Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Данный материал поможет педагогам и родителям интересно и с пользой провести досуг с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr.docx | 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
1. Игра «Приготовь лекарство»
Цель: Познакомить детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения, формировать умение правильно использовать полезные травы (знать, у какого растения какую часть надо использовать для приготовления лекарства, и в какое время года, чтобы не нанести ущерб природе), формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.
Материал: Гербарии лекарственных растений, карточки с изображением лекарственных растений, разрезные карточки для выполнения таких заданий, как собери растение, найди нужные части растения для приготовления лекарства; «посуда» для отваров и настоев.
Правила игры заключены в задании: кто правильно все сделает, тот и выиграл.
Ход игры:
Воспитатель. Давайте рассмотрим гербарии лекарственных растений. Назовите знакомые вам растения, расскажите об их лечебных свойствах. (Одни дети рассказывают, другие слушают, воспитатель уточняет высказывания детей.) А теперь поиграем. Сегодня вы будете фармацевтами — это люди, которые работают в аптеках и готовят лекарство.
Задание дают ребенку или группе детей (двум — трем):
- выбери лекарственные растения, которые помогут избавиться от простуды, или от кашля, или от боли в животе и т.д.:
- отбери нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя);
- подбери «посуду» для приготовления лекарства;
- расскажи о своем лекарстве.
2.Игра «Построй домик животному»
Цель: Закреплять знания об особенностях жизни разных диких животных, об их жилье, о «стройматериалах»; формировать умение подбирать правильный материал для постройки «дома» любому из животных.
Материал: Большая картина, карточки с изображениями «домов» животных, «стройматериалов», самих животных.
Правила игры: Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь. Выбрать из предложенного «стройматериала» только те, что нужны для вашего животного. Выбрать «домик» для животного.
Кто быстрее справится с заданием и сумеет объяснить свой выбор, тот и выиграл.
Ход игры:
Воспитатель. Сегодня к нам в детский сад пришла телеграмма от зверей, в которой они просят нас о помощи, — просят построить им дома. Давайте возьмем шефство над ними, позаботимся о них. Поможем построить домик зверям? (Да.) Выберите из этих животных, кому вы хотели бы помочь. Далее воспитатель знакомит детей с правилами игры.
3.Игра «Разведчики»
Цель: закрепления знаний о цветах.
Материал: Ваза из пластика, искусственные цветы
Ход игры: Воспитатель раскладывает в разных местах групповой комнаты различные цветы: садовые, полевые, луговые, комнатные. Дети, разделенные на группы, ищут цветы, называют их и рассказывают все, что знают, а потом составляют из цветов букеты. Зимой эта игра может проводиться с использованием карточек, на которых изображены цветы, или с искусственными цветами.
4.Игра: «Что было бы, если из леса исчезли…»
Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
— Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
5.Игра «Какого растения не стало?»
Цель: развивать зрительную память, внимание, мышление. Материал: Искусственные растения.
Ход игры: Воспитатель на столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
6.Игра «Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Материал: Фланелеграф, картинки веток деревьев, плоды и листья разных растений.
Ход игры: Воспитатель на фланелеграфе выкладывает две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
7.Игра «Угадай, что в руке?»
Цель: закреплять умение различать фрукты, называть их быстро, распознать нужный фрукт на ощупь.
Материал: Муляжи разных фруктов.
Ход игры: Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.
8.Игра «Цветочный магазин»
Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Ход игры:
Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.
Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.
Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
9.Игра «Где снежинки?»
Цель: Закрепление знаний о временах года и их признаках.
Материал: карточки с изображением времен года, обручи, карточки с различным состоянием воды.
Ход игры. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.
Во время движения по кругу произносятся следующие слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.
Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
10.Игра «Где спряталась рыбка»
Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.
Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.
Ход игры: Поиграть с детьми в прятки. Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.
«Как же найти рыбку?» — спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.
11. Игра в слова
Ход игры: Воспитатель читает слова , а ребенок должен определить, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).
Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.
Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)
12. Игра «Воздух, земля, вода»
Цель: развивать внимание, реакцию, скорость.
Материал: мяч.
Ход игры: воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» — «земля» и т.д.
Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» — животное, обитающее на земле: на слово «вода» — обитателя рек, морей, озёр и океанов.
13. Игра «Отгадай, от какого дерева эти семена»
Цель: Знакомить детей с семенами – крылатками. Развивать умение соотносить лист дерева с его семенем. Закреплять знания о названиях деревьев. Воспитывать любовь к природе.
Развивать мышление, память.
Материал: В пластиковые прозрачные баночки, с закручивающимися крышками, кладут семена липы, ясеня и клена (в каждую отдельное семечко). На крышках изображены листья липы, ясеня, клена.
Ход игры: Крышки снимаются с банок и кладутся в «чудесный мешочек». Дети по очереди достают крышку, рассматривают листочек, изображенный на ней, называют дерево, соответствующее этому листу. Далее находят баночку с семечком этого дерева, закручивают крышку на банку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения
Дидактический материал можно использовать во время проведения НООД "Безопасность", а так же в свободной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....
Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
представлены дидактические игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте с указанием цели и хода игры....
Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте...
Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте...
Картотека дидактических игр по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе.
Картотека дидактических игр по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе....
Картотека дидактических игр и упражнений детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Картотека дидактических игр и упражнений детей старшего дошкольного возраста с ТНР...