Проект "Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать!"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Проект направлен на формирование экологического сознания дошкольников, познавательной активности. В процессе реализации проекта дети узнают о зимующих птицах нашей местности, выясняют, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, какие существуют кормушки для птиц, учатся искать информацию, проводят наблюдение, исследование, делают соответствующие выводы. Реализация проекта позволяет интегрировать знания из разных образовательных областей для решения одной проблемы и применять их на практике, осуществляя взаимодействие с педагогами и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_trudno_ptitsam_zimovat.docx | 81.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №10 «Светлячок»
Старооскольского городского округа Белгородской области
ПРОЕКТ
«Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать!»
в старшей группе №8 компенсирующей направленности
(познавательно-исследовательский)
Авторы: воспитатели
Фомина Е.Н.
Попова Р.А.
Актуальность данного проекта заключается в том, что он позволяет интегрировать знания из разных образовательных областей для решения одной проблемы и применять их на практике, осуществляя взаимодействие с педагогами и родителями; в связи с недостаточным развитием речи детей, приобщить родителей к совместному целенаправленному общению со своими детьми, рассказам об окружающем.
Участники: дети гр. №8 компенсирующей направленности (13человек), воспитатели Фомина Е.Н., Попова Р.А., родители.
Проблема: много птиц гибнет зимой: из десяти до весны доживает всего одна-две. Голодная птица не переносит даже слабых морозов.
Гипотеза: если в течение зимних холодов, постоянно подкармливать птиц, то до весны выживут многие и станут приносить больше пользы, чаще будут радовать нас своей красотой и пением.
Цель: развитие познавательного интереса у детей, стремление к самостоятельности, наблюдениям и опытам, создание условий для формирования конкретных знаний о взаимодействиях в природе, о воздействии человека на окружающую среду, формирование экологической культуры дошкольников.
Задачи:
- изучить состав зимующих птиц на территории города, детского сада; показать их красоту и многообразие, значение для человека и окружающей природы;
- выделить существенные признаки птиц, показать приспособляемость разных птиц к среде обитания, чем питаются, выявить основную проблему в жизни зимующих птиц;
- стимулировать познавательный интерес к наблюдению за жизнью
зимующих птиц; воспитывать желание оказывать помощь, создавать благоприятные условия для птиц в зимний период.
Методы и приёмы: наблюдения, эксперимент, сбор информации
(«Спроси у другого человека», «Узнай из книги», «Обратись к компьютеру»), работа с литературой, обработка собранной информации, практическая работа.
Материалы и оборудование:
Художественная литература: загадки о птицах, книги русских писателей, сказки.
Музыка: аудиозапись голосов птиц.
Иллюстрации: зимующие птицы нашего края, птицы зимой у кормушки, кормушки .
Мультимедийный проектор.
Планируемые результаты:
- умение узнавать и различать наиболее распространенных зимующих птиц нашего края;
- умение подбирать соответствующий корм для птиц;
- бережное, заботливое отношение к птицам: изготовление кормушек, подкормка;
- познавательный интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц.
Этапы работы:
I этап – подготовительный (теоретический)
Цель: постановка цели и задач проекта, обсуждение с родителями;
создание необходимых условий для реализации проекта; обоснование, предсказание путей реализации проекта
II этап – основной (выполнение проекта)
Цель: обогащение представлений о жизни зимующих птиц в нашем городе, о приспособленности, особенностях их поведения и питания; формирование практических навыков по оказанию помощи зимующим птицам через различные формы организации детской деятельности;
повысить уровень ответственности взрослых и детей за сохранение численности птиц.
