ПРОЕКТ «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ИГРУШКИ»
проект по окружающему миру (старшая группа)
В настоящее время важнейшей составной частью воспитательного – образовательного процесса и предметно – пространственной среды в детском саду являются всевозможные игры и игрушки. При помощи игрушки, ребенок исследует окружающий мир, у ребенка происходит формирование и реализация творческих способностей. Игрушка помогает ребенку выражать свои чувства, эмоции, учит общаться и познавать себя.
Подбор игрушек – дело очень серьезное и ответственное, так как не все игрушки пригодны для использования детьми. Они могут нанести вред ребенку, его эмоциональному состоянию, вызвать раздражение и даже депрессию. От успешного решения этой проблемы зависит многое и настроение ребенка, и прогресс в его развитие.
Целью данного проекта является расширение, обогащение и систематизация знаний детей об игрушках, сформировать представления детей о различных видах игрушек, способах игры с ними, материалах, их которых они изготовлены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 41.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ИГРУШКИ»
Авторы проекта:
Воспитатель старшей группы № 12
Романова О.Н.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
Сроки реализации: 07.11.23 – 22.12.23
Вид проекта: долгосрочный, информационно-творческий, групповой.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.
Актуальность проекта
В настоящее время важнейшей составной частью воспитательного – образовательного процесса и предметно – пространственной среды в детском саду являются всевозможные игры и игрушки. При помощи игрушки, ребенок исследует окружающий мир, у ребенка происходит формирование и реализация творческих способностей. Игрушка помогает ребенку выражать свои чувства, эмоции, учит общаться и познавать себя.
Подбор игрушек – дело очень серьезное и ответственное, так как не все игрушки пригодны для использования детьми. Они могут нанести вред ребенку, его эмоциональному состоянию, вызвать раздражение и даже депрессию. От успешного решения этой проблемы зависит многое и настроение ребенка, и прогресс в его развитие.
Проблема.
В современном обществе многие родители начинают, как можно раньше развивать своих детей, покупая всевозможные развивающие игры и игрушки, водят детей в различные развивающие центры. Однако, очень скоро после покупки выясняется, что ребенок не желает или не может использовать игрушку по ее прямому назначению. Ведь прежде всего ребенок должен научиться творить и выражать результаты своего творчества собственными знаковыми системами. Развивающие игрушки – это хорошо, но при этом неплохо было бы родителям взять обычную куклу, коляску и просто поиграть с ребёнком – тем самым научить его взаимодействовать с новой игрушкой.
Еще хочется отметить, что у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Некоторые же родители, вообще не задумываются на тем, какие игрушки они покупают детям, и в арсенале у ребёнка появляются различные страшные монстры, злобные роботы и др). Игрушка – это не просто забава! Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и её развитие в целом.
Цель проекта: Расширять, обогащать и систематизировать знания детей об игрушках.
Задачи проекта:
Для детей:
- Дать детям представление о различных видах игрушек, способах игры с ними, материалах, из которых их изготавливают, учить выделять их составные части.
- Развивать познавательные интересы детей, потребности в познании культурно-исторических ценностей русского народа посредством ознакомления с изготовления игрушек в древности;
- Формировать знания и представления детей о народной игрушке, знакомить с разнообразием русских народных игрушек;
- Расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений о русской народной культуре;
- Формировать интерес к самостоятельному изготовлению игрушек.
- Воспитывать у детей бережное, эмоционально-эстетическое отношение к игрушкам.
- Обогащать и расширять словарный запас детей, развивать связную речь, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки.
- Способствовать единению детей и их родителей, получению ими удовольствия от общения друг с другом.
- Развивать логического мышления и память.
- Формировать умение передавать свои впечатления в продуктивной деятельности, игровой и других видах детской деятельности;
- Воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость.
- Развивать творческую активность, внимание, воображение;
Для родителей:
- Развивать познавательный интерес;
- Повышать педагогическую компетентность родителей;
- Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта;
- Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
- Поиск новых форм взаимодействия педагогов и родителей
Методы и приемы:
- Непосредственная образовательная деятельность
- Чтение художественной литературы
- Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов
- Участие в игровой деятельности
- Самостоятельная деятельность
- Проведение ситуативных бесед
- Продуктивная деятельность
- Музыкально – ритмические движения
- Заучивание стихов, песен
- Посещение музея
Предполагаемый результат.
Дети:
- Усвоение детьми представлений о разнообразии мира игрушек;
- Воспитание любви к народному искусству России, интерес к национальным традициям и обычаям.
