Полезные ископаемые
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
30_muzey_predmetov.docx | 38.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по предметному и социальному окружению
в подготовительной к школе группе
Тема: «Музей предметов»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Цель: углубить знания детей о многообразии предметного мира, о назначении предметов, об истории их развития.
Программное содержание: закрепить представление детей о богатстве предметного мира; закрепить умение при описании предметов выделять особенности (цвет, форма, величина, материал, из которого сделан предмет, способ применения предмета); закрепление обобщающих понятий; составление описательного рассказа; составление рассказа по памяти; составление рассказа по наводящим вопросам; развить интерес к познанию окружающего мира.
Предварительная работа: рассказы, беседы о мире предметов, об их прошлом и настоящем, об использовании в быту; рассматривание иллюстраций, предметных картинок; разгадывание загадок о предметах; знакомство с обобщающими понятиями (посуда, транспорт, игрушки); составление описательных рассказов по схеме; чтение художественной литературы: К. Чуковский "Федорино горе", Д. Хармс "Иван Иванович Самовар", С. Маршак "Откуда стол пришел".
Материалы и оборудование: волшебная палочка; иллюстрации по теме: посуда (тарелки, ложки, чайник, сахарница, половник), настольная лампа - подсвечник, шариковая ручка - гусиные перья, будильник - песочные часы, рупор - кнопочный телефон, туфли - лапти, пылесос - метла, деревянные ложки, игрушки: мягкая игрушка, мяч, автомобиль, кукла, корабль.
Планируемые результаты: у детей сформированы представления о многообразии предметного мира, о назначении предметов, об истории их развития.
Структура занятия
I | Вводная часть |
| 3 мин |
II | Основная часть | 25 мин | |
1 | Беседа | О предметах музея | 8 мин |
2 | Беседа | О посуде | 8 мин |
3 | Беседа | Об игрушках | 9 мин |
III | Заключительная часть |
| 2 мин |
Длительность 30 минут
Ход занятия
I. Вводная часть
В группе стоит макет печки, на которой лежат: ложки (деревянная и металлическая), тарелки (деревянная, пластиковая, стеклянная, фарфоровая), чайник, сахарница, половник металлический. Отдельно на печке лежат деревянные ложки на подносе.
На столе стоят: настольная лампа, будильник, кнопочный телефон, сапоги, шариковая ручка, пылесос. Напротив, на другом столе стоят: песочные часы, лапти, свеча, гусиные перья, мегафон-рупор, метла стоит около печки не связанная.
На отдельном столе лежат игрушки: мягкая игрушка, металлическая машина, мяч.
-Здравствуйте, дети!
Я хранительница необычайного музея.
Сегодня день у нас особый!
Я приглашаю всех, друзья!
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я!
Там побывать мечтает каждый,
Чтоб прикоснуться к волшебству,
Ведь только здесь я лишь однажды
Предметы оживить могу!
Я приглашаю вас в этот необычный музей.
Пойдемте.
II. Основная часть
1. Беседа о предметах музея
Воспитательница, ведет детей к экспонатам. Они останавливаются посередине, не подходя к столам, где стоят предметы.
- Посмотрите вокруг! Что вы видите? (Вещи, предметы.)
- Да, это предметы. И музей наш называется «Музей предметов». А кто создал эти чудесные предметы? (Их создал человек своими руками. Это предметы рукотворного мира.)
- Правильно. В нашем музее предметы не простые. Они могут рассказать о себе, только нужно их правильно попросить.
Воспитательница показывает детям волшебную палочку.
- У меня в руках волшебная палочка. На какой предмет она покажет, о том предмете мы будем говорить. А рассказывать будет тот, кого попросит волшебная палочка. Путешествие наше по музею начинается.
Волшебная палочка показывает на стол, где стоят: настольная лампа, будильник, сапоги, кнопочный телефон, шариковая ручка, пылесос. Дети подходят к столу. Воспитательница показывает волшебной палочкой на детей по очереди.
- Волшебная палочка указывает начало пути. Посмотрите! Вам знакомы эти предметы? Для чего они нужны? (Настольная лампа. Она нужна для освещения комнаты. Будильник. Он нужен, чтобы определить который час. Это сапоги. Мы обуваем их, когда идем на улицу, чтобы ногам было тепло и сухо. Это телефон. По нему мы разговариваем с друзьями и родными. Это шариковая ручка. Ей мы пишем буквы в тетрадях. Это пылесос. Мама убирает квартиру, чистит ковер, собирает пыль пылесосом.)
