Тайны вулканов
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Многие природные явления загадочны и необыкновенны. Вулканы – это красивое природное явление, которое может приносить пользу и вред человеку. Интересно, как и где образуются вулканы, когда и почему происходит их извержение? Наш проект позволяет расширить представления у дошкольников о вулканах и узнать, где в России находятся вулканы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vulkan.docx | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 67 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга
Проект
«Тайны вулканов»
Педагоги:
Паршина Мария Александровна, учитель-логопед
Боброва Ирина Юрьевна, воспитатель
Санкт-Петербург
2024
Актуальность:
Многие природные явления загадочны и необыкновенны. Вулканы – это красивое природное явление, которое может приносить пользу и вред человеку. Интересно, как и где образуются вулканы, когда и почему происходит их извержение? Наш проект позволяет расширить представления у дошкольников о вулканах и узнать, где в России находятся вулканы.
Паспорт проекта
Проблема | Кто вулкан смог разбудить? |
Полное наименование проекта | «Тайны вулканов» |
Тип проекта | Информационно - исследовательский |
Цель проекта | Способствовать формированию у детей представлений о полезных ископаемых и их роли в жизни человека. |
Задачи проекта | Задачи: Образовательные: Расширить представления дошкольников об объектах и явлениях неживой природы - вулкан; Формировать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения; Познакомить с природным явлением - извержение вулкана, создать его модель; Расширять представление о действующих, спящих и потухших вулканах; Познакомить дошкольников с профессией вулканолога; Активизировать словарь: очаг, магмы, жерло, кратер, лава, извержение; Определить вред и пользу природного явления для человека; Развивающие: Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков наблюдений за ними. Развивать познавательную активность через экспериментальную деятельность; Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы и сделанным из них предметам. |
Образовательные области | ОО «Физическое развитие», ОО «Социально – коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие» |
Период (продолжительность) и этапы реализации проекта | Краткосрочный (05.02.2024 – 09.02.2024) |
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели: для детей для педагогов для родителей для ДОУ | Дети получили новые представления о вулканах ; Повысили уровень знаний педагогов о технологии проблемного обучения в ДОУ. Позволили родителям проявлять инициативу и занять активную позицию в планировании и реализации мероприятия. Создали мотивационную среду для работы у педагогических сотрудников ДОУ. |
Участники проекта | Воспитанники старшего возраста (5-6 лет) группы компенсирующей направленности, педагоги группы, родители и ближайшие члены семьи |
Организация и продуманность системы оценивания (поэтапная и конечная) | 1 этап – целеполагание: Проблемная ситуация с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности: «Давным - давно в Древней Греции жил бог Гефест. Был он не красивый и хромой, но зато имел силу. Жил и работал Гефест в собственной кузнице, что он сам сделал внутри горы. Люди говорили, что если над горой пар и огонь, то Гефест начал свою работу. Боялись люди. И назвали Гефеста богом огня Вулканом, и жилище его также стали называть Вулканом».Рисунок «Что находится внутри вулкана?» Цель: помочь детям высказать через рисунок свою мысль о том, что находится внутри вулкана. 2 этап – разработка проекта. Обсудили с детьми мероприятия проекта и решили привлечь родителей группы. Цель: привлечь внимание участников образовательного процесса группы к деятельности. 3 этап – практическая часть. Подготовка запланированных мероприятий с детьми для проведения проекта (разучивание подвижных игр, ритмических композиций, раскрашивание раскрасок и т.д.). Цель: создавать условия для творческой самореализации детей группы. 4 этап –Создание макета вулкана Цель: развивать практические навыки детей при создании макета |
Презентация проекта | Макет вулкан Цель: развивать практические навыки детей при создании макета |
Перспективы развития | «Какие полезные ископаемые есть в нашей стране?» |
Оценка результативности проекта | В ходе проекта мы постарались предоставить дошкольникам возможность путём исследовательской деятельности продемонстрировать свои знания, умения и навыки в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении. |
