Конспект НОД в средней группе на тему «Весна-красна»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель:
- развитие связной речи по лексической теме «Весна».
Образовательные задачи:
- закреплять характерные признаки весны;
- упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- обогащение и активизация словаря по теме «Весна»;
- закреплять умение составлять рассказ по мнемотаблице;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
Развивающие задачи:
- развивать диалогическую и связную речь;
- развивать слуховое внимание и логическое мышление;
- развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику;
- развивать общую и мелкую моторику
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и бережное отношение к ней;
- формировать умение работать в коллективе
Интеграция областей:
- речевое развитие
- познавательное развитие
- физическое развитие
- социально-коммуникативное развитие
Образовательные технологии:
- здоровьесберегающие
- игровые
- развивающего обучения
Методические приемы:
- Игровые
- Словесные
- Слушание музыки
- Наглядные
Предварительная работа с детьми: наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы; рассматривание картинок с приметами ранней и поздней весны, репродукции картин по теме «Весна», альбом «Перелетные птицы», «Дикие животные»; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок о весне; художественное творчество на тему «Весна»; дидактические и подвижные игры.
Демонстрационный материал: картины «Ранняя весна» и «Поздняя весна», мнемотаблица “Весна в лесу”, картинки птиц.
Раздаточный материал: разрезные картинки цветов.
Оборудование: звукозапись «Голоса птиц», «Голоса леса».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesna_krasna.docx | 49.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
в средней группе
на тему
«Весна-красна»
Интеграция областей:
речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие,
социально-коммуникативное развитие
Образовательные технологии:
Здоровьесберегающие
Игровые
Развивающего обучения
Цель:
- развитие связной речи по лексической теме «Весна».
Образовательные задачи:
- закреплять характерные признаки весны;
- упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- обогащение и активизация словаря по теме «Весна»;
- закреплять умение составлять рассказ по мнемотаблице;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
Развивающие задачи:
- развивать диалогическую и связную речь;
- развивать слуховое внимание и логическое мышление;
- развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику;
- развивать общую и мелкую моторику
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и бережное отношение к ней;
- формировать умение работать в коллективе
Интеграция областей:
- речевое развитие
- познавательное развитие
- физическое развитие
- социально-коммуникативное развитие
Образовательные технологии:
- здоровьесберегающие
- игровые
- развивающего обучения
Методические приемы:
- Игровые
- Словесные
- Слушание музыки
- Наглядные
Предварительная работа с детьми: наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы; рассматривание картинок с приметами ранней и поздней весны, репродукции картин по теме «Весна», альбом «Перелетные птицы», «Дикие животные»; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок о весне; художественное творчество на тему «Весна»; дидактические и подвижные игры.
Демонстрационный материал: картины «Ранняя весна» и «Поздняя весна», мнемотаблица “Весна в лесу”, картинки птиц.
Раздаточный материал: разрезные картинки цветов.
Оборудование: звукозапись «Голоса птиц», «Голоса леса».
ХОД НОД:
Дети входят в группу и встают в круг в центре группы (возле столов).
В: Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются с гостями.)
А теперь давайте поприветствуем красно солнышко и друг друга.
Коммуникативная игра «Здравствуйте»
(воспитатель с детьми)
Воспитатель и дети:
Здравствуй, красно солнышко! Здравствуй, ветерок, Солнечные зайчики, Быстрый ручеек! Здравствуй, ранняя трава, Здравствуй, свежая листва! Здравствуйте, ребята! Всех приветствуем сейчас, Очень рады видеть Вас! | Поднимают руки к солнышку. Качают над головой руками. На уровне груди сжимают-разжимают кисти рук. На уровне груди движения кистями вправо-влево. Показывают ладошки на уровне груди. Трут ладонями друг о друга. Слова произносит воспитатель. |
В: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетел воробей, и услышала, что он постучал в окно и так радостно и громко зачирикал! Интересно, что он хотел нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там? (Воспитатель обнаруживает конверт.)
Интересно от кого это письмо? Давайте откроем конверт и узнаем кто же его прислал. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо.)
«Собирайтесь в лес скорее,
В необычный турпоход.
Ждут вас тайны там лесные,
Вдаль дорожка поведет…
Лесные жители.»
Ребята, вы любите путешествовать? Хотите отправиться на прогулку в весенний лес? (Ответы детей.) Но сначала я проверю, готовы ли вы к путешествию.
Мы пойдем не за грибами,
Не за цветами,
А за лесными чудесами!
Лес – это дом животных, мы с вами – его гости.
А вы знаете, как надо себя вести в лесу? Расскажите. (В лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать.)
В: Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки, Покружись потом немножко, Попадёшь тогда ты в лес, Полный тайны и чудес! | Дуют в ладошки. Кружатся. Закрывают глаза ладонями. |
Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту..
