Конспект ОО "Познавательное развитие" в старшей группе не тему: «Кто он такой - червяк дождевой».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Познакомить детей с дождевым червяком.
Образовательные задачи:
- Формирование представлений детей о дождевом черве и приносимой им пользе, его приспособление к жизни под землей и его роли в создании плодородной почвы/
- Установить, почему во время дождя черви выходят на поверхность.
Развивающие задачи:
- Развивать наблюдательность, любознательность, память, словарный запас.
- Поддерживать интерес к объектам живой и неживой природы Проведение опытнической деятельности.
- Способствовать развитию основ логического мышления (сравнивать, сопоставлять)
Воспитательные задачи:
- Сформировать бережное к живым организмам.
- Воспитывать культуру поведения в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dozhdevoy_chervyak.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Образовательная область -Познавательное развитие,
в старшей группе.
Тема: «Кто он такой - червяк дождевой».
Цель: Познакомить детей с дождевым червяком.
Образовательные задачи:
- Формирование представлений детей о дождевом черве и приносимой им пользе, его приспособление к жизни под землей и его роли в создании плодородной почвы/
- Установить, почему во время дождя черви выходят на поверхность.
Развивающие задачи:
- Развивать наблюдательность, любознательность, память, словарный запас.
- Поддерживать интерес к объектам живой и неживой природы Проведение опытнической деятельности.
- Способствовать развитию основ логического мышления (сравнивать, сопоставлять)
Воспитательные задачи:
- Сформировать бережное к живым организмам.
- Воспитывать культуру поведения в природе.
Способы: Художественное слово, поисковые вопросы, опытническая деятельность,
Средства: интерактивная доска с иллюстрации подземных жителей земли; баночка с землей и дождевыми червяками, камешками, опавшими листьями; стаканчики с камнями; вода; стаканчики с почвой; "червячки из бумажных полотенец, подносы на каждого ребенка, вода.
Предварительная работа: чтение рассказа Т.А.Шорыгиной «Дождевой червяк».
Мотивация: Вызвать интерес того что находиться в земле.
Рефлексия :Игра "Дождевые червячки",Опытническая деятельность(из бумажной салфетки сделать червячка)
Ход занятия.
В: Ребята, на нашей земле живёт множество живых существ – это и насекомые, и птицы, и рыбы, и животные. А вы знаете, что есть и подземные жители, которые живут «у нас под ногами»? (Ответы детей.) Кто может назвать подземных жителей? (Крот, муравей, мокрица, многоножки, слепыш, дождевой червяк и т.д.)
Дети называют животных, обитающих в почве и демонстрируют иллюстрации с их изображением. (показ иллюстраций на доске)
В: С одним из подземных жителей, мы сегодня, с вами, и познакомимся. А чтобы узнать, какой это подземный житель, отгадайте мою загадку:
Мой хвост не отличишь от головы,
меня всегда в земле найдете вы. (Дождевой червяк).
Показ картинки.
Вот смотрите что это? (банка с землей). Давайте посмотрим есть там кто-нибудь? Высыпаем на пленку землю. Рассматриваем, перебирая палочкой.
Находим червей (Рассматриваем через лупу.
Как вы думаете, у червяка хорошее зрение? (Ответы детей.)
Вы правы, все подземные жители слепые, потому что под землёй не света и солнца.
А почему червяк такого неприметного цвета, невзрачной окраски? (Ответы детей.)
Совершенно верно, в почве темно, поэтому яркая окраска не нужна, её никто не увидит.
Какая поверхность у дождевого червяка: гладкая, сухая, шершавая, влажная? А почему он скользкий? Почему почва влажная? (Ответы детей.) Дождевого червя не следует долго держать без земли, т.к. его поверхность может высохнуть, и он погибнет. Поэтому весной, летом и осенью, когда тепло, жарко, мы не увидим на поверхности земли дождевого червяка. (Кладем червей в банку)
В: Сейчас, я хочу познакомить с жизнью червяка под землей прочитаю отрывок из сказки Н.Павловой «Большое чудо»:
«Дождевой червяк родился на земле, под гнилушкой, и целый год прожил в темноте, прокапывая норки. На волю он выглядывал только в сумерки, чтобы забирать и утаскивать под землю опавшие листья. Это была его любимая еда.
