Конспект занятия «Ромашка — символ русской природы» (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шестакова Наталья Ивановна

Познаввательное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_romashka_-_simvol_russkoy_prirody.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

Тема:  «Ромашка — символ русской природы» (старшая группа)

Цель: формировать интерес у детей к окружающему миру, пониманию огромной важности растений в жизни людей и насекомых.

Задачи:
Образовательные:

  • закреплять и систематизировать знания детей о садовых и полевых растений;
  • формировать ценностное отношение к любому проявлению жизни, пониманию огромной важности растений в жизни людей и насекомых;
  • познакомить детей с новой техникой аппликации, выполнять последовательные действия;

Развивающие:

  • развивать коммуникативность, познавательно-исследовательскую деятельность, игровую, восприятие художественной литературы;
  • развивать творческие способности через нетрадиционные техники ИЗО (аппликация с использованием крупы);
  • развивать творческие способности, мелкую моторику рук, уверенность в своих силах и способностях.

Воспитательные:

  • воспитывать эстетические чувства, аккуратность при выполнении работы.

Форма занятия: познавательно-практическое занятие.

Словарная работа: садовые растения, полевые, родственники. Предварительная работа: знакомство с макетом «Поле» рассматривание иллюстраций с изображением поля распаханного и с цветущими травянистыми растениями, чтение художественной литературы, проведение подвижной игры «Садовник и цветы», дидактическая игра «Узнай цветок по описанию».

Оборудование и материалы: Картинки  с изображением ромашки,  ромашкового поля, геометрические фигуры (овалы белого цвета и круги жёлтого),  заготовка из картона ромашки,  клей ПВА, кисточка, салфетка, манная и кукурузная крупа.

Ход занятия

I. Вводная часть

1. Организационный момент.

Дети под музыку входят в группу. Их встречает воспитатель и приглашает на ритуал приветствия, затем дети садятся за столы.

2. Введение в тему

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами познакомимся с красивым цветком, а каким давайте отгадаем. Воспитатель загадывает загадку детям.
Золотая серединка,
И лучи идут кругом, —
Это может быть картинка:
Солнце в небе голубом?
Нет не солнце, на бумажке
На лугу цветок… (ромашки)

ΙΙ. Основная часть. Воспитатель: - Правильно, это ромашка. Вы все ее видели? Где вы встречали эти цветы? (ответы детей). Показывает детям картинки "Ромашка".

-  Ромашка, как и берёза, символ русской природы. Ромашки испокон веков символизируют русскую природу.  Находясь далеко от дома, русский человек часто вспоминает что – то родное, близкое: берёзку, желтоокую ромашку. Русский народ называет ромашку с неизменной любовью: солнечник, белюшка, невесточка, ворожка, лесная марьяша, матрёнка, белоцвет.  В народе многие цветы называют ромашками, но самые настоящие ромашки растут на полях и лугах нашей Родины.

Легенда о ромашках.

Еще несколько веков назад в народе верили, - она вырастает там, где ночью упадет на землю яркая и сверкающая огнями звезда. Древние люди считали, что ромашка – цветок посвященный богу солнца. Они думали, что этот растение – маленькое солнышко, которое собственными лепестками соединяет множество дорог и судеб. А так как у каждой ромашки количество лепестков разное, то возникла традиция гадать на этом цветке.

Благодаря форме цветка похожего на зонт, была легенда, что ромашки в стародавние времена служили зонтиками у сказочных существ – маленьких гномиков живших в степи. Когда начинался дождь, эти человечки укрывались ромашкой, либо срывали ее и гуляли, поднимая растение прямо над своей головой. Дождь стучал по такому самодельному зонтику и маленькими струйками стекал с него, а гномик оставался полностью сухим.

Вопросы детям:

- Что происходила, когда ночью на землю падала яркая звезда?

- О чём рассказывалось в легенде?

- Какому богу древние люди посвящали ромашку?

-  На что была похоже ромашка?

- Как ромашка помогала гномикам, чем служила?

Воспитатель: - Сегодня мы с вами поближе узнаем, что же это за цветок - ромашка? Показывает детям картинку "Ромашка".

- На что похожа ромашка? (ответы детей)

- Она похожа на солнышко и также как солнышко дарит нам тепло и радость.

Воспитатель: Давайте еще раз посмотрим на цветок и расскажем о её строении.

Вопросы детям:

- Какого цвета у ромашки лепестки?

- Какой формы у ромашки лепестки?

- Какой формы серединка у ромашки и какого цвета?

Воспитатель: Серединка ромашки желтая, а лепестки белые. Еще у ромашки есть стебель и зеленые листочки.

Воспитатель: Ну а сейчас, я предлагаю вам устроить цветочную полянку на ваших столах. Посмотрите, у вас в тарелочках на столах лежат геометрические фигуры.

- Назовите, какие вы видите? Ответы детей

- Предлагаю вам составить свою ромашку из этих фигур.

проводится дидактическая игра «Составь ромашку»

Воспитатель: Молодцы, ребята, какие красивые у вас получились ромашки. Я вижу у ваших ромашек разное количество лепестков. Спросить у 2-3 детей количество лепестков.

-  Ребята, кто знает, где растут ромашки? Ответы детей (На даче, на лугу, в поле, в клумбе).

- Ребята, а какие у нас бывают ромашки? (ответы детей)

-  Правильно ромашки бывают садовые и полевые (показ картинок)

-  Как это понять: садовая ромашка? (Ответы детей. В саду, на клумбе).

Воспитатель: За ней ухаживают (ответы детей).

 - Правильный ответ - люди. Как ухаживают?

