Конспект ОД по ФЦКМ в старшей группе «Путешествие в космос».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шиян Елена Сергеевна

Тема: «Путешествие в космос».

Цели: Уточнять и расширять представление детей о космосе и солнечной системе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_kosmos.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД по ФЦКМ в старшей группе

Тема: «Путешествие в космос».

Цели: Уточнять и расширять представление детей о космосе и солнечной системе.

Задачи:

1.        Систематизировать и расширять представление детей о многообразии космоса, о планетах солнечной системы, их отличительных особенностях.

2.        Воспитывать любознательность, интерес к космосу и к нашей планете Земля, проявлять любовь к ней, желание беречь её.

3.        Развивать умение выражать свои мысли в речи, давать полный ответ на вопросы воспитателя.

4.        Развивать эстетическое восприятие.

5.        Развивать общую и мелкую моторику.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, разгадывание загадок, дидактические игры.

Оборудование и материалы: ноутбук, презентация.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, девочки!                 Педагог приветственно машет рукой

Здравствуйте!                         Девочки приветствуют педагога

Здравствуйте, мальчики!                 Педагог приветствует мальчиков

Здравствуйте!                         Мальчики приветствуют педагога

Солнышко, здравствуй!                 Все поднимают руки вверх

Здравствуй, здравствуй!                 Скрещивают прямые руки над головой

День такой прекрасный.                 Протягивают прямые руки вперед

Здравствуй, здравствуй!                 Хлопают в ладоши

Воспитатель: Действительно, день сегодня прекрасный и не совсем обычный.

Воспитатель: Какой праздник отмечает наша страна сегодня - 12 апреля? (Ответы детей).

Воспитатель: А почему именно 12 апреля мы празднуем День Космонавтики? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, 12 апреля 1961 года совершил свой первый полёт в космос наш русский космонавт. Знаете, кто это? (Ответы детей).

Воспитатель: Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое космос? Давайте вместе вспомним, что же это такое? (Ответы детей).

Воспитатель: Космос – это очень высоко, там, где кончается воздушное пространство Земли, начинается бесконечное космическое пространство. Сюда не залетаю птицы. Здесь не могут летать самолеты. Небо здесь совсем черное. А на черном небе и Солнце, и звезды, и Луна. Воздуха в космосе нет.

Воспитатель: Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство. В нем находятся небесные тела: Солнце, звезды, планеты, Луна. Это и есть космос. (Слайд 2).

Воспитатель: В старину считалось, что Земля плоская и лежит на спинах огромных слонов. Эти слоны стоят на спине гигантской морской черепахи, а та плавает в безбрежном океане. (Слайд 3). Людям казалось, что небо – это твёрдый купол, по которому движется Солнце, Луна и звезды.

Но шли годы, знания людей менялись, расширялись, появлялись мощные телескопы, и вот мы уже знаем, что наша планета Земля с большой скоростью летит в бескрайнем космосе. Её окружают звёзды, планеты и другие небесные тела из камня и льда. Всё вместе это называется Вселенной.

Воспитатель: Как вы думаете, видны ли на небе звезды днем и почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть планеты днем. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. (Слайд 4). Назовите самую большую звезду.

Воспитатель: Правильно, самая большая звезда – Солнце. В центре нашей солнечной системы расположена самая большая звезда - Солнце, вокруг нее движутся 8 больших планет: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Вокруг солнца вращаются 8 планет.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам ненадолго отправится в космос, и увидеть все то, что видят космонавты и узнать, что же находится там за облаками нашей любимой планеты.

Воспитатель: Планеты и Солнце напоминают дружную семью. (Слайд 5). Глава этой семьи – Солнце! (Слайд 6). Солнце – это самая близкая к нам звезда. На самом деле, солнце – это огромный раскалённый шар. Оно излучает тепло и свет. Поверхность солнца нагревается до 60 000 градусов. На солнце жизни нет, но оно даёт жизнь людям, растениям, животным

Воспитатель: Солнце не одиноко. Вокруг солнца вращаются планеты. Все они разные по размеру и цвету. Все это называется солнечной системой. Солнечная система похожа на небесную карусель (Слайд 7). В самой середине находится Солнце, а вокруг него летят планеты, в числе которых и наша Земля. Одни из планет находятся ближе к Солнцу, другие – дальше от него. Солнце притягивает их к себе, как огромный магнит, поэтому они не разлетаются в разные стороны. Каждая планета вращается вокруг Солнца по своему пути. Эти космические пути называются орбитами. Они никогда не пересекаются и потому планеты не могут столкнуться.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие планеты есть в нашей солнечной системе? (Ответы детей).

Воспитатель: Меркурий, Венера, Марс, Земля, Юпитер, Уран, Нептун, Сатурн. Первоначально Плутон считали девятой классической планетой, но с 2006 года он считается карликовой планетой и крупнейшим объектом пояса Койпера.

Воспитатель: (Слайд 8). Меркурий – самая ближняя к Солнцу планета (показ иллюстраций). Меркурий - маленькая планета, чуть крупнее Луны. Днём там настолько жарко, что всё живое тут же сгорит. Температура на солнечной стороне планеты превышает 300 градусов, а на неосвещённой - царят мрак и лютая стужа. Вся поверхность Меркурия покрыта кратерами от ударов метеоритов (Слайд 9).

(Слайд 10). Венера. Исследовать Венеру не просто, т.к. её окутывает толстый слой облаков. Температура на поверхности около 500 градусов. Советской автоматической станции «Венера - 9» впервые удалось передать на Землю снимки залитой лавой и покрытой камнями поверхности. Поверхность планеты изрезана каналами, которые проложила лава. Венера словно вскипела и была затоплена лавой. Теперь вулканической деятельности на планете не обнаруживается. (Слайд 11, 12).

(Слайд 13). Слой облаков достигает 20км. Солнечный свет не доходит до поверхности Венеры, там царят сумерки, идёт серный дождь, ландшафт беспрестанно озаряется сполохами молний. Высоко в атмосфере планеты свирепствуют постоянные ветры, которые гонят облака с огромной скоростью. Спутников у Венеры нет.

(Слайд 14). Земля - третья от Солнца планета. Она представляет собой огромный каменный шар, большая часть поверхности которого покрыта водой. Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой. Наша планеты находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.

(Слайд 15, 16). Луна является спутником Земли. Так астрономы называют ее, потому что она постоянно находится рядом с Землёй. Она вращается вокруг нашей планеты и никуда от неё не может деться, потому что Земля Луну к себе притягивает. Луна гораздо меньше Земли. Сама Луна не светит. То свечение Луны, которое мы наблюдаем по ночам, — это отражённый Луной свет Солнца. В разные ночи Солнце освещает спутник Земли по-разному.

(Слайд 17). Марс. С Земли Марс виден звездой красноватого цвета. Среди марсианских ландшафтов преобладают красноватые каменистые пустыни. (Слайд 18). Над ними в розовом небе плавают лёгкие прозрачные облака. Голубым небо становится на закате. Планета скудно обогревается Солнцем, поэтому температура его поверхности даже летним днём не превышает 0 градусов, а в зимнее время от лютой стужи на камнях оседает замёрзшая углекислота, из неё же преимущественно состоят и Полярные шапки. Никаких следов жизни пока обнаружить не удалось. (Слайд 19). Два его спутника получили имена Фобос и Деймос, что в переводе с древнегреческого означает "страх" и "ужас". Спутники Марса - космические "камни" неправильной формы.

(Слайд 20). Юпитер. Юпитер - самая большая планета в солнечной системе. Он не имеет твёрдой поверхности и состоит, в основном, из водорода и гелия. На фотографиях учёным удалось увидеть только облака в атмосфере планеты, которые создают полосы. Но они двигались с огромной скоростью, причудливо меняя свои очертания. В облачном покрове Юпитера были зафиксированы многочисленные вихри, полярные сияния и всполохи молний.

Но главные сюрпризы учёным преподнёс не сам Юпитер, а его спутники.

Спутники Юпитера.

Известны 16 спутников Юпитера. Самые большие из них Ио, Европа, Каллисто и Ганимед (Слайд 21) были открыты ещё Галилеем, они видны даже в сильный бинокль. Считалось, что спутники всех планет похожи на Луну - они холодны и безжизненны.

Ио - размером с Луну, но это первое небесное тело, на котором были обнаружены действующие вулканы. Ио сплошь покрыта вулканами. Её поверхность омывают разноцветные потоки лавы, вулканы выбрасывают серу.

Европа имеет относительно гладкую поверхность, фактически без рельефа. Она покрыта слоем льда вполне вероятно, что под ним скрывается океан. Вместо расплавленных пород из трещин здесь сочится вода.

Ганимед - самый большой спутник в солнечной системе. Его размеры почти такие, как у Меркурия.

Каллисто темна и холодна, её изрытая метеоритными кратерами поверхность не менялась миллиарды лет.

(Слайд 22). Сатурн. Сатурн, как и Юпитер, не имеет твёрдой поверхности, - это газовая планета-гигант. Он также состоит из водорода и гелия, но он холоднее, так как и сам вырабатывает меньше тепла, и меньше получает его от Солнца.

Естественно, что внимание учёных было направлено на кольца, которые окружают планету. Фотографии колец, переданные на землю автоматической космической станцией, удивили исследователей. На них удалось выделить несколько сотен вложенных одно в другое колец, некоторые переплетались друг с другом, на кольцах обнаружили тёмные полосы, которые появлялись и исчезали, их назвали спицами.

(Слайд 23). Кроме колец вокруг Сатурна движутся 15 спутников. Самый крупный из них - Титан чуть-чуть меньше Меркурия. Температура у его поверхности ниже минус 200 градусов.

(Слайд 24). Уран. Уран отличается от всех других планет тем, что Уран вращается как бы "лёжа на боку". Вокруг Урана обращается 5 спутников.

