"Воздух - Невидимка"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Гамзатова Фаина Алиметовна

Этот материал  способствует обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozdukh.docx739.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга

Совместная образовательная деятельность по экологическому воспитанию для  детей подготовительной группы

Тема: «Воздух невидимка»

                         Составила и провела: воспитатель

высшей квалификационной категории

Гамзатова Фаина Алиметовна

г. Санкт-Петербург

2024 год

Цель: расширить представления детей  о свойствах воздуха путем опытов и экспериментов.

Образовательные задачи:

Познавательно-речевое развитие

  • Формировать представление о том, что воздух состоит из разных газов,        главный среди них – кислород (жизненно важен), что воздух занимает      место и обладает различными свойствами; 
  • способствовать овладению некоторыми способами обнаружения      воздуха; 

  • продолжать   развивать   познавательную   активность   в   процессе исследований;

  • способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
  • развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
  • закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;

Коммуникативно-личностное развитие

  • Совершенствовать умение детей отвечать на поставленные вопросы;
  • учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;

  • развивать умение понятно выражать свои мысли, обогащать словарь детей;
  • воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Художественно-эстетическое развитие

  • Прослушивание аудиозаписи музыки из к/ф "Дети капитана Гранта" - Весёлый ветер

Используемые образовательные технологии

Здоровье сберегающие

  • Физкультминутка;
  • Дыхательная гимнастика.

Игровые технологии

  • Разгадывание загадок.
  • Игра «Угадай по запаху»

Информационно-коммуникативные технологии

  • Слайды по теме.

Использованный материал

  •  Заранее сделанные детьми веера;
  • Воздушные шары;
  • Газированная вода;
  • Предметы: (кубик, пуговицы, губка);
  • Электрическая лампа;
  • Змейка, вырезанная из бумаги;
  • Вентилятор;
  • Бытовые свечи;
  • Модель «Движение воздушных масс»;
  • Модели воздуха.

Ход НОД

В. Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он прозрачный невидимка

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас. (Воздух)

В. Что это? (Ответы детей)

В. Правильно, это воздух. (слайд 1)

И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в нашу лабораторию.

А исследовать воздух нам помогут модели.

 Воспитатель показывает(слайд 2) 

В. Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.(воспитатель выкладывает на фланелеграф модель)

Модель

В. Ребята, а кто из вас, видел воздух?(ответы детей)

 В. Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух?

В. Предложить детям взять заранее приготовленные веера и помахать перед своим лицом. Что вы почувствовали? (ответы детей)

В. Воздух легко обнаружить, если создать его движение.

Вывод: Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок.

Модель

НАБЛЮДЕНИЕ 2. Имеет ли воздух  запах?

В. Ребята, как вы думаете воздух имеет свой запах?(ответы детей)

В.А давайте проверим! Закрывайте, пожалуйста, рот и вдохните воздух

носом, что вы почувствовали? (ответы детей)

Вывод: Воздух не имеет запаха.

Модель

В. Ребята, если воздух не имеет запаха, как же запах бабушкиных пирогов, или

запах мяса по домашнему, которые мы чувствуем, когда заходим в детский сад

после прогулки? Разве это не воздух пахнет?(ответы детей)

В. а давайте мы с вами поиграем в игру.

ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

В. Закройте глаза. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Вдыхаете запах предмета и определяете, чем пахнет. Дети определяют и отвечают.(запах апельсина, чеснока и туалетной воды)

В. Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

В. Ребята, как вы думаете, имеет ли воздух вес?(ответы детей) 

В. А давайте попробуем взвесить воздух.  

НАБЛЮДЕНИЕ 3. Имеет ли воздух вес?

Воспитатель берет заранее приготовленные весы, которые состоят из  палочки  длинной около 60-ти см, на её середине закрепить верёвочку, к обоим концам привязать заранее надутые  два одинаковых  шарика. Подержать палку за верёвочку. Палка должна  висеть в горизонтальном положении. Предложить детям подумать, что произойдёт, если я проткнуть  один из шаров острым предметом. Проткнуть иголкой один из надутых шаров и провести наблюдение, как из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх.

В. Почему?(ответы детей)

Вывод: Воздух имеет вес.

Модель

В. Дети как вы думаете, что легче воздух или вода?( ответы детей)

В. Давайте проверим!

НАБЛЮДЕНИЕ 4.  Что легче воздух,  или вода?

Опустить кусочки пластилина в обычную воду и газированную. В газированной  воде пузырьки воздуха держат пластилин на плаву, а в обычной пластилин тонет.
Вывод: воздух - газ, легче воды.

