Мастер-класс для педагогов "Сказка+исследование= познание мира"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Мастер-класс для воспитателей с использавонием исследовательского метода через сказку в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс для педагогов "Сказка+исследование=познание мира!" | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 7 общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
Мастер - класс для воспитателей
Тема: «Сказка + исследование = познание мира»
Разработчик:
Васева Светлана Сергеевна,
воспитатель
1 квалификационной категории
Конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года – 2018»
городской округ Красноуральск
Цель: расширение знаний и практических умений педагогов по использованию исследовательского метода через сказку в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить педагогов с этапами и структурой исследовательской деятельности через сказку;
- Повысить уровень мастерства педагогов;
- Сформировать у педагогов мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе исследовательской деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Сказка+исследование=познание мира», магнитно-маркерная доска с моделью «Выбор хороших идей», магниты, деревянные и пластмассовые предметы, макет железной горы, макет «Цветочная полянка», бабочки, электронный конструктор «Знаток», модель «Открытие дня», картинки (чемодан, мясорубка, корзина) для рефлексии.
Планируемый результат:
Педагоги приобрели опыт работы по использованию исследовательского метода через сказку.
Участники мастер-класса: педагоги города.
Ход мастер-класса
1 часть –мотивационно-теоретический
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на мастер-классе по теме «Сказка + исследование = познание мира». Думаю, что педагоги, использующие исследовательскую деятельность в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.
Этот метод на сегодня является одним из самых востребованных, так как новые образовательные документы ориентируют нас на переход от знаниевой модели организации образовательной деятельности к активной модели самостоятельного поиска ребенком нужных знаний через формирование умений поискового характера.
В образовательной практике педагогами детского сада недооценивается значение самостоятельной исследовательской, познавательной деятельности ребенка. Педагоги торопятся научить ребенка тому, что сами считают важным, при этом прерывая его исследовательские порывы. Пытаясь направить его познавательную деятельность в то русло, которое сами считают наиболее важным.
Именно исследовательская деятельность создает условия для психического развития, разворачивающегося в саморазвитие, а в дальнейшем в самореализацию.
К 3-5 годам элементарная исследовательская потребность преобразуется и проявляется в самостоятельной постановке вопросов и проблем по исследованию субъективно нового, а уже к 5-7 годам дети пытаются найти ответ самостоятельно, пробуя экспериментировать и обнаруживают противоречия. Так познавательная потребность начинает осознаваться ребенком.
Целью организации исследовательской практики дошкольников является создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка и его трансформации в процесс саморазвития путем совершенствования исследовательских способностей.
Задачи исследовательской деятельности:
- Развитие познавательных мотивов и способностей.
- Обучение дошкольников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
- Формирование социальных компетенций: толерантности, способности к сотрудничеству.
Методы исследования:
- Наблюдение;
- Поисковая работа (из различных источников информации);
- Экспериментирование.
Используя данные методы, задача взрослого поддержать и направить любознательность и стремление к деятельности в рамках конкретной учебной задачи. Его главная обязанность — поощрять и деликатно направлять исследовательскую инициативу ребенка. Ведь для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
Как и любая деятельность, исследовательская деятельность имеет свою структуру.
Структура исследовательской деятельности
выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.
Но главное, на мой взгляд, это развить у детей интерес к исследовательской деятельности, чтобы сложные явления ребенок познавал с удовольствием. Одним из таких средств является сказка. Сказка вызывает интерес к изучаемому объекту и помогает уточнить уже имеющиеся знания. Практическая деятельность во время рассказывания сказки улучшает осознание воспринятого.
Данную работу провожу в 3 этапа:
1 этап – педагог сам сочиняет сказку, ставит проблему, дети ищут решения сами, делают выводы.
2 этап – использование уже известных сказок, дети ставят проблему, ищут решения сами, делают выводы.
Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы. Отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях. («Заюшкина избушка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Три поросенка»).