Звучит звукозапись «Голоса леса»
В: Вот мы с вами и в лесу! Не забывайте, что в лесу нужно вести себя тихо, чтобы не напугать лесных обитателей. Давайте пройдем с вами по дорожке вот на ту полянку. (Дети с воспитателем идут по «дорожке» к ковру и садятся на стульчики.)
На мольберте вывешена картина «Грачи прилетели». Вторая картина («Ранняя весна») находится за первой картиной, дети ее не видят.
В: Присаживайтесь, ребята.
Посмотрите, пожалуйста, на эту картину. (показывает картину «Грачи прилетели»).
Какое время года изображено на картине?
Дети: Весна.
В: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Может быть, это зима?
Дети: Солнце светит ярко; снег темнеет, тает, оседает; появляются проталинки, бегут ручьи; прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы, журавли, дикие утки, ласточки, жаворонки, кукушки, соловьи; просыпаются звери после зимней спячки; распускаются первые весенние цветы.
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:
1. Как светит солнце весной?
2. Что происходит со снегом весной?
3. Когда снег растаял, что появляется?
5. Кто прилетает из теплых краев?
6. Что происходит с лесными жителями?
7. Что вырастает из-под снега?
В: Молодцы! Вы все правильно сказали. Но солнышко с каждым днем греет все теплее, все ярче. (Воспитатель выставляет на мольберт 2-ю картину («Ранняя весна»).
В: А как же дальше просыпается природа?
Дети: Снег совсем растаял; на деревьях и кустарниках появляются почки; цветут цветы; появляется травка; появляются насекомые; у птиц появились птенцы; звери просыпаются после зимней спячки, они меняют старые шубки на новые, у зверей появляются детеныши.
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:
1. Снег еще лежит?
2. Что происходит с деревьями?
3. Что происходит с цветами?
4. Что происходит с травой?
5. Кто появляется у птиц?
6. Что происходит с дикими животными?
Речевая игра «Скажи наоборот»
(сравнение весенних и зимних признаков - подбор антонимов).
В: Ребята, вы правильно назвали признаки весны. Итак, уже наступила весна.
Это значит, что …
- Зима ушла, а весна… (пришла).
- Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).
- Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).
- Зимой холодно, а весной… (тёпло).
- Зимой небо пасмурное, а весной... (ясное).
- Зимой снег выпадает, а весной… (тает).
- Зимой заяц белый, а весной… (серый).
- Зимой дни короткие, а весной… (длинные).
В: Молодцы ребята, правильно ответили.
В: Лена, расскажи, пожалуйста, стихотворение о весне.
Ребенок: | Если снег повсюду тает, | Если солнце ярче светит, |
В: Какие весенние месяцы вы знаете?
Дети: Март, апрель, май.
В: Какие же вы молодцы, все вы знаете.
Звучит звукозапись «Голоса птиц в лесу».
В: Ребята, что вы услышали? (ответы детей)
В: Да, это поют в лесу птицы. Давайте подойдем к ним поближе.
Дети с воспитателем подходят к фланелеграфу и становятся полукругом.
Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"
В: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц прилетело на дерево. Давайте отгадаем про них загадки.
Загадки
1. | Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей, Прыг да скок по полю вскачь, А зовётся птица – … (Грач). | 4. | Во дворе стоит дворец, Там живёт один певец. Очень ловкий молодец И зовут его… (Скворец) |
2. | Я проворна, легкокрылая, Хвост раздвоен, словно вилы. Если я летаю низко, Значит дождик где-то близко. (Ласточка) | 5. | Алый низ и черный хвост, Воробья побольше рост, Толстый клюв раздался вширь – До чего красив ... (Снегирь) |
3. | Гнездо не строит никогда, Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. (Кукушка) |
В: Ребята, посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний?
Дети: Снегирь.
В: Объясните почему. (Ответы детей.)
В: Давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете?
Дети: Аист, дрозд, стриж, соловей, дикая утка, журавль.
В: А почему этих птиц называют перелетными?
Дети: Осенью перелетные птицы улетают от нас в теплые края, на юг, а весной возвращаются обратно.
В: Молодцы! Правильно!
В: А почему они улетают от нас?
Дети: У нас становится холодно, насекомые прячутся, и птицам нечем питаться. Они не переносят холод.
В: Когда птицы возвращаются назад, как же они встречают весну? Что весной делают птицы?
Дети: Птицы весной вьют гнезда и выводят птенцов.
В: Какие птицы прилетают с юга в наши края первыми?
Дети: Грач и скворец.
В: А какие птицы прилетают последними?
Дети: Ласточка, кукушка и соловей.
В: Дима, расскажи, пожалуйста, стихотворение о ласточке.
