конспект беседы с детьми "Комнатные растения"
материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Долженко Ольга Владимировна

Целью занятия стало познакомить детей с комнатными растениями на примере тех растений, которые находятся в групповой комнате; обсудить с детьми вопрос о значении комнатных растений в жизни человека; познакомить с правилами ухода за комнатными растениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir._komnatnye_rasteniya.docx54.4 КБ

Предварительный просмотр:

"Окружающий мир"

Тема: "Комнатные растения"

Задачи: познакомить детей с комнатными растениями на примере тех растений, которые находятся в групповой комнате; обсудить с детьми вопрос о значении комнатных растений в жизни человека; познакомить с правилами ухода за комнатными растениями.

Ход  занятия

Послушайте сказку Б.Вовк “Чьи цветы лучше?”

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна –и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…

- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.

- Нет, - возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, Иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки...

Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблёкли.

- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, пуантессии, орхидеи…

- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, - хвалится Зима.

Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.

- Как называются все растения, которые растут и цветут в зимнем саду?

- Сегодня мы познакомимся с комнатными растениями, с особенностями их жизни и с тем, как за ними ухаживать.

- Как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по-прежнему остались зелёными и даже цветут? (Дети высказывают свои предположения)

- Родина этих растений – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создаёт для них примерно такие же условия, как и летом.

- Люди издавна украшали свой дом комнатными растениями, значит комнатные растения –источник красоты.

- А для чего ещё нам нужны комнатные растения?

- В нашей группе очень много комнатных растений. Давайте познакомимся с ними поближе.

1.  Хрустит за окошком морозный денёк.
Стоит на окошке цветок-огонёк.
Малиновым цветом цветут лепестки,
Как будто и вправду зажглись огоньки.
Его поливаю, его берегу,
Его подарить никому не могу!
Уж очень он ярок, уж очень хорош,
Уж очень на мамину сказку похож!
                                   Е.Благинина

Бальзамин называют “огоньком” за яркие красные и малиновые цветки. А ещё, в народе, он получил шутливо-ласковое название “Ванька-мокрый” за свои прозрачно-водянистые стебли. Родина бальзамина - тропические леса Африки. Завезён в Европу в 1596 году. Неприхотливое, обильно цветущее растение. Из корней бальзамина делают жёлто-красную краску – хну. Бальзамин светолюбивое растение, но не выносит прямых солнечных лучей.

2.   Говорят - алоэ, алоэ, - интересно, что это такое?
    Какое оно алоэ – алое, голубое?
    Доброе или злое? Маленькое или большое?
    Хорошее или плохое?
   Одного сослуживца папы буквально спасло алоэ.
   А маминой лучшей подруге алоэ не помогло.
   И вот я увидел алоэ на комоде у тёти Зои.
  На комоде у тёти Зои в горшочке росло алоэ:
  Зелёное, небольшое, но колючее и кривое.
                                            Б. Заходер

Алоэ - вечнозелёное многолетнее растение(суккулент), распространён в диком виде в Африке, на Аравийском полуострове и острове Мадагаскар. В России алоэ известен как “столетник”, само название говорит о его чудесной силе продлевать людям жизнь, защищая от болезней. Его родина – юг Африки. В Африке это растение достигает в высоту 20 метров, а листья до 60 см  длиной и 15 см. толщиной! Листья у алоэ мясистые, зеленовато-сизые, сочные. Само название растения алоэ переводится как“горький”, потому что сок растения имеет горький вкус. Алоэ – нетребователен к уходу, он любит: светлое тёплое окно, свежий воздух –поэтому правильно будет расположить его под форточкой; небольшой горшочек, редкий полив. Мякоть листа обладает целебными свойствами и используется при насморке, болезни полости рта и дёсен, глазных болезнях, заболеваниях кожи, туберкулёзе, заболеваниях желудочно-кишечного тракта и крови.

Рассказ воспитателя о комнатных растениях, которые находятся в групповой комнате, сопровождающийся показом этих растений.

- Сколько комнатных растений у нас в группе?

Лекарственные – каланхоэ, пеперомия, сансевьера, толстянка.

Растения-пылесосы

– фикус, хлорофитум

- У нас в группе несколько хлорофитумов и это не случайно, т.к. хлорофитум – лучший чистильщик воздуха. Он очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства. Одного растения хлорофитума достаточно для очистки воздуха на кухне. Учёные предлагают его для очистки воздуха в космических кораблях, где проветривание невозможно.

Кактусы защищают от радиоактивного излучения

Ядовитые растения

– молочай, олеандр, диффенбахия! – На горшочки с этими растениями мы прикрепим знаки “Будь осторожен!”

Угадать и показать растение:

- Стоит мокрый Ванёк,
А в кудрях – огонёк.
( Бальзамин)

- Лист горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет.
Зато лечит нас в любой день и час.
( Алоэ)

- Что за хвост пошёл в рост:
Не в пруду, не в речке –
На окне, у печки.
(Сансевьера /щучий хвост/)

- Зелёный, в колючках,
Похож на ежа,
А цветки атласные
Белые, жёлтые, красные.
(Кактус)

Угадай по описанию.

- Растение похоже на маленькое дерево. Листья некрупные, но толстые и гладкие. В народе называют “денежное дерево”. (Толстянка)

- Стебель растения не виден, но зато листья очень длинные, тонкие, вырезные, похожи на перья птицы. Молодые листочки на концах закручены. (Папоротник-нефролепис)

Правила ухода за комнатными растениями. 

Памятка:

  1. Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
  2. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
  3. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.
  4. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

Итог занятия.

- Для чего же нам нужны комнатные растения?

http://festival.1september.ru/articles/507882/img6.gif

-Забота о комнатных растениях делает человека добрее.

…Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(С. Вургун)


комнатные растения Сеткреазия Сеткреазия - Setcreasea pallida

комнатные растения Сеткреазия Сеткреазия - Setcreasea
www.bengals.de

Сеткреазия

тип растения

ампельные

форма листьев

овальная

период покоя

нет

высота

от 50 до 100 см

тип стебля

стелящееся

сложность выращивания

неприхотливое

полив

умеренный

цвета листьев

бордовый, фиолетовый

местоположение

северное окно, западное окно, восточное окно

освещение

яркий рассеянный свет

влажность воздуха

умеренный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы в средней группе. Образовательные области «Труд», «Познание». Формирование целостной картины мира «Уход за комнатными растениями».

Целью этой беседы является желание вызвать интерес к окружающему миру у детей; дать представления о значимости комнатных растений ; формировать умения и навыки по уходу за ними....

Конспект беседы с детьми о комнатных растениях

Познакомить детей с комнатными растениями...

Конспект беседы «Осторожно, ядовитые растения!» (средняя группа)

Конспект беседы «Осторожно, ядовитые растения!» (средняя группа)...

Конспект беседы "Лекарственные растения Крыма"

Содержит сведения о ромашке, зверобое, подорожнике, шалфее и т.д....

Конспект беседы c детьми на тему «Путешествия в мир растений (о лекарственных растениях)»

Конспект беседы c детьми на тему «Путешествия в мир растений (о лекарственных растениях)»в подготовительной к школе группеЦели:1. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.2....

Конспект беседы "Растения- легкие Земли"

Материал расширяет представление детей о царстве растений. Воспитывает бережное отношение к природе....

Конспект беседы по теме «Осторожно, ядовитые растения и грибы!»

Цель: учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что срединих могут быть ядовитые.Задачи:-закрепить умение различать грибы и ягоды по картинкам и по тем признакам, которыеприв...