Природа - наш ДОМ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тасакова Татьяна Леонидовна

Формирование экологической культуры детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_nash_dom.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии в старшей группе

«Природа – наш дом»

(тематическое экспериментирование)

Цель: формирование экологической культуры.

Обучающие задачи:

  • Закрепить знания детей о природных объектах живой и неживой природы
  • Формировать основы экологической культуры
  • Дать детям представления об экологических проблемах, о влиянии экологии на здоровье человека
  • Формирование системы экологических знаний и представлений о природных объектах  тропы и экологической культуры поведения в природной среде
  • Формировать чувство близости и сопереживания всему живому

Развивающие задачи:

  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей
  • Развитие связной речи
  • Развитие у детей интереса к самостоятельному решению проблемных ситуаций

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать у детей чувство осознания себя как части окружающего мира
  • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому
  • Воспитание культуры труда

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Предлагаю поприветствовать их в игровой форме:

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»

Доброе утро – улыбчивым лицам!

Доброе утро – солнцу и птицам.

Пусть каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро продлиться до вечера!

     Молодцы! Предлагаю пройти и присесть.

Я предлагаю вам сегодня отправиться в мир Природы Как вы думаете: что это такое? Это мир, который нас окружает

Воспитатель: Скажите, что нас с вами окружает в природе? (солнце, небо, деревья, птицы, животные, рыбы, насекомые, растения). Этот мир такой разнообразный и неповторимый. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Живая и неживая природа».

    Воспитатель произносит слова, относящиеся к живой и неживой природе, а дети хлопают в ладоши, если слышат то, что относится к живой природе).

    У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых и деревьев есть дом. А как можно назвать наш общий дом?

Дети: Земля.

Воспитатель:

    Наш общий дом-это планета Земля, которая вращается вокруг солнца. Что это такое? Это глобус (показ глобуса).

   Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например: какой формы наша планета Земля?

- Она круглая, похожа на шар

-Каким цветом обозначена на глобусе суша?

-Коричневым, светло-коричневым, желтым, зеленым

-Много ли на нашей планете воды?

-Воды больше, чем суши

-Каким цветом она обозначена на глобусе?

-Вода обозначена синим, голубым, белыми цветами

-На планете Земля много разных стран и народов. У каждой страны есть свое имя.

-Как называется наша страна, самая большая, самая красивая? (РОССИЯ)

-В нашей стране очень много лесов, полей, рек, гор. Каждый человек любит свой край, в котором родился и в котором живет.

Воспитатель: Наша планета – наш общий дом. Это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; т.е. все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самый маленький жучок- тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обувает, обучает, дает все необходимое для жизни. Послушайте стихотворение. (ребенок)

Нас в любое время года учит мудрая природа.

Птицы учат пению. Паучок и- терпению.

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.

И к тому же в их труде все по справедливости,

Отражение в воде – учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте

И при всей огромности обучает скромности.

Воспитатель: Природа имеет  важное значение в жизни каждого  человека. Ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно.

-Скажите, без чего на земле никто не сможет прожить?

-Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

-Почему?

Воспитатель: Без солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им дает Солнце. Солнце – главный источник тепла и света. Если не будет солнышка, все погрузиться в темноту и жизнь на Земле угаснет. Солнце дарит тепло и жизнь всему миру. Оно – наш главный друг. Его свет несет людям радость, здоровье, красоту.

-А без воздуха мы можем прожить?

Дети:-------

Воспитатель: Давайте проведем эксперимент: закройте ладошками себе рот и нос, получится ли у вас дышать? (ответы детей)

- Почему?

- Воздух нужен для дыхания, человек может несколько дней прожить без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут. И воздух очень нужен растениям и животным. Всему живому.

А без чего еще не может прожить человек?

Дети: без воды.

Воспитатель: какая бывает вода? (питьевая, минеральная, родниковая, морская, водопроводная, газированная). Кому нужна вода? Для чего нам нужна вода? Как мы ее используем? (пьем, моемся, купаемся, стираем, моем посуду. Пол, поливаем цветы)

-Дети, подумайте, откуда берется вода?

Вода появляется из ручейка

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно бежит на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря наполняют запас океана:

Сгущается влага над ним, как сметана, Оно поднимается выше на небо

Потом превратится в облако где-то.

А облака, пролетая над нами

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Снега превратятся весной в ручейки,

Ручьи побегут до ближайшей реки.

Все это и зовут круговоротом воды.

Звучит аудиозапись «Шум дождя»

Аудиозапись «Песня Капитошки» (в гости приходит Капитошка)

Капитошка: Здравствуйте, я капелька воды- Капитошка. Я люблю играть и танцевать, хотите со мной?

