"Каркуша и её друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект коррекционного занятия с детьми ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karkusha_i_eyo_druzya.docx | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционного занятия
по ознакомлению с окружающим миром
с детьми ЗПР (средняя группа)
Учитель-дефектолог Альмухаметова Л.Ш.
Тема занятия: «Зимующие птицы»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое»
Тип занятия: Подгрупповое
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
- Закрепить знания детей о зимующих птицах, упражнять в назывании птиц, а так же с опорой на иллюстрацию;
- Уточнить и расширить знания детей о рационе питания птиц;
- Учить называть обобщающим понятием «Зимующие птицы»;
Коррекционно-развивающие:
- Развивать умение различать и называть зимующих;
- Развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие, тактильную чувствительность, память, логическое мышление, операции мышления (анализ, классификация, обобщение), мелкую моторику, упражнять в ориентировке в пространстве;
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, формировать навыки культуры поведения в природе;
- Воспитывать усидчивость, умение внимательно слушать педагога;
Оборудование:
Демонстрационный материал:
1. Плоскостные фигуры зимующих птиц
2. Фонограмма с голосами птиц
3. Мешочки с семенами тыквы, подсолнечника, хлеба, сала, пшена.
4. Ковролин, елка
5. Карточки -подсказки
Раздаточный материал:
1. Разрезные картинки: синичка (3 части, снегирь, сорока, синица, дятел)
2. Картинки с изображением «угощения» для птиц,
3. Иллюстративный материал к игре «4 лишний», фишки
4. Светофоры «Да-нет»
5. Заготовки из картона с продернутой веревкой, клейстер, в блюдцах семена, кисть для клея, клеенка, салфетки влажные.
Ход занятия:
- Вводная часть.
Дефектолог: Ребята, к нам сегодня прилетела гостья.
Кто это? (Это ворона Каркуша) Она очень расстроенная.
Что случилось, Каркуша?
Каркуша: Я сегодня проснулась утром. И не услышала пения своих друзей- птиц.
Дефектолог: А кто же твои друзья?
Каркуша: Это птицы, которые живут рядом с нами, проводят здесь зиму. Вы, конечно же знаете их.
Дефектолог: Ребята, вы знаете, что это за птицы? (ворона, дятел, снегирь, синица, сорока) Как их можно назвать? (зимующие птицы)
А почему же они перестали петь? (потому что птицам голодно и холодно)
Как же им помочь?
Каркуша: Кажется, я знаю, как помочь птицам. Мои друзья оставили карточки-подсказки (условные обозначения заданий), по ним мы поймем, что нужно делать. Если мы выполним задания, то снова услышим пение птиц.
Дефектолог: Ребята, поможем птицам?
1 подсказка (зашумленная картинка)
Дефектолог: Для начала нам нужно узнать, как зовут друзей Каркуши. Для этого, вам нужно узнать птицу, которая спряталась за веткой.
(дети отгадывают по силуэту птиц, проверяют ответ)
2 подсказка (елка)
У друзей Каркуши есть место, где они любят собираться, это дерево, которое стоит зеленым круглый год. Что это за дерево? (Елка) И у каждой птицы есть свое место.
Ориентировка в пространстве.
Расположите птиц по своим местам. Воробей сидит на левой стороне дерева, синица сидит на правой стороне дерева, вверху сидит снегирь, под деревом любит ходить ворона, а дятел находится в центре.
Игра на зрительную память.
Дефектолог: Птицы хотят с вами поиграть. Закройте глаза. Сейчас одна из птиц улетит. Открывайте глаза, какой птицы не стало? Что изменилось? (педагог убирает одну из птиц, птицы поменялись местами, проиграть 2-3 раза)
3 подсказка (кусочки картинки)
Каркуша: Ой, пока вы здесь играли, я под деревом что-то нашла! Это еще одна подсказка.
(На доске разрезные картинки)
Каркуша: Кто же это, не пойму?
Дефектолог: Не суетись, Каркуша, мы с ребятами сейчас разберемся, если сложить части картинки, то получится целая птица.
Дети складывают части птиц. (голубь, сорока, снегирь, синица)
Каркуша: Какие вы молодцы, теперь я узнала своих друзей.
4 подсказка (зачеркнутая цифра 4)
Каркуша: еще одна подсказка, ничего не понимаю, что означает…
Дефектолог: Кажется я знаю, что нужно делать. Нужно найти на картинке лишнюю птицу.
(фишкой надо закрыть лишнюю птицу и объяснить свой выбор)
Каркуша: Здорово вы справились с заданием. А сейчас немного отдохнем.
Каркуша: А вот и следующая подсказка (кормушка).
Кажется, я начала понимать, отчего смолкли голоса птиц… А вы как думаете, ребята? (кажется птицы голодные и поэтому не поют)
Дефектолог: Все верно, птицам тяжело найти корм под снегом.
Кто им может помочь? (Люди. Они прилетают ближе к людям за помощью)
Как люди могут помочь птицам? (Взрослые делают для птиц кормушки и насыпают в них корм)
А что же любят есть птицы? (крошки хлеба, семечки)
Упражнение на тактильную чувствительность.