- Дети имеют представления о народных игрушках, их видах, о народно - прикладном искусстве.
- Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности;
- Использование разнообразных форм выразительности речи в разных видах деятельности и в повседневной жизни.
- Ребенок умеет сотрудничать в паре, коллективе, отражать в игре знания, накопленные в процессе реализации проекта.
Родители:
- Появление душевной атмосферы, доверительных отношений в семьях воспитанников.
- Повышение педагогической грамотности родителей
- Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
- Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой.
- Повысился уровень заинтересованности родителей в формировании начальных духовно-нравственных представлений детей
- Повысился уровень практических навыков детей и родителей, совершенствование стиля партнерских отношений
- Взаимодействуют с педагогами по вопросам воспитания.
- Проявляют активное желание участвовать в жизни детского сада.
Стратегия реализации проекта.
Наш проект проводился в три этапа: подготовительный, организационно-практический и заключительный. Вся работа велась в двух направлениях: работа с детьми и работа с родителями.
Образовательные области по ФГОС ДО: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.
Что мы знаем про это? | Что мы хотим узнать? | Как мы узнаем? |
Дети любят играть в игрушки. Игрушки продаются в магазине. Игрушки бывают разные. Игрушка может сломаться. Игрушки нужно беречь и убирать. Игрушки дарят на день рождения. Игрушками весело играть с друзьями. | Кто делает игрушки? В какие игрушки играли родители, когда были маленькими? Из чего делают игрушки? Как самому сделать игрушку и из чего? В какие игрушки играют в других странах? Как может помочь игрушка? Что делают игрушки, когда мы уходим домой из дет. cада? | Спросить у родителей, у бабушки, у дедушки и пр… Прочитать книгу про игрушки, энциклопедию Посмотреть мультфильмы об игрушках. Создать музей игрушек. Посетить Музей игрушки. |
Этапы проекта:
1 этап - подготовительный. Разработка проекта.
Определение уровня знаний детей об игрушках.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Выбор форм работы
Изучение интернет - ресурсов по теме проекта.
Подбор наглядно-дидактических пособий, художественной литературы, необходимого методического и демонстрационного материала
Подготовка материала для художественно – творческой деятельности
Подбор двигательных упражнений и подвижных игр
Разработка плана работы с детьми по проекту в образовательной деятельности и режимных моментах.
Анкетирование родителей: «Какие игрушки нужны вашим детям?»
Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
Разработка тем НОД.
Продумывание творческих заданий для детей и родителей. Игра «Интервью». Предложить детям расспросить родителей была ли в их детстве любимая игрушка.
Подбор материалов, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности.
Подготовка к посещению музея.
Оснащение развивающей среды:
Литературный центр «Почитай-ка»: Чтение художественной литературы Эдуард Успенский «Крокодил Гена и его друзья», стих А. Барто «Игрушки», Я. Тайц «Кубик на кубик», В. Шипунова «Мячик», чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства», оформление картотеки загадок «Игрушки», аудиосказки: Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы», Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Э. Гофман «Щелкунчик и мышиный король», Мамин-Сибиряк «Ванькины именины», В. Сутеев «Зайкин кораблик»
Центр познавательно-речевого развития «Почемучки»: счетные палочки для выкладывания по схеме; Дидактические игры: «Наведем порядок в шкафу», «Сделай из геометрических фигур» (блоки Дьенеша), «Сложи игрушку из палочек», «Почини игрушку»», «Так бывает или нет?», «Что сначала, что потом», «Четвёртый лишний», «Разложи по порядку» и пр.
Создан мими-музей (в коробке) «Такие разные игрушки»
ИЗО-студия «Умелые ручки»: трафареты, обводки, книжки-раскраски.
Центр сюжетно-ролевых игр «Поиграй со мной»: элементы костюмов для драматизации, пополнение кухни (посуда, муляжи…), набор «Мамины помощники», гараж, машинки, мячи,
Центр здоровья и спорта «Здоровей-ка»: комплексы утренней гимнастики с упражнениями по теме проекта; картотека подвижных игр, пальчиковой гимнастики и физкультминуток, танцев.
2 этап - основной. Выполнение проекта.
Социально-коммуникативное развитие.