Комплексно – тематическое планирование проекта:
ОО «Физическое развитие» | Речь с движением « Извергается вулкан», «Вулкан – гора» Пальчиковая гимнастика «Вулкан» Психологическая игра «Вулкан», «Вулкан и туристы» Подвижные игры: «Котопахи и зеваки»Натали Самоний Решение проблемной ситуации: «Мы решили поближе рассмотреть вулкан и стали подниматься к его кратеру, но он проснулся. Как себя защитить?» РППС : мнемотаблица «Правила безопасности при извержении вулкана» |
ОО «Социально – коммуникативное развитие» | Сюжетно – ролевая игра «Мы вулканологи» (измеряют высоту вулкана, фотографируют его, зарисовывают извержение вулкана, измеряют термометром температуру в кратере, собирают образцы лавы, рассматривают в микроскоп) |
Театрализация Ирина Селиванова «Сказка о вулканах, что рядом с городом живут» | |
ОО «Познавательное развитие» | ФЦКМ «Что такое вулкан?» Опыты «Извержение вулкана», «Могут ли камни плавать», «Какая у пемзы поверхность», «Может ли пемза издавать звук» Решение проблемных ситуаций: «Представьте, что мы живём у подножия вулкана в доме с гаражом и животными. Учёные-вулканологи предупредили об извержении вулкана. Как нам быть? Что сделать? Как поступить?» РППС: разрезная картинка «Вулканические бомбочки», «Лавовый поток», «Вулканы Камчатки», парочки «Вулканические породы» |
ОО «Речевое развитие» | НОД составление рассказов «Вулкан проснулся» Чтение художественной литературы: Александр Бабёнышев «Про вулканы», издательство: «Малыш» (1980 г); Вера Лукина «Вулконолог», Наталья Крючкова «Вулканы»; Е. Борисов, И. Пятнова «В мире удивительных камней», издательство: «Малыш» (1965 г) (главы «Камень, который выбросил вулкан»); Андрей Усачев «Схема устройства Земли» и «Маяки Сальвадора», Ирина Селиванова«Радуга Билюкая. Истории вулканов Камчатки» Мультфильмы: «Вулканы и гейзеры», «Вулканы Камчатки» («Бодо Бородо», сценарист Владимир Сахновский) Просмотр передачи «Всё по взрослому» (Птица Малио и вулкан) РППС: выставка книг в книжном уголке |
ОО «Художественно – эстетическое развитие» | Рисование «Вулканы Камчатки», Лепка «Проснувшийся вулкан», Конструирование из бумаги (оригами) «Гора -Вулкан» РППС: разрезные картинки «Вулканы Камчатки», картины Лановенко Виктор Павлович «Город и вулкан», Абрахам ван Салм «Вулкан Семеру, вид из резиденции Пассароенг», Сотсков Геннадий Алексеевич «Вулкан Шивелуч на Камчатке», Федора Дьякова «Ключевской вулкан. После извержения» |
Прослушивание музыкальных произведений:Лариса Яртова «Вулканчики», песня «Колыбельная вулкана» из мультфильма «Летающие звери» ( музыка Дмитрий Бюргановский, слова Сергей Васильев, Марина Ланда РППС: плеер для прослушивания песен |
Работа с родителями:
«Экспериментальная деятельность дома» (на сайте ВКонтакте группы)
Настольная игра «Вулкан» (на сайтеigrrai.ru)
Список используемой литературы:
Н.А. Рыжова, Программа «Наш дом - природа»(блок «Что у нас под ногами»)
Н.А. Рыжова, «Лаборатория в детском саду и дома», учебно-методический комплект, Москва, «Линка-Пресс», 2009 г
О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», Москва, ТЦ «Сфера», 2002 г
Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста», СПб, «Детство – Пресс», 2015 г.
Полеховский Ю. С., Петров С. В. «Общераспространенные твердые полезные ископаемые», учебное пособие, СПб, Изд-во С.-Петербург ун-та, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт "Вулкан"
Очень интересный и простой опыт показывает дошкольникам, как действует вулкан....
Действующий вулкан
Образовательная деятельность по теме: «Действующий вулкан»(с детьми старшей группы).Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканом.Материал и оборудование:Минералы вулканического происхождени...
Презентация "Загадки вулканов"
Представленая мною презентация поможет закрепить основные знания по данной теме....
Познавательное занятие "Вулкан"
Здесь вы найдёте материал по теме "Вулкан"...
Тайны Момского парка - "Вулкан"
Расширить знания о достопримечательностях родной Якутии....
Читательская конференция для педагогов «Человек есть тайна. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» Достоевский
Читательская конференция для педагогов, посвящённая дню рождения Ф. Достоевского (по произведению «Мужик Марей»)...
Тайны вулканов
Многие природные явления загадочны и необыкновенны. Вулканы – это красивое природное явление, которое может приносить пользу и вред человеку. Интересно, как и где образуются вулканы, когда и поч...