Познавательное развитие "Эксперименты с мукой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – Здоровье, наша сила,
В нем – Чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_itogovogo_2023god_eksper.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 «Аист» комбинированного вида
города Ишимбай муниципального района Ишимбайский район
Республики Башкортостан
Образовательная область:
«Познавательное развитие»
Вид деятельности: экспериментальная
ТЕМА
«Эксперименты с мукой»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
компенсирующей направленности
Подготовила и провела:
воспитатель Звягинцева Г. Р.
2023 год
Образовательная область «Познавательное развитие» - экспериментирование
Тема «Эксперименты с мукой»
Интеграция образовательных областей «Социально – коммуникативное развитие»
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах, познакомить со свойствами муки через экспериментирование;
- продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия действий; коррекционно-развивающие:
- развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать вывод;
- развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы;
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать в детях уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Средства:
- иллюстрации полей с зерновыми культурами (рис, пшеница, рожь, овёс, кукуруза, ячмень), сито, кофемолки ручная и электрическая, одноразовые плоские тарелочки, стаканчики, ложки, кувшин с водой, глубокие тарелки, лупа, сахар, дрожжи, мука; коробки с зерновыми культурами (пшеница, гречка, рис, овёс), салфетки.
Методические приемы: - организационный момент – игра «Обними друга»;
- чтение стихотворения, правила поведения, надеть фартуки, основная часть - экспериментирование; рассматривание иллюстраций, выставка изделий из муки, игра м/п с мячом, показ помола зерна пшеницы в кофемолке, сравнение с магазинной, д/и «Назови профессию», «Отгадай пословицу», работа детей по изготовлению изделий из соленого теста, чтение стихотворения ребенком.
Ход деятельности:
Организационный момент.
Дети, давайте покажем, какие мы дружные. (Обнимаются, и воспитатель обнимает всех.)
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
В.: Вы любите эксперименты? (ответы.) Я приглашаю вас в лабораторию! Вспомним правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. (Подсказка – табличка)
Дети: Не толкаться, не кричать, не трогать руками, в рот ничего не брать и не пить, в лабораторию заходить в специальной одежде. – Молодцы!
- В некотором царстве, в некотором государстве, не на Марсе, не на Луне, жила пшеница на Земле! Свойство царское имела, накормить народ сумела, словом, наша речь о том, как пришла мука к нам в дом! Кто догадался?
- С чем мы сегодня проведем эксперименты? (С мукой!)
- Для чего нужна мука? (Чтобы выпекать хлеб, батон, булочки, печенье.)
- Молодцы! Вы все ответили правильно! Надеваем фартуки - предлагаю пройти на рабочие места.
- Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, мука имеет запах, но он какой-то особенный) – Мука имеет запах.
- Из стакана через ситечко просеиваем муку в тарелку. Что происходит с мукой (Сыплется) – Мука сыпучая.
- Возьмите муку на кончик ложечки, попробуйте на вкус. Какая она? (безвкусная).
- Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Мука, какая? (Легкая, мягкая, пышная, воздушная) – Мука – мягкая, пушистая.
- Разровняйте муку в тарелочке, слегка двигая в стороны. Попробуйте что-нибудь нарисовать на муке пальцем. – Оказывается, на муке можно писать и рисовать!
- Давайте закрепим, что мы с вами узнали. (Мука имеет особенный вкус, она сыпучая, безвкусная, пушистая, мягкая, на ней можно рисовать.) Хорошо! Продолжим.
- Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой? (Растворилась) - Добавьте ещё две ложечки. Размешайте и определите, что получилось? (Получилось жидкое тесто) - Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая. Так замешивают тесто для выпечки.
- Чтобы испечь пышные булочки и пироги, кто знает, какие ингредиенты добавляют в тесто? (Масло, соль, сахар, яйца, дрожжи.) В стаканчик под № 1 добавим немножко сахара и дрожжей. Готово? А стаканчик под № 2 оставим как есть: с водой и мукой. Накроем полотенчиком и поставим на батарею оба стаканчика. Подождём.
Физкультминутка с мячом «Вопрос – ответ» (Задать вопрос, бросить мяч ребёнку, тот возвращает мяч с ответом.)
Откуда хлеб пришёл? – из магазина. - А как в магазин попал? – из пекарни.
Что делают в пекарне? – пекут хлеб. - Из чего? – из муки.
Из чего мука? – из зерна. - Откуда зерно? – из колоса пшеницы.
Откуда пшеница? – выросла в поле. - Кто её посеял? – хлеборобы.
- Ребята, напомните, из чего же делают муку? (из зерна) Из какого зерна делают муку? (Пшеница, овёс, ячмень, рис, кукуруза, рожь, гречиха.) Правильно! Выращивают зерновые культуры, перемалывают в муку и из нее выпекают различные изделия.
Посмотрим, как себя чувствует наше тесто? (Поднялось, подошло, появились пузырьки в стаканчике под № 1.) Из такого теста (дрожжевого) выпекают пышные булочки, пироги. А вот в стаканчике под № 2 ничего не произошло (бездрожжевое). Из него лепят пельмени, вареники; пекут пирожки с капустой, мясом.
- Какие изделия из муки вы знаете? (Хлеб, батон, лаваш, пирожные, торт, печенье, пряники, сушки, макароны, вермишель, рожки, спагетти, ракушки, колечки, бабочки, звёздочки.)
- У вас в тарелочках лежат разные зёрна. Давайте их рассмотрим с помощью лупы (Они разной формы, размера, цвета.) Можно ли дома сделать муку? Можно, при помощи электрической или ручной кофемолок. Я вам покажу, какая мука получилась, сравним с магазинной мукой. Почему же она не белая? Чтобы получить белую муку, зерна сортируют, обрабатывают, очищают. И только после этого из зёрен получается чистая, белая, пушистая мука, какую мы покупаем в магазинах.
- В нашей стране самый распространенный хлеб - пшеничный и ржаной. Особенно полезен ржаной хлеб грубого помола, в нём содержится много микроэлементов, необходимых для нашего организма.
Недаром в народе говорят: Хлеб – всему голова. Хлеб да вода – здоровая еда. Худой обед, коли, хлеба нет.
Чтобы хлеб пришёл к нам на стол, много людей над этим трудятся. Какие профессии хлеборобов, вы знаете? (Трактористы, комбайнёры, хлеборобы, мукомолы, пекари, водители, продавцы, повара.) Все люди этих профессий передают вам свои пожелания:
Хлеб наш – берегите,
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте,
С хлебом не играйте,
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
- Сейчас мы все вместе займемся изготовлением изделий из теста, только наше тесто не простое, а соленое. Его нам есть нельзя, мы слепим угощение для кукол. Сейчас я вам покажу несколько вариантов лепки булочек. (Птичка, косичка, батон, калач, бублик.) Каждый из вас подумает, что он хочет вылепить из теста. Вспомните, что продаётся в магазинах, что мы рассматривали. Может, вы придумаете свое оригинальное печенье. Перед работой нам нужно размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
- Дождик, дождик, поливай Указательным пальцем постукивать по ладони другой
- Будет хлеба каравай, образовать перед собой круг руками
- Будут булки, будут сушки, похлопывать поочередно одной ладонью другую
- Будут вкусные ватрушки. соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг
Приступайте, пожалуйста, к работе… (Работа детей, помощь воспитателя)
Заканчиваем работу, выкладываем на поднос для дальнейшего запекания.
Чи-чи-чи (3 хлопка перед собой)
Мы танцуем у печи (потопать)
Чо-чо-чо (3 хлопка над головой)
Возле печки горячо (прыжки)
Ча-ча-ча (3 хлопка за спиной)
Дай нам печка калача (руки перед собой)
Чи-чи-чи (3 хлопка впереди себя)
Сушки наши хороши. (Поглаживание животика.)
Посмотрите, какие аппетитные изделия у нас получились. Дима, что у тебя? Радмир, у тебя? О чем мы с вами сегодня говорили? Что больше всего запомнилось?
Угостим наших гостей? (С детьми складываем понравившееся изделие в заранее подготовленные подарочные пакетики – оригами.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство детей со свойствами муки через детское экспериментирование. Тема: "Чудесная мука"
Образовательная деятельность рассчитана на детей младшей группы. Основная цель: познакомить детей со свойствами муки через детское экпериментирование. Посредством поставленных задач и экп...
Познавательно-исследовательский проект «Мука такая разная»
Описание деятельности по реализации познавательно-исследовательского проекта «Мука такая разная»...
Презентация познавательно-исследовательской деятельности по теме "Свойство муки"
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности. Задачи:Образовательные: формировать у детей представления о свойствах муки в процессе элементарн...
Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Эксперименты с мукой и солью"
Познавательная деятельность имеет большое значение в развитии личности ребенка. В результате нее ребенок-дошкольник учится общаться со взрослыми и сверстниками, а также делать выводы. Детям становится...
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию во второй младшей группе «Чудесная мука».
познакомить детей со свойствами муки через детское экспериментирование...
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию во второй младшей группе «Чудесная мука».
познакомить детей со свойствами муки через детское экспериментирование....
Занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Мука. Эксперименты с мукой»
Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.Задачи: Образовательные:Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах. Продолжатьформировать у дете...