«Система работы экологического движения «Эколята-дошколята – защитники Природы» в детском саду.
статья (старшая группа)
В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми я опираюсь в первую очередь на интересы и предпочтения моих воспитанников. На каждом этапе моей работы по экологическому воспитанию я использую новые инновационные методы, приемы, формы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekolyata_kulish_a.n.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Система работы экологического движения «Эколята-дошколята – защитники Природы» в детском саду.
Кулиш Анна Николаевна воспитатель МБДОУ д/с № 40
В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми я опираюсь в первую очередь на интересы и предпочтения моих воспитанников. На каждом этапе моей работы по экологическому воспитанию я использую новые инновационные методы, приемы, формы.
Одним из таких инструментов развития экологического образования является экологическое движение «Юные Эколята», которое осуществляется в нашем дошкольном учреждении уже много лет. У нас в детском саду есть замечательная традиция – «Праздник Эколят», на котором дети старших групп в торжественной обстановке принимают в свои ряды защитников природы детей средней группы.
В ходе подготовительной работы я с ребятами провожу обширную работу: беседы, чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций на экологическую тематику, просмотр мультфильма про эколят, прохождение экологической тропы на территории детского сада с Дедом Природоведом, знакомство с образами Помощников Природы: Умницей, Шалуном, Тихоней и Ёлочкой. Осуществлялся подбор методической литературы, разрабатывались конспекты образовательной деятельности, развлечений и мероприятий. Педагогами детского сада созданы костюмы персонажей в соответствии с образами сказочных героев.
В торжественной обстановке на празднике проходит принятие детей в «Юные эколята» с участием Помощников Природы – Ёлочки, Шалуна, Умницы и Тихони. Дети принимаются в эколята и получают отличительную символику – зеленые галстуки, пилотки со значками.
Важным моментом в ходе подготовительного этапа стало создание стенда «Эколята – Дошколята», на котором размещаются сменяемые выставки, фотоотчеты о проведенных мероприятиях, детские плакаты, рисунки, а так же по желанию детей в группе создали «Книгу добрых дел Эколят» и «Красную книгу» с изображением исчезающих видов животных, птиц, растений.
В группе, а именно в центре природы расположены фигурки Помощников Природы. Они находятся в свободном доступе и ребята в самостоятельной деятельности могут придумать и обыграть различные ситуации, экологические проблемы и т.д.
На территории детского сада разработана метеоплощадка, которая является центром Эколят-дошколят. Здесь ребята развивают свои познавательные интересы к окружающему миру. Ежедневно юные «Эколята» собираются на метеоплощадке для наблюдения за показаниями приборов, с помощью которых учатся определять направление ветра, температуру, количество выпавших осадков. Играя в метеорологов, дети очень серьезно относятся к наблюдениям, знают все приборы, могут рассказать, для чего нужен каждый из них. Показания приборов записывают в календаре с помощью установленных значков – символов. В конце каждого месяца проводится сравнительный анализ погоды. Для этого анализа используя народные приметы, дети учатся прогнозировать погоду на ближайший сезон.
Чтобы повысить интерес дошкольников к опытной и исследовательской деятельности я разработала методическое пособие «Мини лабораторию-лабораторную станцию». Она оснащёна специальным оборудованием, разнообразными материалами: прозрачные и непрозрачные емкости, мерные ложки, колбы, ситечки, воронки разного размера для проведения опытов с разноцветным песком, водой, различными сыпучими материалами; резиновые груши разного размера, пластиковые трубочки, деревянные палочки и лопаточки, лейки, губки, пинцеты, песочные часы, лупы и многое другое.
Для поддержания интереса детей «Лаборатория» периодически пополняется новыми материалами для экспериментирования, позволяя им вновь воспроизводить опыт, утвердиться в своих представлениях.
Для расширения кругозора детей, развития воображения, творческого мышления интереса к исследовательской деятельности создаются различные коллекции: «Бумаги», «Ткани», «Пуговиц», «Фантиков», «Камней», «Веточки и листья различных деревьев».
В течение года я использовала различные формы работы: занятия, беседы; тематические мероприятия, такие как «Ручеёк», посвященный дню водных ресурсов, «День Земли»; экологический субботник «Зеленая Россия».
Проводились выставки рисунков к «Всемирному дню защиты животных», поделок «Чудесное лукошко», поделок из бросового материала «Этот удивительный мусор», «Ах, цветы, цветы…»; конкурсы «Посадили огород, посмотрите, что растет!»; рисунка на асфальте «Я дружу с природой», викторина «Мы в ответе за нашу планету», театрализованные игры.
Проведение экологических акций стало привычной традицией нашего
детского сада.
Были организованы экологические акции: «Защитим животных!», «В гостях у синички», «Покорми птиц зимой!», «Сохраним елки живыми!», «Пишем письмо Природе», «Вода – это жизнь!», «Берегите станицу от мусора!», «Посади дерево!», «День защиты от экологической опасности», посвященной всемирному Дню окружающей среды, «Не рвите первоцветы», «Соберём макулатуру - спасём одно дерево!». Многие мероприятия проводились по инициативе детей.
Родители являются активными участниками всех мероприятий, конкурсов и выставок, участвовали в спортивных развлечениях с Ёлочкой «Шишкин день», «Веселые старты с Шалуном».
Своим опытом организации работы с эколятами, я систематически делюсь с коллегами в публикациях на педагогических сайтах и порталах.
В течение года проводились мастер-классы не только с педагогами и родителями, но и с детьми других групп. Например, мною были изготовлены лепбуки «Зимний лес», «Весенний лес», макеты «Летний лес», «Осенний лес», экологический пальчиковый театр «Погодные явления», дидактические игры: «Что растет в саду и огороде», «Эколята и времена года», «Если я приду в лесок», «Назови одним словом», «Чей домик», «С какого дерева листик», «Экологические знаки», настольная игра «Что растёт в огороде».
Мастер-класс по изготовлению подставок под горячее из бросового материала (газетных трубочек) проходил в рамках Всероссийского Дня без бумаги. Во время проведения акции «Покормите птиц!» мы с детьми провели мастер-класс «Создание экокормушек из бросового материала».
Были организованы и проведены экологические проекты: «У нас в гостях Лучок и Луковка», «Царевна Морковь», «Цветы лета».
Мы с детьми активно принимали участие в конкурсах различного уровня по экологическому воспитанию дошкольников: Приняли участие в районом конкурсе «Сохраним природу вместе», краевой благотворительной акции декоративно – прикладного творчества «Однажды в Новый год», интернет-конкурс «Зеленые ладошки» в рамках социально-образовательных проектов «Эколята-Дошколята», «Эколята», «Эколята-Молодые защитники природы».
Таким образом, в процессе работы по направлению «Юные эколята» в моей работе ребята получают возможность впитывать обширные знания об окружающей их природе, знакомятся с великим многообразием растительного и животного мира, осознают важность сохранения и охраны природы. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эколята – Дошколята маленькие защитники Природы»
Повышение экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия....
Лэпбук "Эколята дошколята - юные защитники природы"
Представляем Вашему вниманию лэпбук «Эколята-дошколята юные защитники природы», который направлен на развитие экологического образования и предназначен для детей 5-7 лет....
Сценарий экологического праздника «Эколята – дошколята и защитники природы»
Цель: Прививать у детей любовь к природе, желание её сохранять, оберегать. Воспитывать чувство ответственности....
Эколята-дошколята молодые защитники природы
Я с детьми проводила занятие по экологическому воспитанию. Ставила перед детьми экологическую проблему, что воду, воздух загрязняют заводы, фабрики, мусорные свалки. Дети помогали мне и себе по возмож...
Кружковая работа в старшей группе 2021-2022 гг. «Эколята- дошколята – юные защитники природы»
Одним из направлений развития государства является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе об...
Сценарий экологического праздника "Посвящение в эколята-дошколята - Молодые защитники природы"
Сценарий экологического утренника...