Реализация взаимодействия в системе "педагог-ребёнок-родитель" при осуществлении познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности
презентация к уроку по окружающему миру (средняя группа)
Представлен опыт работы по организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности при активном участии родителей и воспитанников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познавательно – исследовательская деятельность, числе основных форм организации образовательного процесса создает условия для развития ребенка. Главное достоинство исследовательских методов заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и взаимодействия родителей и педагогов. Поэтому перед нами стояла задача поиска форм и методов работы, которые способствовали бы формированию активной родительской позиции в воспитании и обучении ребенка.
Задачи. 1 . Развивать эмоционально-ценностное отношение дошкольников к окружающему миру совместно с родителями. 2. Создать условия для участия родителей в образовательной деятельности. 3. Обогатить совместно с родителями развивающую предметно-пространственную среду. 4. Способствовать формированию целостного устойчивого познавательного интереса у ребенка. 5. Повышать педагогическую культуру родителей в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей и компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у старших дошкольников. 6. Знакомить родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях. 7. Вызвать интерес родителей к созданию лаборатории в домашних условиях. 8. Вызвать у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения распространить положительный семейный опыт. 9. Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. 10. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность. 11. Создать положительный, доверительный настрой на взаимодействие родителей с воспитателями группы.
Условия успешного взаимодействия . - Наличие единого плана, включающего в себя обоюдно интересные формы сотрудничества. - Создание пространства, где родители могли бы реализовать свои возможности. Ожидаемые результаты. Расширение знаний родителей о значении познавательно-исследовательской деятельности в развитии у детей познавательной активности; Ознакомление родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях; Создание родителями лаборатории в домашних условиях; Применение родителями полученных знаний на практике по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома.
Формы работы с семьёй 1. Анкетирование. Благодаря анкетированию можно выявить отношение родителей по вопросам детского экспериментирования. 2. Проведение открытых занятий, мастер-классов для родителей. Позволяют наглядно продемонстрировать доступные опыты для детей, которые можно повторить дома. 3.Консультации для родителей по детскому экспериментированию. 4. Проведение викторин, конкурсов, выставок для детей и родителей исследовательской направленности. 5. Участие родителей в проектах исследовательской направленности. 6. Участие родителей в экскурсиях исследовательской направленности. Родители воспитанников принимают участие в организации экскурсий, совместно с детьми исследуя интересные места нашего города. 7. Совместный труд детей и родителей в природе . Дети и их родители исследуют особенности природных объектов в трудовой деятельности.
Формы работы с семьёй 8. Проведение праздников исследовательской направленности. Совместные с родителями можно проводить такие праздники , как «Эксперимент – шоу», «Калейдоскоп фокусов». Дети с родителями подбирают интересные опыты и демонстрируют их на праздниках. 9. Родительские собрания. Родительские форумы (интернет-пространство) 10. Совместная деятельность по пополнению РППС 11. Информационные стенды, буклеты, картотеки
Анкетирование родителей на тему «Детское экспериментирование в семье» с целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей (24 родителя). 71% родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности: рисовании (смешивание красок), конструировании, в играх с песком, водой, воздухом. 45% анкетированных родителей ответили, что дети часто продолжают начатые эксперименты в детском саду дома. 33% родителей сказали, что дети делятся открытиями с ними. 37,5% родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка. 58% родителей поддерживают интерес (одобряю, расспрашиваю)
Создание и пополнение предметно-развивающей среды 1. Центры экспериментирования в группе. 2. Картотеки, мини-лаборатории 3. Метеостанция на территории ДОУ
Краткосрочные проекты. «Опыты на кухне»
Краткосрочные проекты «Огород на окне» «Столовая для пернатых» «Копилка простых экспериментов» «Фокусы и в чем их секрет» «Воздух вокруг нас»
Информационные стенды Буклеты Дидактические материалы Консультации
Мастер-классы Родительские собрания Открытые занятия Совместные мероприятия с родителями в детском саду
Открытые занятия Совместные мероприятия с родителями в детском саду
Результаты опроса родителей в ходе анкетирования (24 родителя)на экспертно-аналитическом этапе работы. - 91% родителей считают, что в ходе реализации проектов и совместной деятельности они повысили свою родительскую компетентность - 83% родителей группы убеждены, что участие в мероприятиях позволило лучше узнать своего ребенка, сделать общение с ним более интересным и познавательным 79% опрошенных считают, что освоили методы приобщения детей к миру экспериментирования
Результаты динамического наблюдения за детьми (22 ребенка) на экспертно-аналитическом этапе работы. Отмечается положительная динамика у дошкольников старшей группы: 81% детей в ходе итоговой диагностики показали познавательный интерес к исследовательской деятельности, 54 % умение ставить проблему и находить пути ее решения, 63% самостоятельно организовывать опыты, соблюдать правила безопасности, 77% переносить полученные знания и умение в близкое социальное окружение (семья). 19% детей не проявляли инициативы в познавательно-исследовательской деятельности, являлись получателями готовых знаний, комфортней себя чувствовали сторонними наблюдателями Таким образом, мы наблюдаем положительные результаты проведенной работы, решение поставленных задач и достижение ожидаемого результата. Считаем целесообразным продолжать в следующем учебном году.
К. Е. Тимирязева : «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный краткосрочный план работы по реализации проекта: «Развитие интереса у детей 3 – 4 лет в опытно-экспериментальной деятельности»
Перспективный краткосрочный план работы по реализации проекта: «Развитие интереса у детей 3 – 4 лет в опытно-экспериментальной деятельности»...
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"
Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Консультация для педагогов "Взаимодействие ДОО и семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию консультацию на тему: «Взаимодействие ДОО и семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».Развитие ребенка дошк...
КОНСПЕКТ ООД познавательно-исследовательского характера по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Интересное рядом»
Цель: развивать у детей интерес к опытно - экспериментальной деятельности.Задачи:1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека через опытную деятельность с яйцом.2. Вос...
Реализация взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родитель» при осуществлении познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности
В презентации представлен опыт работы по организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности при активном участии родителей и воспитанников, отражены формы и методы раб...