МАСТЕР-КЛАСС «Технология учебного исследования А.И. Савенкова»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Найденова Ольга Дмитриевна

Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. 

Принципы построения ФОП ДО установлены ФГОС ДО. Один  из принципов - принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации. В исследовательской деятельности у ребенка развиваются любознательность и активность, такие важные для выпускника детского сада - будущего первоклассника качества.

Желание исследовать окружающий мир у дошкольников носит спонтанный характер. Поэтому важнейшими задачами современного образования являются: подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска. И помочь нам в этом может организация учебных исследований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx31.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение - детский сад №45 г. Орла

Семинар «Инновационные педагогические практики в системе дошкольного образования Орловской области» 

в рамках деятельности клуба «Новое поколение»

«Эффективные инновационные педагогические практики по познавательному, речевому развитию детей дошкольного возраста»

МАСТЕР-КЛАСС

«Технология учебного исследования А.И. Савенкова»

Составила:

Найденова О.Д., воспитатель

МАСТЕР-КЛАСС

«Технология учебного исследования А.И. Савенкова»

Цель - повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации учебных исследований как формы образовательного процесса в ДОО.

Задачи:

- формирование у педагогов системы знаний о методике организации учебных исследований с детьми дошкольного возраста;

- совершенствование профессиональных умений построения педагогического процесса с применением инновационных образовательных технологий (на примере учебных исследований): выявлять и учитывать познавательные интересы детей в ходе НОД; распределить обязанности между группами детей по выполнению общей учебной задачи; организовать совместный с детьми познавательный поиск, активизировать познавательную деятельность детей в ходе НОД;

-  актуализация профессионального интереса к применению учебных исследований в образовательном процессе ДОО.

План:

1. Теоретическая часть:

Учебные исследования как образовательная технология.

2. Практическая часть: Тренировочное занятие по  исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по методике А.И.Савенкова

Тема: «Часы»

Цель: обучение детей умению самостоятельно проводить исследовательскую деятельность.  

Задачи:

– продолжать развивать навыки исследовательской деятельности по этапам.

– упражнять в использовании разнообразных методов исследования («подумать самостоятельно», «спросить у взрослого», «посмотреть в книгах», «посмотреть в компьютере», «провести эксперимент», «понаблюдать»).

-учить детей фиксировать результат.

– проверять правильность выдвинутых гипотез.

– упражнять в умении делать самостоятельные умозаключения.

Роли:

Педагог – докладчик

Дети – участники семинара-практикума

Материал и оборудование:

Картинка с темой исследования – часы; папки исследователей, карточки с символическим изображением “методов исследования”  

-подумать самостоятельно,            

 – посмотреть в книге (энциклопедии),

– понаблюдать,                           

 – задать вопрос взрослому(помощнику воспитателя),

– посмотреть в интернете(планшет),        

– провести эксперимент.

планшет, детские книги и  энциклопедии, «академические» головные уборы, листочки бумаги, карандаши.

слайда

содержание

примечание

1

  1. Теоретическая часть:

Актуальность.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. 

Принципы построения ФОП ДО установлены ФГОС ДО. Один  из принципов - принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации. В исследовательской деятельности у ребенка развиваются любознательность и активность, такие важные для выпускника детского сада - будущего первоклассника качества.

Желание исследовать окружающий мир у дошкольников носит спонтанный характер. Поэтому важнейшими задачами современного образования являются: подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска. И помочь нам в этом может организация учебных исследований.

2

Отдельные аспекты организации учебных исследований как метода ознакомления дошкольников с окружающим миром получили отражение в работах Александра Николаевича Поддьякова, Ольги Витальевны Дыбиной, Александра Ильича Савенкова. В частности, А.И.Савенковым разработана технология организации учебного исследования в детском саду, а также раскрыты ее методические аспекты.

3

Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского государственного педагогического университета.

По мнению А.И. Савенкова, в процессе учебного исследования ребенок моделирует в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и установлении взаимозависимостей. У дошкольников развиваются мыслительные операции, познавательная активность, формируется способность к самостоятельному познанию.

Эта методика рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

4

Главная цель учебного исследования - формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Результатом учебного исследования детей является опыт исследовательского, творческого мышления, который считается основным приобретением ребёнка.

Учебные исследования расширяют кругозор ребенка, открывают простор для развития критического мышления и речи, создают условия для активного, самостоятельного исследования самых разных тем и проблем.

Савенков А.И. подробно описал основные этапы организации учебного исследования с детьми дошкольного возраста.

Савенков А.И. отмечает, что при проведении учебного исследования с дошкольниками воспитателю следует соблюдать несколько общих правил: (ЭТИ ЭТАПЫ И  ПРАВИЛА ПРЕДСТАВЛЕНЫ В РАЗДАТОЧНЫХ МАТЕРИАЛАХ)

5

В начале проводится не более 3-х  тренировочных занятий когда в исследовательский поиск вовлекается вся группа детей. Далее возможна организация самостоятельных учебных исследований, которые проводятся после того, как дети усвоят общую схему деятельности. Работа над исследованием может выходить и за рамки дошкольного учреждения.

Для работы нам понадобятся карандаши и листочки для графической фиксации полученной информации, карточки со способами и темами исследований, для самостоятельного поиска информации - папка исследователя на каждого ребенка. Для усиления значимости момента при презентации итогов исследования (изложении доклада)  рекомендуется использовать игровую атрибутику: можно надеть академические головные уборы и мантии. Задача педагога - выполнять обязанности активного помощника, консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.

Сегодня мы проиграем тренировочное занятие, в начале игры необходимо выбрать двух энергичных, активных детей, с хорошо развитой речью, которые будут вместе с педагогом выполнять работу от первого до последнего этапа и в конце исследования расскажут все, что узнали в процессе исследовательской деятельности. но с целью экономии времени разделимся на 3 группы. Мне понадобится 9 добровольцев.

6

  1. Практическая часть:

1 этап «Выбор темы исследования»

Ход «тренировочного занятия»:

  1. Мотивация

Выбор темы

- Сегодня мы будем учиться проводить исследования.

 -Хотите  учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают настоящие учёные?

 - Кто такие ученые? (Люди, которые проводят исследования, опыты, наблюдения, открывают для всего мира, что-то новое). Сможете?

- С чего мы с вами начнем? (нужно определить тему исследования).

Загадка

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы). На доску вывешивается картинка с изображением часов.

  1. Постановка практической задачи

Выдвижение гипотезы

– Ребята, вы наверно много знаете о часах. Что бы вы еще хотели о них узнать?

  1. Когда появились первые часы и какими они были?(видео, книга)
  2. Какие виды часов можно встретить в современной жизни?(наблюдение, книга)
  3. Какими древними часами люди пользуются и сегодня?(наблюдение)
  4. Из чего состоят часы?(спроси у взрослого)
  5. Где  и для чего применяют часы? Зачем они нужны человеку? (видео)

(Ответы детей)

-Вы даете разные ответы на вопросы – это ваши предположения. Ученые называют эти предположения – гипотезами, которые необходимо проверить.

Гипотезы:

Возможно, часы …

Предположим, что часы состоят из….

Допустим, что часы используют…..

В ходе исследования мы вместе можем выяснить много нового и интересного, чего мы еще не знали!

-Педагог раскладывает на столе карточки с изображениями тем. Каждый ребенок выбирает себе то, что хочет.

-Загадывание загадки.

-Создание проблемной ситуации. (Разговор о правильном питании. Полезные и вредные продукты для здоровья.)

7

2 этап «Составление плана исследования»

  1. Определение средств осуществления деятельности

Выбор методов исследования

- Уважаемые ученые, ваша задача - получить как можно больше новых сведений о часах, и подготовить сообщение - небольшой доклад (от группы выбираются один докладчик). 

Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать? Где, как вы узнаете то, что вам интересно? Какие методы исследования вам знакомы?

(В ходе коллективного обсуждения «дети» называют «методы исследования». Карточки с обозначением методов исследования, это - план нашего будущего исследования. Но мы их раскладывали бессистемно, по мере случайного поступления предложений от «детей». Теперь нам надо сделать наш план более строгим и последовательным.)

- С чего начать наше исследование? А что делать во вторую, третью очередь и далее? («Подведем» их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно. У детей должно сохраняться ощущение, что они все делают сами. Как только с этим все согласились, кладем на первое место карточку с символом, обозначающим действие «подумать самостоятельно»).

 - «Что нам следует сделать после этого?». (Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть в компьютере», «понаблюдать и провести эксперимент»).

  1. Планирование деятельности

Составление плана исследования.

– Ребята, посмотрите на доску. Мы с вами определили, в каком порядке будем проводить исследование, и у нас получился план нашей исследовательской деятельности, по которому мы и будем работать.

Сбор материала.

– Ребята, мы сейчас с вами будем по нашему плану собирать информацию о часах. Информации (сведений, знаний) соберётся много. - Как всё собранное запомнить? А что мы  делаем при сборе информации, чтобы ее не забыть? (Ответы детей)

– Мы можем на листочках бумаги делать заметки – рисунки, значки, символы.

- Итак, тема сегодняшнего нашего исследования «Часы». Я буду вашим консультантом, а вы должны будете собрать всю информацию, связанную с нашей темой. Напоминаю, что всю информацию нужно фиксировать на листочках.

При организации самостоятельного учебного исследования план в проговаривать необязательно. Он изложен и зафиксирован на кармашках папки.

8

3.Сбор материала.

«Думаем самостоятельно»

– Ребята, подумайте и вспомните, что вы знаете о часах. Какие часы есть у вас дома, расскажите? А вы сами и ваши родители пользуетесь часами, и в каких случаях вы это делаете?

(Дети свой ответ  фиксируют на листочке, и помещают рядом с методом исследования)

«Подумать самостоятельно» (подумать и вспомнить, что знают дети о предмете)

9

«Спрашиваем у другого человека»

– Следующий метод нашего исследования – «Спросить у другого человека». Ребята, у кого мы можем спросить?

- Можете задать вопросы друг другу или взрослым.

Какой вопрос мы зададим? Вспомните, какие гипотезы мы выдвигали, нам нужно их проверить!

(Ответы детей)

– Спросим, из чего состоят  часы? (Дети вместе с педагогом идут к одному из сотрудников детского сада или могут позвонить родственнику).

( Полученную информацию  дети фиксируют)

«Спросить у другого человека» (вопросы можно задавать всем присутствующим детям и взрослым. На первых порах формулировка вопроса вызывает большие трудности. Способность спрашивать и воспринимать информацию должна рассматриваться как одна из важнейших целей педагогической работы. Первое время следует фиксировать внимание детей на том, что в результате расспросов других людей можно узнать что-то совсем новое, неизвестное раньше.)

10

«Узнаем из книг»

– Как вы думаете, какие книги помогут нам получить нужную информацию? (Ответы детей)

– Да, скорее всего нам необходимы энциклопедии.

- Как вы получите информацию из книг? (ответы детей)

– Можно внимательно пролистать книги и найти страницы с картинками, на которых изображены часы. Затем попросить взрослого прочитать.

(Дети работают с энциклопедиями, педагог зачитывает детям, по их просьбе, информацию найденную в книгах о часах. Далее дети делятся информацией, фиксируют на листе бумаги).

Находят ответ на вопрос

«Узнать из книг» (нужно заранее подобрать необходимую литературу, прочитать нужный текст вслух)

11

«Узнаем с помощью компьютера, интернета»

– Какой метод следующий мы определили в плане?

(ответы детей)

– Что напишем в поиске, чтобы Интернет нам выдал правильную информацию?

(ответы детей)

– Когда появились первые часы и какими они были?

Просмотр видео.

(Педагог набирает вопрос в поиск, читает полученную информацию для детей.) Дети фиксирует ее на листе бумаги и помещают рядом с методом исследования)

12

«Наблюдаем или проводим эксперимент»

У нас в группе  есть мини-музей часов.

 - Что вы видите интересного?

Дети подходят к выставке часов и рассматривают их. Получают ответ на вопрос какие часы бывают.

Посмотрите, тут много разных часов. Вот часы висят на стене, значит они.... (настенные)

А эти стоят на столе, значит они....(настольные)

Эти часы, человек носит на руке, они        (наручные)

А вот эти часы необычные, старинные, их носят в кармане (карманные)

А эти часы -точные!

В них песчинки текут-

Секунды бегут!

Как песчинки собрались,

Холмиком улеглись

В колбочке из стекла

Так и минута прошла.

Какие это часы (песочные)

 А есть и новые

 Часы неугомонные!

 Только раз их заведи,

  Заведешь и год ходи! (Электронные)

____________________________________________

Есть часы, которые стоят на полу, они        (напольные)

Даже на башне Кремля есть часы (башенные)

Это часы по которым можно узнать время, если следить за цветами (цветочные )

А эти часы измеряют время с помощью солнца ( солнечные)

В этих часах отмеряет время вода (водяные)

13

4. Обобщение полученных данных

  1. Результат

Обобщение полученных данных.

– Что мы узнали про часы? Подтвердились ли наши гипотезы? Что мы узнали нового, чего не знали раньше?

Собранные сведения на листочках раскладываются в кругу, все участники рассматривают их. Подводящий диалог: анализ, расшифровка пиктограмм. Если дети забыли обозначение – ничего страшного, пиктограмма откладывается в сторону.

Просмотр и рассуждение: что нового, интересного узнали проведя исследование?

Подтвердились ли наши гипотезы? Что вы узнали нового, чего не знали раньше?

Выделение главных и второстепенных признаков.

Побуждающий диалог.

Выстраивание пиктограмм в определённую последовательность. Определение главных и второстепенных признаков изучаемого понятия (явления). Стимулировать попытку детей дать самостоятельно определение понятия.

- Как вы думаете, что главное?(Ответы детей)

На первых занятиях, естественно, надо активно помогать детям обобщать полученные разрозненные данные. Для ребенка это очень сложная задача. Здесь важно научить дошкольников смело высказывать свои определения.

14

5. Презентация итогов исследования. Доклады.

Сообщение.

 - Теперь я предлагаю вам рассказать о нашем проведенном  исследовании.  Опорой для составления рассказа служат пиктограммы, составленные детьми. (Дети по желанию рассказывают) Выступающих (одного или нескольких) выбирают по желанию или по назначению группы или педагога.

- кто готов представить для всех нас рассказ – исследование?

В подгруппах выбираются докладчики (на головы надеваются головные уборы), которые от группы выступают с докладом. Участники задают им вопросы. Идёт обсуждение докладов.

Докладчик начинает рассказ с определения основных понятий, затем опирается на собранный материал.

Практически это выглядит так: выбранные в начале занятия два добровольца-исследователя по очереди, дополняя друг друга, подглядывая в свои записи, пиктограммы, делают доклад. После выступления исследователей, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы.

- какие вопросы вы хотели бы задать докладчику?

- какие поправки вы хотите внести?

- что бы вы хотели добавить?

- что нового вы хотели бы узнать об исследуемом?

- Ученые, у вас будут дополнения к докладу?

- Слушатели,  у вас есть вопросы к докладчикам?

Подведение итога работы.

6..Рефлексия

Итог.

Сегодня вы были очень активными и хорошими исследователями и поэтому узнали много нового. Определение перспективы дальнейшей исследовательской деятельности.

Подводящий диалог.

Дети, а вам понравилось быть учеными?

Повторение методов исследования.

- какие способы получения информации помогли вам провести исследование? Как вы собирали информацию об исследуемом?

- что нового, интересного вы узнали?

- Что для вас было самым интересным?

- Что на занятии было для вас легким?

- Что было для вас трудным?

- Где  вам могут пригодиться знания, полученные сегодня?

- Что понравилось, запомнилось больше всего?

- Кто из ребят активнее всех был на занятии?

- Кто лучше всех отвечал?

Педагог поощряет не только тех, кто  хорошо отвечал, но и тех, кто задавал «умные» и интересные  вопросы.

- о чём или о ком вы ещё хотели бы узнать в будущем?

– Хочется ли вам рассказать маме, что вы сегодня узнали?

 качество представленной информации зависит от общего уровня развития ребенка. Вместе с тем сообщение будет служить важным средством развития и обучения. Длится первый «доклад» обычно недолго, но с приобретением исследовательского опыта собирается все больше информации, появляется больше деталей. Доклады становятся более глубокими. После выступления исследователей надо обязательно устроить обсуждение их доклада, дать слушателям возможность задать вопросы. Доклады следует рассматривать как вариант взаимного обучения детей.

 заслушиваются два-три детских доклада, часть детей можно прослушать индивидуально - пока остальные завершают свои исследования, часть докладов перенести на другое время. Не важно, что содержание материала, с которым работают дети, выглядит простым с точки зрения взрослого. за этим внешне простым делом формируются ценнейшие качества творческой личности: дети учатся задавать вопросы, выдвигать гипотезы, учатся видеть проблему, давать определения понятиям, наблюдать, классифицировать, рассуждать, проводить эксперименты, учатся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Надо учить детей говорить кратко и точно. По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и в особенности тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.

15

РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА.

- Уважаемые коллеги,

- Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне класс.

- Если это всё вас совсем не тронуло – покажите палец вниз.

- Ну, а если вам всё не до конца понятно и что с этими знаниями делать, скрестите руки.

- Спасибо за участие в мастер классе, уважаемые педагоги. Желаем вам творческих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Методика проведения учебных исследований в детском саду"

Мастер-класс предназначен для воспитателей Доу...

Тема: «ОБИТАТЕЛИ ЖИВОГО УГОЛКА» с использованием технологии «Учебные исследования в детском саду».

«Ребёнок и окружающий мир. Природное окружение. Экологическое воспитание» - старший возраст. Тема: «ОБИТАТЕЛИ ЖИВОГО УГОЛКА» с использованием технологии «Учебные исследования в детском саду...

Мастер-класс для педагогов "Сказка+исследование= познание мира"

Мастер-класс для воспитателей с использавонием исследовательского метода через сказку в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Мастер – класс «Создание условий для исследования природы с применением карточек Н.А.Рыжовой»

Презентация на тему: Создание условий для исследования природы с применением карточек Н.А. Рыжовой....

Доклад семинара практикума для педагогов «Современные образовательные технологии в ДОУ» Мастер-класс «Здоровьезберегающие технологии»

   Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи своевременного дошкольного образования, здоровья субъектов п...

Мастерим вместе с родителями. «Грибочек». Мастер-класс в технологии квиллинг 2021 год

Целевая аудитория мастер-класса: педагоги, родители. Предложенный мастер-класс демонстрирует несложные приёмы квиллинг-технологий, приемлемые для выполнения детям старшего дошкольного и младшего ...