Голубая планета
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лялина Елена Алексеевна
Формирование представления о природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 33_golubaya_planeta.docx35.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

Тема: «Голубая планета»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная.

Цель: продолжить формировать представления детей о природе как о едином целом; о человеке как о части живой природы.

Программное содержание:

Образовательные задачи: закреплять знания детей о животных и растениях населяющих нашу планету; систематизировать знания за счёт установления связей между особенностями природных зон и животных и растений их населяющих.

Развивающие задачи: развить диалогическую речь: совершенствовать умения отвечать на вопросы развернуто, высказывая свою точку зрения; совершенствовать умения использовать монологическую речь (элементы описания и рассуждения) в процессе обсуждения темы.

Воспитательные задачи: воспитывать экологическое сознание, культуру общения и бережное отношение к земле – своему дому, к животным и растениям, её населяющим.

Материалы и оборудование: глобус, пособие для детей 6-7 лет, цветные карандаши.

Планируемые результаты: у детей сформированы знания о том, что нужно беречь природу.

Структура занятия

I

Вводная часть

 «Машина времени»

4 мин

II

Основная часть

24 мин

1

Беседа

 О планете Земля

6 мин

2

Физкультминутка

 

3 мин

3

Работа в пособии

Задание 1

4 мин

4

Работа в пособии

Задание 2

3 мин

5

Работа в пособии

Задание 3

5 мин

6

 Игра

«Хорошо – плохо»

3 мин

III

Заключительная часть

2 мин

Длительность 30 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть

-Как вы думаете, о какой планете написано стихотворение?

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут.

В реку смотрят удивлённо. (Ответы детей.)

- Ребята, мне в детстве подарили планету-Землю. Да, да! С океанами и сушей, с горами и пустынями, с реками и озёрами, с горами и странами. А я, словно богатырь, подняла её одной рукой. Угадайте, что мне подарили? (Ответы детей.)

- Вы правы это-глобус. Это изображение нашей планеты. Это наш общий дом.

- Итак, сегодня, дети, мы с вами поговорим о планете Земля.

II. Основная часть

  1. Беседа

- Глобус - маленькая копия планеты, на которой мы живем, и которую называют Земля. Глобус круглый, и наша Земля тоже круглая. И все планеты круглые. Такими они становятся в космосе под силой собственной тяжести.

- Посмотрите на картину (обращаю внимание детей на сюжетную картину)

- Видите, какая красивая наша Земля? (Ответы детей.)

- Космонавты, которые видели ее из Космоса, говорят, что Земля кажется голубой и хрупкой, как стеклянный шар. А почему она кажется голубой? (Ответы детей.)

- Более 70 % поверхности покрыто водой. Это моря, океаны. Есть версия, согласно которой много тысяч лет назад в атмосфере содержался пар, который позволил создать на поверхности температуру, нужную для перехода его в жидкое агрегатное состояние. Земля в Солнечной системе – особенная планета. Ведь в ее атмосфере есть кислород, который необходим для процесса фотосинтеза, а также для дыхания живых организмов.

- А что мы видим еще на поверхности Земли? (Ответы детей.)

- Верно: это горы, леса, пустыни. Они разные, поэтому Земля кажется разноцветной. Для всех живущих на ней людей Земля - как мама. И люди должны беречь и любить Землю, как любят и берегут маму. Мы должны охранять природу, нас окружающую, потому что больше нигде в Космосе нет такой живой и красивой планеты, как наша Земля.

- Земля кажется живой, но вообще-то все планеты и их спутники - холодные в отличии от звезд, раскаленных шаров. И если звезды светятся, потому что они очень горячие, то планеты сами не светятся, их освещает Солнце. Мы с вами наблюдали за Солнцем во время прогулок, и нам казалось, что оно движется по небу. На самом деле это Земля движется вокруг Солнца.

- Посмотрите, я возьму желтый маркер и нарисую в центре листа большой круг и закрашу его. Это Солнце. Теперь возьму голубой маркер и нарисую в стороне от Солнца маленький кружок и закрашу его. Это Земля. А теперь я нарисую красным маркером линию, по которой наша планета Земля вращается вокруг раскаленного светила. Это путь Земля проходит ровно за один год. Именно за это время на смену зиме приходит весна, потом лето, потом осень, и снова наступает зима.

- Но, кроме того, что Земля вращается вокруг Солнца, она вращается еще и вокруг своей оси. Посмотрите, как вращается глобус. Большая и тяжелая Земля делает это медленно, ровно за сутки совершает она один оборот. Именно за это время на смену утру приходит день, потом вечер, потом ночь, снова наступает утро. На той стороне Земли, которая обращена к Солнцу - день, а на другой ее стороне – ночь.

- А какая погода на Земле? Везде ли она одинаковая? (Нет, на полюсах – холодно, в Африке и в центре Америки – жарко.)

- Какие растения и животные живут на нашей Земле?

Дети называют; можно попросить показать их, на каком континенте живут те или иные животные, растут те или иные растения.

2. Двигательная гимнастика «Я - Земля»

Я планета, зовусь Земля,

Очень большая я.

