Проект «Люблю березку русскую» в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Проект в средней группе на тему: «Люблю березку русскую».
Актуальность проекта.
В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а его свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, у ребенка накапливается негативный опыт отношения к природе. Он действует в природе необдуманно, совершает негативные поступки по отношению к живым существам, не реагирует на замечания сверстников и взрослых людей. Интерес к изучению природы поверхностный, ребенок не проявляет желание ухаживать за растениями и животными и не умеет этого делать. Поэтому очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Проблема. Недостаточные знания детей о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
Объект исследования: березы, растущие на территории нашего детского сада.
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели
Участники проекта — дети средней группы (4-5 лет), педагоги, родители.
Цель проекта: приобрести знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
Задачи проекта:
- расширять представления о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о значении её в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. О её взаимосвязях с окружающей средой;
- познакомить с рассказами, со стихами, песнями, загадками о берёзе;
- рассказать детям, как в народе люди любят и почитают березу, воспевают поэты, рисуют художники;
- показать детям, как можно восхвалять русскую березку через изобразительную деятельность: аппликацию;
- развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление; коммуникативные навыки. Расширять кругозор детей, знакомя с деревом – берёза;
- воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней.
Ожидаемый результат.
Сформированное представление у детей:
- о берёзе, как почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза;
- о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой;
- о передаче образа берёзы посредством художественной деятельности;
- о пользе деревьях и берёзы в частности, о бережном отношение к природе.
Формы и методы работы: занятия, художественно-творческая деятельность, экскурсии, наблюдения, музыкальные и физкультурные досуги, самостоятельная двигательная активность детей, беседы, рассказы, индивидуальная работа с детьми, музыкально-ритмические занятия, работа с родителями.
Организация работы над проектом:
1. Определение целей и задач проекта происходит путем участия детей в дискуссии по проблемным вопросам.
2. Распределение обязанностей среди родителей происходит по свободному выбору группы, учитывая интересы каждого.
3. Опрос родителей и детей с целью расширения и обогащения знаний детей о самом почитаемом дереве в России – берёзе.
Предварительная работа: наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы, дидактические, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки.
Подготовительный этап:
- Изучение уровня знаний детей по теме и определение этих знаний.
- Создание творческой группы в помощи реализации проекта: воспитатели, родители.
- Составление плана работы. Обсуждение с родителями содержания проекта.
- Подбор методической и художественной литературы. Изготовление наглядного и дидактического материала.
Основной этап:
- ООД (Организованная образовательная деятельность)
- Экскурсия в осенний парк.
- Беседы о деревьях вообще и о березе более подробно на занятиях и в повседневной жизни.
- Рассматривание иллюстративного материала по теме.
- Сочинение рассказов, сказок на тему «Жила – была березка…».
- Аппликация на темы: «Береза весной», «Кто под березкой живет, «Скворечник на берёзе».
- Рисование с использованием нетрадиционной техники на тему: «Люблю березку – русскую».
- Заучивание стихотворений.
- Чтение художественной литературы:
- Подбор загадок, пословиц, поговорок, примет о березе.
- Настольно – печатные игры; дидактические игры; подвижные игры.
Работа с родителями:
- Консультации.
- Участие в экскурсиях, развлечениях.
- Фотоматериал.
- "Наш воскресный выходной" - экскурсия семьи в березовую рощу.
- Рекомендации для родителей "Березкины слезки".
- Анкетирование для родителей
2.Основная часть
Реализация проекта
1 этап – подготовительный (с 12 мая по 16 мая 2023 г.)
2 этап – основной (16 мая по 22 мая 2023г.)
3 этап – заключительный (с 22 мая по 26 мая 2023.г.)
Описание работы по проекту: «Люблю березку – русскую».
Виды детской деятельности.
Игровая деятельность.
- Настольно – печатные игры: «Лес», «Что растет в лесу?», «Четвертый лишний».
- Дидактические игры: «Найди берёзу», «Какая береза?» (подбор прилагательных), «Собери берёзу» и т.д.
- Подвижные игры: «Найди такой же лист», «Найди пару», «Кто быстрее добежит до березки».
Познавательное развитие.
- Тематическое занятие: «Деревья – нашего двора».
- Развитие речи. Сочинение рассказов, сказок на тему «Жила – была березка…».
- Заучивание стихотворений:
- С. Есенин «Белая береза»,
- Ф. Тютчев «Первый лист»,
- А. Прокофьев «Люблю березку русскую».
- Рассматривание картины.
- Экскурсия в парк.
- Беседа: "Что я знаю о берёзе".
- Разучивание пословиц, поговорок.
Изобразительная деятельность
- Аппликация на темы: Береза весной», «Кто под березкой живет, «Скворечник на берёзе».
- Рисование с использованием нетрадиционной техники на тему: «Люблю березку – русскую».
Художественная литература
- Подбор и выставка художественной литературы о березе;
- П. Воронько "Береза" - чтение стихотворения;
- С.Есенин "Белая береза" - заучивание стихотворения;
- К.Паустовский "Подарок" - чтение книги.
Музыка
- "В золоте березонька" - хоровод (сл. и муз.г.Вихаревой);
- "Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия);
- "Ай да березка" - хоровод (муз. Т.Попатенко).
Здоровье и физическое развитие
- Утренняя гимнастика и физкультурные занятия на улице.
Работа с родителями
1. Консультации.
2. Участие в экскурсиях, развлечениях.
3. Фотоматериал.
4. "Наш воскресный выходной" - экскурсия семьи в березовую рощу.
5. Рекомендации для родителей "Березкины слезки".
Заключение.
Выводы:
По итогам работы было отмечено:
- повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей;
- развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям;
- развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую»;
- развитие творческих способностей посредством аппликации;
- укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение:
Реализация проекта «Люблю березку – русскую» научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.
Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева». Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.
Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Продукт проекта:
1. Оформление стенгазеты «Люблю березку - русскую».
2. Организация конкурса рисунков с изображением березы в любой технике.
3. Оформление фото выставки.
4. Совместно с родителями посадка саженцев берёзок на детском участке.
5. Исполнение песни: "Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия);
Используемая литература
- Киселева Л. С., Данилина Т. А. «Проектный метод в деятельности ДОУ».
- Масленникова О. М., Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском саду»
- Багрова Л.А. «Я познаю мир. Растения» - детская энциклопедия. Москва: «АСТ»,1998г.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2003г.
- Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва 2005г.
- Николаева Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет.
- Рыжова Н. «Наш дом – природа»: об экологических пособиях для детей 5-7 лет.
- Шорыгина Т.А. «Деревья, какие они?» Москва 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РУССКАЯ МАТРЁШКА (средняя группа) Воспитатель: Тимохина В.В
Конспект нетрадиционного познавательного занятия...
Конспект интегрированной НОД "Люблю березку русскую" в старшей группе
Конспект интегрированной НОД "Люблю березку русскую" в старшей группе...
Интегрированное занятие - развлечение "Люблю березку русскую" в младшей группе
Формировать и закреплять представление детей об изменениях в природе в каждое время года. Развивать память, внимание, воображение. Активизировать мыслительную деятельность. Способствовать формированию...
Стоят березки русские». в рамках проекта "Береза русская краса» (средняя группа) (фото -отчет)
Фото -отчет...
Конспект НОД «Люблю березку русскую» в средней группе
laquo;Люблю березку русскую»в средней группе Цель:Формирование у детей патриотических чувств, любви к родной природе.Образовательные задачи:1. Закрепить представление о том, что береза &nd...