- Все верно. Это предметы, которыми мы пользуемся в настоящее время, а в прошлом такую работу помогали выполнять людям другие предметы. Посмотрите внимательно и найдите в нашем музее пары предметам, которые здесь стоят.
Воспитательница показывает на ребенка волшебной палочкой и на предмет.
- Вова, ты - настольной лампе. Дамир, ты - будильнику, Нелли - сапогам, Дима - телефону, Маша - шариковой ручке.
Дети находят предметы и ставят их рядом парами. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания. Воспитательница по очереди показывает на детей волшебной палочкой, помогая им наводящими вопросами описывать пары предметов.
- Быстро вы справились с заданием. Расскажите, что вы подобрали, какую пару. ( Я к настольной лампе подобрал свечку. Свечкой человек освещал раньше свой дом. К будильнику пара - песочные часы. При помощи песочных часов люди в прошлом узнавали время. К сапогам - лапти. Давным-давно научились люди плести лапти из лыка. Лыко вымачивали, сушили, били, получая материал из которого плели лапти. Носили их и летом и зимой. Раньше, чтобы докричаться до кого-то человек использовал рупор. А потом изобрел телефон. В прошлом люди писали гусиными перьями. Их оттачивали, как карандаши, чтобы кончик пера был острым. Макали в чернила и писали. А сейчас мы пишем шариковыми ручками. Внутри стержня есть шарик. С его помощью ручка пишет.)
- Молодцы! Очень хорошо справились с заданием. Ребята! А какая пара может быть у пылесоса? Как вы думаете? (Когда не было пылесоса люди убирали помещения при помощи щетки, веника и метлы.)
- А мы продолжаем наше путешествие. Волшебная палочка указывает куда нам отправляться дальше.
2. Беседа о посуде
Воспитательница вместе с детьми подходит к макету печки и рассматривают её. Волшебной палочкой воспитательница показывает на ребенка.
- Что это за предмет? (Это печка.)
- Для чего она нужна? (Печка обогревает жилище и в печке готовят еду.)
- А у кого из вас дома есть печка? ( Ни у кого нет.)
- А что же помогает обогревать наши квартиры? (В каждой квартире есть батареи.)
- А где же взрослые готовят пищу, если нет печки? (Пищу готовят на плите.)
- Правильно! А в нашем музее печь сохранилась, как предмет рукотворного мира.
Воспитательница волшебной палочкой показывает на скатерть, на предметы стоящие на ней: чайник, сахарница, тарелки: стеклянная, деревянная, фарфоровая, пластиковая; ложки: деревянная, металлическая, половник металлический.
-Посмотрите, что это? Какие предметы стоят на печке? (Ложки, тарелки. Чайник, сахарница. Половник.)
- Как можно назвать эти предметы одним словом? (Посуда.)
- Верно. Молодцы! Палочка - покружи! На предметы нам – покажи!
Воспитательница вращает палочку и останавливает ее на тарелке.
- Это - тарелка. Она нужна для того, чтобы класть на нее пишу. Давным-давно человек ел пищу руками и клал её на листья, опавшие с деревьев. Это очень неудобно. Человек пробовал есть из каменной тарелки. Но однажды он сумел сделать тарелку из дерева. Деревянная тарелка легкая и прочная. Прошло время и люди научились делать глиняные тарелки - из глины, стеклянные - из стекла, пластмассовые - из пластмассы. Есть золотые, серебряные, металлические и бумажные тарелки. Алёна показывает ребятам деревянную тарелку. Затем фарфоровую, стеклянную и пластиковую тарелку.
- Палочка - покружи, на предмет нам покажи.
Воспитательница вращает палочку и останавливает, показывая на ложку.
- Это - ложка. Ложкой мы едим суп, кашу. Раньше человек ел руками, но суп и кашу есть руками трудно. Человек подумал и сделал ложку из камня. Ложка была тяжелая и не очень удобная. Прошло время. Люди научились многое делать из дерева, в том числе и ложки. Они вырезали их из полена.
