Конспект занятия "Магнит. Свойства магнита"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
В данном материае представлен конспект по познавательному развитию. Ребята, путешествуя по сказкам , знакомятся с волшебными свойствами магнита. При помощи опытной деятельности они на практике выясняют свойства магнита. Для полного закрепления знаний - заполняют карточки-запоминалки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
полезная информация для участников образовательного процесса | 26.02 КБ |
Приложение 1 и 2 | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД
на тему:
«Магнит. Свойства магнита»
в старшей группе.
Образовательная область:
познавательное развитие
Разработала воспитатель:
Пихуя В.А.
2024г.
Тема: «Магнит. Свойства магнита».
Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
Образовательная: знакомство с понятием "магнит". Сформировать представление о свойствах магнита, познакомить с физическим свойством «магнетизмом»
Развивающая: развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы, любознательность, познавательную активность.
Воспитательная: Воспитывать положительные взаимоотношения со сверстниками в игровой и практической деятельности.
Предварительная работа: игры с магнитной доской и магнитными буквами; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?»
Словарная работа: магнит, магнетизм, полюса.
Методы и приёмы: беседа, показ иллюстраций, вопрос, уточнение, физкультминутка, поощрение, опытно-исследовательская деятельность.
Оборудование и материалы: магниты, металлические скрепки, деревянные кубики, кусочки ткани, пластмассовые предметы, стаканы с водой, крупа пшённая, пластмассовые тарелочки.
Ход деятельности:
Воспитатель. Здравствуйте, дети! Я — Фея Науки. Я была в гостях у многих ребят, и сегодня пришла к вам. Мы с вами будем заниматься волшебством. Ой, кто это? (Появляется кукла -ворона).
Ворона : Срочное известие, смерть Кощея потерялась, если не найдем - всему волшебному Королевству наступит конец! Ребята, помогите! Вы же знаете , где находится смерть Кощея? (В игле). Давайте, я покажу вам место, где она потерялась! (Приводит к «стогу сена» из бумаги) Как же быть? Что делать?
Воспитатель: Ребята, я ведь непростая фея, а фея Науки ! У меня волшебная палочка с секретом! (Показывает магнитную палочку, подносит к «стогу сена» и вытаскивает иглу). Вот мы и нашли смерть Кощея, теперь положим ее в яйцо и запрем в сундук! Как вы думаете, из чего была сделана моя волшебная палочка? (Ответы детей)
С помощью волшебной палочки я могу делать фокусы и совершать чудеса. А вы хотите этому научиться?
Как же нам быть, палочка одна, а вас много?
Я произнесу волшебные слова: «Палочка, проснись, волшебством поделись!» (воспитатель снимает магниты для каждого ребенка)
Воспитатель. Какой материал на ощупь? (твердый, холодный, тяжелый) Как вы думаете, что это может быть?
Это магнит. Магниты бывают разной формы, размера и цвета. У него чудесные свойства!
-Дорогие ребята, сегодня я предлагаю вам стать учеными и узнать свойства такого предмета как магнит. Ребята а вы знаете кто такие ученные?
(ответы детей)
-Это люди, которые изучают что то новое, неизведанное, проводят различные эксперименты, вот и мы с вами побудем сегодня учеными и проведём опыты и эксперименты.
- Вы согласны?
(ответы детей)
-Для начала давайте узнаем, что же это за предмет такой магнит:
Я расскажу вам одну старинную легенду. «В давние времена жил – был Иван- мастер. Иван мастерил шкатулки из дерева. Материал для своих поделок Иван искал в лесу. Как-то, отправился Иван за материалом для будущих поделок, да так увлёкся, подбирая необходимое, что обронил резак - инструмент для резьбы по дереву. Стал искать его Иван, да никак найти не может. Долго ходил Иван по лесу, устал, сел на пенёк и думает, что же я без резака делать буду. Вдруг, слышит Иван, пищит кто-то жалобно, смотрит – птенец из гнезда выпал. Поднял птенца Иван, да и в гнездо положил. Вдруг откуда ни возьмись, старичок появился и говорит: « Давно я за тобой, Иван, наблюдаю, вижу - добрый ты человек, помогу я тебе». Дал старичок Ивану камень. « Спасибо, тебе дедушка. А зовут- то тебя, как?»- спрашивает Иван. Старичок отвечает: « А зовут меня Нит. Кто ко мне с добром придёт, тот добро и найдёт». Только старичок произнёс эти слова, как тут же исчез. Думает Иван: « Что за диво, старичок просто маг какой-то. А что я с этим камнем делать буду». Положил Иван камень в суму, а сам стал опять резак искать, вдруг что-то со звоном «прилипло» к суме. Поднял Иван суму, а к ней его резак «прилип». Вот так чудеса, камень – то волшебный! Пришёл Иван домой рассказал матушке, что с ним в лесу приключилось. А она ему и говорит: « Это ты с магом Нитом встретился, всё до чего он прикоснётся, потом притягивать к себе может, вот как этот камень. Ребята, существует ли на самом деле «волшебный» камень, который может притягивать к себе некоторые другие предметы?»
Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с их свойствами. Но сначала напомню некоторые правила вы должны быть очень внимательны, поэтому соблюдайте тишину. Брать предметы в рот, или трогать до того как они нам понадобятся не нужно.