Модель

В. Посмотрите, пожалуйста, вокруг много предметов, как вы думаете, в них есть воздух?(ответы детей)

В. А хотите проверить?(ответы детей)

НАБЛЮДЕНИЕ 5. Находится ли воздух в окружающих  предметах? 

На столе у воспитателя стоит таз с водой, и лежат небольшие предметы (губка, пуговицы, кубик.)

В. Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)

В. Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)

В. Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду.  Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.

Вывод: Воздух находится в окружающих предметах.

В. Дети, а вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?(ответы детей)

В. Давайте посмотрим!

НАБЛЮДЕНИЕ 7.Что произойдет с воздухом, если его нагреть?

Воспитатель  включает  электрическую  лампу и предлагает детям подержать руку над лампой на небольшом расстоянии и сказать, что они чувствуют.(ответы детей).Воздух нагревается, становится теплым, а теплый воздух легче холодного, поэтому он  поднимается вверх.

 Воспитатель предлагает детям убедиться в этом и проводит опыт с бумажной змейкой. Подвешивает заранее приготовленную змейку над лампочкой, а дети наблюдают, что происходит со змейкой.

Почему змейка вертится? Поднимающийся теплый воздух заставляет змейку вертеться.

Вывод: Теплый воздух поднимается вверх, а холодные слои воздуха опускаются вниз. Теплый воздух легче холодного.

В. А где человек использует это свойство воздуха? (воздухоплавание) (слайд 3)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  «ВЕТЕРОК»

Дует ветер с высоты,

Гнуться травы и цветы (руки вверх, наклоны)

Вправо-влево, вправо-влево (руки на пояс, наклоны)

Клонятся цветы и травы

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (прыжки на обеих ногах)

Переходим все на шаг (ходьба на месте)

Вот и кончилась игра,

Заниматься нам пора.

В. Ребята, а что такое ветер? (ответы детей)

НАБЛЮДЕНИЕ 8. Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель открывает окно и зажигает две свечи. Держит одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Дети наблюдают за направлением пламени. Воспитатель задает вопросы, куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней направленно внутрь комнаты, верхней –наружу).В комнате теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. Теплый воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Холодный воздух – тяжелый, неповоротливый, поэтому предпочитает оставаться у земли. Вверху дверной щели пламя свечи наклоняется от теплого воздуха, а внизу – от холодного. Получается, что теплый воздух движется вверху, а на встречу ему, внизу, ползет холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер.

В. А давайте мы в группе устроим свой ветер. Включает вентилятор, дает почувствовать детям ветерок.

В. Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать,  как плывут облака, колышутся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев.

В. Человек давно научился использовать свойства воздуха. А кто мне скажет, где работает воздух? (Слайд 4)

 ДЫХАТЕЛЬНАЯ  ГИМНАСТИКА.

Мы вдохнули глубоко                                                                                    Дышим мы легко – легко. (медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей                                                                                   И к тебе придет покой (продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

Глубокий вдох (руки вверх)
Продолжительный выдох
(руки через стороны вниз)

В. Давайте проверим, как  мы дышит? Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание?

Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

В. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду. Вдохните воздух и не дышите, что вам хочется сделать? (ответы детей)

В. Ребята, а кто скажет, сколько времени человек может прожить;

Без пищи - (несколько недель);

Без воды – (несколько дней);

Без воздуха – (несколько минут). 

В. Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)

В. Как нужно правильно дышать? (Через нос)

В. В носу находятся волосики, которые очищают воздух, а еще капилляры расположены близко  и они помогают воздуху согреться, прежде чем попасть в бронхи.  

В. Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

В. Что в нашей жизни загрязняет воздух? (слайд 5)

(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)

В. Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым на улице?

(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы).

 В. Что надо делать, чтобы  воздух остался чистым в помещении?

(проветривать помещения, протирать пыль)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

В. Ребята, давайте повторим все, что мы узнали о воздухе сегодня.

А  помогут  нам в этом наши модели.

  • Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
  • Воздух невидим, прозрачен.
  • Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи, когда движется.
  • Воздух легче воды.
  • Воздух находится в окружающих предметах.
  • Теплый воздух легче холодного.
  • Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

В. Дети, какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он вам рассказал? (ответы детей) 

В. А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей…). С одной из таких игрушек мы с вами поиграем.

(Включается музыка  из к/ф "Дети капитана Гранта" - Весёлый ветер. Дети играют с вертушками)

В. Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Спасибо вам ребята, с вами было очень приятно и интересно общаться. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Занятие "Воздух - невидимка"

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...

ОД "Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой"

План воспитательно – образовательной работы на летний оздоровительный период Дата:Тема недели: «Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой.Цел...