Воспитательница берет в руки металлическую ложку и показывает ее ребятам.
- Родина ложки - Египет. Чтобы она была красивой человек раскрасил ее яркими узорами. Ложки бывают золотыми, серебряными. А мы пользуемся металлическими ложками, потому что они прочные, удобные, легкие.
Воспитательница поднимает и показывает детям деревянную ложку.
- Ребята, посмотрите, какие красивые ложки лежат на этом подносе. А как вы думаете: можно на этих ложках играть, как на музыкальных инструментах? (Да. На деревянных ложках люди играют.)
- А музыканты называются ложкарями. Давайте попробуем сыграть на деревянных ложках. Вы играйте, а мы будем хлопать.
Воспитательница раздает детям деревянные ложки. Дети играют, остальные хлопают в ладоши.
- Вот как здорово у нас получилось! Однако, путешествие наше продолжается. Волшебная палочка указывает, куда нам надо идти.
3. Беседа об игрушках
Дети вместе с воспитательницей подходят к столу, на котором стоят игрушки, большой и маленький мячи, автомобиль, мягкая игрушка, пластмассовый кораблик и деревянная матрешка. Воспитательница показывает волшебной палочкой на детей, которые перечисляют то, что они видят.
- Известны вам эти предметы? (Обезьянка. Автомобиль. Матрешка. Мячики.)
- Как одним словом можно назвать эти предметы? (Это - игрушки.)
- Эту обезьянку зовут Черничка, потому, что шерсть у нее на спинки черная. А на животике - серая. Обезьянка сделана из меха. Она мягкая и приятная. С ней очень хорошо играть.
Воспитательница берет автомобиль, показывает ее детям и рассказывает.
- Этот автомобиль сделан из метала. Он черного цвета. У него есть колеса, руль, открывается багажник. Это легковой автомобиль он возит людей. В него нужно играть на полу.
Воспитательница берет в руки большой мяч и показывает ее детям.
- Посмотрите на эту игрушку. Это - мяч. А какого размера этот мяч? ( Мяч большой.)
- Правильно. Давайте поиграем с вами в этот большой мяч. Вставайте в круг. Я буду вам кидать мяч, а выбудете о нем рассказывать.
Дети встают в круг. Воспитательница вместе с ними. Она кидает мяч каждому ребенку, а ребенок, кидая мяч, обратно называет одно свойство мяча.
МЯЧ - красный.
МЯЧ- круглый.
МЯЧ- большой.
МЯЧ- резиновый.
МЯЧ- легкий.
МЯЧ- внутри мяча воздух.
МЯЧ- не тонет в воде.
МЯЧ- можно высоко подкинуть.
МЯЧ- в мяч играют ногами, в футбол.
МЯЧ- в мяч играют через сетку, в во-лейбол.
МЯЧ- мяч бросают в корзину, игра в баскетбол.
МЯЧ- в мяч играют головой.
МЯЧ- мяч бьют об пол.
- Замечательная игрушка! Вы молодцы! Все, верно описали. Давайте оставим мяч в нашем музее.
Воспитательница кладет мяч на место.
- Путешествие наше подошло к концу. Волшебная палочка показывает на выход из музея.
III. Заключительная часть
- Понравилось вам в нашем музее. (Да, понравилось.)
- Как называется наш музей? (Музей предметов.)
- Правильно! Спасибо вам, ребята, за ваши рассказы. А теперь нам пора уходить, музей предметов закрывается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Самое полезное ископаемое"
Презентация к НОД "Формирование целостной картины мира"...
Соль полезное ископаемое
Занятие по ознакомлению с окружающим миром...
Детям о полезных ископаемых.Базальт.
Краткое описание,распространение и применение человеком....
Мел - полезное ископаемое Брянской области.
Краткое описание, распространение и применение....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Полезные ископаемые нашего Белгородского края»
Рассказать детям о полезных ископаемых нашего родного края...
"Малахитовая шкатулка или полезные ископаемые"
-Сбор информации и иллюстративного маетриала о камнях и их использовании;-Сбор камней для создания коллекции;-Чтение уральских сказов Павла Бажова;-Научные опыты(из чего сделана Земля,исчезающий мел, ...
Картотека - "Полезные ископаемые Кемеровской области"
Картотека - " Полезные ископаемые Кемеровской области"...