Проект «Люблю березку русскую» в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Шестакова Наталья Ивановна

Патриотическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyublyu_beryozku_russkuyu.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в средней группе на тему: «Люблю березку русскую».

  Актуальность проекта.

 В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а его свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, у ребенка накапливается негативный опыт отношения к природе. Он действует в природе необдуманно, совершает негативные поступки по отношению к живым существам, не реагирует на замечания сверстников и взрослых людей. Интерес к изучению природы поверхностный, ребенок не проявляет желание ухаживать за растениями и животными и не умеет этого делать. Поэтому очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

 Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

 Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

 Проблема.  Недостаточные знания детей о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

Объект исследования: березы, растущие на территории нашего детского сада.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели

Участники проекта — дети средней группы (4-5 лет), педагоги, родители.

Цель проекта: приобрести знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

Задачи проекта:

  1. расширять представления о самом почитаемом дереве в России - берёзе,  о  значении её в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. О её взаимосвязях с окружающей средой;
  2. познакомить с рассказами, со стихами, песнями, загадками о берёзе;
  3. рассказать детям, как в народе люди любят и почитают березу, воспевают поэты, рисуют художники;
  4. показать детям, как можно восхвалять русскую березку через изобразительную деятельность: аппликацию;

  1. развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление; коммуникативные навыки. Расширять кругозор детей, знакомя с деревом – берёза;
  2. воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней.

Ожидаемый результат.

Сформированное представление у детей:

  • о берёзе, как почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза;
  • о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой;
  • о передаче образа берёзы посредством художественной деятельности;
  • о пользе деревьях и берёзы в частности, о бережном отношение к природе.

 

Формы и методы работы: занятия, художественно-творческая деятельность, экскурсии, наблюдения,  музыкальные и физкультурные досуги, самостоятельная двигательная активность детей, беседы, рассказы, индивидуальная работа с детьми, музыкально-ритмические занятия, работа с родителями.

Организация работы над проектом:

1. Определение целей и задач проекта происходит путем участия детей в дискуссии по проблемным вопросам.

2. Распределение обязанностей среди родителей происходит по свободному выбору группы, учитывая интересы каждого.

3. Опрос родителей и детей с целью расширения и обогащения знаний детей о самом почитаемом дереве в России – берёзе.

Предварительная работа: наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы, дидактические, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки.

Подготовительный этап:

  • Изучение уровня знаний детей по теме и определение этих знаний.
  • Создание творческой группы в помощи реализации проекта: воспитатели, родители.
  • Составление плана работы. Обсуждение с родителями содержания проекта.
  • Подбор методической и художественной литературы. Изготовление наглядного и дидактического материала.

Основной этап:

  • ООД (Организованная образовательная деятельность)
  • Экскурсия в осенний парк.
  • Беседы о деревьях вообще и о березе более подробно на занятиях и в повседневной жизни.
  • Рассматривание иллюстративного материала по теме.
  • Сочинение рассказов, сказок на тему «Жила – была березка…».
  • Аппликация на темы: «Береза весной», «Кто под березкой живет, «Скворечник на берёзе».
  • Рисование с использованием нетрадиционной техники на тему: «Люблю березку – русскую».
  • Заучивание стихотворений.
  • Чтение художественной литературы:
  • Подбор загадок, пословиц, поговорок, примет о березе.
  • Настольно – печатные игры; дидактические игры; подвижные игры.

Работа с родителями:

  • Консультации.
  • Участие в экскурсиях, развлечениях.
  • Фотоматериал.
  • "Наш воскресный выходной" - экскурсия семьи в березовую рощу.
  • Рекомендации для родителей "Березкины слезки".
  • Анкетирование для родителей

2.Основная часть

Реализация проекта

1 этап – подготовительный (с 12 мая по 16 мая 2023 г.)

2 этап – основной   (16 мая по 22 мая 2023г.)

3 этап – заключительный (с 22 мая по 26 мая 2023.г.)