А чтобы узнать какой будет следующий опыт вам нужно отгадать загадку:
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
-Про кого эта загадка? (ответы детей)
- Вам всем знакома сказка «Золушка». Злая мачеха заставляла её выполнять различную работу, а как только бедняжка заканчивала, то мачеха высыпала мешки с крупой в одну большую кучу, а потом заставляла Золушку отделять одну крупу от другой. А на этот раз Мачеха придумала для неё новое испытание: высыпала в крупу волшебные магнитные шарики. Золушка хочет успеть на бал во дворец, чтобы вновь увидеться с Принцем. Как помочь Золушке быстро справиться с работой?
( В ответ может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять, или воспользоваться магнитом)
Опыт «Всё ли притягивает магнит?»
- Способность предмета притягивать к себе другие предметы называется магнетизмом, а материалы – магнетическими. Но не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем.
(У каждого ребенка набор предметов :ножницы, деревянная палочка, бумага, листик из ткани, скрепка ).
- Возьмите магнит и самостоятельно определите, какие предметы притягиваются, а какие нет. Те предметы, которые притягивает к себе магнит положите слева от себя, а остальные – которые не притягивает магнит – справа от себя.
- Какие же предметы притягивает магнит, а какие нет?
(Дети перечисляют предметы).
Воспитатель. Перед вами лежат карточки-запоминалки. Я предлагаю отметить в ней ваше наблюдение. Возле каждого опыта есть пустой квадрат, его нужно закрасить зеленым цветом, если материал –притягивается к магниту, и красным – если не притягивается. Вы можете сделать также? (Дети фиксирую наблюдения в карточке (Приложение 1).
Воспитатель. Что мы сейчас узнали? Ответы детей
Воспитатель. К магниту притягиваются металлы. Только металлические предметы как будто приклеились к магниту, примагнитились. Предметы из других материалов не примагничиваются.
Ребята, а я вам предлагаю воспользоваться только что определенным свойством магнита - притягивать все железное. Давайте попробуем подержать магнит над миской с крупой и шарики притянутся к магниту.
Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»
- Ребят, я очень люблю придумывать сказки. Недавно я переделала сказку Буратино. В моей сказке Карабас-Барабас придумал новое испытание для Буратино. Он спрятал кукол в тёмном чулане и закрыл дверь на замок. Ключ от этого замка Карабас-Барабас бросил в банку с водой. Если Буратино сможет достать этот ключ, не сливая воду и не замочив руки, то он откроет замок и куклы будут свободны. Что же нужно сделать Буратино, чтобы достать ключ из банки с водой, не замочив руки?
(Дети высказывают своё мнение, что может быть так же поднести магнит к банке с водой, как это было с крупой и шариками).
(У каждого ребенка набор предметов :бумага, фанера, пластмассовый стаканчик, скрепка ).
- Возьмите магнит и самостоятельно определите, через какие предметы скрепка притягивается, а через какие нет.
-Давайте попробуем достать скрепку из воды, она как и ключик сделана из железа. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.
- “Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия? Перед вами лежат карточки-запоминалки (Приложение 2). Я предлагаю отметить в ней ваше наблюдение. Возле каждого опыта есть пустой квадрат, его нужно закрасить зеленым цветом, если через материал скрепка притягивается к магниту, и красным – если не притягивается.
Воспитатель: Ребята, магнит через все материалы притягивал скрепку? (Да, через бумагу, дерево, воздух, воду).
Наше путешествие заканчивается, прошу вас сдать волшебные палочки.
Итог опытно-экспериментальной деятельности
Воспитатеь:
- Дорогие мои волшебники , На этом наша работа на сегодня окончена. Давайте вспомним:
- С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились? (Магнитом)
- Какие предметы притягивает магнит? (Металлические)
- Как называется свойство притягивать к себе предметы? (Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетическими)
- Какие свойства магнита вы запомнили?
(Магнит притягивает только металлические предметы; Магнит действует через препятствие – бумагу, стекло, воду…).
- Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?
Ответы детей
(Магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами…)
Скажите, дома у вас есть магниты? Наверняка на холодильнике они есть! Попробуйте показать родителям один из опытов, который мы проводили сегодня! До свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Притягивание к магниту через предметы Бумага Дерево Пластик Вода Вывод: магнит может притягивать через бумагу, дерево, воздух, воду и другие предметы Дерево 1 2 3 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».
Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...
Конспект. Использование свойств магнита в театральной деятельности «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области « Познавательное развитие» тема: «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА» Цель: познакомить детей с физичес...
Конспект НОД «Свойства магнита»
КОнспект НОД "Свойства магнита"...
Конспект «Удивительные свойства магнита» для детей старшей группы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с использованием ИКТ «Удивительные свойства магнита» (старшая группа)...
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом. Свойства магнита.»
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи:Знакомство с понятием "магнит".Формирование представлений о свойствах магнита.Формирование ...
Конспект занятия "Свойства магнита"
Цель: Закрепить и обобщить знания детей о свойствах магнита.Задачи:...
Конспект "Удивительные свойства магнита"
Расширять знаний детей о магните и некоторых его свойствах...