Ребенок: | Константин Льдов «Весенняя гостья» Милая певунья, Ласточка родная, К нам домой вернулась Из чужого края. | Под окошком вьется С песенкой живою: «Я весну и солнце Принесла с собою...» |
Экологическая минутка
В: Ребята, а как мы должны относиться к птицам? Что может сделать человек для птиц? Как им нужно помогать?
Дети: Вывешивать скворечники весной. Помогать больной или раненой птице. Подкармливать птиц ранней весной.
В: Нам пора дальше отправляться в путь.
Воспитатель вместе с детьми (во время физкультминутки) подходят к мольберту с «муравейником».
Физкультминутка «Лесная полянка»
По тропинке Друг за другом мы идем. Через кустики и кочки, Через ветви и пенечки, Поднимая ноги выше, Мы к лесной полянке вышли. Очень долго мы шагали, Наши ноженьки устали. Сейчас сядем, отдохнем, А потом опять пойдем! | Дети шагают друг за другом. Шагают, поднимая высоко ноги. Приседают. |
или (по выбору воспитателя):
Солнце встало из-за тучки, | |
Мы протянем к солнцу ручки, | |
Руки в стороны потом | |
Мы пошире разведем. | |
А потом вперед, назад. | |
Каждый солнцу с нами рад! | |
Встанем, глубоко вздохнем. | |
И опять пойдем. |
Воспитатель (обращая внимание детей на «муравейник»):
В: Ребята, куда мы пришли? Что это?
Дети: Муравейник.
В: Вы рассказали, что весной к нам возвращаются перелетные птицы потому, что вновь появляются насекомые.
В: А каких насекомых вы знаете?
Дети: Жуки, мухи, комары, бабочки, пауки, стрекозы, гусеницы, муравьи, кузнечики.
Гимнастика для глаз «Где бабочка?»
В: Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка прилетела в нашу группу! Она очень радуется весне. Давайте только глазками посмотрим, как она перелетает с места на место, с одного цветка на другой.
Физкультминутка-игра « Прилетели птицы»
В: Сейчас я буду называть птиц и насекомых. Если назову птицу, то вы должны будете помахать руками, изображая птицу; если насекомых - то присесть и положить голову набок, показав, что насекомые зимой отдыхают.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, пчелы, снегири.
Прилетели птицы: голуби, муравьи, воробьи, вороны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, снегири, кузнечики.
В: Ребята, но изменения происходят не только в жизни птиц, насекомых, но и зверей. Пойдемте гулять дальше по весеннему лесу.
Воспитатель вместе с детьми (во время физкультминутки) подходят к «берлоге» с медведем.
Физкультминутка «Мы шагаем друг за другом»
Мы шагаем друг за другом, Лесом и весенним лугом, Мы походим на носках, А потом на пятках. Весело попрыгаем Как в лесу зайчатки. Прыг, скок, прыг, скок, Сели зайки под кусток. | Идут обычным шагом друг за другом. Идут на носках. Идут на пятках. Прыгают как зайчики . Присаживаются на корточки. |
В: Ребята, отгадайте, кто живет на этой лесной полянке.
Загадки
Она прыгать мастерица, Она прыгать не боится. Небольшой у неё рост, Но зато пушистый хвост. (Белка) | Какой зверь опасный Ходит в шубе красной? Снег разгребает, Мышек хватает. (Лисица) | Угадайте, что за шапка Меха целая охапка. Шапка бегает в бору У стволов грызет кору. (Заяц) |
Этот зверь тебе знаком, Ест мышей и молоко. Но на кошку не похож Весь в иголках длинных… (Ёж) | Кто позабыв тревоги, Спал в своей берлоге? (Медведь) |
В: Ребята, давайте подумаем, как меняется жизнь животных с приходом весны. Дети: Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них появляются детеныши.
В: Какие звери просыпаются весной?
Дети: Медведь, еж, барсук.
В: Давайте разбудим медведя чистоговоркой.
Чистоговорка «Весна пришла»
Ла-ла-ла – к нам весна пришла. Ло-ло-ло – в лесу тепло. Пель-пель-пель – капает капель. Ля-ля-ля – расцветай земля! Леть-леть-леть – просыпайся медведь! | Хлопают в ладоши. Сжимают-разжимают пальцы. Ударяют указат. пальцем по ладони. Делают «фонарики». Топают ногами. |
В: Не хочет пока медведь просыпаться. Пусть еще немного поспит.
В: А что происходит с шерстью диких животных весной?
Дети: Они линяют.
В: А какие дикие животные меняют зимнюю шубку на летнюю? У кого из них меняется окрас шубки?
Дети: Заяц, белка.
В: А кто появляется у диких животных весной?
Дети: Детеныши.
В: Сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как называется у него детеныш.
Воспитатель называет по очереди диких животных, показывая иллюстрации.
Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»
один | много | ||
У медведя - … У зайца - … У лисицы - … У волка - … У ежа - … | медвежонок зайчонок лисенок волчонок ежонок | - - - - - | медвежата зайчата лисята волчата ежата |
В: Ребята, пойдемте гулять дальше.
Воспитатель с детьми подходят к столам. На трех столах разложены разрезные картинки (подснежник, мать-и-мачеха, ландыш.)
В: А еще, ребята, с теплыми солнечными лучиками в марте месяце просыпаются первые цветы. Кто помнит, как они называются?
Дети: Подснежники.
В: Почему их так называют?
Дети: Потому что они вырастают из-под снега.
В: Света, расскажи, пожалуйста, стихотворение о подснежнике.
Ребенок: | Прорастает сквозь снежок, К солнечным лучам, цветок, Маленький и нежный, Беленький подснежник. (Н. Маслей) |
В: Ребята, а цветочек так хочется понюхать. А рвать его можно?
Дети: Нет.
В: Тогда мы наклонимся и понюхаем подснежник.
Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветок»
1 резкий вдох носом
2 мягкий выдох на слог «АХ»
Подуем на цветок
1 резкий вдох носом
2 медленный выдох губы трубочкой
В: Давайте покажем, как цветочек вырастает.
Пальчиковая гимнастика "Цветок"
Вырос высокий цветок на полянке, | показать руками цветок |
Утром весенним раскрыл лепестки. | развести пальцы рук |
Всем лепесткам красоту и питье | движение пальцами вместе врозь |
Дружно дают под землей корешки. | ладошки вниз тыльной стороной друг к другу, пальцы развести |
В: Ребята, давайте вспомним, какие еще цветы вырастают весной?
Дети: Мать-и-мачеха, ландыши.
В: Ребята, посмотрите, на столах лежат картинки, на которых изображены цветы. Но они разрезные. А давайте попробуем собрать картинки. У кого какая она получится?
Игра «Собери картинку»
Рефлексия
В: Молодцы, ребята! Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу.
Давайте вспомним все изменения, которые произошли весной в лесу. Для этого мы попробуем составить рассказ.
На мольберт вывесить мнемотаблицу «Весна в лесу».
Мнемотаблица «Весна в лесу»
1 - Весной ярко светит солнце. Оно не только светит, но и греет.
2 - В лесу тает снег, бегут ручейки, звенит капель.
3 - Появляются проталины.
4 - Распускаются подснежники.
5 - На деревьях набухают почки.
6 - Возвращаются птицы с юга и поют свои песни.
7 – Весной после зимней спячки просыпаются дикие животные (медведь, ёж и барсук).
8 - Дикие животные линяют. Заяц и белка меняют цвет своей шубки.
9 - Весной у диких животных появляются детёныши, а у птиц – птенцы.
В: Молодцы! Вы правильно назвали все изменения, которые происходят с природой весной. А теперь давайте составим рассказ о весне.
В: Нам пора возвращаться. Давайте произнесём волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки,
Покружись потом немножко,
Попадёшь тогда ты в лес,
Полный тайны и чудес! Дуют в ладошки.
Кружатся.
Закрывают глаза ладонями.
Рефлексия
В: Вот мы и вернулись в нашу группу.
В: Вам понравилось в гостях у весеннего леса? Мы с вами побывали в весеннем лесу и вспомнили все изменения в природе, которые происходят в это время года. А что вам запомнилось? Что вы увидели, гуляя по весеннему лесу? (ответы детей)
В: Лесные жители передали вам вот эти маленькие солнышки за то, что вы побывали у них в гостях и так много рассказали о весне.
Спасибо, вы - молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Весна-красна!"
Цель: закрепить признаки весны, уточнить названия перелетных птиц, пополнять словарный запас....
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме « Весну красную зовем »
Задачи приоритетной образовательной области Речевое развитие. Обогащать словарный запас по теме «Приметы ранней весны». Активизировать речь детей по теме. Продолжать учить передавать с...
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме « Весну красную зовем »
Представлено интегрированное занятие в форме игры- путешествия. Использованы современные развивающие технологии: мнемотехника, пальчиковый игротренинг, игровой самомассаж, "озвучивание" стих...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему "Весна-красна!"
Цель: развитие связной речи по лексической теме «Весна». Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развит...
Конспект НОД в средней группе на тему «Весна-красна»
Цель:развитие связной речи по лексической теме «Весна».Образовательные задачи:закреплять характерные признаки весны.Развивающие задачи:развивать слуховое внимание и логическое мышление.Вос...
Конспект занятия в средней группе по теме: «Весна – красна»
Конспект занятия в средней группе по теме: «Весна – красна»...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему "Весна - красна!"
Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему "Весна-красна!"...