Конспект занятия по познавательному развитию № 29 в средней группе Тема: «Шестиногие малыши»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по познанию в средней группе «Шестиногие малыши»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 29_shestinogie_malyshi.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию № 29

в средней группе

Тема: «Шестиногие малыши»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цель: дать представления о насекомых, их внешнем виде, повадках.

Программное содержание: расширять и уточнять знания детей  о насекомых, об их характерных признаках; развивать умение  видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи; закрепить умение соблюдать правила безопасности; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Предварительная работа: на прогулке рассмотреть божью коровку и бабочку; прочитать детям: К.Чуковский «Муха-Цокотуха», В.Бианки «Муравейник зашевелился», Н.Романова «В конце лета», Н.Сладков «Муравейник и сороконожка», «Крапивница и лимонница», Л.Толстой «О муравьях», Ю.Дмитриев «Стреляющий жук», К.Ушинский «Капустная белянка», Г.Ганейзер «Гнездо из бумаги».

Материалы и оборудование: демонстрационный – иллюстрации с изображением бабочки, божьей коровки, муравья, пчелы, мухи, комара, гусеницы, тли; кузнечик на зеленой траве, жук-короед на коре дерева, муравейник; раздаточный – пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-5 лет, цветные карандаши.

Планируемые результаты: дети имеют представления о насекомых.

Структура занятия

I

Вводная часть

 

1 мин

II

Основная часть

16 мин

1

 Игра

«Летает – не летает»

2 мин

2

Работа с пособием

«Найди насекомых и раскрась их»

2 мин

3

Работа с пособием

«Какая из божьих коровок нарисована правильно?»

2 мин

4

Физкультминутка

«Муравей»

1 мин

5

Беседа

О насекомых

2 мин

6

Физкультминутка

«Бабочки»

1 мин

7

Работа с пособием

«Какой рисунок лишний?»

2 мин

8

Работа с пособием

«Какая это сказка?»

2 мин

9

Работа с пособием

«Обведи насекомых – помощников человека»

2 мин

III

Заключительная часть

Итог

3 мин

Длительность 20 минут

Ход занятия

I. Вводная часть

- Мы с вами побывали в гостях у лесовичка в лесу, и по городу гуляли – и везде видели приход весны.

- Расскажите как вы догадались о её приходе, по каким признакам узнали весну? (Тает снег и лёд, день становится длиннее, прилетели птицы.)

- А почему птицы от нас улетали?

- С наступлением холодов попрятались насекомые, жуки, мошки, гусеницы, которыми питались птицы. А раз они вернулись, значит… (проснулись и жуки с мошками).

II. Основная часть

  1. Игра «Летает - не летает»  

- Давайте поиграем в игру «Летает – не летает». Я буду называть животное, а вы, если этот животное летает, покажете, как оно это делает, а если не летает присядете.

- Гусеница, муравей, жук, бабочка, комар.

Дети выполняют движения.

-Так кто у нас летает? (Птицы.)

- Значит, все, кто летает – и бабочка и комар – тоже птицы? (Нет, не все птицы летают, и не все, кто летает –  птицы.)

- А кто же они? Кто мне скажет, что общего между всеми этими жуками, бабочками, муравьями и мошками?

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением божьей коровки, муравья, гусеницы и бабочки.

-  Как нам обозначить их всех одной картинкой?

2. Работа с пособием (задание 1)

- Ребята, рассмотрите рисунок. Назовите всё, что не раскрашено.

- А теперь назовите только насекомых.

- Раскрасьте их.

- Чтобы лучше рассмотреть насекомых, обратимся снова к старичку-лесовичку с просьбой. Пусть он на время сделает нас совсем маленькими, как муравьи. Представьте, что вы стоите на поляне, над головой деревья шумят, под ногами молодая трава. И начинаете вы становиться всё меньше и меньше. Вот вы становитесь ростом с кустик, с травиночку, с муравья…

- Что вы видите вокруг себя?

- Трава как деревья, песчинки как большие валуны и т.д.

- Посмотрите, кто это идет? Спина красная, на ней чёрные круги,  с каждой стороны по три ноги. Это божья коровка.

3. Работа с пособием (задание 2)

- Кто нарисован на картинке?

- Как вы догадались, что это божьи коровки?

- Какая из них нарисована верно?

- Божья коровка подошла к травинке и начала есть небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля.

- Как по вашему, кто (божья коровка или тля) полезен человеку, а кто наносит вред?

- А почему божья коровка такая яркая? Ведь её очень хорошо видно на зелёном листе, её любая птица заметит.

- Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она то и отпугивает врагов.

- И почему же это существо назвали коровкой?

- А вот перед нами большая гора, а вокруг бегает огромное количество «рыжих лошадок». Кто тащит «бревно» – иголку от ёлки, кто гусеницу. Как вы думаете, кто это? (Это муравьи.)

- В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет снег, муравьи полезут греться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат не шевелясь. У них даже нет сил отстреливаться от непрошенных гостей едкой муравьиной кислотой. Но пройдёт ещё несколько дней и муравьи примутся за работу.

4. Физкультминутка

Муравей нашёл былинку.

Много было с ней хлопот,

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой её несёт…

Он сгибается под ношей,

Он ползёт уже с трудом.

Но зато какой хороший

Муравьи возводят дом!      

                              (З. Александрова)

5. Беседа

- Посмотрите, по муравейнику прыгает птица. Это дрозд. Он разгребает лапами верх муравьиной кучи, но муравьёв не ест. Он вытягивает в стороны крылья и сидит так минут десять. Многие птицы поступают также. Муравьи заползают им под крылья и быстро «вычёсывают» всё, что там скопилось, а заодно и опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой.

- Вдруг сверху раздался сильный шум: «ж-ж-ж». Летит что-то огромное, лохматое. Кто это?

