Формирование познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста на прогулке
статья по окружающему миру (младшая группа)

Екатерина Анатольевна Лихачева

Прогулка позволяет в полной мере осуществить формирование познавательного интереса, дети учатся всматриваться, любоваться, восхищаться, проявлять пытливость, наблюдательность и интерес.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста на прогулке»

 «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

«Познавательное развитие» - одна из пяти образовательных областей, прописанных в ФГОС и ФОП ДО, особенно значима для формирования личности дошкольника, т. к. предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.  Педагог знакомит детей 1.5до 3 лет с окружающий мир постепенно, расширяя представления детей об окружающем мире, знакомит их с явлениями общественной жизни, с деятельностью взрослых (повар варит кашу, шофер водит машину, доктор лечит); развивает представления о себе (о своем имени, именах близких родственников), о внешнем облике человека, о его физических особенностях (у каждого есть голова, руки, ноги, лицо; на лице ‒ глаза, нос, рот и т.д.); о его физических и эмоциональных состояниях (проголодался ‒ насытился, устал ‒ отдохнул; намочил ‒ вытер; заплакал ‒ засмеялся и т.д.); о деятельности близких ребенку людей («Мама моет пол»; «Бабушка вяжет носочки»; «Сестра рисует»; «Дедушка читает газету»; «Брат строит гараж»; «Папа работает за компьютером» и т.п.); о предметах, действиях с ними и их назначении: предметы домашнего обихода (посуда, мебель, одежда), игрушки, орудия труда (веник, метла, лопата, ведро, лейка и т.д.); «Природа»: в процессе ознакомления с природой педагог организует взаимодействие и направляет внимание детей на объекты живой и неживой природы, явления природы, которые доступны для непосредственного восприятия. Формирует представления о домашних и диких животных и их детенышах (особенности внешнего вида, части тела, питание, способы передвижения), о растениях ближайшего окружения (деревья, овощи, фрукты и др.), их характерных признаках (цвет, строение, поверхность, вкус), привлекает внимание и поддерживает интерес к объектам неживой природы (солнце, небо, облака, песок, вода), к некоторым явлениям природы (снег, дождь, радуга, ветер), поощряет бережное отношение к животным и растениям. 

Где педагог наглядно познакомит ребенка с окружающим миром и природой? Где ребенок потрогает, рассмотрит, понюхает то, о чем рассказывает педагог? Конечно, на прогулке.

Прогулка – важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма, т.к. во время организации прогулок, воспитатель формируем первичные представления ребенка не только о себе, но и об окружающем его мире в целом. Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Каждая прогулка структурирована по определенному плану: самостоятельная двигательно-игровая деятельность, подвижные игры, познавательно-исследовательская деятельность, организованная физкультурная разминка, наблюдения за явлениями природы и погоды, трудовая деятельность.

Наблюдение – познавательная деятельность, доступная ребенку, развивающая его умственные способности (наблюдательность, умение сравнивать, рассуждать и т. д.). этот вид деятельности позволяет углублять знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости живой природы от неживой.

Ребенок познает мир, природу. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через ручеек, т. к. нет опыта, нет умения оценивать расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник пристает, а льдинка тает от тепла наших рук. Все это познает ребенок в результате личного опыта и наблюдения. Наблюдение за каким-то предметом или явлением может быть в группе детей или индивидуально. Педагог знакомит, например, осенний лист. С начало воспитатель рассказывает, показывает какой листочек, от куда он упал, почему стал такого цвета группе ребят. Далее индивидуально рассматривает с ребенком осенний листочек, ребенку задает вопросы, закрепляя полученные знания.

Ведь каждое время года имеет свои неповторимые особенности:

- летом обращаем внимание на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов, изучаем свойства песка, воды;

- осенью сравниваем листья по форме, цвету, любуемся красотой увядания природы;

- зимой познаем свойства снега и льда, любуемся красотой зимнего убранства;

- весной наблюдаем пробуждение природы, прилет птиц, появление первых цветов, обращаем внимание на красоту цветущих деревьев.

Познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая; каждый ответ взрослого на детский вопрос рождает новые вопросы. Значит мир, чуть приоткрыв свои тайны, вызывает любознательность у маленького человека, желание узнать больше.

На прогулке внимание детей привлекает всё – камешки, цветочки, жуки, деревья – всё, что попадает в их поле зрения. Выбрав себе объект для познания, ребенок обследует его самыми разнообразными способами: гладит, сжимает, нюхает, бросает, стучит, т. е. проделывает с ним разнообразные действия. От действуя, он получает информацию. Иными словами, ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Поэтому, проводя наблюдения, опираюсь на данный принцип, дети получают информацию при непосредственном рассматривании объекта. Близкое общение с объектом дает конкретное знание, вызывает положительные эмоции.

Игры - эксперементирования с водой, песком, камешками и др., которые способствуют сенсорному развитию, расширению и углублению представлений о свойствах и качествах природных материалов – любимы малышами

Дети с удовольствием бегают и играю в подвижные игры «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках», «Раз, два, три… к березе беги», «Раз, два, три… елку найди!». Подвижные игры являются не только средством развития движений, но и способствуют развитию интереса к действительности.

Трудовые поручения способствуют развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения; развивается восприятие, внимание. Трудовые поручения позволяют ребенку почувствовать свою ценным помощником, уверенность в своих возможностях.

Во время самостоятельной игровой деятельности закрепляются знания, полученные на занятиях, развиваются взаимоотношения между детьми: объединение для совместных игр, воспитание бережного отношения к игрушкам, приучение к порядку в игровом пространстве.

Прогулка позволяет в полной мере осуществить формирование познавательного интереса, дети учатся всматриваться, любоваться, восхищаться, проявлять пытливость, наблюдательность, интерес.

Лихачева Е.А

Воспитатель, 1 кв. категории

с. Тыгиш МДОУ №28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении природой»

Ребенок дошкольник является сам по себе уже исследователь и проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности,  в частности – к экспериментированию....

Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность с объектами неживой природы

Актуальность темы: "Формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста  через элементарную поисковую де...

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...

Опытно – экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой

Опыт - это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на в...

Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность

Анализ формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через использование элементарной поисковой деятельности с объектами неживой природы....

Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность

-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;-формирование познавательных действий, становление сознания;-развитие общение и взаимодействия ребенка со сверстниками;-становлен...

Формирование познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста

Важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте не подлежит сомнению. Познавательный интерес- это избирательная направленность психических процессов на объек...