Вокруг себя я кружусь,

Так как в космосе нахожусь. (выполняют движения по тексту)

3. Работа в пособии – Задание 1

- Покажите стрелками, кто где живёт.

4. Работа в пособии – Задание 2

- Покажите высотой стрелки, при какой температуре растут растения?

5. Работа в пособии – Задание 3

- Послушайте сказку В.Бианки «Как дед великое равновесие нарушил» и расставьте картинки по порядку.

- Сидит Старик,  чай пьет.  Не  пустой пьет -  молоком белит.  Летит мимо Сова.

- Здорово, - говорит, - друг!

А Старик ей:

- Ты,  Сова, - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, - какой я тебе друг!

Рассердилась Сова.

- Ладно же,  -  говорит,  -  старый!  Не  стану по ночам к  тебе на луг летать, мышей ловить, - сам лови.

А Старик:

- Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.

Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.

Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:

- Погляди-ка,  кума,  не летит ли Сова - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?

Мышь Мыши в ответ:

- Не видать Совы,  не слыхать Совы.  Нынче нам на лугу раздолье,  нынче нам на лугу приволье.

Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.

А Сова из дупла:

- Хо-хо-хо,  Старик!  Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на  охоту пошли.

- А пускай идут,  -  говорит Старик.  -  Чай, мыши не волки, не зарежут телки.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят.

А Сова из дупла:

- Хо-хо-хо,  Старик!  Гляди,  как  бы  хуже не  вышло:  все  шмели твои разлетелись.

- А пускай летят,  -  говорит Старик.  -  Что от них толку: ни меду, ни воску, - волдыри только.

Стоит на  лугу  клевер кормовистый,  головой к  земле виснет,  а  шмели гудят,  с луга прочь летят,  на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.

А Сова из дупла:

- Хо-хо-хо,  Старик!  Гляди,  как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

- И ветер разнесет, - говорит Старик, а сам в затылке скребет.

По  лугу  ветер гуляет,  цветень наземь сыплет.  Не  попадает цветень с цветка на цветок, - не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

А Сова из дупла:

- Хо-хо-хо,  Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, - трава, слышь, без клеверу что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.

Была  Корова  с  клевера здорова,  стала  Корова тощать,  стала  молока сбавлять; пойло лижет, а молоко все жиже да жиже.

А Сова из дупла:

- Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придешь ко мне кланяться.

Старик бранится,  а  дело-то не клеится.  Сова в  дубу сидит,  мышей не ловит.  Мыши  по  лугу  рыщут,  шмелиные гнезда ищут.  Шмели на  чужих лугах гуляют,  а  на  Стариков луг и  не  заглядывают.  Клевер на лугу не родится.

Корова без клеверу тощает.  Молока у  Коровы мало.  Вот и чай белить Старику нечем стало.

Нечем стало Старику чай белить - пошел Старик Сове кланяться:

- Уж  ты,  Совушка-вдовушка,  меня  из  беды выручай,  нечем стало мне, старому, белить чай.

А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.

- То-то,  -  говорит,  -  старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.

Сова полетела мышей ловить.

Мыши со страху попрятались в норы.

Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.

Клевер красный стал на лугу наливаться.

Корова пошла на луг клевер жевать.

Молока у Коровы много.

Стал Старик молоком чай белить,  чай белить -  Сову хвалить,  к  себе в гости звать, уваживать.

6. Игра «Хорошо – плохо»

- Я вам сейчас буду показывать картинки, а вы будете отвечать, хорошо на них люди поступают или плохо.

Воспитатель показывает картинки о правилах поведения в природе.

III. Заключительная часть

- Сегодня мы с вами говорили о том, что вся Земля - наш общий дом. Рядом с нами живут животные, растения, насекомые. И чтобы нам всем жилось хорошо на нашей планете, давайте будем её беречь. Если каждый будет выполнять правила поведения в природе, то наша Земля будет самой красивой планетой.

Пусть земля родная наша

Год от года будет краше.

Мы не гости на планете,

Помните об этом, дети.

Научитесь мир беречь!

Счастья вам! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель земного шара из папье- маше "Наша голубая планета" ( авторская разработка Побединской И.В.)

Для изготовления этой поделки потребуется:1. воздушный шарик из плотной резины ;2.  палочка - подставка для шарика;3. обойный клей;4. голубая и зелёная ( желательно двухсторонняя) цветная бумага...

Проект "Голубая планета, какая ты?"

Данный проект направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей) посредством пр...

Статья "Заступники Голубой Планеты"

Статья предназначена в основном, для педагогов дошкольного и начального школьного образования....

Статья "Заступники Голубой Планеты"

Статья предназначена в основном, для педагогов дошкольного и начального школьного образования....

Голубая планета

Совершенствование знаний детей о значении воды для всего живого на Земле....

Занятие " ГОЛУБАЯ ПЛАНЕТА, КАКАЯ ТЫ

Познавательное занятие...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе “Земля – наша голубая планета”

Конспект предназначен для закрепления знаний детей о материках Земного шара, их природе и обитателях, научит  детей определять местоположение материков на глобусе.Цель: развивать интерес, бережно...