Выполнение проекта в соответствии с направлениями развития детей в рамках интеграции образовательных областей и формы организации познавательной деятельности
Направления развития детей, образовательные области | Формы организации познавательной деятельности |
Социально-личностное развитие («Социализация», «Труд») | Дидактические игры : «Добавь слово», «Закончи предложение», «Голоса птиц», «Дорисуй птицу», «Это что за птица», «Чья птица дальше улетит?», «Узнай по описанию», «Накорми птицу», «Птичья столовая», «Счёт птиц» Сюжетно-ролевая игра «Магазин» (корм для птиц). Пальчиковые игры: «Кормушка», «Снегири», «Птички». Логоритмические игры: «Воробей», «Ворона» Труд 1.Подкормка птиц во время прогулки. 2.Очистка кормушек от снега, мусора. 3.Ведение дневника наблюдений за птицами, прилетающими на кормушки. Презентация кормушек |
Познавательно-речевое развитие («Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы») | Беседы: «Наши пернатые соседи» «Меню птиц» «Синичка- гостья нашего двора» «Почему птиц стало меньше» (проблемная ситуация) «Перелётные птицы» «Как птицы ведут себя зимой?» (по картине) «Скачет серый воробей» «Птицы- наши пернатые друзья» (по рассказу В.Чаплиной «Пернатые друзья») «Помощь пернатым в зимнее время» (по рассказу Л.Воронковой «Помощь птицам») Сценка «Доживём до весны» Экспериментирование : «Исследование птичьего пера» НОД: «Наша кормушка», «Птицы – наши друзья». 1. Наблюдения Ежедневные наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке, их поведение и повадки (ведение календаря наблюдений) Следы на снегу Наблюдение за синицей Наблюдние за вороной Наблюдение за голубями 2. Экскурсия в парк 3. Экспериментирование «Что необходимо, чтобы зимующие птицы перезимовали?» «Какой корм для какой птицы нужно заготовить?» «Кому для чего нужны клювы?» Чтение художественной литературы 1. «Птичья столовая», В. Бианки 2. «Растрёпанный воробей», К. Г.Паустовский 3. «Воробьишко», М. Горький 4. «Жалобы на сугробе», Н. Сладков 5. «Воробей», В. Стоянов 6. «Покормите птиц», А. Яшин. Логические задачи «Птичья столовая», «На участке детского сада». Тематическая выставка в центре книги «В. Бианки о птицах» |
Художественно-эстетическое развитие («Художественное творчество», «Музыка») | Продуктивная 1. «Птицы на кормушке»(коллективное рисование) 2. «Прилетели воробьи, вот их сколько – посмотри!» (лепка ) 3. «Как розовые яблоки на ветках снегири» (аппликация) 4. «Птицы прилетели» (конструирование оригами) 5. «Птичье кафе» (конкурс рисунков) 6. «Шапочки для подвижных игр» |
Физическое развитие («Физическая культура», «Здоровье») | Подвижные игры: «Воронята», «Птицы и автомобиль», «Стайка», «Птички и кошка», «Перелёт птиц», «Птицелов». |
Взаимодействие с семьями воспитанников | 1.Буклет «Дружно шагаем в проект» 2. Информационный лист «Чем можем - поможем» 3.Рекомендации «Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось вам встречать весну» 4.Изготовление кормушек 5. Подбор иллюстративного материала о зимующих птицах |
III этап – презентация проекта
Цель: показать практическую значимость проекта, его результативность.
- Альбом «Зимующие птицы нашего края»
- «Парад кормушек»
- Акция «Покормите птиц зимой»
- НОД «Птицы – наши друзья»
IV этап – рефлексивно-оценочный (подведение итогов)
Цель: анализ результатов проекта, оценка деятельности.
БЕСЕДЫ
«Почему птиц стало меньше?»
Цель: Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи – пищи стало меньше , поэтому улетают туда, где ее много, формировать умение различать зимующих и перелётных птиц.
Наглядный материал: картинки с изображением птиц, модели, насекомых.
- Кто это?
- Какие они?
-Они живые?
- Чем они питаются?
(Все птицы любят есть жуков и мошек).
-А как зовут эту птичку ( Показ картинк с изображением синицы)
- Чем она питается?
- Много ли сейчас насекомых?
- Зачем надо подкармливать птиц?
(Стало холодно , насекомых нет будем подкармливать птиц крошками).
- Какие птицы улетают?
- Как их называют?
- Почему они улетают?
(Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и насекомых).
- Почему синички , голубь, воробей, ворона остаются зимовать с нами?
- Так какие же птицы бывают?
«Синичка- гостья нашего двора»
Цель: формировать умение узнавать и называть синицу, расширять знания о зимующих птицах.
Наглядный материал:
Игровой персонаж мишка, модели, картинки с изображением синицы и жуков.
Воспитатель: Мишка говорит, что видел на дереве много жуков. Они большие и желтые, с черными головками.( показать модели).Кто это?
Дети: Синичка.
Воспитатель: А Мишка говорит, что это жук – он желтый и у него есть крылья. Давайте докажем , что это синичка.
Дети: У жуков шесть лапок, а у синички – две, у жуков нет клюва , а у птиц есть. Синичка- это птица.