3 этап – совместно с детьми сочиняем сказку, затем подбираю опыты, дети сами ставят проблему, ищут решения и делают выводы.
Вам знакома таджикская сказка «Груз двух ослов».
«Два осла отправились в дорогу. Один нес сахар. Другой песок. Оба едва передвигали ноги – так тяжела была их ноша. Вскоре им пришлось переходить реку. Первый осел остановился в воде и стал купаться. А когда вышел на берег. Побежал во всю прыть: ноша его стала во много раз легче. Второй осел тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его ноша».
- Как вы думаете какой опыт с детьми можно провести после чтения этой сказки?
Для себя определила алгоритм исследовательской деятельности через сказку.
- Методические приемы, позволяющие подготовить ребенка к проведению исследований: «посмотреть на мир чужими глазами», «Неоконченные рассказы», «Сколько значений у предмета», «Выбор хороших идей». Основная идея проведения таких игровых упражнений является «мозговой штурм». Дети проводят «мысленный эксперимент». Дети в ходе рассуждений приходят к правильному выводу.
- Непосредственно сам эксперимент.
- Подведение итогов исследования с помощью модели «Открытие дня».
- Рефлексия.
Сейчас я приглашаю Вас окунуться в сказочный мир исследований!
2 этап - практический
Жил-был мальчик Алёша, очень весёлый и озорной, но в тоже время очень ленивый. Однажды на прогулке он столкнулся с бабушкой, у которой выбил из рук сумку. Бабушка попросила помощи у Алёши: - Помоги собрать мне все в сумку мальчик! На что Алёша ответил: - Я ни кому не помогаю! И убежал гулять дальше. А бабушка оказалась волшебницей, и взмахом волшебной палочки отправила Алёшу на остров. Оказавшись на острове Алёша начал думать, что ему надо где-то жить и ему ничего не оставалось, как построить себе дом. Какой дом ему лучше всего построить? (обсуждаем идеи, записываем результаты в таблицу и оцениваем параметры) – (мозговой штурм).
Идея | быстро | тепло | надежно | результат |
Кирпичный | ||||
Из листьев | ||||
………………. | ||||
……………… | ||||
……………… |
Он построил себе _____________ дом и решил прогуляться по острову. На этом острове он увидел гору с необычными камнями. И захотел взять один камень, но его тянуло обратно. Алёше стало интересно почему, и он решил проверить, к чему еще тянется этот камень. А как можно проверить? (провести опыт с разными предметами) (Узнали, что магнит притягивает железо) У подножья горы на волшебной полянке, сидели необычные бабочки с металлическими брюшками. Они были грустные, потому что не могли танцевать. Как можно помочь этим бабочкам? (помогли бабочкам) Мальчику очень понравился танец. Он отправился дальше по острову и встретился с его жителями и попросил у них: «Помогите мне вернуться домой».
Жители рассказали, что есть летающий дракон, который поможет Алёшке. Чтобы он прилетел нужно включить громкую сирену, но выключатель сломался. Каким способом можно провести электричество? (вода, движение(хлопок),свет (фонарик), магнит)
Дракон прилетел и помог мальчику добраться домой.
Подведение итогов с помощью модели «Открытие дня». Какие открытия вы сделали сегодня?
Предлагаю Вам проанализировать важность полученной информации для Вас!
Рефлексия.
Чемодан, мясорубка, корзина
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзина.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
В завершении своего выступления мне хочется отметить, что не важно, содержит ли детское исследование: принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное, много раз открытое до него. Как и у взрослого ученого, открывающего принципиально новое, так и у ребенка задействованы одни и те же механизмы мышления. Именно этот опыт и является основным педагогическим результатом и самым ценным приобретением ребенка. Бесконечно разнообразный мир таит в себе неисчерпаемые возможности для самостоятельных исследований ребенка, а сказка стимулирует к активному поиску.