(Слайд 25). Нептун. До Нептуна Вояджер добирался 12 лет. Как же были удивлены учёные, когда на окраине солнечной системы увидели планету очень похожую на Землю. Она была насыщенно голубого цвета, в атмосфере в разные стороны двигались белые облака. Ветра на Нептуне дуют гораздо сильнее, чем на других планетах.

Нептун и Уран - тоже планеты гиганты, но не газовые, а ледяные.

(Слайд 26). У Нептуна 14 спутников. Один из них – Тритон. Тритон - самое холодное тело в солнечной системе, температура его поверхности минус 273 градуса.

(Слайд 27). Плутон. Теперь официально Плутон перестал быть планетой. Сейчас его следует считать «карликовой планетой», одной из трех в Солнечной Системе. Решение считать Плутон карликовой планетой, было принято после того, как астрономы обнаружили в Солнечной системе еще около 50 планет, чей размер был сравним с размером Плутона.

Чтобы избежать путаницы и не загромождать карты Солнечной системы, Международный астрономический союз предписал причислить к карликовым планетам достаточно крупные небесные тела, которые не входят в число восьми ранее определенных планет.

Воспитатель: (Слайд 28). Планет всего восемь, все они разные. В глубокой космической мерзлоте, на границе солнечной системы, движутся планеты – небольшие тела изо льда, пыли и камней. А между орбитами Марса и Юпитера расположено большое скопление астероидов – каменных глыб.

Воспитатель: Мы познакомились с планетами и их спутниками, пришло время немного размяться:

Физкультминутка:

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете. (Потянуться – руки вверх).

А внизу леса, поля – (Наклониться).

Расстилается земля. (Руки развести в стороны).

Ждут нас быстрые ракеты,

Для прогулок по планетам. (На месте маршируем.)

На какую захотим, (поворот в право, рука прямо).

На, такую полетим! (поворот в лево, рука прямо).

Но у нас один секрет

Опоздавшим – места нет!

Воспитатель: Продолжаем наше занятие.

Воспитатель: Путешествуя к Юпитеру, вы обязательно придется преодолеть пояс астероидов. (Слайд 29).

Пояс астероидов — область Солнечной системы, расположенная между орбитами Марса и Юпитера, являющаяся местом скопления множества объектов всевозможных размеров, преимущественно неправильной формы, называемых астероидами или малыми планетами. Астероиды - это твердые каменистые тела.

Ученые до сих пор точно не знают, как он образовался: осколки ли это каменной планеты Фаэтон, которая когда-то вращалась вокруг Солнца между Марсом и Юпитером, или остатки того вещества, из которого когда-то сформировался Юпитер и другие планеты Солнечной системы.

(Слайд 30). А еще вам может повезти, и вы встретите комету, движущуюся к Солнцу и все более распушающую свой хвост. Кометами называют ледяные тела, выделяющие в пространство газ и пыль. Очень часто их называют «грязными снежками», обладающими шарообразной формой. По мере приближения к Солнцу кометы разогреваются и становятся ярче, после чего их можно наблюдать в телескоп.

А вы знали, что в ядрах комет не раз находили органические молекулы? Поэтому астрономы порой говорят, что кометы разносят жизнь по Вселенной. И хотя в пределах Солнечной системы, кроме как на планете Земля, жизни ученые пока не нашли, они предполагают, что где-то в глубинах космоса она может быть.

За границами Солнечной системы находятся скопления звезд и созвездия, галактики, туманности, черные дыры и еще разные космические объекты.

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей). Что вы сегодня узнали во время путешествия? Что больше всего понравилось? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе "Путешествие в космос"

Данный конспект позволяет детям отправиться на ракете в космос и  познакомиться с планетами Солнечной системы, поупражняться в умении раскладывать предметы в убывающем порядке, в ориентировке на ...

Конспект НОД. Познание. ФЦКМ в старшей группе "Путешествие по Космосу"

Беседа с презентацией для уточнения знаний детей по теме "Космос", задание на оринтировку на плоскости листа, Физ. минутка "Космонавт", загадки "Солнечная система", пальчиковая гимнастика "Планеты", р...

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе "Путешествие в Эколандию"

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе "Путешествие в Эколандию"...

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе "Путешествие в космос"

Конспект разработан для детей старшей группы по тематике "Космос"...

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе "Путешествие в космос"

Конспект  НОД по ФЭМП в старшей группе "Путешествие в космос" Цель: Формировать у детей элементарные математические представления. Задачи: Образовательные: Сове...

Конспект тематического физкультурного развлечения в старшей группе "Путешествие в космос"

Конспект тематического физкультурного развлечения в старшей группе "Путешествие в космос" Цель: Закреплять знания детей о космосе. Развивать воображение, память, логическое мышление. Активизировать ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ:» Путешествие в космос»

Задачи:1. Уточнить знания детей из истории развития космонавтики: кто был первым космонавтом; название ракеты, на которой полетел первый человек в космос; понятия «космо...