Дети: Ответы детей (Поливают, рыхлят почву, берегут от вредителей).

Воспитатель: И поэтому садовая ромашка вырастает крупная, на высоком стебле. Чтобы ромашка выросла такой высокой и красивой, человеку приходится немало потрудиться и долго ухаживать за ней.

Воспитатель: А теперь, дети,  расскажите мне и о полевой ромашке. Расскажите, где растут полевые ромашки? Ответы детей. 

- Растут они в лесу, в поле и на лужайке. Расцветает ромашка в начале лета и цветет до поздней осени.

Воспитатель: - Есть у меня к вам еще один вопрос: кто ухаживает за полевыми ромашками? Это трудный вопрос. Надо подумать. Ребята, если в саду садовую ромашку поливают люди, кто же польет полевую ромашку? Ответы детей

Ай да молодцы! Догадались! Догадались, что это дождь.

- А рыхлит ли кто-нибудь почву вокруг полевой ромашки? Ведь она в поле растет. Ответы детей

- У нас  есть целые ромашковые поля. Как здорово, просто сфотографироваться на фоне этого поля или осторожно войти в него и слегка «окунуться»… Кто увидит эти поля - просто никогда не забудет, поверьте!

- Предлагаю вам немного поиграть. Проводится физкультминутка (2 раза)

Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете какую пользу, приносят наши ромашки? Ответы детей 

Воспитатель: Правильно, ромашку, а именно отвары из соцветий применяют в медицине. Бабушка часто вам говорит, когда заболеете - горлышко полоскать ромашкой, отвар из ромашек снимает воспаление. А еще светлые волосы желательно полоскать настоем ромашки - волосы приобретают золотистый оттенок и приятный запах.

  - Ромашку можно использовать и в других целях, в каких послушайте...
Всех цветов они полезней, —
Лечат разные болезни.
Очень вкусно пахнет в чашке
Чай душистый из ромашки.

Ромашка - лекарственное растение, лечит людей от болезней и называют её аптечная.

- Дети, а вы хотите попробовать вкусный и душистый чай из лепестков ромашки? Дети по желанию пьют из стаканчиков отвар из ромашки.

Воспитатель: - Ребята, скажите мне, правильно поступают взрослые и дети, которые рвут растения? Ответы детей

- Ведь чем больше растений, тем чище воздух и легче дышать, тем краше наш город, тем больше пользы для насекомых, птиц, и зверей.

Как же нам помочь растениям? Ребята, давайте подумаем. Ответы детей

- Не рвать, не ломать растений, а лишь смотреть на них и радоваться их красоте.

Поле - это их дом. В этот дом мы будем заходить лишь для того, чтобы поздороваться с полевыми ромашками или другими полевыми растениями. Пусть они цветут и радуют вас, ваших родных и близких. Нужно бережно относиться к природе. А если вам нужно сделать подарок для мамы, бабушки, сестренки, то для этого можно вырастить свою, неувядающую ромашку.

ΙΙΙ. Практическая часть.

Воспитатель: Сегодня, на нашем занятии, вырастут особенные ромашки - картонные. Наши ромашки так быстро не увянут, будут радовать нас долго.

- Проходим, ребята ко мне, я вам расскажу, как же мы с вами будем изготавливать свои ромашки.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом аппликации из крупы.

- Перед вами лежат материалы, которые для работы нам понадобятся: тарелка-поднос, заготовка картонной ромашки из картона, клей, кисть, манная и кукурузная крупа, салфетка.

Показ аппликации.

Воспитатель:

Но прежде чем ромашку

Начнём мы создавать,

Надо нам как следует

Пальчики размять.

Пальчиковая игра «Ромашка»

Мы шли, шли, шли («Идти» пальчиками по столу).

И ромашку нашли (Сложить ладони вместе, пальчики раздвинуть).

Раз, два, три, четыре, пять (Загибать пальчики на обеих руках по очереди, начиная с мизинца.

Мы идем искать опять («Идти» пальчиками по столу).

Дети под музыку выполняют аппликацию.

Воспитатель: Какие красивые у вас получились ромашки, прямо настоящее ромашковое поле у нас с вами в группе.

- Я предлагаю вам придумать для своей ромашки ласковое имя (Ромочка, Машенька, Беляночка, Ресничка и др.)

ΙV. Рефлексия. Дети, вам понравилось сегодня наше занятие? О чём оно было? Что нового мы узнали сегодня, а что вспомнили из забытого? Сложно вам было на занятии? Ещё повторим такой вид аппликации? А кому вы подарите свои поделки?

- Молодцы, у всех получились красивые ромашки!

Уборка рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познанавательному развитию в старшей группе на тему "История о символах"

Конспект занятия в  старшей группе на тему:   «История о символах»...

Конспект занятия по ознакомлению с природой старшая группа Тема: «Пернатые друзья»

Программное содержание:Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц...

Конспект занятия "Матрешка- символ русской души"

Матрёшка…эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки во всём мире. Но матрёшка – это не просто сувенир для туристов, она является символом, хранительницей исконной ру...

Конспект занятия по ознакомлению с природой старшая группа Тема "Посадка лука"

Цели и Задачи:Познавательные: закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения, знакомить детей с процессом посадки лука.Развивающие: развивать речь д...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу «Ромашка» с помощью развивающих игр Воскобовича

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу «Ромашка» с помощью развивающих игр Воскобовича Цель: Создать условия для поддержания интереса к желанию пересказыв...

«Ромашка — символ русской природы»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Ромашка — символ русской природы"Цель: развитие творческих способностей через изготовление поделки в технике аппликации .Задачи:Образов...