Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Бычихина Анастасия Алексеевна

Данный материал - нетрадиционная целевая прогулка, задачей которой является познакомить детей с оразом жизни птиц в зимний период, формировать экологическое сознание и бережное отношение к окружающей нас живой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tselevoy_progulki_ptitsy_zimoy.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект целевой прогулки «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать» в старшей группе


Тип занятия: групповое

Вид: целевая прогулка

Возрастная группа: старший дошкольный возраст

Цель: Изучение образа жизни и поведения птиц зимой. Привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности, закрепление понятия "зимующие птицы", оказание помощи птицам в зимний период для сохранения количества особей, развитие интереса к живой природе, воспитание экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.

Задачи:

Обучающие:

  • Закреплять знания детей о зимующих птицах, названиях, отличительных признаках, об образе жизни и предпочтении в еде; формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе.
  • Формировать экологическое сознание, поведение и ответственное отношение к окружающей среде.
  • Формировать исследовательские умения (обобщение полученных знаний).

Развивающие:

  • Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • Развивать мыслительную деятельность детей, наблюдательность, память, внимание, воображение;
  • Развивать двигательные умения: умения: умение двигаться по сигналу, развивать ловкость, быстроту реакции;
  • Пополнять и активизировать словарь детей по теме;

Воспитывающие:

  • Воспитывать уважительное отношение к природе и гуманное отношение к ее представителям, желание помогать и делать добрые дела.

Оборудование: 

Маски птиц для подвижных игр, пульверизатор с цветной водой, ведерко игрушечное, тарелочки, линейки, птичьи следы, зерновые корзинки, корм для птиц, зеленые листочки с загадками.

Ход прогулки:

1.Организационный момент (в группе)

Воспитатель читает стихотворение:

Кормушка для птиц

Кормушку папа сделал, 
Повесил за окно – 
И вот какой-то смелый 
В ней голубь ест пшено! 
Весёлые синички 
Слетелись в гости к нам, 
Я завтра этим птичкам 
Кусочек сала дам. 
Синички звонко пели, 
А после, ровно в три, 
Из леса прилетели 
Красавцы снегири! 
Забыла я игрушки, 
Смотрю теперь в окно, 
Как воробьи в кормушке 
Весь день клюют зерно… 
Ах, милые пичужки, 
Как радует ваш вид!.. 
А вдруг к моей кормушке 
Жар-птица прилетит?..
(Яна Воронец)

-Ребята, о чем это стихотворение? (о птицах, о кормушке, о том, что птиц надо кормить).

-Для чего нужны кормушки? (Кормушки нужны для того, чтобы кормить птиц).

-Из чего делают кормушки? (Из фанеры, коробок, бутылок из-под молока)

- А чем мы угощаем птиц? (зернами, салом, пшеном, хлебом, семечками).

- Для чего мы помогаем птицам (Чтобы птицы были сыты и не замерзли холодной зимой).

- Какую пользу приносят птицы (Птицы охраняют лес от вредителей, они красиво поют).

Воспитатели предлагают детям отправиться на прогулку на участок, понаблюдать за птицами, оставить им угощение.

Дети собираются на прогулку.

2.Основная часть

-Какое сейчас время года?

- Какие признаки зимы вы знаете?

-А все ли у нас на участке соответствует зимним признакам? (Дети оглядывают участок и замечают, что на некоторых кустах висят зеленые листочки. Воспитатель предлагает подойти и посмотреть. Дети подходят и видят, что на листочках написаны загадки. Воспитатель загадывает их детям.

1. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

2. Чик- чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

3. Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её. (Cорока)

4. Черненькая шапочка

Желтенькая грудка

Маленькая птичка,

А зовут её … (Cиничка)

5. Серая птица,

Меня не боится

Моргнет удивленно,

Ведь это… (Ворона)

6. Выносливая птица,

Усердно ищет корм,

И крошки подбирает,

Воркуя под окном! (Голубь)

- Как называются все эти птицы, которые остаются зимовать с нами и не улетают на юг? (Зимующие).

-Какие зимующие птицы прилетают к нашим кормушкам? (Вороны, воробьи, сороки, синицы, голуби, снегири. Воспитатель сопровождает ответы детей карточками с изображением птиц ).

- Они все одинаковые или как-то отличаются? (Все птицы отличаются по размеру, клювом, хвостами, у них разное оперенье, все по-разному поют).

Воспитатель: Давайте, мы с вами сейчас попробуем провести исследование и узнаем, какие птицы побывали на нашем участке. (Дети рассматривают следы птиц на участке, находят большие и маленькие следы, предполагают, что большие следы принадлежат вороне, галке, а маленькие – синицам, воробьям.)

Воспитатель: Почему вы предположили, что большие следы принадлежат воронам, а маленькие – воробьям и синицам? Как можно измерить эти следы? Какие птицы по вашему мнению более легкие, а какие более тяжелые? (Можно измерить следы «на глаз», можно по линейке (измеряют); птицы с большим следом-  тяжелее, так как их следы ярче видны на снегу и они глубже, птицы с маленьким следом – легче, так он бледнее и менее глубокий).

