Практические методы формирования у дошкольников экологической культуры
учебно-методический материал по окружающему миру

Богданова Ирина Дмитриевна

Практические методы обучения

К практическим методам обучения можно отнести следующие:

  1. Моделирование,
  2. Несложные опыты и экспериментирование
  3. Игровой метод

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Цель моделирования- обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Оно основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Несложные опыты и экспериментирование- используются для того, чтобы знания детей о природе были осознанными. Опыты обеспечивают активизацию таких умственных операций, как анализ, синтез, сопоставление, благодаря которым ребенок овладевает теми взаимосвязями, которые создают целостность и логическую завершенность в системе «природа- человек- общество- природа».

Ребенок, наблюдая за растениями, учится распознавать другую форму жизни, видеть живое существо, жизнь и состояние которого вполне зависит от того, поливают его или нет, водой комнатной температуры или холодной, чистой или с питательными веществами. Отличает здоровые и крепкие растения от слабых, которые нужно «лечить». При систематическом взаимодействии с растениями ребенок понимает, что внешние признаки (размер, цвет, форма, и т.д.)- это, прежде всего показатели уровня благополучия растения, наличия необходимых жизненных условий. Поэтому, понимая состояние растения, ребенок «сочувствует» ему и помогает. Поливая, пересаживая, очищая от пыли растения, сначала вместе со взрослыми, а затем самостоятельно, дошкольник будет заботиться о зеленых друзьях.

Игровой метод. Игра- ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста. Суть этого метода в ознакомлении с природой  заключается в том, чтобы «погрузить»  детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия природного содержания. Сюжетно- ролевая игра с природным содержанием может быть развернута дошкольником после различных событий в его жизни: посещение цирка, поездки во время отпуска на юг или в деревню; сначала обращается внимание на структуру этой игры, её составные компоненты (сюжет, роли, ролевые действия и слова, воображаемая ситуация, игрушки, атрибуты).

Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.

Настольно- печатные игры это игры типа домино, лото, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Растения», «Животные», и др.)

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

Словесные игры- это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей. Они проводятся для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. («Кто летает, бегает, прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, воздухе, на земле»)

 Подвижные игры природоведческого характера- связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.(«Наседка и цыплята», «Кот и мыши», «Волк и овцы»)

Организуя различные игры, необходимо, помнить, что ребенок будет активен и получит удовольствие от игры, если игра основа на знакомых ему сведениях. В этом случае у ребенка будет развиваться быстрота реакции, ориентировка, способность использовать багаж имеющихся знаний. Во всех случаях игра может тактично поддержана взрослым, который найдет способы углубления знаний и интересов ребенка.

Игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практические методы формирования у дошкольников экологической культуры Выполнила: Богданова И. Д.

Слайд 2

Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Их применение позволяет уточнять представления детей, углублять их, приводить полученные знания в систему, упражнять детей в применении полученных знаний.

Слайд 3

Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в детском сознании абстрактное, обобщённое представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Успешно решить эти задачи помогает метод моделирования .

Слайд 4

Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опытническая деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Слайд 5

Экологические игры формируют элементарные экологические знания, способствуют сочувствию, сопереживанию к объектам природы, способствуют формированию умений и навыков природно-охранной деятельности: 1. Сюжетно-ролевые игры 2. Дидактические игры 3. Настольно- печатные игры 4. Словесные игры 5. Подвижные игры

Слайд 6

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Перфокарты как наглядно-практический метод формирования элементарных математических понятий у детей старшего дошкольного возраста

Данный дидактический материал способствует поддержанию интереса детей к образовательному процессу, эффективен и прост для диагностики уровня усвоения программного материала, для повторения и закреплен...

Презентация практических достижений профессиональной деятельности «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ».

Вашему вниманию представляю вам свою методическую разработку : «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ».  Как сказал Антон Семёно...

Практическое пособие по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. «Познаем окружающий

В данном пособии представлены комплексные занятия,  русские народные игры, песни, народный календарь, приметы   по экологии для старших дошкольников. Работа по представленному в данном ...

Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"

Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...