Тема: «ОБИТАТЕЛИ ЖИВОГО УГОЛКА» с использованием технологии «Учебные исследования в детском саду».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
«Ребёнок и окружающий мир. Природное окружение. Экологическое воспитание» - старший возраст.
Тема: «ОБИТАТЕЛИ ЖИВОГО УГОЛКА» с использованием технологии «Учебные исследования в детском саду».
Программные задачи:
- продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающем мире, об обитателях живого уголка группы, как о природных объектах;
- продолжать учить детей исследовательской практике, формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
- учить делать элементарные выводы и умозаключения;
- формировать представления о неразрывной связи человека с природой;
- развивать у детей вкус к собственным открытиям;
- развивать речь детей, творческое мышление, память, расширять кругозор;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Словарная работа: декоративные животные, меченосцы, жабры, мальки, водоросли, мотыль, волнистые попугайчики, беспомощные, заботливые родители, морская свинка, трехцветная, самостоятельные, грызуны, травоядные, растительная пища, хищники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obitateli_zhivogo_ugolka.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ребёнок и окружающий мир. Природное окружение. Экологическое воспитание» - старший возраст.
Тема: «ОБИТАТЕЛИ ЖИВОГО УГОЛКА» с использованием технологии «Учебные исследования в детском саду».
Программные задачи:
- продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающем мире, об обитателях живого уголка группы, как о природных объектах;
- продолжать учить детей исследовательской практике, формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
- учить делать элементарные выводы и умозаключения;
- формировать представления о неразрывной связи человека с природой;
- развивать у детей вкус к собственным открытиям;
- развивать речь детей, творческое мышление, память, расширять кругозор;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Словарная работа: декоративные животные, меченосцы, жабры, мальки, водоросли, мотыль, волнистые попугайчики, беспомощные, заботливые родители, морская свинка, трехцветная, самостоятельные, грызуны, травоядные, растительная пища, хищники.
Развивающая среда:
- мантии, шапки, «папки исследователей», простые карандаши, 3 иллюстрации с изображением декоративных животных: волнистый попугайчик, морская свинка, меченосцы; живые объекты: волнистый попугайчик, морская свинка, меченосцы; овощи, фрукты, зерновая смесь и сухой корм для животных.
Литература для исследовательской работы детей во время подготовки сообщений:
- Баттерфилд М. «Птица» М. 1996г.
- Гуржий А. «Живородящие рыбки» М.2008г.
- Ильин С. «Рыбы» М. 1996г.
- Ильин С. «Мои любимцы» М.1996г.
- Ильин С. «Птицы» М.1996г.
- Пайерс Х. «Морские свинки» М. 1997г.
Предварительная работа к итоговому занятию по теме «Обитатели живого уголка» - просмотр видео презентаций: «Какие бывают птицы», «Декоративные птицы», «Декоративные животные», «Свинка», «Хомяки», «Наш аквариум»; беседы, наблюдения, дежурство по уголку природы, чтение художественной и детской научно – популярной литературы, рассматривание иллюстраций.
Методы:
-просмотр видео презентации «Декоративные животные», беседа по содержанию видео презентации и о декоративных животных группового уголка природы, самостоятельная исследовательская деятельность детей, релаксация, сообщения детей, построение графической схемы «Дом с колоннами» на тему «Живая природа – планета Земля».
Межпредметные связи с методикой развития речи, методикой ознакомления детей с природой, методикой ознакомления с художественной литературой, методикой музыкального воспитания.
1.Вводная часть – 5 минут.
Дети входят в группу под музыку «В мире животных» Поля Мориа. На них надеты мантии и шляпы «бакалавров», в руках у детей «папки исследователей». Они проходят, встают перед гостями и здороваются.
Воспитатель:
- Мы с вами не раз путешествовали по «Царству животных». На какие две группы делятся все животные? (дикие – которые живут сами по себе и сами о себе заботятся, и домашние – которые живут рядом с человеком, человек о них заботится и они приносят ему пользу).
-Почему все животные – живые существа? По каким признакам их можно считать живыми? (они дышат, двигаются, размножаются и питаются).
- Правильно, а сейчас рассаживайтесь поудобнее, мы с вами еще раз отправимся в небольшое путешествие в «Царство животных».
Просмотр презентации «Декоративные животные».
- Назовите животных, которых вы сейчас видели.
- Как одним словом можно назвать всех этих животных? (декоративные)
- Почему они так называются? (они живут в доме человека, человек за ними ухаживает, а они дарят ему радость и красоту).
- У нас в живом уголке тоже обитают декоративные животные. Назовите их.
(рыбки – меченосцы, морская свинка – Фомочка и попугай …)
- Мы с вами каждый день ухаживали за ними, наблюдали, любовались и радовались им. А что бы побольше узнать об обитателях нашего живого уголка мы с вами много читали и рассматривали иллюстрации в книгах и энциклопедиях.
-Сегодня у нас заключительное занятие по изучению декоративных животных. Вы будете учеными, поэтому на вас надеты шапки и мантии, в руках у вас «папка исследователя». Взрослые ученые проводят научные исследования и опыты. Вы сегодня тоже будете проводить опыты, и исследовать пищевые вкусы наших любимцев, потом подготовите сообщения по результатам ваших исследований и выступите с ними на нашем ученом совете. А я буду вам помогать, буду вашим научным консультантом.
- Я вас поделила на подгруппы. Сейчас каждая из подгрупп выберет себе тему исследования, взяв одну из этих карточек (на доске представлены карточки, с изображением обитателей живого уголка).
Дети выбирают себе тему исследования (берут карточку) и в соответствии с выбранной темой садятся за подготовленные столы. На столах стоят клетки с живыми объектами для исследований:
1. «Меченосцы»
2. «Морская свинка»
3. «Волнистый попугайчик».
