Конспект совместной деятельности «Зимние посиделки» для старшей группы.
материал по окружающему миру (старшая группа)
Анотация:
Данная образовательная деятельность знакомит детей с посиделками, как явлением старорусского быта. Формирует интерес к отечественной бытовой культуре, желание вносить ее отдельные элементы в современную жизнь. Развивает смекалку, творчество, эмоциональную отзывчивость , координацию движений.
У детей активизируется и совершенствуется словарный запас и интонационная выразительность речи. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга.
Участие в данной образовательной деятельности доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Предлагаемая образовательная деятельность может быть использована воспитателями, музыкальными руководителями,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 37.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ-СОШ №6 г. Маркса структурное подразделение МДОУ- д/с №16 г. Маркса
Конспект
Конспект совместной деятельности «Зимние посиделки» для старшей группы.
Выполнила:
Воспитатель группы №6
Похидняк . А.Г
Маркс 2024
Анотация:
Данная образовательная деятельность знакомит детей с посиделками, как явлением старорусского быта. Формирует интерес к отечественной бытовой культуре, желание вносить ее отдельные элементы в современную жизнь. Развивает смекалку, творчество, эмоциональную отзывчивость , координацию движений.
У детей активизируется и совершенствуется словарный запас и интонационная выразительность речи. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга.
Участие в данной образовательной деятельности доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Предлагаемая образовательная деятельность может быть использована воспитателями, музыкальными руководителями,
Цель:
-продолжать знакомить детей с традициями русского народа;
- приобщать детей к истокам русской культуры и духовно-нравственным традициям русского народа.
Задачи:
-формировать представление о прошлом нашей Родины, пробудить интерес к истории и культуре России.
-Обогатить словарь детей загадками, частушками, пословицами.
-Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям, к русскому фольклору.
-Дать положительный эмоциональный заряд.
Предварительная работа: Разучивание частушек , пословиц и поговорок, отгадывание загадок ,чтение русских народных сказок и рассматривание иллюстраций к ним, проведение русских народных игр. Беседы «Русская изба» «Предметы русской старины», «Русский народный костюм». « Русско- народный фольклор» .
Материалы:
Русско- народная музыка; Уголок « Русская изба»: самовар, печь, крынка, чугунок, колыбель, прялка, ложки деревянные и т.д; куклы-хороводницы; письмо; угощение к чаепитию.
Ход: Входят дети, одетые в русские народные костюмы с поклоном. Встречает воспитатель переодетая в хозяюшку в русско-народном костюме.
Хозяюшка (воспитатель): Здравствуйте ,гости дорогие! Милости прошу ко мне в избу! Горница у меня небольшая, да красивая какая! Давно я вас жду, поджидаю, веселье без вас не начинаю. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.
Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.
-Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник радостный. По обычаю, по- старинному посиделками называется.
-В старину зимними вечерами, собирались все в большой избе. Где пряли, вышивали, плели лапти, корзины и обязательно пели , плясали и играли. Веселье и труд шли рядом.
-Рассаживайтесь по удобнее. В нашей избе тепло и уютно(звучит народная музыка).
Сяду рядышком на лавку,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки
Кто смышлёный погляжу.
Загадки:
На стене висит, болтается, за него всяк хватается
(полотенце)
Всех накормлю с охотою,
А сама безротая.
(ложка)
Стоит кошка - четыре ножки, что это?
(скамейка)
Что в избе за коровьи рога?
(ухват)
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него ... .
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка)
Украшает пол в избе (коврик, половица)
Летом спит,
Зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает. ( печь)
У нас в печурочке золотые чурочки.
( дрова)
Он, как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля
Где там в печке уголек?
Кашу сварит…
( чугунок)
Выпускает жаркий пар
Древний чайник…( самовар)
Воспитатель:
-Наши посиделки в полном разгаре!
Ну как, нравится на наших посиделках.
ОЙ, да молодцы ребятушки.
У кого там хмурый вид,
Снова музыка звычит
Собирайтесь детвора
Ждёт вас русская игра.
(Игра На выбор «Бубен» «Ты катись, веселый бубен, быстро, быстро по рукам. У кого веселый бубен, тот пускай и спляшет нам.
