ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАБОТУ В ПРИРОДНОЙ ЛАБОРАТОРИИ - МЕТЕОСТАНЦИИ
статья по окружающему миру

Фомина Оксана Александровна

В этой статье вы узнаете, в чем польза Метеостанции на территории детского сада для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_meteostantsiya.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАБОТУ В ПРИРОДНОЙ ЛАБОРАТОРИИ - МЕТЕОСТАНЦИИ

Наверное каждый из нас, хотя бы раз в жизни, любовался звездным небом, смотрел на то, как заходит за горизонт солнце, и наблюдал за тем, как идет дождь, или как летят большие снежинки с неба. А теперь на секундочку, представьте, как интересно это детям и как они этому радуются. Ведь всё это для них не только красиво, но и невероятно, волшебно. Они пробуют ловить снежинки ртом, чтобы понять их вкус, разглядывают облака, одним словом - исследуют. Именно поэтому от таких экспериментов и наблюдений дети получают огромное удовольствие, и желание открывать для себя что-то новое.

В современных условиях перед детским садом стоит одна из главных задач - это подготовка совершенно нового поколения детей: любознательных, активных и целеустремленных. Детский сад - это первый шаг в образовании, поэтому он представляет себе, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами и навыками он должен обладать. Для реализации этой задачи, в каждой группе нашего детского сада, были организованы мини лаборатории, где дети ставят опыты и проводят различные эксперименты и наблюдения. Так же на территории нашего детского сада была создана «экологическая тропа», которая включает различные объекты. А ещё, сравнительно, не так давно, в нашем детском саду появилась метеоплощадка, в состав которой входят: метеобудка, осадкомер, барометр, ветровой рукав, компас, солнечные часы, термометр, облакоулавитель.

Метеорологическая площадка на территории детского сада предоставляет детям условия для получения и использования познавательного опыта в наблюдении, сравнивании и прогнозировании погоды.

Метеорологическая площадка обеспечивает возможность проведения практических работ, систематических наблюдений за погодой и сезонными явлениями в окружающей среде. Дети получают возможность определять погоду с помощью специального оборудования, что вызывает у них большой интерес.

Ребенок старшего дошкольного возраста знает времена года и их очередность, но не всегда он может заметить эту смену самостоятельно. И нам, как педагогам, необходимо обратить его внимание на зависимость состояния живых организмов от условий внешней среды.

В своей работе с детьми мы активно используем нашу метеостанцию, но чаще в проектной деятельности. Проектная деятельность помогает связать процесс воспитания и обучения с реальными событиями из жизни ребёнка, а так же заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Для этого, нами были разработаны планы занятий по ознакомлению детей с приборами помощниками. Каждую неделю проводим наблюдения во время прогулки. Наблюдения за погодой проводят в определенной последовательности:

· наблюдение за небом и облачностью;

· с помощью ветряного рукава даётся относительная оценка силы ветра;

· измеряется количество осадков с помощью осадкомера;

· определяется температура воздуха с помощью термометра;

· с помощью барометра определяется атмосферное давление;

· с помощью солнечных часов определяется время по солнцу;

· с помощью психрометра измеряется температура и влажность воздуха;

· с помощью компаса определяется направление света;

· учимся делать выводы об изменении погоды в сравнении с прошлым днем (месяцем) и. т. д.

В конце каждого месяца и сезона мы делаем анализ и на его основе делаем выводы: какая же погода была, и как она менялась, сколько дней было ясных, а сколько пасмурных, дождливых и снежных, морозных и ветреных. В живой природе мы с ребятами наблюдаем за переменами, происходящими с кустарниками, деревьями и травами по сезонам. Мы рассуждаем с детьми о том, почему меняется состояние растительности, какие изменения происходят в жизни насекомых, животных и птиц, акцентируя внимание на изменениях условий жизнедеятельности. В начале каждого месяца мы знакомим детей с народным календарем времен года: название месяца, народные приметы. Весной в огороде мы высаживаем рассаду разных овощей (капусту, помидоры, огурцы, кабачки) а летом мы высаживаем разные цветы (ромашку, ноготки, вьюнок, бархатцы). Ребята с удовольствием ухаживают за растениями – рыхлят землю, поливают и вырывают траву в клумбе. Вместе с детьми устанавливаем зависимость развития и роста растений от факторов внешней среды и ухода за растениями.

Проанализировав промежуточные показатели, мы пришли к выводу, что деятельность детей на метеоплощадке повышает уровень их познавательного развития: они стали более внимательными, любознательными, стали задавать больше вопросов, заинтересовались причинно-следственными связями и пытаются самостоятельно придумывать объяснения природных явлений. Эта работа также улучшает практические навыки использования метеорологических приборов и записи результатов наблюдений. Таким образом, метеоплощадка обладает большими образовательными возможностями для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Список литературы

1. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтз, 2006. -144с

2. Левина Р. Метеоцентр в детском саду или экология и творчество // Дошкольное воспитание. – 1998. — № 7. – Николаева Т. О чем говорят растения // Ребенок в детском саду. – 2002. — № 3.

3. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002. — № 3. – с.76. 98

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой.- М.:АРКТИ, 2003. – 64с

5. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет /Под ред. О.В.Дыбиной. – М.: МОЗАИК_СИНТЕЗ, 2010. - 64с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"

laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон                              ...

Квест-игры как средство развития познавательно-исследовательской активности старших дошкольников

Современные требования к образованию дошкольников стимулируют педагогический поиск в направлении  использования педагогических технологий деятельностного типа, которые: способствуют индивиду...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет по теме «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Актуальность выбранной темыНа протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятель...

Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»

Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»...