восторг, но в конце все-таки спросила, потому что была осторожна:
— А много ли там мошек и комаров?
— О! целые тучи! — отвечала утка.
— Ква! — сказала лягушка и тут же обернулась посмотреть, нет ли здесь подруг, которые могли бы услышать ее и осудить за кваканье осенью. Она уж никак не могла удержаться, чтобы не квакнуть хоть разик.
— Возьмите меня с собой!
— Это мне удивительно! — воскликнула утка. — Как мы тебя возьмем? У тебя нет крыльев.
— Когда вы летите? — спросила лягушка.
— Скоро, скоро! — закричали все утки. — Кря, кря! кря! кря! Тут холодно! На юг! На юг!
— Позвольте мне подумать только пять минут, — сказала лягушка, — я сейчас вернусь, я наверно придумаю что-нибудь хорошее.
И она шлепнулась с сучка, на который было снова влезла, в воду, нырнула в тину и совершенно зарылась в ней, чтобы посторонние предметы не мешали ей размышлять. Пять минут прошло, утки совсем было собрались лететь, как вдруг из воды, около сучка, на котором она сидела, показалась ее морда, и выражение этой морды было самое сияющее, на какое только способна лягушка.
— Я придумала! Я нашла! — сказала она. — Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и все будет превосходно.
Хотя молчать и тащить хоть бы и легкую лягушку три тысячи верст не бог знает какое удовольствие, но ее ум привел уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести ее. Решили переменяться каждые два часа, и так как уток было, как говорится в загадке, столько, да еще столько, да полстолько, да четверть столька, а лягушка была одна, то нести ее приходилось не особенно часто. Нашли хороший, прочный прутик, две утки взяли его в клювы, лягушка прицепилась ртом за середину, и все стадо поднялось на воздух. У лягушки захватило дух от страшной высоты, на которую ее подняли; кроме того, утки летели неровно и дергали прутик; бедная квакушка болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей мочи стискивала свои челюсти, чтобы не оторваться и не шлепнуться на землю. Однако она скоро привыкла к своему положению и даже начала осматриваться. Под нею быстро проносились поля, луга, реки и горы, которые ей, впрочем, было очень трудно рассматривать, потому что, вися на прутике, она смотрела назад и немного вверх, но кое-что все-таки видела и радовалась и гордилась.
«Вот как я превосходно придумала», — думала она про себя.
А утки летели вслед за несшей ее передней парой, кричали и хвалили ее.
— Удивительно умная голова наша лягушка, — говорили они, — даже между утками мало таких найдется.
Она едва удержалась, чтобы не поблагодарить их, но вспомнив, что, открыв рот, она свалится со страшной высоты, еще крепче стиснула челюсти и решилась терпеть. Она болталась таким образом целый день: несшие ее утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик; это было очень страшно: не раз лягушка чуть было не квакала от страха, но нужно было иметь присутствие духа, и она его имела. Вечером вся компания остановилась в каком-то болоте; с зарею утки с лягушкой снова пустились в путь, но на этот раз путешественница, чтобы лучше видеть, что делается на пути, прицепилась спинкой и головой вперед, а брюшком назад. Утки летели над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеба в скирдах; оттуда доносился людской говор и стук цепов, которыми молотили рожь. Люди смотрели на стаю уток и, замечая в ней что-то странное, показывали на нее руками. И лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что об ней говорят. На следующем отдыхе она сказала:
— Нельзя ли нам лететь не так высоко? осказках.ру - oskazkax.ru У меня от высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если мне вдруг сделается дурно.
И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса:
— Смотрите, смотрите! — кричали дети в одной деревне, — утки лягушку несут!
Лягушка услышала это, и у нее прыгало сердце.
— Смотрите, смотрите! — кричали в другой деревне взрослые, — вот чудо-то!
«Знают ли они, что это придумала я, а не утки?» — подумала квакушка.
— Смотрите, смотрите! — кричали в третьей деревне. — Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?
Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:
— Это я! Я!
И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.
Она скоро вынырнула из воды и тотчас же опять сгоряча закричала во все горло:
— Это я! Это я придумала!
Но вокруг нее никого не было. Испуганные неожиданным плеском, местные лягушки все попрятались в воду. Когда они начали показываться из нее, то с удивлением смотрели на новую.
И она рассказала им чудную историю о том, как она думала всю жизнь и наконец изобрела новый, необыкновенный способ путешествия на утках; как у нее были свои собственные утки, которые носили ее, куда ей было угодно; как она побывала на прекрасном юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много мошек и всяких других съедобных насекомых.
— Я заехала к вам посмотреть, как вы живете, — сказала она. — Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила.
Но утки уж никогда не вернулись. Они думали, что квакушка разбилась о землю, и очень жалели ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
защита проекта "День Земли"
Экологический проект «День Земли »Тип проекта – познавательно-исследовательский.Продолжительность проекта - 2 недели.Период выполнения – 15 – 29 апрельЦель проекта – развивать экологическу...
Проект "День Земли"
Планирование работы на неделю по видам деятельности с каждодневным изменением темы дня:птицы,животные, рыбы,насекомые, растения....
Проект "День Земли"
Планирование работы на неделю по видам деятельности с каждодневным изменением темы дня:птицы,животные, рыбы,насекомые, растения....
Проект "День Земли"
Описание плана работы на неделю по разным видам деятельности в логопедической группе...
Проект "День Земли"
Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста...
Проект "День Земли"
Данный проект реализован с целью развития экологической культуры детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий, воспитания гуманного, экологически правильного отношения к природе....
Проект "День защиты Земли" старший дошкольный возраст
Цель. Углублять экологические знания, воспитывать гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле....