«Система работы экологического движения «Эколята-дошколята – защитники Природы» в детском саду.
статья (старшая группа)

Кулиш Анна Николаевна

В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми я опираюсь в первую очередь на  интересы и предпочтения моих воспитанников. На каждом этапе моей работы по экологическому  воспитанию я использую новые инновационные методы, приемы, формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolyata_kulish_a.n.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Система работы экологического движения «Эколята-дошколята – защитники Природы» в детском саду.

                                                                     Кулиш Анна Николаевна воспитатель МБДОУ д/с № 40

В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми я опираюсь в первую очередь на  интересы и предпочтения моих воспитанников. На каждом этапе моей работы по экологическому  воспитанию я использую новые инновационные методы, приемы, формы.

Одним из таких инструментов развития экологического образования является  экологическое движение «Юные Эколята»,  которое  осуществляется в нашем дошкольном учреждении уже много лет. У нас в детском саду есть замечательная традиция – «Праздник Эколят», на котором  дети старших групп в торжественной обстановке принимают в свои ряды защитников природы детей средней группы.

В ходе подготовительной работы я с ребятами  провожу обширную работу: беседы, чтение художественной  литературы, прослушивание музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций на экологическую тематику, просмотр мультфильма про эколят, прохождение экологической тропы на территории детского сада с Дедом Природоведом, знакомство с образами Помощников Природы: Умницей, Шалуном, Тихоней и Ёлочкой.  Осуществлялся подбор методической литературы, разрабатывались конспекты образовательной деятельности, развлечений и мероприятий. Педагогами детского сада созданы костюмы персонажей в соответствии с образами сказочных героев.

В торжественной  обстановке на празднике проходит принятие детей в «Юные эколята» с участием  Помощников Природы – Ёлочки, Шалуна, Умницы и Тихони. Дети принимаются в эколята и получают отличительную символику –  зеленые галстуки, пилотки со значками.

Важным моментом в ходе подготовительного этапа стало создание стенда «Эколята – Дошколята», на котором размещаются сменяемые выставки, фотоотчеты о проведенных мероприятиях, детские плакаты, рисунки,  а так же по желанию детей в группе создали «Книгу добрых дел Эколят» и «Красную книгу» с изображением исчезающих видов животных, птиц, растений. 

В   группе, а именно в центре природы  расположены фигурки Помощников Природы.  Они находятся в свободном доступе и ребята в самостоятельной деятельности могут придумать и обыграть различные ситуации,  экологические проблемы и т.д.

 На территории детского сада разработана  метеоплощадка, которая является центром Эколят-дошколят. Здесь ребята развивают свои познавательные интересы к окружающему миру.    Ежедневно юные «Эколята» собираются на метеоплощадке для наблюдения за показаниями приборов, с помощью которых учатся определять направление ветра, температуру, количество выпавших осадков. Играя в метеорологов, дети очень серьезно относятся к наблюдениям, знают все приборы, могут рассказать, для чего нужен каждый из них. Показания приборов   записывают в календаре с помощью установленных значков – символов. В конце каждого месяца проводится сравнительный анализ погоды. Для этого анализа используя народные  приметы, дети  учатся прогнозировать погоду на ближайший сезон.

      Чтобы повысить интерес дошкольников к опытной и исследовательской деятельности я  разработала методическое пособие «Мини лабораторию-лабораторную станцию». Она оснащёна специальным оборудованием, разнообразными материалами: прозрачные и непрозрачные емкости, мерные ложки, колбы, ситечки, воронки разного размера для проведения опытов с разноцветным песком, водой, различными сыпучими материалами; резиновые груши разного размера, пластиковые трубочки, деревянные палочки и лопаточки, лейки,  губки, пинцеты, песочные часы, лупы и многое другое.

Для поддержания интереса детей «Лаборатория» периодически пополняется новыми материалами для экспериментирования, позволяя им вновь воспроизводить опыт, утвердиться в своих представлениях.

        Для расширения кругозора детей, развития воображения, творческого мышления интереса к исследовательской деятельности создаются различные коллекции: «Бумаги», «Ткани», «Пуговиц», «Фантиков», «Камней», «Веточки и листья различных деревьев».

В течение года   я использовала различные формы работы: занятия, беседы; тематические мероприятия, такие как  «Ручеёк», посвященный дню водных ресурсов, «День Земли»;  экологический субботник «Зеленая Россия».

Проводились выставки рисунков к «Всемирному дню защиты животных», поделок «Чудесное лукошко», поделок из бросового материала  «Этот удивительный мусор»,  «Ах, цветы, цветы…»; конкурсы  «Посадили огород, посмотрите, что растет!»; рисунка на асфальте «Я дружу с природой»,  викторина «Мы в ответе за нашу планету», театрализованные игры.

 Проведение экологических акций стало привычной  традицией нашего 

детского сада. 

Были организованы экологические акции:  «Защитим животных!», «В гостях у синички», «Покорми птиц зимой!», «Сохраним елки живыми!», «Пишем письмо Природе», «Вода – это жизнь!», «Берегите станицу от мусора!», «Посади дерево!»,  «День защиты от экологической опасности», посвященной всемирному Дню окружающей среды, «Не рвите первоцветы», «Соберём макулатуру - спасём одно дерево!». Многие мероприятия проводились по инициативе детей.    

          Родители являются активными участниками всех мероприятий, конкурсов и выставок,  участвовали в  спортивных  развлечениях с Ёлочкой «Шишкин день»,  «Веселые старты с Шалуном».

Своим опытом организации работы с эколятами, я систематически делюсь с коллегами  в публикациях на педагогических сайтах и порталах.

         В течение года проводились  мастер-классы не только с педагогами и родителями, но и с детьми других групп.  Например, мною  были изготовлены  лепбуки «Зимний лес», «Весенний лес», макеты «Летний лес», «Осенний лес», экологический пальчиковый театр «Погодные явления», дидактические игры: «Что растет в саду и огороде»,  «Эколята и времена года», «Если я приду в лесок», «Назови одним словом», «Чей домик», «С какого дерева листик», «Экологические знаки», настольная игра «Что растёт в огороде».

  Мастер-класс по изготовлению подставок под горячее из бросового материала (газетных трубочек) проходил в рамках Всероссийского Дня без бумаги.  Во время проведения акции «Покормите птиц!» мы с детьми провели мастер-класс «Создание экокормушек из бросового материала».

         Были организованы и проведены экологические проекты: «У нас в гостях Лучок и Луковка», «Царевна Морковь», «Цветы лета».

         Мы с детьми активно принимали участие в конкурсах различного уровня по экологическому воспитанию дошкольников: Приняли участие в районом конкурсе «Сохраним природу вместе», краевой благотворительной акции декоративно – прикладного творчества «Однажды в Новый год», интернет-конкурс «Зеленые ладошки» в рамках социально-образовательных проектов «Эколята-Дошколята», «Эколята», «Эколята-Молодые защитники природы».

Таким образом, в процессе работы по направлению «Юные эколята» в моей работе ребята  получают возможность впитывать обширные знания об окружающей их природе, знакомятся с великим многообразием растительного и животного мира, осознают важность сохранения и охраны природы.   Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эколята – Дошколята маленькие защитники Природы»

Повышение экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия....

Лэпбук "Эколята дошколята - юные защитники природы"

Представляем Вашему вниманию лэпбук «Эколята-дошколята юные защитники природы», который направлен на развитие  экологического образования и предназначен для детей 5-7 лет....

Сценарий экологического праздника «Эколята – дошколята и защитники природы»

Цель: Прививать у детей любовь к природе, желание её сохранять, оберегать. Воспитывать чувство ответственности....

Эколята-дошколята молодые защитники природы

Я с детьми проводила занятие по экологическому воспитанию. Ставила перед детьми экологическую проблему, что воду, воздух загрязняют заводы, фабрики, мусорные свалки. Дети помогали мне и себе по возмож...

Кружковая работа в старшей группе 2021-2022 гг. «Эколята- дошколята – юные защитники природы»

Одним из направлений развития государства является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений  в системе об...