Четыре времени года
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Способствовать обогащению знаний детей 5-го года жизни о том, как живут дикие животные в лесу в разные сезонные периоды (осень, зима, весна, лето).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_chetyre_vremeni_goda.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Северо-Западное управление министерства образования и науки Самарской области
СП ГБОУ СОШ с. Белозерки «Детский сад № 15 «Колобок»»
446373 Самарская область, муниципальный район Красноярский, с. Белозерки
ул. Никонова. д. 11
Конспект открытого занятия
по познавательному развитию в средней группе
Тема: «Четыре времени года».
Выполнила:
Яковлева Гуля Керимовна
Воспитатель
СП ГБОУ СОШ с. Белозерки
«Детский сад № 15 «Колобок»»
2019г.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Интеграция с другими областями: «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Программное содержание:
1.Расширять представления детей среднего дошкольного возраста о четырех временах года.
2.Способствовать обогащению знаний детей 5-го года жизни о том, как живут дикие животные в лесу в разные сезонные периоды (осень, зима, весна, лето).
3.Вовлечь детей средней группы в диалог с сестрицами Осенью, Зимой, Весной и Летом с музыкальным сопровождением во всех пяти частях занятия и песнями.
4.Обогащать активный словарь детей фольклорными формами (загадки, пословицы, поговорки, попевки…).
5.Воспитывать у детей среднего дошкольного возраста наблюдательность, положительное, бережное отношение к миру природы (растительному и животному).
Структура:
Игровая мотивация (организационный момент): 1 минута.
- часть: 6 минут;
- часть: 6 минут;
- часть: 1 минута; 4 часть: 6 минут; 5 часть: 2 минуты.
Игровая мотивация (организационный момент): приглашение в сказочное путешествие;
- часть: повествование о сестрице Осени с пением песни про нее;
- часть: повествование о сестрице Зиме, о том, кто и как зимует с отгадыванием загадок;
- часть: проведение веселой «Зарядки для зверят»;
- часть: повествование о сестрице Весне с игрой на музыкальных инструментах и словесной игре «Детеныши диких животных»;
- часть: повествование о сестрице Лете с исполнением задорного танца.
Общее время: 22 минуты
Резервное время: 1-2 минуты.
Контроль за усвоением программного материала:
- часть: правильные и осознанные ответы детей на вопросы воспитателя об осени;
- часть: точное попадание ответов детей в отгадки о том, кто остается зимовать;
- часть: быстрое и правильное воспроизведение детьми слов и движений веселой зарядки;
- часть: правильные ответы детей на вопросы и воспроизведение капели на муз.инструментах; 5 часть: точное исполнение детьми движений летнего танца. Организация детей:
- часть: свободный сбор у первого стола- сестрицы Осени;
- часть: свободный сбор у второго стола –сестрицы Зимы;
- часть: построение в кружок на ковре;
- часть: свободный сбор у третьего стола- сестрицы Весны; 5 часть: свободный сбор у четвертого стола- сестрицы Лета.
Оборудование: оформление музыкального зала (группы) в четыре времени года.
Демонстрационный материал: волшебный фартук и волшебная палочка у воспитателя, елка и деревья, наряд которых отвечает 4-м временам года, 4 стола с наборами 4-х сестриц.
Раздаточный материал: музыкальные инструменты /треугольник и колокольчики/.
Предварительная работа: рассматривание осенних листьев у разных деревьев на территории детского сада, наблюдение за сезонными явлениями в природе на прогулках, чтение литературных произведений о временах года, заучивание стихов наизусть о природе русских, советских поэтов, рассматривание картин, картинок, иллюстраций в книгах о сезонных изменениях в природе, работа в уголке природы /погоды/, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) по мотивам четырех времен года.