2.Основная часть – 20минут.
Воспитатель:
- А теперь давайте откроем «папки исследователей» и вспомним, в какой последовательности вы будете работать:
1. Подумаем и вспомним, что мы знаем
2. Подумаем, что мы хотим узнать нового
- Где мы можем узнать что – то новое?
3. Посмотреть в книге
4. Спросить у другого человека
5. Провести опыт и эксперимент
6. Понаблюдать.
-Для подготовки сообщений пользуетесь книгами с выставки, задавайте, интересующие вас вопросы мне и гостям. Для проведения опытов используйте пособия у вас на столах.
- А теперь приступайте к работе.
Уже имеющиеся знания дети записывают в виде условных знаков на листочках, взятых из своих «папок исследователя».
Новую информацию дети собирают из книг и энциклопедий, представленных на выставке. Задают интересующие вопросы гостям.
- Уважаемые гости, дети будут вам задавать вопросы, не стесняйтесь, отвечайте.
Самостоятельно проводят опыты, исследования и наблюдения за живыми объектами – кормление животных разными видами корма.
1. «Меченосцы»
Дети кормят меченосцев:
- мелким мотылем;
- сухим кормом «дафния»;
- мелкими водорослями «риччия» или «элодея крупнолистная».
Вывод: меченосцы любят есть мотыль, сухой корм и иногда водоросли, но много корма в аквариум класть нельзя, потому что рыбки не смогут его сразу весь съесть, он испортится и от него может испортиться вода и погибнуть рыбки.
2. «Морская свинка»
Дети кормят морскую свинку:
- кусочками моркови;
- кусочками капусты;
- специальным зерновым кормом для морских свинок;
- кусочком сырого мяса.
Вывод: морская свинка любит есть морковь, капусту, специальный корм, а вот мясо она не ест, потому что морские свинки травоядные животные, они едят растительную пищу, а мясо едят хищники.
3. «Волнистый попугайчик»
Дети кормят волнистого попугайчика:
- специальным зерновым кормом для попугаев;
- кусочком яблочка;
- творогом;
- сухими зернышками гороха.
Вывод: волнистый попугайчик любит есть специальный корм для попугаев, яблочко и яичко, а сухие зернышки гороха не ест, потому что они очень твердые и большие для попугаев.
Воспитатель оказывает детям необходимую информационную и другую помощь во время работы.
Дети выступают со своими сообщениями, зачитывая их по листочкам с условными знаками (пиктограммам). Воспитатель если необходимо, поддерживает выступающего, помогает ему выдать накопленную информацию.
После выступления первой подгруппы воспитатель проводит релаксацию:
-Дети, вы утомились, давайте отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку.
(звучит запись Д.Лолей «Одинокий пастух»)
Воспитатель:
«Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок,
Я вдыхаю его чистый,
Свежий воздух.
Колышутся травы,
Надо мной гордо кружат птицы.
Мне хорошо и приятно.
Я хочу жить в мире с природой.
Я буду другом и защитником
Всему живому».
Когда от каждой подгруппы выступят несколько человек, воспитатель благодарит детей за хорошую работу и интересные сообщения.
3.Заключительная часть – 5минут.
- Дети, вы знаете, что природа – это наш общий дом. И человек, как существо мыслящее должен беречь и охранять этот дом. Почему человек должен беречь природу?
- Без природы человек обречен на гибель: не будет воздуха, растений и животных – нечем будет дышать, нечего есть, не во что будет одеваться и не будет красоты.
- Правильно.
- Посмотрите, это плакат в виде крыши дома, на нем нарисована и написано «Живая природа». Кто живет под этой крышей? Выходите (дети с иллюстрациями живой природы встают под «крышу» имитируя колонны «дома»).
- И мы все вместе, дружно живем в нашем общем доме на планете Земля.
Ребенок читает стихотворение Л.Дайнеко:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
- Кем вы сегодня были на занятии? (учеными).
- Какие вы сделали для себя открытия? (что узнали интересного, нового)?
(меченосцы очень любят мотыль и сухой корм, но много еды им давать нельзя, потому что может испортиться вода и погибнуть рыбки; попугаи не едят горох, он очень большой и твердый и они не могут его разгрызть; морские свинки – травоядные, едят растительную пищу, а мясо едят хищники).
- Что вам понравилось на занятии?
- Кому понравилось делать открытия самостоятельно? ( Я очень рада, что у нас в группе растет так много будущих ученых).
- Что было трудно?
- Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали, и мы будем продолжать наши исследования. На этом заседание нашего «ученого совета» закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие «ОБИТАТЕЛИ ЖИВОГО УГОЛКА» с использованием технологии Савенкова А.И. «Учебные исследования в детском саду».
Пример практического использования технологии Савенкова А.И. "УЧЕБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ" на занятиях по ознакомлению с окружающим и экологией с детьми старшего возраста....
Школа педмастерства. Тема: «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ДЕТСКОМ САДУ»
В настоящее время в нашей педагогической литературе все чаще звучит мысль о том, что к зарубежному образовательному опыту нельзя подходить с позиции пользователя. Но так же очевидна мысль о том,...
Консультация для воспитателей «Использование технологии проблемного обучения в детском саду»
Консультация «Использование технологии проблемного обучения в детском саду»...
Методика проведения учебных исследований в детском саду
методика проведений учебных исследований в детском саду...
Мастер-класс "Методика проведения учебных исследований в детском саду"
Мастер-класс предназначен для воспитателей Доу...
"Использование технологии проблемного обучения в детском саду"
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения....
Статья "Учебное исследование в детском саду"
Учебное исследование в детском саду. Вопрсы теории м методики....