Беседы: «Моя любимая игрушка», «История возникновения первой игрушки», «Зачем нужны игрушки?»,
Дидактические игры: «Один–много», «Чего не хватает», «Чудесный мешочек», «Найди игрушку такого же цвета/формы», «Узнай на ощупь», «Найди по описанию», «Что изменилось»; «Кто скорее соберет игрушки», «Одень куклу», «Какой игрушки не стало»,
Организация сюжетно-ролевых игр «Магазин игрушек», «Купание игрушек», «Гараж», «Стройка», «Мастерская игрушек»
Настольно – печатные игры: «Лото» «Найди пару» «Собери пазл»
Хозяйственно-бытовой труд (мытье игрушек, стирка кукольного белья).
Создание условий для решения игровых ситуаций: «Почему игрушка сломалась?», «Кто сделал игрушки», «Почему игрушки плачут?», «Наши куклы», «В магазине игрушек», «Городок игрушек», «В группу принесли новую игрушку».
Познавательное развитие.
- НОД: «Русские народные игрушки деревни Филимоново»,
- НОД «Путешествие в прошлое игрушки»,
- НОД «На фабрике игрушек»
Просмотр альбома «Народные промыслы – игрушки»
Показ презентаций: «Матрешка» «В гости к дымковской игрушке», «На фабрике игрушек»
Беседы: «История возникновения матрешки», «Дымковская роспись», «Быт и традиции русского народа», «Дымковская барыня», «Русские народные игрушки: матрешка, дымковская барыня, гжельская и хохломская посуда, музыкальные инструменты.», «Из какого материала делают игрушки?», «Игрушки разных стран и народов», «Новогодние игрушки»
Выставка игрушек «Моя любимая игрушка»;
Наблюдения на прогулке за играми младших детей;
Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок, тематических альбомов по данной теме;
Дидактические игры: «Наведем порядок в шкафу», «Сделай из геометрических фигур» (блоки Дьенеша), «Сложи игрушку из палочек», «Почини игрушку»», «Сложи матрешку», «Что сначала, что потом», «Четвёртый лишний», «Разложи по порядку», «Сосчитай матрешек», «Которая по счету матрешка спряталась» и пр.
Речевое развитие.
- НОД Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим дом» Ушакова
- НОД: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Новый год на пороге» О.С. Гомзяк;
- НОД «Составление описательных рассказов о народной игрушке с использованием мнемо-моделей», «В магазине игрушек»
Беседы: «Какие игрушки есть у тебя дома?», «В какие игры ты играешь?»
Дидактические игры: «Опиши любимую игрушку по плану» «Доскажи словечко», «Найди отличия», «Какой, какая, какие», «Скажи наоборот», «Узнай по описанию», «Подумай и назови», «Сравни игрушки», «Кто лишний», «Назови картинки», «Сложи картинку и сочини рассказ»,
Составление описательного рассказа по схеме «Моя любимая игрушка», рассказа по сюжетной картинке, рассказа по серии сюжетных картин, составление загадок об игрушке.;
Чтение художественной литературы: Ч. Янчарский «В магазине игрушек», В. Карасева «Подружки»; Чтение стихотворения Д.Хармса «Игра», Е.Шаламонова «Стихи об игрушках», А. Барто из цикла «Игрушки», В. Шипунова «Мячик», Л. Толстой «Была у Насти кукла», Н. Матвеева «Я леплю из пластилина», Е. Благинина «Лодочки»;
Отгадывание загадок об игрушках, чтение поговорок, пословиц на тему проекта
Художественно-эстетическое развитие.
НОД: Аппликация: «Снежинка - веселинка» (открытка маме на праздник)
НОД: Рисование: «Петушок – золотой гребешок» (филимоновская игрушка)
Рисование: «Весёлые матрёшки» (хохлома)
НОД: Лепка «Пылесос»,
Лепка на картоне – игрушка на Ёлку «Волшебный шар»
Рассматривание иллюстраций и картинок народной игрушки: «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Русская матрешка», «Барыня»
Дидактические упражнения: «Дорисуй игрушку», «Игрушки в волшебной стране» (творческое рисование игрушек), «Обведи по точкам».
Разучивание танца с куколкой «Куколка танцует», с дождиком серебристым «Зимушка зима», разучивание танцевальных движений для игры - драматизации сказки «Волк и семеро козлят на новый лад», изготовление масок и атрибутов.
Слушание музыкальных произведений из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Деревянные солдатики», «Игра в лошадки», «Новая кукла», «Болезнь куклы», пьесы для фортепиано «Куколки» А. Лядова, Д. Шестаковича «Шарманка», «Танцы кукол»
Конструирование «Домик для игрушки» (из строительного материала), игры с лего-конструктором «Собери игрушку»
Физическое развитие.
Игры разной интенсивности: «Мы игрушки постираем», «Найди игрушку и промолчи», «Накрываем на стол», «Мой веселый звонкий мяч», «Догони мяч», «Зайцы и волк!», «Лошадки», «Море волнуется раз», «Ручеек!», «Перелёт птиц», «Гуси-гуси»
Проведение пальчиковой гимнастики «Игрушка»; «Мы играем», «Сколько у меня игрушек»
Физкультминутки: «Мы веселые матрешки», «Раз-два-три»
Работа с родителями:
Оформление папки – передвижки: «Какие игрушки нужны детям», «Игрушка в жизни ребенка»
Консультация «Поиграй со мной»; «Безопасные игрушки»
Беседы с родителями на темы: «Как научить ребенка беречь и убирать игрушки?», «Почему не нужно приносить домашние игрушки в детский сад».
Обеспечить воспитателей фотографиями: семейными и где дети играют со своими любимыми игрушками, убирают их.
Привлечение родителей к оформлению мини-музея игрушек
Рекомендовано посмотреть дома мультфильмы «История игрушек», «Старая кукла».
Предложить родителям рассказать детям о своих любимых игрушках.
3 этап. Заключительный.
Оформление паспорта проекта.
Оформление мини-музея «Такие разные игрушки»
Организация совместного итогового мероприятия по проекту – посещение экскурсии Российского Этнографического музея – игровой программы «Все по лавочкам сидят – кашу масляну едят!»
Написание статьи по итогам работы над проектом на сайт ГБДОУ.
Деятельность родителей в реализации проекта
Помощь педагогам в подборе научно-популярной литературы, интересной информации.
Беседы с детьми.
Оснащение группы игрушками – и атрибутами для сюжетно-ролевых игр.
Чтение научно-популярной и художественной литературы детям.
Рассматривание иллюстраций по теме проекта, фильмов и мультфильмов на заданную тематику.
Выполнение домашних заданий совместно с детьми.
Помощь в организации посещения музея, оформлении мини-музея.
Результаты реализации проекта:
Дети:
• смогли подтвердить и опровергнуть, выдвинутые ранее гипотезы;
• научились рисовать, обводить по точкам и дорисовывать игрушки;
• выучили стихи и загадки;
• научились собирать разрезные картинки;
• делать игрушки из бумаги;
• начали общаться друг с другом во время сюжетно-ролевых игр;
• познакомились с новыми словами и узнали их значение;
• овладели знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
• стали бережнее относиться к игрушкам.
Родители:
• получили возможность узнать о том, чем занимается ребенок в детском саду, и принять активное участие в жизни группы;
• смогли реализовать свои творческие возможности;
• повысили свою компетентность при выборе игрушек.1
Список используемых источников:
- Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, №3. – 8–15 с.
- Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, №9. – 82 –85 с.
- Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д. В. – М.: Просвещение, 1979. – 27–36
- Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, №2. – 20–24 с.
- «Игра дошкольника» (под редакцией С. Л. Новосёловой) Москва «Просвещение»1989.
- Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. – М.: Просвещение, 1980. – 64
- Коссаковская, Е. А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя детского сада. [Текст] / Е. А. Коссаковская – М.: Просвещение, 1980
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогический проект ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИКАХ РИСОВАНИЯ ПУТЁМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ТАКИЕ РАЗНЫЕ РЫБЫ»
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Бурные перемены в нашей жизни ставят перед педагогами задачу формирования личности творческой, способной испо...
Презентация на тему: Такие разные игрушки
Важнейшей составной частью образовательной среды является игра и игрушка. Игрушки для ребёнка – это «среда», которая позволяет выражать чувства, исследовать окружающий мир, фор...
Проект Такие разные игрушки
краткосрочный, позновательно-творческий вид проекта...
Такие разные игрушки
Об игрушках для дошколят...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию по теме "Такие разные игрушки" в старшей группе
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию по теме "Такие разные игрушки" в старшей группе...
Проект "Такие разные игрушки"
Актуальность проекта.Анализ опроса детей и родителей показал, что современный ребёнок ориентирован на куклы и игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о разнообразии...
Консультация для родителей «Такие разные игрушки»
Игрушка - это специально предназначенный предмет для детских игр, который помогает ребенку осуществлять свой замысел, приближает игру к действительности. Правильный подбор игрушки - серьезное дело....