Содержание (ход) | Методы и приемы |
1 часть. Воспитатель в волшебном фартуке и с волшебной палочкой при- ветствует детей и гостей. Воспитатель: «Ребята, а вы любите путешество- вать?»- Да! «Тогда я предлагаю вам прямо сейчас отправиться в сказочное путешествие! Вы готовы?»- Да! «Но для этого мы с вами должны закрыть глаза и сказать волшебные слова: Будем чудо в гости звать, Раз, два, три, четыре, пять! Палочкой взмахнем своей, К волшебству спешим скорей! Итак, сказка начинается: «Жила-была семья: отец и четыре дочери. Отца звали- Год, а дочерей- Осень, Зима, Весна и Лето. Дружные были сестрицы и отец очень любил их. (Дети и воспитатель подходят к первому сто- лу), а педагог продолжает: «Одна сестрица- Осень была хмурая очень, часто плакала. Вот бывало как с утра заплачет, так и до вечера; как начнет она проливать свои слезы, так кругом сырость одна. Всю землю: поля, леса, сады польет своими слезами Ребята, а что значит, когда мы говорим, что Осень плачет?- Дождь идет. (музыкальное сопровождение- шум воды). Правильно. И деревья на нее глядя, тоже начинают грустить и… А не скажу, сами догадайтесь. А что происходит осенью с деревьями?- Они сбрасывают листочки. Листопад! Любит сестрица Осень желтый сарафан и золотой кокошник носить.Дети! Скажите, а почему осень часто называют «золотой»?- Потому что осенью Много желтого цвета (желтые листья на деревьях и кустарниках, желтые цветы). А когда идет листопад, то желтыми становится земля, трава, кры- ши домов, скамейки, дорожки асфальта и т.д. Все кругом желтое, красное, оранжевое, Теплые краски, прямо золотые. Ребята! А сейчас у нас какое время года?- Осень! Правильно. Я предлагаю спеть песенку про осень. (дети вместе с воспитателем поют). | Словесные: -приглашение; -произнесение волшебных слов; -сказывание; -вопросы педагога; -ответы детей; Практические: -пение песни про осень. |
2 часть. Воспитатель хвалит детей: «Молодцы! Порадовали сестрицу Осень Но что это? Что-то белое падает с неба и холодно становится, морозцем повеяло (звучит музыкальное сопровождение- завывание вьюги). Вторая сестрица Зима- строгая, суровая, любит порядок во всем. А если на что сердится, то холодом как дыхнем, всех сразу и заморозит. Бр-р-р. Многие звери и птицы ее побаиваются: кто в теплые края улетает, кто на всю зиму спать укладывается, чтоб ей на глаза не показываться… Как мы называем птиц, улетающих на зиму в теплые края?- Перелетными. Правильно, назовите их. Дети перечисляют: ласточки, скворцы, журавли грачи и т.д. Ребята, а кто из зверей впадает в спячку?- Медведь, еж, барсук Правильно, но не все звери и птицы зимы боятся. Самые смелые продол- жают жить там, где и жили. Как мы называем птиц, которые остаются зи- мовать?- Зимующие. Назовите их.- Воробей, синица, голубь, снегирь… А какие звери зимой не спят?- Белка, заяц, лиса, волк. | Словесные: -похвала; -вопрос-удивление -повествование; -звуковые сигналы -вопросы; -ответы; -загадки; -отгадки. |
Воспитатель: Ребята! У сестрицы Зимы есть для вас волшебные загадки! Хотите попробовать их отгадать?- Да! Тогда внимательно слушайте и отгадывайте: 1.У кого из зверей Хвост пушистей и длинней? (У лисы). 2.Кто с высоких темных сосен В ребятишек шишку бросил? И в кусты через пенек, Промелькнул, как огонек? (Белка). 3.Из иголок колобок, Кто свернулся здесь в клубок? Не поймешь, где хвост, где носик, На спине продукты носит. В общем, сразу не поймешь, Кто же это все же? (Еж). 4.Что за зверь такой лесной Встал, как столбик под сосной? И стоит среди травы, Уши больше головы? (Заяц). Воспитатель: Правильно, молодцы! Все загадки отгадали. |
|
3 часть. Воспитатель предлагает детям сделать веселую «Зарядку для зверят». (Все встали в кружок и…) Воспитатель: Вышли звери на лужок, Встали звери все в кружок. Приготовились, зверятки, Начинается зарядка. Зайчик прыгает: скок-скок, Через кустик и пенек. Белка скачет по сучкам Тут и там, тут и там. Мишка по утру проснулся, Сладко- сладко потянулся, Вперевалочку пошел, Меду сладкого нашел! По проторенной дорожке Пробежали чьи-то ножки. Это волк- волчок бежит, За ним лисонька спешит. Рыжая головка, хитрая плутовка. | Словесные: -предложение; -проговаривание стихотворного текста. Практические: -выполнение движений веселой зарядки. |