Описание работы по проекту: «Люблю березку – русскую».

Виды детской деятельности.

Игровая деятельность.        

  • Настольно – печатные игры: «Лес»,  «Что растет в лесу?», «Четвертый лишний».
  • Дидактические игры: «Найди берёзу», «Какая береза?» (подбор прилагательных), «Собери берёзу» и т.д.
  • Подвижные игры: «Найди такой же лист», «Найди пару», «Кто быстрее добежит до березки».

Познавательное развитие.        

  • Тематическое занятие: «Деревья – нашего двора».
  • Развитие речи.        Сочинение рассказов, сказок на тему «Жила – была березка…».
  • Заучивание стихотворений:
  • С. Есенин «Белая береза»,
  • Ф. Тютчев «Первый лист»,
  • А. Прокофьев «Люблю березку русскую».
  • Рассматривание картины.
  • Экскурсия в парк.
  • Беседа: "Что я знаю о берёзе".
  • Разучивание пословиц, поговорок.

Изобразительная деятельность        

  • Аппликация на темы: Береза весной», «Кто под березкой живет, «Скворечник на берёзе».
  • Рисование с использованием нетрадиционной техники на тему: «Люблю березку – русскую».

Художественная литература        

  • Подбор и выставка художественной литературы о березе;
  • П. Воронько "Береза" - чтение стихотворения;
  • С.Есенин "Белая береза" - заучивание стихотворения;
  • К.Паустовский "Подарок" - чтение книги.

Музыка        

  • "В золоте березонька" - хоровод (сл. и муз.г.Вихаревой);
  • "Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия);
  • "Ай да березка" - хоровод (муз. Т.Попатенко).

Здоровье и физическое развитие        

  • Утренняя гимнастика и физкультурные занятия на улице.

Работа с родителями        

1. Консультации.

2. Участие в экскурсиях, развлечениях.

3. Фотоматериал.

4. "Наш воскресный выходной" - экскурсия семьи в березовую рощу.

5.  Рекомендации для родителей "Березкины слезки".

Заключение.

Выводы:

По итогам работы было отмечено:

  • повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей;
  • развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям;
  • развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую»;
  • развитие творческих способностей посредством аппликации;
  • укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Заключение:

Реализация проекта «Люблю березку – русскую» научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева». Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.

Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Продукт проекта:

1. Оформление стенгазеты «Люблю березку - русскую».

2. Организация конкурса рисунков с изображением березы в любой технике.

3.  Оформление фото выставки.

4.  Совместно с родителями посадка саженцев берёзок на детском участке.

5. Исполнение песни: "Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия);

Используемая литература

  1. Киселева Л. С., Данилина Т. А. «Проектный метод в деятельности ДОУ».
  2. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском саду»
  3. Багрова Л.А. «Я познаю мир. Растения» - детская энциклопедия. Москва: «АСТ»,1998г.
  4. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2003г.
  5. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва 2005г.
  6. Николаева Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет.
  7. Рыжова Н. «Наш дом – природа»: об экологических пособиях для детей 5-7 лет.
  8. Шорыгина Т.А. «Деревья, какие они?» Москва 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РУССКАЯ МАТРЁШКА (средняя группа) Воспитатель: Тимохина В.В

Конспект нетрадиционного познавательного занятия...

Конспект интегрированной НОД "Люблю березку русскую" в старшей группе

Конспект интегрированной НОД "Люблю березку русскую" в старшей группе...

Интегрированное занятие - развлечение "Люблю березку русскую" в младшей группе

Формировать и закреплять представление детей об изменениях в природе в каждое время года. Развивать память, внимание, воображение. Активизировать мыслительную деятельность. Способствовать формированию...

Конспект НОД «Люблю березку русскую» в средней группе

laquo;Люблю березку русскую»в средней группе Цель:Формирование у детей патриотических чувств, любви к родной природе.Образовательные задачи:1. Закрепить представление о том, что береза &nd...