Дефектолог: У меня есть мешочки, в них пища для птиц, нужно на ощупь определить, что в мешочке. (арбузные семечки, пшено, тыквенные семечки, подсолнечные семена, хлеб, сало, конфеты, сосиски)
3.Практическая часть
Дефектолог: Сейчас мы с вами сделаем угощение для Каркуши и ее друзей.
(На столе заготовки из картона с продернутой веревкой, клейстер, в блюдцах семена, кисть для клея, клеенка, салфетки влажные)
Дефектолог: Инструкция: нужно покрыть клеем заготовку, а потом обсыпать или обвалять в семенах. Когда клей подсохнет, семена останутся на заготовке. И можно будет повесить лакомство на дерево.
Кажется мы справились со всеми заданиями.
Слуховая память и восприятие.
Дефектолог: Вы ничего не слышите? (включается запись голосов птиц дятла, вороны, воробья, голубя)
Чей голос услышали? (дети отвечают)
Итог занятия
Игра «да-нет» (со светофорами)
К вам в гости прилетала ворона Каркуша? (да)
Вы отгадывали птиц, которые спрятались за веткой? (да)
Дятел сидел под елкой? (нет)
Вы собирали птиц из разрезных картинок? (да)
Вы играли в мяч? (нет)
Вы сделали лакомство для зимующих птиц? (да)
Вам понравилось помогать птицам? (да)
Каркуша: Вы молодцы, теперь мои друзья будут лакомится вашим угощением и вы каждый день будете слышать их пение. До свидания, ребята.
Дефектолог: До свидания, Каркуша.
Самоанализ коррекционно-развивающего занятия
по ознакомлению с окружающим миром
с детьми ЗПР (средняя группа)
Тема занятия: «Зимующие птицы»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое»
Тип занятия: Подгрупповое
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
- Закрепить знания детей о зимующих птицах, упражнять в назывании птиц, а так же с опорой на иллюстрацию;
- Уточнить и расширить знания детей о рационе питания птиц;
- Учить называть обобщающим понятием «Зимующие птицы»;
Коррекционно-развивающие:
- Развивать умение различать и называть зимующих;
- Развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие, тактильную чувствительность, память, логическое мышление, операции мышления (анализ, классификация, обобщение), упражнять в ориентировке в пространстве; продолжать развивать ручной праксис на основе продуктивной деятельности.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, формировать навыки культуры поведения в природе;
- Воспитывать усидчивость, умение внимательно слушать педагога;
Для реализации этих задач была проведена подготовительная работа, которая включала в себя различные виды деятельности, это и использование демонстрационного материала, чтение художественной литературы, музыкальное и видео- сопровождение, игры -подвижные, дидактические, настольно-печатные, продуктивная деятельность.
В ходе проведения занятия были использованы различные приемы и методы для повышения познавательной активности:
1. Словесный (беседа, вопросы к детям, поощрение);
2. Наглядно - демонстрационный (демонстрационный и раздаточный материал по теме «Зимующие птицы», фонограмма «Голоса птиц»)
3. Практический (изготовление лакомства для птиц);
4. Игровой (сюрпризный момент - кукла-Каркуша, задания с опорой на подсказки)
Приемы: игровой, пояснения, указания, показ, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа.
В начале занятия использовала сюрпризный момент. Приход в гости куклы - Каркуши вызвал у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, то есть появилась проблема, нужно было найти решение. На протяжении всего занятия дети выполняли задания, касающиеся этой темы.
Во время занятия использовались игры и упражнения, направленные на развитие внимания, операций мышления (анализ-синтез, обобщение, классификация), формирование у детей умения высказывать элементарные умозаключения и выводы, развитие памяти - зрительной и слуховой, обогащение сенсорного опыта на основе игры на тактильную чувствительность, развитие зрительного и слухового восприятия, ориентировке в пространстве.
Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно, утомления не наблюдалось.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.
Деятельность всех детей оценила положительно, их личное достоинство не принижалось.
Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением. Данная структура занятия вполне оправдана. Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по автоматизации звука [Ш], «В гости к Каркуше-Говоруше»
Автоматизация звука - это нудный этап для ребенка, повторить слова с нужным звуком 70 раз за занятие - это не интересно, поэтому я старалась подобрать интересные методы и приемы, чтобы ...
конспект индивидуальной логопедической образовательной деятельности (автоматизация звука Ш) "В гости к Каркуше-говоруше"
Конспект для проведения логопедического занятия для ребенка-дислалика старшей группы детского сада....
Каркуша в гостях у ребят
Конспект занятия в средней группе по разделу "Введение в грамоту"...
Непосредственно образовательная деятельность "Каркуша в гостях у зимующих птиц" средняя группа
Образовательная деятельность очень важна для детей. НЕпосредственная образовательная деятельность дает право ребенку выбирать чем он будет заниматься. Наша задача взрослых заинтересовать его....
03Вечер развлечения "Каркуша в гостях" - (знакомство с вороной) - к проекту
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3899258","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"122","width":"90"}}]]Цели:Дать знания о птице - вороне, её строении.Познакомить...
конспект НОД "Свойства воды. Проделки Каркуши"
использование опытно-экспериментальной деятельности в процессе воспитания и обучения дошкольника....
Сценарий на тему: «Каркуша и ее друзья»
Сценарий...