Конспект прогулки в средней группы «Наблюдение за капелью»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Рязанова Юлия Петровна

«Наблюдение за капелью»

Цель: расширение представлений детей о сезонных изменениях в природе весной.

Задачи.

Образовательные: продолжать формировать у детей знания о сезонных изменениях в природе ранней весной, уточнить представления о природном явлении «капель», учить детей сравнивать, делать простейшие выводы: в холодную погоду капели не наблюдается, только в тёплую погоду.

Развивающие: развивать познавательный интерес, мышление, речь.

Воспитательные: воспитывать у детей любовь к природе и наблюдательности.

Здоровьесберегающие: укреплять психическое и физическое здоровье детей, закреплять правила безопасного поведения на прогулке весной.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект прогулки в средней группы

«Наблюдение за капелью»

«Наблюдение за капелью»

Цель: расширение представлений детей о сезонных изменениях в природе весной.

Задачи.

Образовательные: продолжать формировать у детей знания о сезонных изменениях в природе ранней весной, уточнить представления о природном явлении «капель», учить детей сравнивать, делать простейшие выводы: в холодную погоду капели не наблюдается, только в тёплую погоду.

Развивающие: развивать познавательный интерес, мышление, речь.

Воспитательные: воспитывать у детей любовь к природе и наблюдательности.

Здоровьесберегающие: укреплять психическое и физическое здоровье детей, закреплять правила безопасного поведения на прогулке весной.

Оборудование и материалы: выносной материал (формочки, лопатки, совочки, мячи, ледянки), атрибуты для подвижных игр и самостоятельной деятельности детей (верёвка, мяч, корзина для сбора мусора), солнечный зайчик из картона.

Методические приёмы: наблюдение, сравнение, экспериментирование, использование художественного слова, сюрпризный момент.

Предварительная работа:

  1. Наблюдение за изменениями в природе (на улице) в холодную и тёплую погоду;
  2. Беседы о весеннем времени года, признаках весны.
  3. Рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами.
  4. Чтение художественной литературы и отгадывание загадок на весеннюю тематику.

Подготовка к прогулке:

  1. Перед выходом на улицу обращаю внимание детей на погоду за окном.    Уточняю, в какой одежде и обуви будет комфортно гулять в такую погоду.

Художественное слово:

Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Наденем на ножки

Ботинки и сапожки.

И пойдем скорей гулять,

За природой наблюдать.

           И ещё: прыгать, бегать и скакать.

  1. Беседа по технике безопасности во время прогулки.

Дидактическая игра «Можно – нельзя».

Цель: закрепление правил безопасного поведения на прогулке в весеннее время года.

Дети по очереди называют, что можно делать и как можно играть во время прогулки, а что нельзя – какое поведение может привести к неприятностям или беде.

Ход прогулки:

  1. Наблюдение за капелью.

Цель: расширение представлений детей о весне.

Задачи: обращать внимание детей на первые признаки весны, обогатить знания детей новыми словами и понятиями (снеготаяние, солнечные блики, капель, наст); формировать умения логически мыслить, устанавливать связи между изменениями в неживой природе; формированию эмоционально-положительного отношения к природе.

Воспитатель (перед входом на участок): Ребята, подойдите, пожалуйста, все ко мне. Я сейчас вам загадаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать.

«Солнце пригревает, снег тает. Когда это бывает?»

Дети: весной.

Воспитатель: правильно, весной. А какой месяц весенний сейчас хозяйничает, как он называется, самый первый месяц весны, об этом нам расскажут стихотворения ….(дети)

Художественное слово:

Идёт матушка Весна

Отворяй-ка ворота

Первым март пришёл

          И капель привёл.

Март хотя и плакса

А хитрец большой

Глаз один в слезинках

           А в лучах другой.

Воспитатель: (провожу беседу по вопросам, находясь с детьми около веранды)

- Что лежит на крыше веранды? (снег)

- Почему с крыши капает вода? Откуда она взялась? (тает снег)

- Как из снега появилась вода? (солнышко пригрело и растопило снег)

- Почему капель так называют? Что делает вода? (капает)

Задание: Предложить послушать, как звенит капель, собрать капельки в формочку.

Дидактическая игра «Признаки весны».

Цель: уточнение представлений о признаках весны.

Воспитатель: вспомним первые признаки весны (бросаю мяч детям по кругу, ответы детей):

• капает вода с крыш

• тает снег

• стало теплее

• голубое небо

• день становится длиннее

• появляются проталины

• птицы громко кричат

• солнце светит ярче и греет сильнее

• растут сосульки

Воспитатель: Почему в природе происходят такие изменения?

Дети: (формулировка умозаключения детьми) Солнышко стало греть теплее и светить ярче. Снег начинает таять, появляются ручейки.

Воспитатель (обобщаю ответы детей): В марте солнце пригревает   сильнее, снежный покров оседает, на снегу образуется твёрдая корка (наст) и начинается период снеготаяния. С крыш домов, карнизов, деревьев тающий снег, превращаясь в воду, падает каплями, начинается капель. В ночное, утреннее и вечернее время, в связи с понижением температуры воздуха, вода превращается в лёд, становится очень скользко.

Художественное слово:

Кап-кап! С крыши падают слезинки.

Кап-кап! Тают белые снежинки.

Кап-кап! Солнышко по крыше скачет.

Кап-кап! А зима сидит и плачет. Кап-кап!

(А. Леонтьев)

Экспериментирование «Кто нагрел предметы?».

Цель: приобщение детей к процессу познания, сравнения.

