«Современные подходы к организации познавательно- исследовательской деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность в детском саду становится очень важной ступенькой при подготовке детей к обучению в школе.

Исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное, самореализовываться.

Для развития познавательного интереса детей, любознательности, стремления к получению знаний, формирования положительной мотивации к дальнейшему обучению, организуя работу с детьми, мы стараемся, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Поддерживаем инициативу детей, спрашиваем их, о чём бы им хотелось узнать. Именно с таких вопросов, обычно начинаются интересные проекты.

  Развивающая среда в нашей группе представлена экспериментальным центром, который мы назвали «Академия чудес». Это позволило создать оптимальные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развитию исследовательских умений. 

 

Учитель-логопед подготовила и провела эксперименты с воспитанниками. В ходе этой деятельности она поставила задачи:

  • глубже изучить свойства окружающего мира;
  • приобрести умение делать самостоятельные умозаключения и выводы;
  • обогатить различные стороны их речи.

 

На открытом просмотре занятия «В гости на пасеку» проводили опыты с мёдом. Корзинку с инвентарём для опытов принёс на занятие персонаж - Пасечник. И дети вместе с воспитателем провели опыты: «натуральный и искусственный мёд», «генетическая память мёда», «пчелы-математики», «сбор пыльцы с цветов», «свечи из вощины». Это необычно яркое и интересное занятие надолго останется в памяти детей.

Так же в процессе экспериментирования стимулируем детей к речевой деятельности:

  • учим задавать вопросы,
  • выделять последовательность действий, 
  • отражать их в речи при ответе на вопросы: что мы делали? что мы получили? почему? 

Прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества:

  • учим детей договариваться, работать в паре,
  • отстаивать свое мнение,
  • рассуждать в диалоге с другими детьми.

Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым.

 

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

     Экспериментальная деятельность вовлекает не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью провели встречу «семейного клуба», на которой родители были активными участниками экспериментальных процессов. Воспитатель Тихова Светлана Вениаминовна провела серию опытов для определения состава воды, почвы. Итогом стало выступление на совете педагогов с темой «Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности с целью повышения познавательной активности детей дошкольного возраста» из опыта работы.

 

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ должна строится в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, и основываться на интересе детей, способствовать развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость

  Роль взрослого в этом процессе сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие познавательную активность, речевое развитие ребёнка и способствующему детскому экспериментированию.

     Оформитель уголка экспериментирования, фотозоны и материала для открытого занятия - воспитатель Тихова Светлана Вениаминовна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации национального-регионального компонента дошкольного образования

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход...

Статья. Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддерка детской инициативы, формирование познавательной активности.

Публикация статьи в сборнике Серовского педагогического колледжа на тему: «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддержка детской инициативы и ф...

Консультация для педагогов Современный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной....

Педсовет «Организация познавательно - исследовательской деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Педсовет «Организация познавательно - исследовательской деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»...

Текст доклада "Системно-деятельностный подход в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Системно-деятельностный подход в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО...

Открытое итоговое занятие в старшей группе в рамках Педагогического совета « Современные подходы в организации речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» На тему: «Продуктовый магазин , звуки [Г],[Г’]»

13.02.2020г. Конспект логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе « звуки [ Г ] [ Г`]» Воспитатель : Ермоленкова Виктория ВикторовнаТема: Звук Г-Гь .Цели заняти...