4 часть. Воспитатель: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. А наша сказка продолжается… Очень Зима любила чистоту и порядок. Все кругом одела белым одеялом. Ребята! А что это за белое одеяло?- Это снег. Правильно. Радовалась она, что все вокруг было бело, чисто, словно белым одеялом землю накрыла. Но вдруг солнышко стало припекать, на улице стало тепло наступать. И… появилась сестрица другая- третья сестрица, Весною звалась она. Воспитатель: Ребята! А что происходит весной?- Снег тает, бегут ручьи. Пригрела Весна солнышком землю, растопила снег и…побежали ручьи, зазвенела капель. (Дети исполняют музыкальное произведение на музы- кальных инструментах: треугольнике и колокольчиках). Воспитатель: С приходом весны просыпаются от зимней спячки звери, возвращаются из теплых стран перелетные птицы и появляются весной на свет крошечные…кто?- Детеныши диких зверей. | Словесные: -присказка; -повествование; -вопросы; -ответы. Практические: -игра на детских музыкальных инструментах знакомой мелодии, -проведение игры «Детеныши диких животных».
|
Воспитатель предлагает поиграть в словесную игру «Детеныши диких зверей»: У лисицы кто?- Лисята. У белки кто?- Бельчата. У ежихи?- Ежата. У зайчихи- Зайчата. У волчихи- Волчата. Воспитатель: Правильно, молодцы. Только Весна радоваться начала за свою проделанную работу: всех пробудила- зверей, птиц, растения нача- ли зеленеть, стали распускаться весенние цветы…, как и не заметила, что пришла четвертая сестрица –Лето. |
|
5 часть. Воспитатель: Солнце светит ярко, кругом все зелено, расцвело, заиграло яркими летними красками. Все: люди, звери, птицы, насекомые греются под жаркими лучами летнего солнышка, купаются в воде (в реке). У всех прекрасное настроение. Давайте и мы вместе с вами выйдем на солнечную полянку и…весело потанцуем. (Дети исполняют танец). Воспитатель: Ребята! Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие по временам года. Давайте попрощаемся с сестрицами Осенью, Зимой, Весной и Летом (дети кланяются в сторону этих персонажей), с гостями и отправимся в нашу любимую группу. Скажем всем «До свидания!» (Дети прощаются и уходят). | Словесные: -повествование, -приглашение на танец; -прощание с использованием вежливых слов. |
ЛИТЕРАТУРА:
1.Т.И. Гризик. Познаю мир. /Методические рекомендации для воспитателей/
М., Просвещение, 2000.
2.Л.П. Молодова. Игровые экологические занятия с детьми. Минск, изд-во «Асар», 2001.
3.О.Е. Громова. Стихи о временах года и игры.
/Дидактические материалы по развитию речи детей дошкольного возраста/. М., Просвещение, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «Четыре художника – четыре времени года»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.1. Знакомить детей с временами года, с их последовательностью.2. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе....
материал к занятию " Четыре художника- четыре времени года"
картинки, фотографии к занятию...
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по программе «Детство» на тему «Четыре времени года»
Интегрированное занятие (итоговое).Образовательные области: художественное творчество, познание, музыка, здоровье, безопасность, физическая культура.Цель:- создать условия для закрепления знаний...
конспект занятия "Четыре времени года"
Тема занятия: «Четыре времени года». 1.воспитательная задачи:-воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю;-учить заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологичес...
"Четыре времени года. Зима".
Это комплексное занятие для подготовительной группы, с использованием элементов триз технологий, где дети развивают сообразительность, умение логически мыслить; творческое (образное) мышление, умение ...
конспект образовательной деятельности "Четыре времени года"
использование элементов мнемотаблиц в экологическом развитии детей...
"Четыре времени года"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста....