«Русский национальный костюм»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Приобщать детей к национальной культуре и развитию духовных ценностей посредством знакомства с национальным костюмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natsion._kostyum_st.gr_._pozn._raz-tie.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по познавательному развитию в старшей группе
«Русский национальный костюм»
Составитель: Мязина В.В.
Цель: Приобщать детей к национальной культуре и развитию духовных ценностей посредством знакомства с национальным костюмом.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма;
- расширять знания о русской народной культуре. Пробуждать интерес детей к русскому национальному костюму.
- расширить представление о цветовом колорите народного костюма;
- учить детей сравнивать, описывать, делать выводы, способствовать развитию речи.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа;
- воспитывать чувство любви к Родине, гордости за свой народ.
Развивающие :
- способствовать развитию интереса в изучении истории культуры русского народа;
- развивать эстетический вкус, технические умения и навыки рисования, раскрасить русский народный костюм, правильно составить на нём узор, симметрично располагая его элементы.
Предварительная работа: Проведение бесед на тему «Как одевались в старину» с использованием рисунков, картин, альбомов.
Словарная работа: Названия одежды русского народного костюма : рубаха, косоворотка, душегрея, кокошник, кафтан, повязка, порты, лапти. Названия деталей одежды: ворот, воротник, подол, оплечье, манжеты.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли русские красавицы. Посмотрите, какие они стройные и изящные.
Воспитатель: Как раньше в народе называли красавиц?
Дети: Лебедушка, березонька, пава, ягодка (словарная работа).
Ягодка – приветливо, ласково называли девушек.
Воспитатель: А какими именами их называют в сказках?
Дети: Василиса Прекрасная; Марья – краса, длинная коса; Марья – искусница; Василиса Премудрая.
Воспитатель: А теперь отгадайте загадки.
1. Дуйся, не дуйся, через голову суйся, попляши день – деньской и пойдешь на покой. (Рубаха.)
2. Сижу верхом, не ведаю на ком. Знакомца встречу – соскочу, привечу. (Шапка.)
3. Сплетен липовый кузовок, ночью отперт, а днем заперт. (Лапти)
Воспитатель: Молодцы! Раньше была традиция: в дни праздников устраивали ярмарки и люди надевали самую красивую одежду.
Воспитатель: Давайте рассмотрим нарядный русский костюм и обычную одежду. Из чего состоит нарядный костюм?
Дети: Из рубахи, сарафана и кокошника. (Словарная работа.)
Кокошник – русский народный головной убор, в виде округлого щита вокруг головы.
Физминутка «Летает – не летает».
Я называю птиц, животных, растения. И если то, что я называла, летает – вы поднимаете ручки вверх, а если не летает, то приседаете.
Воспитатель: Ну, вот и отдохнули и можно садиться на места.
- Кого вы здесь видите?
Дети: Мальчика и девочку.
Воспитатель: Правильно. Но как мы будем к ним обращаться, если у них нет имен. Давайте вспомним старинные русские имена.
Дети: Иванушка, Аленушка, Дарьюшка, Глебушка, Никита, Данил, Арина, Дуняша, Валентина.
Воспитатель: Молодцы! Сколько имен вы знаете. Какое имя выберем мальчику?
Дети: Данил!
Воспитатель: А девочку как назовем?
Дети: Арина!
Воспитатель: Данил и Арина тоже собрались идти на ярмарку, а мы с вами должны украсить их одежду. В каких местах украшалась одежда?
Дети: На рукаве, подоле, воротнике.
Воспитатель: А вы знаете, что в старину одежда, особенно праздничная, украшалась узорами, вышивкой. Какие символы вышивали мастерицы?
Дети: Ромбы, кресты, деревья, птиц.
Воспитатель: В старые времена на подоле рубахи пришивали узорную полосу, на которой вышивали символы. Узоры эти были разноцветные. А вот и некоторые обозначения.
Воспитатель: Для чего вышивали символы?
Дети: Они оберегали человека.
Воспитатель: Поэтому их еще называют оберегами. (Словарная работа.)
Оберег – талисман, привеска от сглаза.
Воспитатель: Сейчас мы украсим одежду Данила и Арины. По-очереди вы будите подходить и рисовать тот узор, который вам больше нравится. Мальчики украшают Данила, девочки - Арину.
Воспитатель: Молодцы! Теперь и Данил и Арина смогут пойти на ярмарку! На ярмарках люди веселились, играли, танцевали.
Потешки:
Сорока, сорока Сорока, сорока, Расти, коса, до пояса Расти, коса, до пояса, | Петушок, петушок Петушок, петушок, Федя-Бредя Федя-Бредя Аты-баты! Шли солдаты Аты-баты! Шли солдаты, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности "Русский национальный костюм"
Конспект организованной образовательной деятельности "Русский национальный костюм"...
Кукла в русском национальном костюме
Знакомство с историей и зарисовка элементов русского народного костюма. ...
Конспект НОД Образовательная область «Познание» Тема «Русский национальный костюм»
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и...
Презентация "Кукла в русском национальном костюме"
Презентация для детей подготовительной группы "Кукла в русском национальном костюме"...
Комплексно-тематическое планирование работы в старшей группе по теме «Русский национальный костюм»
Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным костюмом....
«Социально – коммуникативное развитие детей посредством знакомства с русским национальным костюмом». Из опыта работы
Народная культура – это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации....
Презентация "Русский национальный костюм"
Презентация для знакомства детей с русским национальным костюмом и традициями...