- Это пчела, летит собирать сладкий сок с первых цветов, чтобы потом у нас был вкусный и очень полезный мёд. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете, почему?

- Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»

- Смотрите, солнце закрыло жёлтое облачко. Это крыло бабочки. Оно всё покрыто маленькими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если некоторые чешуйки будут стёрты, она не сможет летать и погибнет. Вы можете рассмотреть эти чешуйки только сейчас, когда вы очень малы и крыло бабочки кажется вам огромным. А когда вы снова станете своего обычного роста, то на крыльях увидите просто пыльцу, которая останется на пальцах, если взять бабочку в руки. У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьёт сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.

- А где дом у бабочки?

- У муравья дом… (муравейник).

- У пчелы… (улей).

- Нет у бабочки дома. Дом для неё – каждая шелковистая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если она живёт всего две недели. И за такое короткое время, ей надо узнать целый мир!

6. Физкультминутка

Дети изображают бабочек, легко «летают» по группе и «садятся на цветы» (приседают на корточки). Воспитатель пытается поймать бабочек, но они успевают упорхнуть от него.

- Слышите, издалека приближается другой звук «з-з-з». Издаёт его существо с очень длинным носом. Кто это?

- Это комар! Его укусы болезненные и долго зудят. Вообще комары не опасны, но причиняют много неудобств людям и домашним животным.

- Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех заметить можно.  Почему насекомые легко прячутся?

- Потому что окраска у них такая же, как и цвета тех мест, где они любят находится. Зачем им такая окраска?

- Для защиты от врагов.

Покажите детям картинки кузнечика на зелёной траве, жука короеда  на коре дерева.

7. Работа с пособием (задание 3)

- Какой рисунок лишний? Зачеркни его.

В этом задании два варианта ответа: 1) лишний воробей, так как он птица, а все остальные – насекомые, 2) лишний муравей, так как он ползает, а ве остальные летают.

- И бабочки, и  мухи, и жуки никогда не бывают «детишками». Они появляются на свет сразу «взрослыми». Вот бабочка отложила яйца, много яиц. Часть склёвывают птицы, часть унесут муравьи, мухи. А какая-то часть всё-таки уцелеет. Из них то и выйдут гусеницы. Пройдёт время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка. Зашевелится вдруг неподижная куколка, лопнет у неё на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у неё висят как мокрые тряпочки. Но пройдет час другой, крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит и вдруг… полетит.

8. Работа с пособием (задание 4)

- Какая это сказка?

- Раскрасьте насекомых, которые вам понравились.

Напомните детям, что паук не насекомое!

9. Работа с пособием (задание 4)

- Назовите насекомых, которых вы видите на рисунке.

- Кто из нарисованных насекомых полезен для человека?

- Какую пользу приносят пчелы (муравьи, божьи коровки)?

- Чем мешают человеку мухи и комары?

- Обведите насекомых, которые помогают человеку.

III. Заключительная часть

Подведение итогов занятия

- Как много мы с вами сегодня увидали! И божью коровку, и комара, и пчелу, и бабочку, и муравья. Они все такие разные! Давайте сравним божью коровку и бабочку.

- Чем они отличаются?

- А что у них общего?

- Что общего у муравья и пчелы?

- У них у всех по три ноги с каждой стороны. Всего шесть ног. И все они называются насекомыми.

- Каких ещё насекомых вы знаете? (Кузнечика, стрекозу, осу, муху.)

- Кто из них вреден человеку? (Те кто портит растения, приносят заразу, кусаются.)

- Кто полезен человеку? (Те, кто уничтожает вредителей, кто собирает вкусный и полезный мёд.)

- Давайте поблагодарим лесовичка и попросим сделать нас снова большими.

- Отгадайте загадки, и объясните, по каким признакам вы догадались, о ком идёт речь.

Летит, пищит, 

Ножки длинные тащит, 

Случай не упустит: 

Сядет и укусит. (Комар.)

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой, 

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком. (Пчела.)

Жу-жу, жу-жу,

Я на ветке лежу,

Я на ветке сижу,

Букву «Ж» всё твержу.

 Зная твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом (Жук.)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка. 

Я сорвать его хотел —. 

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

С ветки на тропинку, 

С травки на былинку

Прыгает пружинка– 

Зелёная спинка. (Кузнечик.)

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко,

Это … (божья коровка). 

В лугах без устали летаем,

Нектар цветочный собираем.

Немного времени пройдёт,

И приготовим вкусный мёд. (Пчела.)

Летит лохматенький, 

Летит за сладеньким. (Шмель, пчела.)

Кто над нами

Вверх ногами ходит

Ходит, не страшится,

Упасть не боится? (Муха.)

На поляне, возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он, 

А жильцов в нём миллион. (Муравейник.)

Он с усами, да не кот.

Он не птица, но поёт, 

Ловко скачет, но не зайка, 

Проживает на лужайке. (Кузнечик.)

Расту червячком, 

Питаюсь листком, 

Потом засыпаю, 

Себя обмотаю,

Не ем, не гляжу, 

Неподвижно лежу.

Но с новой весной

Я вдруг оживаю,

Свой дом покидаю,

Над лугом порхаю. (Гусеница, куколка, бабочка.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: "Путешествие по волшебному лесу".

Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: "Путешествие в зимний лес"

Задачи:1.     Познакомить детей с некоторыми правилами поведения в лесу;2.     Уточнить знания детей о диких животных;3.     Развить у детей...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: « Цените и берегите воду»

: Познакомить детей со свойствами воды. Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Вода и ее свойства»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе                               Тема: «Вода и ее свойс...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Моя семья».

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Моя семья».Программное содержание: ­­-Формировать у детей представление о семье как о людях, которые...