Воспитатель: А с какими трудностями сталкиваются эти птицы зимой, и как мы можем им помочь? (им не хватает еды, можем изготовить кормушки, покормить птиц).

А знаете ли вы, что большинство зимующих птиц после наступления холодов сбивается в небольшие группы или даже стаи, даже если летом они ведут одиночный образ жизни. В группе им проще выжить – обнаружив еду, одна особь сразу сообщает об этом остальным, и эта взаимовыручка здорово им помогает.

Несмотря на сокращение активности, зимой птицам приходится добывать пищу непрерывно. Большинство из них может насмерть замерзнуть всего за одну ночь, если предварительно они не поедят, так как из-за голода они не смогут поддерживать нужную температуру тела.

Воспитатель: Ребята, перед вами несколько тарелочек с разными видами корма. (Дети рассматривают тарелочки с зерном, пшеном, семечками, кусочками яблока, салом, хлебными крошками).

-Как вы думаете, что из предложенного птицы любят больше всего? (ответы детей). А вот это мы с вами узнаем на вечерней прогулке. Мы оставим все эти тарелочки с едой для птиц здесь на участке, а вечером проверим, где корма осталось совсем мало или не осталось, а где его больше.

- А сейчас немного поиграем и потом сделаем оригинальную кормушку, которую будет видно всем птицам издалека.

Проводится подвижная игра: «Где кто живёт?»

Правила игры: Дети стоят в две шеренги на расстоянии несколько шагов одна от другой. Посередине между шеренгами начертить два круга, один круг - "двор", другой - "лес". В каждой шеренге есть одинаковые "птицы". Каждый ребенок с первой шеренги выбирает себе название любой птицы, которые живут в лесу, или названия домашних птиц, которые ходят по двору. Такие же названия выбирает себе и вторая шеренга. Когда воспитатель называет птиц, дети, которые имеют названия этих птиц, быстро бегут в свой круг. Воспитатель отмечает того ребенка из пары, который быстрее добежит до круга. Когда все дети будут в кругу, игра заканчивается.

Подвижная игра «Синичка» 

Правила игры: Выбирают одного водящего, который будет мамой- синичкой. Остальные дети птенцы. Ребята встают в круг, берутся за руки и начинают идти по кругу. Мама-синичка стоит за кругом и выполняет движения, имитирующие полет птички. Дети в это время идут по кругу и произносят текст:

Покинула мама синичка гнездо.

Без мамы- синички пусто оно.

Синички-птенцы без мамы скучают,

Один за другим из гнезда вылетают.

Скорее, синичка, найди малышей.

В семейном гнезде будет всем веселей!

С окончание слов дети разъединяют руки и начинают бег в медленном темпе врассыпную по площадке. Мама- синичка по окончании слов начинает догонять и пятнать детей. Ребята, кого запятнали, уходят в своей «гнездо». В конце игры мама-синичка возвращается к птенцам, все встают в круг.

Воспитатель: Ребята, вы хорошо поиграли, размялись, а сейчас пришло время потрудиться. Мы с вами сделаем 2 снежные необычные кормушки для птиц: снеговика и ежика, которые будут угощать наших птичек кормом.

(Воспитатели делят детей на группы. Каждая группа выполняет свое задание. Первая –

дети совместно с воспитателем лепят снеговика, дают ему в руки тарелочку с семенами. Вторая – делают из снега ежика, втыкают в него семечки).

Воспитатель: Ребята, кормушки мы с вами сделали, корм положили, но снег имеет свойство таять, а до весны еще долго, поэтому мы предлагаем вам сделать с родителями кормушки и развесить их около вашего дома и нашем участке, чтобы вы могли постоянно кормить птиц самостоятельно.

Воспитатели благодарят детей за работу. Все вместе отправляются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»"

           Традицией МБ ДОУ «Детский сад № 195» компенсирующего вида стало проведение акции «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!», в рамках которой воспи...

проект "Трудно птицам зимовать! Надо птицам помогать!"

знакомство дошкольников с видовым многообразием, особенностями зимующих птиц приханкайской долины и способами помощи им в зимний период....

Проект "Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать!"

Проект направлен на формирование  экологического сознания  дошкольников,  познавательной активности. В процессе реализации проекта дети узнают о зимующих птицах нашей местности, выясняю...

Презентация проекта "Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать!"

Проект направлен на формирование  экологического сознания  дошкольников. В процессе реализации проекта дети узнают о зимующих птицах нашей местности, выясняют, чем питаются птицы зимой и как...

План - конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками во 2 младшей группе «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать».

Конспект разработан в помощь воспитателям, по ознакомлению детей с окружаещем миром, на тему : "Птицы"....

План - конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками во 2 младшей группе «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать».

Конспект разработан в помощь воспитателям, по ознакомлению детей с окружаещем миром, на тему : "Птицы"....

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...