Дождик лей веселей (поднимаем руки вверх)

Теплых капель не жалей (выставляем ладошки)

Для лесов, для полей (руки вверх-покачали, вниз и в стороны)

И для маленьких детей (присели на корточки)

И для мам, и для пап (встали, потянулись на носочки)

Дождик кап, кап, кап (маршируем)

Капитошка: Какие молодцы! Ребята, я очень маленькая и о себе еще ничего не знаю. А в детском саду говорят, что дети много занимаются и все знают. Помогите мне узнать о себе.

Воспитатель:Ребята. Поможем Капитошке узнать о себе? Мы обязательно расскажем Капитошке какими свойствами он обладает. Для этого мы пройдем в нашу лабораторию.

Воспитатель: Ты, Капитошка, маленькая капелька

Живешь среди воды

Сегодня приглашаем тебя

В волшебный мир воды.

Опыт 1. «Вода жидкая, может течь» Цель: подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь. Дайте детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. И предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.

Опыт 2. «У воды нет запаха». Предложить детям понюхать воду и сказать: чем она пахнет (или совсем не пахнет)

Опыт 3. « У воды нет вкуса» Цель: Подвести детей к пониманию, что вода не имеет вкуса.

Предложить детям попробовать через трубочку простую кипяченую воду. Вопрос: есть ли у нее вкус? Затем положить в один стакан соль, в другой – сахар. Размешать и дать попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Опыт 4. «Вода прозрачная»  Предложить детям взять другие стаканчики с водой и положить в них бусинки. Видно их в стаканчике?

А теперь возьмите стаканчики с молоком и положите туда бусинки. Видно их в стаканчике?  Какой можно сделать вывод?

Вода – прозрачная, а молоко – нет.

Опыт 5.  «Жидкая вода не сохраняет форму»  Давайте определим имеет ли вода форму. Для этого перелейте воду в разные сосуды. Что наблюдаете? Вода – это жидкость, у нее нет формы, поэтому ею можно наполнить любые сосуды, емкости разной формы. Вода принимает форму того сосуда, в которой она находится.

Опыт 6.  «Вода прозрачная и бесцветна». Ребята, перед вами стаканчики с водой. Скажите,  какого она цвета? (прозрачная, без цвета). Возьмите каждый по баночке с краской и разведите ее в стаканчике с водой. Посмотрите, что с ней произошло? Какой вывод можно сделать? (она окрасилась). Да, вода приобрела цвет краски. Какой вывод можно сделать? (Вода не имеет цвета)

Упражнение «Волшебные слова».

Вода «слышит» все, что мы ей говорим и запоминает. Вода – вещество уникальное. Возьмите стаканчик с водой и прошепчите ваши пожелания и выпейте, вода поделится с вами своими волшебными свойствами и наполнит вас доброй энергией.

Воспитатель: Вот, Капитошка, мы рассказали тебе  о свойствах воды. Теперь ты много знаешь о себе.

Капитошка:  Спасибо вам, ребята, за помощь. Расскажу другим капелькам все, о чем вы мне поведали. Мне пора уходить домой. До свидания, ребята.

Воспитатель:Итак, мы знаем, что не можем жить без воздуха, солнца и воды.

Наша планета – наш общий дом!

И много лет мы в нем живем.

Но как известно всем кругом,

должны беречь мы этот дом.

А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

Да, зависит, потому что люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и так далее. Давайте и мы будем беречь природу.  Что для этого мы можем сделать?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а какой бывает воздух? (грязный, чистый) А всегда ли воздух бывает чистым?

-А где можно встретить грязный воздух? (в больших городах, где много машин и заводов)

- А что можно сделать, что бы воздух был чистым? (Посадить деревья, на трубаз заводов и фабрик поставить очистительные фильтры)

-Надо охранять чистоту воды, не загрязнять ее, не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них.

Друг природы – это человек, который любит, бережет и охраняет ее.

-Какие будут ваши действия или как вы поступите, если увидите, что ваши друзья, соседи рвут цветы на клумбе. Бросают мусор, ломают ветви у деревьев и кустарников? (ответы детей)

Ребята, я знаю, что вы очень любите природу и каждый из вас может предложить свой путь к ее спасению. Давайте же скажем, как сберечь нашу природу?

-Нельзя рвать цветы, топтать траву

-Нельзя обрывать с деревьев листву

-В лесу ходить лишь по тропинке

-не мять зеленую былинку-Животных надо охранять

-да гнезда птиц не разорять.

Ведь природа все чувствует.

В «Красную книгу» заносят животных, птиц, насекомых, которым нужна помощь, они исчезают и их нужно защищать и беречь.

Воспитатель: 

Давайте. Дошколята, природу охранять

О ней ни на минутку не надо забывать

Ведь цветы, леса, поля и реки

Это все для нас, на веки.

Будем беречь родную природу

И от любви заботливой нашей

Станет Земля и богаче, и краше!

Что нового вы узнали сегодня на занятии? Что нового вы расскажите своим друзьям, родителям?

Я вам вручаю эмблемы о том, что вы друзья природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...