Игра «Водяной» Колечко».)
Воспитатель: А сейчас сядем рядком, да поговорим ладком.
Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки ?
Тогда давайте поиграем. Я начинаю, а вы заканчиваете: (все сидят на своих местах , воспитатель говорит начало пословицы, а дети заканчиваю)
Пословицы:
Хозяин весел_ и гости радостны.
Гость доволен- и хозяин рад.
Худо тому- кто добра не делает никому.
Без труда не выловить рыбку из пруда
Труд человека кормит, а лень портит.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Дерево держат корни, а человека семья.
Терпение и труд всё перетрут
Горька работа, да хлеб сладок.
Сделал дело- гуляй смело.
Кто умеет трудиться, тому есть чем гордиться.
Жизнь дана на (добрые дела).
Нет друга – ищи, а нашел - (береги)
Старый друг лучше (новых двух)
Окончил дело — (гуляй смело).
-Какие молодцы!!!!
Воспитатель: Запомните ребята эти мудрые пословицы. Старайтесь быть такими добрыми и гостеприимными. Ведь не даром в пословице молвится «Как аукнется , так и откликнется» .
Воспитатель :
Эй, девчонки- веселушки, Не пора ли спеть частушки?
И вы ребята не оставайте,
Девчатам дружно подпевайте.
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться,
Тут народу очень много
Можем растеряться.
Частушки
#1052;ы частушек много знаем
И хороших и плохих
Хорошо тому послушать
Кто не знает никаких.
#1069;Й девчушки хохотушки
Запевайте-ка частушки
Запевайте веселей
Чтоб порадовать гостей
#1045;сли б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.
#1071; сидела на печи,
Сторожила калачи.
А за печкой мышки
Сторожили пышки.
5. Как моей подружке
Прокололи ушки.
Ей идут серёжки
Ну как Бабке- Ёжке.
#1071; парнишка озорной
Я в рубахе расписной,
Шляпу до бровей надвину
Хоть пиши с меня картину.
#1048; на ручках, и на ножках
Очень звонкие ладошки
Захочу похлопаю,
Захочу потопаю.!
8. Белка пела и плясала,
Словно заводная.
Все сапожки истоптала,
Шла домой босая.
#1043;оворил медведь народу:
«Ничего нет лучше мёда,
К мёду блин подай сюда-
Просто сказка , не еда!»
10. У меня с тарелки
Блин стащили белки,
На берёзке сели,
Блин в два счёта сьели.
11. У частушки есть начало,
У частушки есть конец.
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем –молодец! (Алиса)
( САДЯТСЯ НА ЛАВОЧКУ)
Воспитатель: -А ещё на посиделках , пели не только частушки, а любили рассказывать нелепицы, коротенькие стишки стишки или рассказы, в которых говорится о чем-то таком, чего не может быть на самом деле.
Я много их знаю и сейчас вам расскажу:
Из-за тучи, из тумана
Мужик скачет на баране.
А за ним на комариках
Дети скачут в валенках,
А жена на блошке
Скачет по дорожке.
У козла в бороде
Живут две лягушки,
На спине сидит медведь,
Держится за ушки.
***
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
***На вокзале в новом зале,
Кот лежит без головы.
Пока голову искали
Ноги встали и пошли.
***
По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет.
***
Дед кудрявый без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет –
Только сын да дочка.
На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
Воспитатель:
Ой , что-то я замёрзла. Так на улице мороз. Играют все гости.
Вот на улице мороз!
Ну-ка, все потрите нос!
Ни к чему нам бить баклуши,
Ну-ка взялись все за уши;
Покрутили, повертели
Вот и уши отогрели!
По коленкам постучали,
По плечам похлопали,
Ножками потопали!
(ТАНЕЦ С КУКЛАМИ-ХОРОВОДНИЦАМИ) под русско-народную музыку.
( чихание домового в печи, достаю письмо)
Письмо:
Здравствуйте ребята! Я домовой, – Пафнутий Меркулыч .Знал я , что сегодня вы придёте, праздник радостный и избу принесёте. Я за печкою сидел на посиделки ваши я глядел, как играли, пели , веселились. Словом вы большие молодцы! А какие посиделки без чая! А к нему Вам в корзиночке я оставил угощенье ! Приятного вам чаепития!
-Да наш Пафнутий Меркулыч очень добрый домовой иногда гостям которые ему понравились делает сюрпризы.
-А вы знаете, что в старину очень любили чаёвничать. Без него не обходились не одни посиделки.. Выпивали чаю аж по 10 стаканов и говорили: «Чай пить- не дрова рубить». Чаепитие на Руси всегда было доброй традицией.
Вот и мы сейчас отправимся пить чай с угощениями в группу.
В небе, словно от побелки,
Засиял уж млечный путь.
Отшумели посиделки.
Путь домой не позабудь!
Мы делись тем, что знали,
Попытались всех увлечь.
Не прощаемся мы с вами,
Словом, всем до новых встреч!
Самоанализ организованной образовательной деятельности:
Занятие проходило в виде путешествия в прошлое. Перед началом занятия было приготовлено всё необходимое оборудование. Содержание конспекта занятия соответствовало уровню развития детей 5-6 лет и программным задачам.
Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Организованная образовательная деятельность была спланирована и проведена в игровой форме. Весь ход продуман, все части взаимосвязаны и объединены между собой одним общим сюжетом. Вводная часть прошла последовательно и методически правильно (дети были заинтересованы), выдержана по времени. Основная часть так же прошла последовательно, выдержана по времени. На занятии были использованы различные методы и приёмы: сюрпризный, игровой, словесный, повторение, обобщение, художественное слово.
Переход от одной части к другой был постепенным и увлекательным.
На протяжении всего занятия побуждала детей давать развёрнутые ответы, говорить полными предложениями, старалась, что бы все дети были активными. На каждый момент организованной образовательной деятельности были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Использованные на занятии пособия и оборудование соответствовали эстетическим и гигиеническим нормам. Самочувствие детей было хорошим. На мой взгляд, все поставленные задачи были реализованы, занятие прошло интересно и методически правильно.
Используемая литература:
#1051;. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова.
«Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений».
#1050;аюкова, Л. Русские народные загадки / Л. Каюкова. – М. : Детская литература, 1989.
3.Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013.
4. Народное искусство в воспитании детей / Т. С. Комарова. – М. : Российское педагогическое агенство, 1997.
5. Пословицы русского народа / В. Даль. – М. : Художественная литература, 1984.
#1056;усский фольклор : Классика и современность. – М. : Художественная литература, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка - Конспект совместной деятельности по экологии в старшей группе на прогулке "Муравьи".
Информация для детей о строении муравейника, стихи и загадки о муравьях, эстафета, игра с водой....
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы «Как дикие животные приспосабливаются к зиме»
Цель:Расширить и углубить представления детей о приспособлении животных к зимним условиям существования.Развивать умение устанавливать связи между особенностями поведения животных и среды обитания.Упр...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшей группы по художественному творчеству (аппликация)
Совместная деятельность педагога с детьми по художественному творчеству (аппликация)...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы. «Застыли кони, люди» История появления коней на Аничковом мосту. (с использованием ЭОР)
1.Познакомить детей с историей появления коней на Аничковом мосту.2.Познакомить детей с сюжетом каждой скульптурной композиции.3.Воспитывать любовь к родному городу ,к его истории....
Конспект совместной деятельности педагога и детей старшей группы (образовательная деятельность в рамках проекта «Здоровое питание») на тему: «Витамины для здоровья»
(с применением ЭОР)о.о. «Физическое развитие»;о.о. «Речевое развитие»....
Конспект совместной деятельности взрослых и детей старшей группы по изобразительной деятельности. Конструирование из нетрадиционных материалов «Летающая тарелка»
Конспект по изобразительной деятельности в старшей группе "Летающая тарелка". Конструирование из нетрадиционных материалов....
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы по познавательной деятельности на тему: «Наши помощники»
В ходе совместной деятельности в игровой форме воспитатель формирует представление детей об органах чувств человека (глаза, нос, уши, язык, кожа), их функциях и значении. ...