Но однажды, после сильного летнего ливня, дождевому червяку пришлось выбраться из затопленной норки наружу.
Земля была мокрой и мягкой. Солнце ласково светило сквозь облачко. Травы и деревья роняли с листьев последние капли дождя. Было так хорошо, что дождевому червяку казалось, будто он сам нарочно вылез поглядеть на белый свет. Он так и сказал: «Я пришёл посмотреть, как вы все тут живёте». «Ну что ж, посмотри, - вежливо ответили ему травы и деревья, они знали его и любили: ведь он жил в большой дружбе с их корнями. – Поползай по земле и увидишь много чудес».
В: Может быть, кто-нибудь из вас с дождевым червяком уже встречался? Как это произошло? (Ответы детей.) Вы с уважением к нему отнеслись? Не поступили как, некоторые люди поступают, стараются раздавить, растоптать ногами, а дети берут их в руки и рвут.
Как вы думаете? Почему его зовут дождевой червяк?
Может, любит дождик он?
Нет, совсем не так.
Он живет в земле и роет
Длинные ходы.
Этот дом ему подземный
Нужен без воды.
Но польется дождь на землю —
Заливает дом,
Червяку спасенья нету
Сразу в доме том.
Выползает на поверхность
Житель земляной,
Появляется лишь в дождик,
Значит — дождевой.
В: Что же случилось? Почему червяки покинули свои подземные домики и выползли на дорогу? (выслушать предположения детей)
Сейчас, мы с вами проведём опыт, и установим, по какой причине дождевые черви выходят на поверхность земли во время дождя.
Воспитатель наливает воду в стакан с камешками, пока их не скроет вода. Расскажите, что вы видите? Почему сначала пузырьки появлялись, а потом перестали? (Появляются пузырьки воздуха, с поступлением большего количества воды, вода вытесняет воздух, заполняя всё пространство между камнями, и воздух исчезает).
Наливаем воду в стакан с червями, пока вода не закроет всю землю. Идут ли пузырьки воздуха из земли? Что делают дождевые червяки? (Ответы детей.)
Вывод: Вода вытесняет воздух из стакана с камешками и из земли, поэтому мы видим поднимающие из воды пузырьки воздуха. Поэтому черви вылезают наружу из-за нехватки кислорода в земле. Таким образом, после сильного дождя, часто на поверхности земли можно увидеть дождевых червей, т.к. им необходим кислород.
В: Теперь вы знаете, почему дождевых червей много после дождя. Если вы увидите дождевых червей на асфальтированной дорожке, то как вы поступите? Соберём и перенесём их в безопасное место: на клумбу, под дерево, в траву, чтобы их не раздавили.
В: Ребята, какой хороший поступок мы с вами сегодня совершили? Что могло бы быть, если бы мы не сделали этого (Червяк мог бы погибнуть) Трудно ли вам было играть в игру «Лабиринт для червячка»?
Природа – настоящая волшебница. В ней так всё устроено, что ничего зря не пропадает, и все обитатели земли живут в дружбе и согласии. Давайте и мы будем друзьями для червячков и будем ценить их за неустанный огромный труд.
В: Ребята, а вы хотели бы иметь в друзьях такого друга? (Ответы детей)
А сейчас мы превратимся в дождевых червей и поиграем в игру «Мы – дождевые червяки».
Дети становятся животными - дождевыми червяками – и двигаются по длинным трубам из ткани, имитирующие ходы, по которым ползают дождевые червяки. Кто быстрее доползет до цели?
А сейчас я предлагаю вам подойти к подносам посмотреть какие там лежат червячки, полить их водой и посмотреть, как они вырасту и поползут (в подносах лежат червячки из бумажных полотенец, при попадании на них воды они начинают увеличивать в размерах и двигаться.)
Сказка Т. А. Шорыгиной «Дождевой червяк».
«Жили-были брат и сестра - Володя и Наташа. Володя хоть и младше сестры, но смелей. А Наташа - такая трусиха! Всего боялась: мышей, лягушек, червяков и паука – крестовика, который плел свою паутину на чердаке.
Летом дети отдыхали в деревне у бабушки Поли. Однажды они играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, на землю сначала упали крупные тяжелые капли, а потом хлынул проливной дождь.
Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам побежали пенистые ручьи, по лужам запрыгали большие воздушные пузыри, а мокрые листья стали ещё ярче и зеленее.
Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и сотни маленьких радуг заиграли в дождевых капельках.
Дети надели резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали по лужам, а когда задевали мокрые ветви деревьев, то обрушивали друг на друга целый водопад сверкающих струй.
В огороде сильно пахло укропом. На мягкий влажный чернозем выползли дождевые червяки. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало в них сыро и неуютно.
Володя поднял червяка, положил его на ладонь и стал рассматривать, а потом захотел показать червяка сестрёнке. Но та от страха отшатнулась и закричала:
-Володька! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь брать червяка в руки, они такие противные – скользкие, холодные, мокрые.
Девочка расплакалась и убежала домой.
Володя вовсе не хотел обидеть или напугать сестру, он швырнул червяка на землю и побежал за Наташей.
Дождевому червяку по имени Верми стало больно и обидно.
«Какие глупые дети! – подумал Верми. – Они даже не догадываются, как много пользы мы приносим их огороду».
Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под большими ворсистыми листьями собирались поболтать дождевые червяки со всего огорода.
- Чем ты так взволнован, Верми? – заботливо спросили его друзья.
- Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься, рыхлишь землю – и никакой благодарности!
Верми рассказал о том, как Наташа назвала его противным и гадким.
-Какая неблагодарность! – возмутились дождевые червяки. Ведь мы не только рыхлим и удобряем землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть.
И знаете, что предложил молодой и решительный червячок?
- Давайте все вместе уползем в соседний сад. Там живёт настоящий садовод, дядя Паша, он знает нам цену и в обиду не даст!
Червяки прорыли подземные туннели и через них попали в соседний сад.
Сначала люди не заметили отсутствие червяков, а вот цветы на клумбе и овощи на грядках почувствовали беду сразу. Их корешки стали задыхаться без воздуха, а стебельки – вянуть без воды.
- Не пойму, что случилось с моим огородом? – вздыхала бабушка Поля. – Земля стала чересчур твердой, все растения сохнут.
В конце лета папа стал перекапывать огород и с удивлением заметил, что в комьях чернозема нет ни одного дождевого червяка.
- Куда же подевались наши подземные помощники? – огорчённо размышлял он. – Может быть, дождевые червяки уползли к соседям?
- Папа, почему ты назвал червяков помощниками, разве они полезные? – удивилась Наташа.
- Конечно, полезные! Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам цветов и трав попадает воздух и вода. Они делают почву мягкой и плодородной!
Папа пошёл посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принёс от него большущий ком чернозема, в котором жили дождевые черви. Верми и его друзья вернулись в огород бабушки Поли и принялись помогать ей выращивать растения. Наташа и Володя стали относиться к дождевым червям бережно и уважительно, а Верми и его товарищи забыли прошлые обиды»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию старшей группе по теме «Овощи»
Образовательные задачи: Уточнить знания детей об овощах, о том, как можно вырастить овощи и места их произрастания. Дать детям представления о пользе овощей для укрепления здоровья человек...
План-конспект занятия речевое развитие (старшая группа) на тему: Пересказ сказки «Хитрый козел»
Программное содержание: учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры; развивать связанную монологическую речь детей (придумывать конец сказки; учить детей ло...
Конспект непрерывной образовательной деятельности детей по познавательному развитию старшей группы на тему: «Зоопарк»
Цель:Закрепление количественного и порядкового счёта в пределах 8....
Конспект непрерывной образовательной деятельности детей по познавательному развитию старшей группы на тему: «Волшебные свойства снега»
Цель:Сформировать у детей интерес к познавательно –исследовательской деятельности;уточнить и обобщить знания детей о свойствах снега через опыты, эксперименты....
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старшей группе (лепка) ТЕМА «Весёлые зонтики»
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старшей группе (лепка) ТЕМА «Весёлые зонтики»...
План-конспект занятия по познавательному развитию (старшая группа) на тему: "Город мастеров"
Формировать у детей представление о разных профессиях, показать значимость каждой из них...
Учебно-методическая разработка по окружающему миру( старшая группа) по теме : Проект Что такое русская изба?
Цель проекта: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважение к русской народной культуре.Задачи проекта: Познакомить детей с устройством русской избы;Познакомить с многообразием...