Воспитатель: Что есть у птиц? (дети отвечают с использованием моделей)
Какого цвета у синички перышки на грудке, головке, хвостике?
Чем она питается? (Когда нет насекомых, любит клевать сало).
Воспитатель.Так почему же синичка – птичка? (ответы детей)
«Перелетные птицы»
Цель: Продолжить знакомить с причиной отлета птиц.
Наглядный материал: Картинки с изображением гуся и лебедя.
Худ. слово: стихотворение об осени.
Воспитатель задает детям вопросы.
-Вы знаете птиц?
-Они тоже собрались улетать? Почему?
-А чем они питаются? (Воспитатель : эти птицы достают пищу клювом там, где мелко, и даже со дна. Стало холодно, рачки залезли в норки, травка стала вянуть. У птиц нет корма, они улетают ( показ картинкИ). Летят они углом , ведет их вожак стаи, когда он улетает , его заменяет другая птица.
Поспевает брусника.
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
Стало в сердце грустнее.
«Как птицы ведут себя зимой?» (по картине)
Цель: уточнить и расширить знания о поведении птиц зимой.
Воспитатель задает вопросы детям :
- Что девочки положили в кормушку?
- Какие гости к ним прилетели?
- Почему прилетели птицы?
- Что за красные рубашки у снегирей?
- Какую птицу вы видите в первый раз?
- Могут ли птицы прожить без корма?
- Так почему же надо о них заботиться?
«Скачет серый воробей».
Цель: закрепить знания о птицах, их строении, образе жизни.
Наглядный материал: картинка, модель воробья, игровой персонаж Мишка.
Воспитатель: Отгадайте, дети, о ком я вам хочу рассказать: прыгает, летает, крошки собирает. Мишка говорит, что это кошка. Вы согласны с ним?
- А кошка умеет прыгать?
- А летать?
- Так про кого я рассказала?
Дети : Про воробья.
Воспитатель: Докажите птице, что это птица, а не кошка (дети отвечают с помощью моделей).
Воробей – это зверек такой?
Дети: воробей- птичка?
Воспитатель :
-Почему воробей – птичка?
-Что есть у птички? ( показать модель)
-Какого цвета грудка?
-Чем покрыто тело?
-Какого цвета перышки?
-Какого цвета шапочка?
-Что это? ( показать клюв)
-Какой клюв?
-Зачем он нужен?
-Что воробей клюет?
-Зачем нужен хвост?
-зачем воробью глазки?
-Кто у него враги?
-Могут ли птички прожить без еды?
Становится холодно. Улетают птицы , которые едят только мошек, мух и гусениц. А воробей клюет зерна и крошки, летит к домам, где живут люди, чтобы найти там какой-нибудь корм. Так кто же такой воробей?(ответы детей)
«Кормушка. Наши пернатые соседи».
Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.
Наглядный материал: кормушки для птиц.
Воспитатель:
- Что это?
-Зачем нужна кормушка?
-Для кого они нужны?
Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим кормушку, посыпем туда крошек, зерен, положим каши, кусочек сала, зерен и посмотрим, кто прилетит полакомиться.
- Что ест голубь, воробей, синичка?
- Так зачем подкармливать птиц зимой?
Давайте вспомним правила подкормки.
«Птицы - наши пернатые друзья» (по рассказу)
Цель: дополнить знания о птицах, помощи им зимой.
Наглядный материал: картинки с изображением птиц у кормушки
Худ. слово: В. Чаплина «Пернатые друзья»
Воспитатель читает детям рассказ , задаёт вопросы:
- Могут ли птицы находить себе корм?
- А почему же все птицы прилетают к нам?
- Кто первый прилетает к кормушке?
- Какие из птиц прилетают чаще всего? Почему?
- Почему в морозные дни птиц надо кормить чаще?
- Какую пользу приносят птицы людям.
«Помощь пернатым в зимнее время года»
Цель: уточнить знания о птицах и изменениях в их жизни зимой.
Худ.слово. рассказ Л.Воронковой «Помощь птицам».
Воспитатель читает детям рассказ , задает вопросы:
- Куда вышли дети?
- Для кого они несли зерно?
- Куда они насыпали зерно? Зачем?
- Почему прилетели птицы?
- Кому насыпали семечки?
- Птицы были рады?
- Так почему же надо подкармливать птиц?
Экспериментирование «Исследование птичьего пера».
Цель: научить обследовать новый предмет, закрепить знания о птицах.
Наглядный материал: картинка с изображением птицы, перо.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Кто это?
- Что есть у птицы?
- Чем покрыты ее тело и крылья?
- Зачем ей нужны перья?
- На что перья похожи?
- Что вы можете сказать о пере?
«Рассматривание птичьих следов»
Цель: научить различать птичьи следы.
Наглядный материал: рисунки птичьих следов.
Воспитатель задает вопросы
- Что это?
- Кто их оставил?
- Кто догадался?
- Чьи это следы?
-Почему у воробья следы маленькие?
- Почему тут следы кончились?
ПРАВИЛА ПОДКОРМКИ ПТИЦ
1.Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
2.Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
3.Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили;
4.Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Конспект НОД «Птицы наши друзья!»
(для детей 5-6 лет)
Цель: обобщить и систематизировать знания о зимующих птицах нашего края.
Задачи:
активизировать познавательную и речевую активность детей посредством воспроизведения в памяти мероприятий, которые были направлены на помощь зимующим птицам;
конкретизировать представления о взаимодействиях в природе, о воздействии человека на окружающий мир;
закреплять умение составлять рассказ-описание, сравнивать и обобщать, побуждать строить развёрнутое суждение, делать умозаключения, использовать активный словарь по теме;
способствовать развитию желания передавать свои знания и умения другим людям;
развивать умение различать изобразительные моменты (голоса птиц) и средства музыкальной выразительности (темп, динамику в хороводе), выразительность речи;
воспитывать бережное, заботливое отношение к природе, способность любоваться её красотой; эстетические чувства, переживания.
Оборудование: мультимедийная установка; презентация: «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать!»; аудиозапись «Голоса птиц»; шапочки синицы, воробья, сороки; семена подсолнуха, тыквы, огурца, арбуза; крупа: пшено, рис; мешочки, наполненные различным кормом для птиц, картинки зимующих птиц на магните, макет дерева.
Ход НОД
В.Выглянуло солнышко из- за синей тучки, выглянуло и залюбовалось. Сколько оно по небу ни хаживало, сколько дива дивного не видывало, а такой красоты ещё никогда не встречало. Смотрит оно на картину природы, глаз оторвать не может.
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
Д. Весной.
В. Молодцы, правильно. Скажите, а после какого времени наступает весна? Ещё пахнет талым снежком, но для тех, кто любит весну она уже наступила.
Весна – это замечательное время года, когда вся природа просыпается и оживает после долгого зимнего сна. Недаром поэты называют весну
«утром года»!
Звучит аудиозапись «Голоса птиц»
Ой, ребята, слышите, что это?
Д. Птицы поют.
В. А как вы думаете, о чём поют птицы?
Д. Радуются наступлению весны, тому, что смогли пережить холодную и голодную зиму.
Правильно, ребята, я думаю много птиц смогли пережить зимний период.
В. А как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? Назовите зимующих птиц. А благодаря кому большинство зимующих птиц доживают до весны?
Д. Мы заботились о птицах зимой.
В.А почему мы помогаем зимующим птицам? Можно ли птиц назвать нашими друзьями? Почему?
Д. Они уничтожают вредных насекомых, распространяют семена некоторых растений, украшают нашу жизнь своими песнями, радуют нас своей красотой, звонкими голосами.
В. Правильно ребята, ведь недаром композиторы и поэту сочиняют музыку и стихи о птицах.
Я думаю мы хорошо изучили их внешний вид, особенности, повадки зимующих птиц. И сейчас мы это вспомним, а поможет нам игра «Отгадай, кто я?»
Проводится игра «Отгадай, кто я?»
(Дети описывают птиц, на слайде появляется эта птица, отгадавший ребёнок берёт картинку с изображением отгаданной птицы и крепит на макете дерева)
А где ещё мы отражали свои знания о зимующих птицах? (Слайд )
А кто нам помогал собирать информацию о зимующих птицах нашего края? (Слайд )
А скажите пожалуйста, в чем ещё нам родители помогали?
Д. Кормушки мастерить.
В. А для чего мы кормушки смастерили?
Д. Мы кормушки смастерили и столовую для птиц открыли. (Слайд )
В. А сейчас мы с вами отправимся на поиски корма, но на пути нам надо преодолеть препятствия:
- «Пролезь в обруч»(под ветвями деревьев)
- «Перепрыгни через кочки» (сугроб)
- «Пройди по мостику» (подходят к столу с кормом для птиц) Слайд?... (магазин корм для птиц, наполнение кормушек кормом)
Посмотрите сколько корма! Рассмотрите внимательно. Назовите, что это? Потрогайте, обследуйте их.
Опишите семена подсолнуха и тыквы, зёрна риса и пшена, арбуза и огурца.
А сейчас мы поиграем в игру «Узнай на ощупь».
Проводится игра «Узнай на ощупь»
Скажите, какую птицу вы можете накормить своим кормом? А что мы ещё развешивали для птиц на ветках деревьев (сало для синиц).
Давайте посчитаем, сколько птиц прилетело к нашей кормушке.
Проводится пальчиковая игра «Кормушка».
Ребята, а какие правила нужно соблюдать во время подкормки птиц в зимнее время? (Слайд : наполнение кормушек кормом)
1.Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.
2.Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени.
3.Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили.
4.Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
5. Нужно следить за тем, чтобы в кормушке не было снега: очищать кормушки от снега и старого корма.
Посмотрите на слайд . (Слайд следы на снегу)
А каких птиц мы наблюдали на участке детского сада? Где фиксировали свои наблюдения? (Слайд )
А сейчас давайте посмотрим, как переживают холодную и голодную зиму птицы, как они стремятся дожить до весны.
Сценка «Доживём до весны»
Молодцы ребята, мы то с вами заботились о птицах, а как вы думаете все ли люди заботятся о зимующих птицах? А что мы с вами делали для того, чтобы как можно больше людей проявляли заботу о зимующих птицах? (Слайд: акция «Покормите птиц зимой»)
А теперь давайте обратимся с призывом о помощи зимующим птицам к нашим гостям.
Дети читают стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»
В. Зимой вы хорошо помогали птицам, а мы с вами можем как – то помочь птицам весной?
В.Дети, как говорят о перелётных птицах весной?
(птицы весну на своих крыльях принесли)
- Ребята, весну издавна любил народ, её ласково называли.
- Как её называли?
(Весна - красна)
- Ребята, Весна – это праздник пробуждения природы. Всё живое население лесов, полей, озёр, рек тянется к теплу, к солнечному свету и ждёт от Весны радости и милости.
- Давайте позовём к себе Весну! (Слайды )
Чтение потешек
Весна – весна красная, приди весна ясная
Приди весна с радостью, приди весна с милостью
С солнцем горячим, с дождём обильным
Принеси урожай в наш счастливый край.
Прилетает ласточка
- Ласточка, ласточка, милая ласточка, ты где была, ты с чем пришла?
- За морем бывала, весну добывала, несу, несу, весну - красну.
(Появляется Весна)
Идёт матушка Весна
Отворяй-ка ворота
Первым Март пришёл
Белый снег сошёл
А за ним и Апрель
Отворил окно и дверь
А уж как пришёл Май
Солнце в терем приглашай.
Весна: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуй Весна!
Ребёнок: Ну весна, как дела?
Весна: У меня уборка
Ребёнок: Для чего тебе метла?
Весна: Снег смести с пригорка
Ребёнок: Для чего тебе ручьи?
Весна: Мусор смыть с дорожки
Ребёнок: Для чего тебе лучи?
Весна: Для уборки тоже
Я лужайки подсушу
Всех Вас в гости приглашу.
Весна. А сейчас, я всех вас приглашаю в хоровод «Веснянка».
Дети водят хоровод «Веснянка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»"
Традицией МБ ДОУ «Детский сад № 195» компенсирующего вида стало проведение акции «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!», в рамках которой воспи...
проект "Трудно птицам зимовать! Надо птицам помогать!"
знакомство дошкольников с видовым многообразием, особенностями зимующих птиц приханкайской долины и способами помощи им в зимний период....
Презентация проекта "Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать!"
Проект направлен на формирование экологического сознания дошкольников. В процессе реализации проекта дети узнают о зимующих птицах нашей местности, выясняют, чем питаются птицы зимой и как...
План - конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками во 2 младшей группе «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать».
Конспект разработан в помощь воспитателям, по ознакомлению детей с окружаещем миром, на тему : "Птицы"....
План - конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками во 2 младшей группе «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать».
Конспект разработан в помощь воспитателям, по ознакомлению детей с окружаещем миром, на тему : "Птицы"....
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...