Образовательный маршрут
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кривошеина Юлия Александровна

 Познавательное развиие по теме "Перелетные и зимующие птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Дата   Декабрь 2023

Возрастная группа  подготовительная        Тема недели «Перелетные и зимующие птицы»

Организованная образовательная деятельность  

Задания

Материалы для скачивания

1

Познавательное развитие.

Беседа: Отгадай, пожалуйста, загадку.

Снится ночью червяку

Чудо–юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела!

А кого червяк боится?

Угадали? Это …(птица)

Предлагаю собрать из букв слово-отгадку ПТИЦА (ребенок выкладывает слово из букв)

Давай поговорим с тобой о перелетных и зимующих птицах.

Как ты думаешь, почему птиц называют перелетными? (Ответ ребенка)

- Правильно! Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его  зимой. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.

А как называются птицы, которые остаются с нами на всю зиму? (Ответ ребенка - Зимующие)

- Верно! Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных.

Послушайте загадку и найдите эту птицу на нашем зимнем дереве.

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут.

Дети: Снегирь.

Воспитатель:

Молодцы!

Воспитатель:

Чем питается снегирь? (Ответы детей).

Как его клюв приспособлен к добыванию семян и почек? Запомните, если найдете под деревом выеденные плоды, значит, «столовались» тут именно снегири.

Отгадайте следующую загадку и найдите птицу на дереве.

Непоседа невеличка.

Желтая почти вся птичка

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее.

Дети: Синичка.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите какая необыкновенная окраска перьев у синицы. Кажется, что птичка надела желтую блузку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Это оседлая птица. Синицы строят гнёзда в дуплах деревьев, в норах, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. Живут они стайками по 10 – 15 шт.

Гнездо синички состоит из тонких сухих стебельков трав, веточек, мха, лишайников. Синицы очень полезны в природе. За сутки они поедают столько насекомых, сколько весят сами.

Ребята, существует даже праздник в честь синички, он отмечается 12 ноября. В этот день зимующие птицы прилетают поближе к жилью человека. Синицу любили на Руси, считали ее птицей, приносящей счастье и хранительницей вещего слова.

Воспитатель:

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

Дети: Клёст.

Воспитатель:

Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Это - большеголовая птица с красно- коричневым оперением. Одиночества они не любят, держатся стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Семена шишек - их основная пища, но достать семечко из закрытой шишки не так - то просто. Как же быть?

Рассмотрите эту птицу. Обратите внимание на клюв. На что он похож?Клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки, после того как над ними потрудился клест, кажутся растрепанными. Клест сбрасывает их на землю. Шишку, обработанную клестом,узнать легко: клест отрывает ее вместе с веткой.И что еще интересно: клест вьет гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы - в феврале. Это - единственная птица, которая выводит птенцов зимой.

- Так как же отличить клестов от других птиц? Что помогает им доставать семена из шишки? Что особенного в поведении птиц зимой?

Воспитатель:

Продолжаем отгадывать загадки:

В лесу под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово- дрозд, приятель!»

И ставит подпись…

Дети: дятел.

Воспитатель:

Ребята, познакомьтесь с необыкновенно красивой птицей - дятлом. Крылья, брюшко и крылья у него черные. На голове красное пятнышко словно шапочка. У него крепкий клюв и длинный язычок. Дятел извлекает из-под коры жуков – короедов, вот почему дятла зовут лесным доктором.С наступлением весны у дятла в дупле появляется потомство: крошечные слепые птенцы.

Послушайте стихотворение о дятле.

Добрый дятел – лесу лекарь

И летучая аптека.

Если с кем беда случится,

То он вмиг к нему примчится.

– Что, сосенка, заболела?

Мошкара тебя заела?

Да-а-а, тебя на самом деле

Короеды одолели.

Но даю тебе я слово –

Будешь ты опять здорова!

(В. Гвоздев)

Воспитатель:

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её.

Дети: Cорока.

По –разному называют сороку: сорока - белобока, сорока - воровка, стрекотуха. Вот сколько прозвищ у одной птицы. Как она выглядит? Голова, хвост, крылья – черные, а бока белые. Отсюда и прозвище белобока. Летая по лесу, сорока издает звук, похожий на стрекот – вот и зовут ее стрекотухой.

Неспроста получила сорока прозвище “воровка”- любит она все блестящее. Несет в гнездо яркие бусинки, проволочку, пуговицы.

С наступлением осени сороки собираются в стаи Ягоды рябины, облепихи – излюбленное лакомство сорок. На юг сороки не улетают, а в зимние холода перебираются поближе к людям.

А как люди помогают пережить птицам холодное время? (ответ ребенка)

Чем можно и чем нельзя кормить птиц? (Работа с иллюстрацией)

Давай выучим с тобой пальчиковую гимнастику «Кормушка для птиц»

Сколько птиц в кормушке нашей       Ритмично сжимать и                      

Прилетело?                                           разжимать  кулачки

Мы расскажем.

Две вороны, воробей                                   На каждое название птицы

Шесть синиц и голубей.                             Загибать по одному пальчику

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.                     «Сыпать» крошки пальчиками                            

                                                               обеих рук

А сейчас закрась, пожалуйста, квадратик под картинкой перелетных птиц.

Теперь я буду задавать тебе вопросы, а ты отвечай:

О каких птицах мы говорили? (Перелетных и зимующих)

Почему мы их так называем? (Ответ ребенка)

Какой корм надо класть в кормушку? (Ответ ребенка)

Давай сейчас мы выполним с тобой пластилинографию из бумаги  «Синичка»

https://nsportal.ru/node/6290587

https://all-mongolia.ru/wp-content/uploads/a/3/c/a3ce9238670da4abd29f77a43cd5b847.jpeg

http://vospitanie.guru/wp-content/uploads/2019/08/Kartinka-2.-Zadanie.jpg

3

Художественно-эстетическое развитие

Лепка

«Синичка».

1. Распечатать шаблон деталей птички  для аппликации.

https://sopranoclub.ru/images/80-shablonov-sinichek-dlya-raspechatki/file50187.jpeg

Ребенок должен катать маленькие шарики желтого, черного, голубого, белого цветов. И постепенно выкладывать ими изображение синички.

https://ginger-cat.ru/works/large/385/0000471504x0000227481.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Алгоритм сценария образовательного маршрута для дошкольников на фестиваль «Я покажу тебе Москву». Образовательный маршрут для дошкольников «Я на реченьке Десна – это Новая Москва».

Сценарий был создан с целью предложить родителям и педагогам посетить интересные уголки родного города, а также предложить детям не просто быть в качестве так называемых «наблюдателей», а ...

Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет "Образовательный маршрут "Волшебный мир магнитов"

laquo;ВОЛШЕБНЫЙ МИР МАГНИТОВ» Образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с родителями в сети Интернет.Целевая аудитория: дошкольники  5 -6 лет.Автор:...

Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет «Образовательный маршрут «Что такое песок?»

Этот образовательный маршрут посвящен песку. Песок - с одной стороны такой знакомый всем и простой материал, а с другой - такой загадочный и таинственный. Смотришь на него и не можешь оторвать взгляд....

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогов с использованием ресурсов Интернет «Образовательный маршрут». Тема:«Путешествие в мир роботов и робототехники».

Уважаемые родители!Этот образовательный маршрут посвящен робототехники роботостроению. Наша жизнь, активна, информатизирована, компьютеризирована. Технические достижения молниеносно проникают в сферы ...