Воспитатель: (показываю детям солнечного зайчика и говорю): «Зайчик прыгнул на скамейку. Ах, как тепло! Потрогайте скамеечку, какая она: тёплая или нет? Кто её нагрел? Да, весеннее солнышко! Теперь зайчик прыгнул на качели». Дети вместе с воспитателем обходят участок и выясняют, что тёплыми стали стол, стена веранды (с южной стороны) и т. п. Для сравнения трогаем предметы с северной стороны (домик, машина, стоящие в тени), и выясняем, что они холодные, солнечные лучи сюда не попали.

Воспитатель: Ребята, месяц март дарит нам за вашу сообразительность и хорошие ответы, этого солнечного зайчика, который будет радовать нас ярким светом и согревать своим теплом!

Физкультминутка «Весна идёт». (дети слушают стихи и выполняют движения по тексту).

Цель: восстановление эмоционального состояния через развитие движений.

Раньше был сугроб до крыши (поднимаем руки вверх), а теперь всё ниже-ниже. (постепенно опускаем руки)

Оседает, оседает, а потом совсем растает. (приседаем)

Солнышко сильнее греет, растопить весь снег сумеет. (Руки вверх, растопыриваем пальцы)

Побегут ручьи везде, всё окажется в воде. (делаем руками перед собой волнообразные движения)

Все деревья вдруг проснулись (потягиваемся) и от снега отряхнулись. (показываем: деревья стряхивают снег)

Пробудились ото сна. Это к нам идёт весна! (руки в стороны: радостно встречаем весну)

Дыхательное упражнение «Запахи весны». Нужно сделать шумный вдох носом, и выдохнуть ртом.

Цель: укрепление и стимуляция верхних дыхательных путей.

  1. Трудовая деятельность.

Цель: развитие трудовых навыков, формирование умения и желания трудиться сообща (а также выполнение элементарных трудовых поручений), соблюдение порядка и чистоты на участке детского сада.

Воспитатель: Ребята, ночью был ветер и побывал на нашем участке, принёс мусор. Давайте его дружно уберём (собрать веточки, сломанные ветром, в корзину для сбора мусора). Возьмём лопатки, раскидаем снеговые холмики, поможем снегу таять. (индивидуально с кем-то из детей, или по желанию)

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю немножко поиграть.

  1. Подвижные игры.

«Верёвочка» (русская народная игра малой подвижности)

Цель: развитие ловкости.

Содержание игры:

Считалкой выбирается водящий. Все встают в круг и держатся руками за верёвку, связанную в кольцо. В центре стоит водящий. Он пытается кого-нибудь осалить за руки. Кого осалил, тот становится ведущим. Задача всех остальных – отдёргивая руки от ведущего, не уронить верёвку.

 «Цепи кованные» (русская народная игра)

Цель: развитие у детей умения действовать по сигналу, навыков в построении в две шеренги, беге.

Содержание игры: Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 10-15 м. Одна шеренга детей кричит:

- Цепи, цепи, разбейте нас!

Кем из нас? – отвечает другая.

-Димой!  -  отвечает первая.

Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.

  1. Индивидуальная работа по развитию движений, физических качеств. «Прыжки вверх с места».

Цель: развитие прыгучести, навыков хорошего отталкивания и мягкого приземления.

  1. Самостоятельная деятельность с выносным материалом. Воспитатель контролирует деятельность детей, следя за безопасностью во время игр и занятий, учит использовать пособия по назначению.

- Ребята, какие у вас красивые лопатки и разноцветные ведёрки!

- А что вы готовите? Так вкусно пахнет! (тортики)

- Чем вы будете их украшать? (льдинки, палочки)

- Какие молодцы! Вы угостите меня тортиком? Кого вы ещё угостите?

Цель: развитие самостоятельности, игровых навыков, творческих способностей, стимулирование желания играть вместе.

Выносной материал: лопатки для снега, совочки, формочки для лепки, ведёрки, ледянки, вертушки, веточки (природный материал), игрушки из пластмассы и резины (машинки, кегли, мячи, обручи, флажки и другие предметы).

Виды деятельности:

  • лепка пирожков и тортиков из снега;
  • катание на ледянках с горки;
  • сгребание и копание снега лопатами;
  • выкладывание предметов из веточек;
  • игры по желанию и интересам детей.

Итог прогулки.

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались на прогулке? Что узнали нового? Какое время года сейчас? Какие приметы весны мы наблюдали? Мы ещё продолжим следить за изменениями в природе. (Дети становятся парами и возвращаются в группу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в средней группе "Наблюдение за елью".

(На пороге нахожуветочку ели.)Ребята, угадайте, что я нашла?Загадываю детям загадку.-Что же это за девица?Ни швея, ни мастерица.Ничего сама не шьет,А в иголках круглый год. (Ель.)-Дети, а у нас на уча...

Конспект прогулки в средней группе, наблюдение за одуванчиком.

Воспитывать у детей любознательность к окружающему миру. При помощи наблюдений в природе....

Конспект прогулки в средней группе "Наблюдение за птичьими следами на снегу"

в данном материале предложен вариант проведения прогулки в зимний период с детьми средней группы детского сада....

Конспект прогулки в средней группе "Наблюдение за елью"

Татьяна Дмитриева Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за елью»Цель. Продолжать знакомить детей с елью. Показать детям, что люди могут навредить дереву. Воспитыва...

Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за ветром»

Цель: продолжать закреплять представления о погодных явлениях.Задачи: познакомить с таким природным явлением как ветер, его ролью; развивать умение делать выводы; закреплять умение устанавливать причи...

Конспект прогулки в средней группе "Наблюдение за небом и облаками"

Материал предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений...