ПРОЕКТ «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ИГРУШКИ»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Романова Оксана Николаевна

 В  настоящее время важнейшей составной частью воспитательного – образовательного процесса и предметно – пространственной среды в детском саду являются всевозможные игры и игрушки. При помощи игрушки, ребенок исследует окружающий мир, у ребенка происходит формирование и реализация творческих способностей. Игрушка помогает ребенку выражать свои чувства, эмоции, учит общаться и познавать себя.

Подбор игрушек – дело очень серьезное и ответственное, так как не все игрушки пригодны для использования детьми. Они могут нанести вред ребенку, его эмоциональному состоянию, вызвать раздражение и даже депрессию. От успешного решения этой проблемы зависит многое и настроение ребенка, и прогресс в его развитие. 

Целью данного проекта является расширение, обогащение и систематизация знаний детей об игрушках, сформировать представления детей о различных видах  игрушек, способах игры с ними, материалах, их которых они изготовлены. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx41.35 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ИГРУШКИ»

Авторы проекта:

Воспитатель старшей группы № 12

 Романова О.Н.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

Сроки реализации: 07.11.23 – 22.12.23

Вид проекта: долгосрочный, информационно-творческий, групповой.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.

Актуальность проекта

В настоящее время важнейшей составной частью воспитательного – образовательного процесса и предметно – пространственной среды в детском саду являются всевозможные игры и игрушки. При помощи игрушки, ребенок исследует окружающий мир, у ребенка происходит формирование и реализация творческих способностей. Игрушка помогает ребенку выражать свои чувства, эмоции, учит общаться и познавать себя.

Подбор игрушек – дело очень серьезное и ответственное, так как не все игрушки пригодны для использования детьми. Они могут нанести вред ребенку, его эмоциональному состоянию, вызвать раздражение и даже депрессию. От успешного решения этой проблемы зависит многое и настроение ребенка, и прогресс в его развитие. 

Проблема.

 В современном обществе многие родители начинают, как можно раньше развивать своих детей, покупая всевозможные развивающие игры и игрушки, водят детей в различные развивающие центры. Однако, очень скоро после покупки выясняется, что ребенок не желает или не может использовать игрушку по ее прямому назначению.  Ведь прежде всего ребенок должен научиться творить и выражать результаты своего творчества собственными знаковыми системами. Развивающие игрушки – это хорошо, но при этом неплохо было бы родителям взять обычную куклу, коляску и просто поиграть с ребёнком – тем самым научить его взаимодействовать с новой игрушкой.

Еще хочется отметить, что у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

 Некоторые же родители, вообще не задумываются на тем, какие игрушки они покупают детям, и в арсенале у ребёнка появляются различные страшные монстры, злобные роботы и др).  Игрушка – это не просто забава! Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и её развитие в целом.

Цель проекта: Расширять, обогащать и систематизировать знания детей об игрушках.

Задачи проекта:

Для детей:

  • Дать детям представление о различных видах игрушек, способах игры с ними, материалах, из которых их изготавливают, учить выделять их составные части.
  • Развивать познавательные интересы детей, потребности в познании культурно-исторических ценностей русского народа посредством ознакомления с изготовления игрушек в древности;
  • Формировать знания и представления детей о народной игрушке, знакомить с разнообразием русских народных игрушек;
  • Расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений о русской народной культуре;
  • Формировать интерес к самостоятельному изготовлению игрушек.
  • Воспитывать у детей бережное, эмоционально-эстетическое отношение к игрушкам.
  • Обогащать и расширять словарный запас детей, развивать связную речь, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки.
  • Способствовать единению детей и их родителей, получению ими удовольствия от общения друг с другом.
  • Развивать логического мышления и память.
  • Формировать умение передавать свои впечатления в продуктивной деятельности, игровой и других видах детской деятельности;
  • Воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость.
  • Развивать творческую активность, внимание, воображение;

Для родителей:

  • Развивать познавательный интерес;
  • Повышать педагогическую компетентность родителей; 
  • Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта;
  • Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
  • Поиск новых форм взаимодействия педагогов и родителей

Методы и приемы:

  • Непосредственная образовательная деятельность
  • Чтение художественной литературы
  • Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов
  • Участие в игровой деятельности
  • Самостоятельная деятельность
  • Проведение ситуативных бесед
  • Продуктивная деятельность
  • Музыкально – ритмические движения
  • Заучивание стихов, песен
  • Посещение музея

Предполагаемый результат.

Дети:

  • Усвоение детьми представлений о разнообразии мира игрушек;
  • Воспитание любви к народному искусству России, интерес к национальным традициям и обычаям.
  • Дети имеют представления о народных игрушках, их видах, о народно - прикладном искусстве.
  • Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности;
  • Использование разнообразных форм выразительности речи в разных видах деятельности и в повседневной жизни.
  • Ребенок умеет сотрудничать в паре, коллективе, отражать в игре знания, накопленные в процессе реализации проекта.

Родители:

  • Появление душевной атмосферы, доверительных отношений в семьях воспитанников.
  • Повышение педагогической грамотности родителей
  • Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
  • Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой.
  • Повысился уровень заинтересованности родителей в формировании начальных духовно-нравственных представлений детей
  • Повысился уровень практических навыков детей и родителей, совершенствование стиля партнерских отношений
  • Взаимодействуют с педагогами по вопросам воспитания.
  • Проявляют активное желание участвовать в жизни детского сада.

Стратегия реализации проекта.

      Наш проект проводился в три этапа: подготовительный, организационно-практический и заключительный.  Вся работа велась в двух направлениях: работа с детьми и работа с родителями.

      Образовательные области по ФГОС ДО: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.

Что мы знаем про это?

Что мы хотим узнать?

Как мы узнаем?

Дети любят играть в игрушки.

Игрушки продаются в магазине.

Игрушки бывают разные.

Игрушка может сломаться.

Игрушки нужно беречь и убирать.

Игрушки дарят на день рождения.

Игрушками весело играть с друзьями.

Кто делает игрушки?

В какие игрушки играли родители, когда были маленькими?

Из чего делают игрушки?

Как самому сделать игрушку и из чего?

В какие игрушки играют в других странах?

Как может помочь игрушка?

Что делают игрушки, когда мы уходим домой из дет. cада?

Спросить у родителей, у бабушки, у дедушки и пр…

Прочитать книгу про игрушки, энциклопедию

Посмотреть мультфильмы об игрушках.

Создать музей игрушек.

Посетить Музей игрушки.

Этапы проекта:

1 этап - подготовительный. Разработка проекта.

Определение уровня знаний детей об игрушках.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Выбор форм работы

Изучение интернет - ресурсов по теме проекта.

Подбор наглядно-дидактических пособий, художественной литературы, необходимого методического и демонстрационного материала

Подготовка материала для художественно – творческой деятельности

Подбор двигательных упражнений и подвижных игр

Разработка плана работы с детьми по проекту в образовательной деятельности и режимных моментах.

Анкетирование родителей: «Какие игрушки нужны вашим детям?»

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

Разработка тем НОД.

Продумывание творческих заданий для детей и родителей.  Игра «Интервью». Предложить детям расспросить родителей была ли в их детстве любимая игрушка.

Подбор материалов, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности.

Подготовка к посещению музея.

Оснащение развивающей среды:

Литературный центр «Почитай-ка»: Чтение художественной литературы Эдуард Успенский «Крокодил Гена и его друзья», стих А. Барто «Игрушки», Я. Тайц «Кубик на кубик», В. Шипунова «Мячик», чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства», оформление картотеки загадок «Игрушки», аудиосказки: Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы», Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Э. Гофман  «Щелкунчик и мышиный король», Мамин-Сибиряк «Ванькины именины», В. Сутеев «Зайкин кораблик»

Центр познавательно-речевого развития «Почемучки»: счетные палочки для выкладывания по схеме; Дидактические игры: «Наведем порядок в шкафу», «Сделай из геометрических фигур» (блоки Дьенеша), «Сложи игрушку из палочек», «Почини игрушку»», «Так бывает или нет?», «Что сначала, что потом», «Четвёртый лишний», «Разложи по порядку» и пр.

Создан мими-музей (в коробке) «Такие разные игрушки»

ИЗО-студия «Умелые ручки»: трафареты, обводки, книжки-раскраски.

Центр сюжетно-ролевых игр «Поиграй со мной»: элементы костюмов для драматизации, пополнение кухни (посуда, муляжи…), набор «Мамины помощники», гараж, машинки, мячи,

Центр здоровья и спорта «Здоровей-ка»: комплексы утренней гимнастики с упражнениями по теме проекта; картотека подвижных игр, пальчиковой гимнастики и физкультминуток, танцев.

2 этап - основной. Выполнение проекта.

Социально-коммуникативное развитие.

Беседы: «Моя любимая игрушка», «История возникновения первой игрушки», «Зачем нужны игрушки?»,

Дидактические игры: «Один–много», «Чего не хватает», «Чудесный мешочек», «Найди игрушку такого же цвета/формы», «Узнай на ощупь», «Найди по описанию», «Что изменилось»; «Кто скорее соберет игрушки», «Одень куклу», «Какой игрушки не стало»,

Организация сюжетно-ролевых игр «Магазин игрушек», «Купание игрушек», «Гараж», «Стройка», «Мастерская игрушек»

Настольно – печатные игры: «Лото» «Найди пару» «Собери пазл»

Хозяйственно-бытовой труд (мытье игрушек, стирка кукольного белья).

Создание условий для решения игровых ситуаций: «Почему игрушка сломалась?», «Кто сделал игрушки», «Почему игрушки плачут?», «Наши куклы», «В магазине игрушек», «Городок игрушек», «В группу принесли новую игрушку».

Познавательное развитие.

  • НОД: «Русские народные игрушки деревни Филимоново»,
  • НОД «Путешествие в прошлое игрушки»,
  • НОД «На фабрике игрушек»

Просмотр альбома «Народные промыслы – игрушки»

Показ презентаций: «Матрешка» «В гости к дымковской игрушке», «На фабрике игрушек»

Беседы: «История возникновения матрешки», «Дымковская роспись», «Быт и традиции русского народа», «Дымковская барыня», «Русские народные игрушки: матрешка, дымковская барыня, гжельская и хохломская посуда, музыкальные инструменты.», «Из какого материала делают игрушки?», «Игрушки разных стран и народов», «Новогодние игрушки»

Выставка игрушек «Моя любимая игрушка»;

Наблюдения на прогулке за играми младших детей;

Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок, тематических альбомов по данной теме;

Дидактические игры: «Наведем порядок в шкафу», «Сделай из геометрических фигур» (блоки Дьенеша), «Сложи игрушку из палочек», «Почини игрушку»», «Сложи матрешку», «Что сначала, что потом», «Четвёртый лишний», «Разложи по порядку», «Сосчитай матрешек», «Которая по счету матрешка спряталась» и пр.

Речевое развитие.

  • НОД Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим дом» Ушакова
  • НОД: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Новый год на пороге» О.С. Гомзяк;
  • НОД «Составление описательных рассказов о народной игрушке с использованием мнемо-моделей», «В магазине игрушек»

Беседы: «Какие игрушки есть у тебя дома?», «В какие игры ты играешь?»

Дидактические игры: «Опиши любимую игрушку по плану» «Доскажи словечко», «Найди отличия», «Какой, какая, какие», «Скажи наоборот», «Узнай по описанию», «Подумай и назови», «Сравни игрушки», «Кто лишний», «Назови картинки», «Сложи картинку и сочини рассказ»,

Составление описательного рассказа по схеме «Моя любимая игрушка», рассказа по сюжетной картинке, рассказа по серии сюжетных картин, составление загадок об игрушке.;

Чтение художественной литературы: Ч. Янчарский «В магазине игрушек», В. Карасева «Подружки»; Чтение стихотворения Д.Хармса «Игра», Е.Шаламонова «Стихи об игрушках», А. Барто из цикла «Игрушки», В. Шипунова «Мячик», Л. Толстой «Была у Насти кукла», Н. Матвеева «Я леплю из пластилина», Е. Благинина «Лодочки»;

Отгадывание загадок об игрушках, чтение поговорок, пословиц на тему проекта

Художественно-эстетическое развитие.

НОД: Аппликация: «Снежинка - веселинка» (открытка маме на праздник)

НОД: Рисование: «Петушок – золотой гребешок» (филимоновская игрушка)

           Рисование: «Весёлые матрёшки» (хохлома)

НОД: Лепка «Пылесос»,

           Лепка на картоне – игрушка на Ёлку «Волшебный шар»

Рассматривание иллюстраций и картинок народной игрушки: «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Русская матрешка», «Барыня»

Дидактические упражнения: «Дорисуй игрушку», «Игрушки в волшебной стране» (творческое рисование игрушек), «Обведи по точкам».

Разучивание танца с куколкой «Куколка танцует», с дождиком серебристым «Зимушка зима», разучивание танцевальных движений для игры - драматизации сказки «Волк и семеро козлят на новый лад», изготовление масок и атрибутов.

Слушание музыкальных произведений из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Деревянные солдатики», «Игра в лошадки», «Новая кукла», «Болезнь куклы», пьесы для фортепиано «Куколки» А. Лядова, Д. Шестаковича «Шарманка», «Танцы кукол»

Конструирование «Домик для игрушки» (из строительного материала), игры с лего-конструктором «Собери игрушку»

Физическое развитие.

Игры разной интенсивности: «Мы игрушки постираем», «Найди игрушку и промолчи», «Накрываем на стол», «Мой веселый звонкий мяч», «Догони мяч», «Зайцы и волк!», «Лошадки», «Море волнуется раз», «Ручеек!», «Перелёт птиц», «Гуси-гуси»

Проведение пальчиковой гимнастики «Игрушка»; «Мы играем», «Сколько у меня игрушек»

Физкультминутки: «Мы веселые матрешки», «Раз-два-три»

Работа с родителями:

Оформление папки – передвижки: «Какие игрушки нужны детям», «Игрушка в жизни ребенка»

Консультация «Поиграй со мной»; «Безопасные игрушки»

Беседы с родителями на темы: «Как научить ребенка беречь и убирать игрушки?», «Почему не нужно приносить домашние игрушки в детский сад».

Обеспечить воспитателей фотографиями: семейными и где дети играют со своими любимыми игрушками, убирают их.

Привлечение родителей к оформлению мини-музея игрушек

Рекомендовано посмотреть дома мультфильмы «История игрушек», «Старая кукла».

Предложить родителям рассказать детям о своих любимых игрушках.

3 этап. Заключительный.

Оформление паспорта проекта.

Оформление мини-музея «Такие разные игрушки»

Организация совместного итогового мероприятия по проекту – посещение экскурсии Российского Этнографического музея – игровой программы «Все по лавочкам сидят – кашу масляну едят!»

Написание статьи по итогам работы над проектом на сайт ГБДОУ.

Деятельность родителей в реализации проекта

Помощь педагогам в подборе научно-популярной литературы, интересной информации.

Беседы с детьми.

Оснащение группы игрушками – и атрибутами для сюжетно-ролевых игр.

Чтение научно-популярной и художественной литературы детям.

Рассматривание иллюстраций по теме проекта, фильмов и мультфильмов на заданную тематику.

Выполнение домашних заданий совместно с детьми.

Помощь в организации посещения музея, оформлении мини-музея.

Результаты реализации проекта:

 Дети:

• смогли подтвердить и опровергнуть, выдвинутые ранее гипотезы;

• научились рисовать, обводить по точкам и дорисовывать игрушки;

• выучили стихи и загадки;

• научились собирать разрезные картинки;

• делать игрушки из бумаги;

• начали общаться друг с другом во время сюжетно-ролевых игр;

• познакомились с новыми словами и узнали их значение;

• овладели знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;

• стали бережнее относиться к игрушкам.

Родители:

• получили возможность узнать о том, чем занимается ребенок в детском саду, и принять активное участие в жизни группы;

• смогли реализовать свои творческие возможности;

• повысили свою компетентность при выборе игрушек.1

Список используемых источников:

  1. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, №3. – 8–15 с.
  2. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, №9. – 82 –85 с.
  3. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д. В. – М.: Просвещение, 1979. – 27–36
  4. Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, №2. – 20–24 с.
  5. «Игра дошкольника» (под редакцией С. Л. Новосёловой) Москва «Просвещение»1989.
  6. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. – М.: Просвещение, 1980. – 64
  7. Коссаковская, Е. А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя детского сада. [Текст] / Е. А. Коссаковская – М.: Просвещение, 1980

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИКАХ РИСОВАНИЯ ПУТЁМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ТАКИЕ РАЗНЫЕ РЫБЫ»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Бурные перемены в нашей жизни ставят перед педагогами задачу формирования личности творческой, способной испо...

Презентация на тему: Такие разные игрушки

Важнейшей  составной частью образовательной среды является игра и игрушка. Игрушки для ребёнка – это «среда», которая позволяет выражать чувства, исследовать окружающий мир, фор...

Проект Такие разные игрушки

краткосрочный, позновательно-творческий вид проекта...

Такие разные игрушки

Об игрушках для дошколят...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию по теме "Такие разные игрушки" в старшей группе

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию по теме "Такие разные игрушки" в старшей группе...

Проект "Такие разные игрушки"

Актуальность проекта.Анализ опроса детей и родителей показал, что современный ребёнок ориентирован на куклы и игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о разнообразии...

Консультация для родителей «Такие разные игрушки»

Игрушка - это специально предназначенный предмет для детских игр, который помогает ребенку осуществлять свой замысел, приближает игру к действительности. Правильный подбор игрушки - серьезное дело....