Четыре времени года
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Способствовать обогащению знаний детей 5-го года жизни о том, как живут дикие животные в лесу в разные сезонные периоды (осень, зима, весна, лето). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_chetyre_vremeni_goda.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Северо-Западное управление министерства образования и науки Самарской области

СП ГБОУ СОШ с. Белозерки «Детский сад № 15 «Колобок»»

446373 Самарская область, муниципальный район Красноярский, с. Белозерки

ул. Никонова. д. 11

Конспект открытого занятия

по познавательному развитию в средней группе

Тема: «Четыре времени года».

Выполнила:

Яковлева Гуля Керимовна

Воспитатель

СП ГБОУ СОШ с. Белозерки

 «Детский сад № 15 «Колобок»»

2019г.

 

Образовательная область «Познавательное развитие».

Интеграция с другими областями: «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 

Программное содержание:

1.Расширять представления детей среднего дошкольного возраста о четырех временах года.

2.Способствовать обогащению знаний детей 5-го года жизни о том, как живут дикие животные в лесу в разные сезонные периоды (осень, зима, весна, лето).

3.Вовлечь детей средней группы в диалог с сестрицами Осенью, Зимой, Весной и Летом с музыкальным сопровождением во всех пяти частях занятия и песнями.

4.Обогащать активный словарь детей фольклорными формами (загадки, пословицы, поговорки, попевки…).

5.Воспитывать у детей среднего дошкольного возраста наблюдательность, положительное, бережное отношение к миру природы (растительному и животному).

Структура:

Игровая мотивация (организационный момент): 1 минута.

  1. часть: 6 минут;
  2. часть: 6 минут;
  3. часть: 1 минута; 4 часть: 6 минут; 5 часть: 2 минуты.

Игровая мотивация (организационный момент): приглашение в сказочное путешествие;

  1. часть: повествование о сестрице Осени с пением песни про нее;
  2. часть: повествование о сестрице Зиме, о том, кто и как зимует с отгадыванием загадок;  
  3. часть: проведение веселой «Зарядки для зверят»;
  4. часть: повествование о сестрице Весне с игрой на музыкальных инструментах и словесной игре «Детеныши диких животных»;
  5. часть: повествование о сестрице Лете с исполнением задорного танца.

Общее время: 22 минуты

Резервное время: 1-2 минуты.

Контроль за усвоением программного материала:

  1. часть: правильные и осознанные ответы детей на вопросы воспитателя об осени;
  2. часть: точное попадание ответов детей в отгадки о том, кто остается зимовать;
  3. часть: быстрое и правильное воспроизведение детьми слов и движений веселой зарядки;
  4. часть: правильные ответы детей на вопросы и воспроизведение капели на муз.инструментах; 5 часть: точное исполнение детьми движений летнего танца. Организация детей:
  1. часть: свободный сбор у первого стола- сестрицы Осени;
  2. часть: свободный сбор у второго стола –сестрицы Зимы;
  3. часть: построение в кружок на ковре;
  4. часть: свободный сбор у третьего стола- сестрицы Весны; 5 часть: свободный сбор у четвертого стола- сестрицы Лета.

 

Оборудование: оформление музыкального зала (группы) в четыре времени года.

Демонстрационный материал: волшебный фартук и волшебная палочка у воспитателя, елка и деревья, наряд которых отвечает 4-м временам года, 4 стола с наборами 4-х сестриц.

Раздаточный материал: музыкальные инструменты /треугольник и колокольчики/.

Предварительная работа: рассматривание осенних листьев у разных деревьев на территории детского сада, наблюдение за сезонными явлениями в природе на прогулках, чтение литературных произведений о временах года, заучивание стихов наизусть о природе русских, советских поэтов, рассматривание картин, картинок, иллюстраций в книгах о сезонных изменениях в природе, работа в уголке природы /погоды/, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) по мотивам четырех времен года.

Содержание (ход)

Методы и приемы

1 часть. Воспитатель в волшебном фартуке и с волшебной палочкой при- ветствует детей и гостей. Воспитатель: «Ребята, а вы любите путешество- вать?»- Да! «Тогда я предлагаю вам прямо сейчас отправиться в сказочное путешествие! Вы готовы?»- Да! «Но для этого мы с вами должны закрыть глаза и сказать волшебные слова:  Будем чудо в гости звать,

                                                           Раз, два, три, четыре, пять!                                                            Палочкой взмахнем своей,

                                                           К волшебству спешим скорей!

Итак, сказка начинается: «Жила-была семья: отец и четыре дочери. Отца звали- Год, а дочерей- Осень, Зима, Весна и Лето. Дружные были сестрицы и отец очень любил их. (Дети и воспитатель подходят к первому сто- лу), а педагог продолжает:

«Одна сестрица- Осень была хмурая очень, часто плакала. Вот бывало как с утра заплачет, так и до вечера; как начнет она проливать свои слезы, так кругом сырость одна. Всю землю: поля, леса, сады польет своими слезами Ребята, а что значит, когда мы говорим, что Осень плачет?- Дождь идет. (музыкальное сопровождение- шум воды). Правильно. И деревья на нее глядя, тоже начинают грустить и… А не скажу, сами догадайтесь. А что происходит осенью с деревьями?- Они сбрасывают листочки. Листопад! Любит сестрица Осень желтый сарафан и золотой кокошник носить.Дети! Скажите, а почему осень часто называют «золотой»?- Потому что осенью Много желтого цвета (желтые листья на деревьях и кустарниках, желтые цветы). А когда идет листопад, то желтыми становится земля, трава, кры- ши домов, скамейки, дорожки асфальта и т.д. Все кругом желтое, красное, оранжевое, Теплые краски, прямо золотые. Ребята! А сейчас у нас какое время года?- Осень! Правильно. Я предлагаю спеть песенку про осень.

(дети вместе с воспитателем поют).

Словесные:

-приглашение; -произнесение волшебных слов; -сказывание;

-вопросы педагога; -ответы детей;

Практические: -пение песни про осень.

2 часть. Воспитатель хвалит детей: «Молодцы! Порадовали сестрицу Осень Но что это?  Что-то белое падает с неба и холодно становится, морозцем повеяло (звучит музыкальное сопровождение- завывание вьюги).

Вторая сестрица Зима- строгая, суровая, любит порядок во всем. А если на что сердится, то холодом как дыхнем, всех сразу и заморозит. Бр-р-р. Многие звери и птицы ее побаиваются: кто в теплые края улетает, кто на всю зиму спать укладывается, чтоб ей на глаза не показываться…

Как мы называем птиц, улетающих на зиму в теплые края?- Перелетными. Правильно, назовите их. Дети перечисляют: ласточки, скворцы, журавли грачи и т.д. Ребята, а кто из зверей впадает в спячку?- Медведь, еж, барсук Правильно, но не все звери и птицы зимы боятся. Самые смелые продол- жают жить там, где и жили. Как мы называем птиц, которые остаются зи- мовать?- Зимующие. Назовите их.- Воробей, синица, голубь, снегирь… А какие звери зимой не спят?- Белка, заяц, лиса, волк.

Словесные:

-похвала;

-вопрос-удивление

-повествование;

-звуковые сигналы

-вопросы;

-ответы;

-загадки;

-отгадки.

Воспитатель: Ребята! У сестрицы Зимы есть для вас волшебные загадки! Хотите попробовать их отгадать?- Да! Тогда внимательно слушайте и отгадывайте:    1.У кого из зверей

                              Хвост пушистей и длинней?      (У лисы).

2.Кто с высоких темных сосен    В ребятишек шишку бросил?

   И в кусты через пенек,    Промелькнул, как огонек?     (Белка).

3.Из иголок колобок,

Кто свернулся здесь в клубок?                                                                      Не поймешь, где хвост, где носик,                                                                      На спине продукты носит. В общем, сразу не поймешь,                                                                      Кто же это все же?    (Еж).

    4.Что за зверь такой лесной

       Встал, как столбик под сосной?

       И стоит среди травы,

       Уши больше головы?     (Заяц).

Воспитатель: Правильно, молодцы! Все загадки отгадали.

 

3 часть. Воспитатель предлагает детям сделать веселую «Зарядку для зверят». (Все встали в кружок и…) Воспитатель: Вышли звери на лужок,

                        Встали звери все в кружок.                         Приготовились, зверятки,                         Начинается зарядка.

       Зайчик прыгает: скок-скок,        Через кустик и пенек.        Белка скачет по сучкам        Тут и там, тут и там.

                                            Мишка по утру проснулся,

                                            Сладко- сладко потянулся,                                             Вперевалочку пошел,                                             Меду сладкого нашел!

      По проторенной дорожке

      Пробежали чьи-то ножки.       Это волк- волчок бежит,

      За ним лисонька спешит.

      Рыжая головка, хитрая плутовка.

Словесные:

-предложение; -проговаривание стихотворного текста.

Практические: -выполнение движений веселой зарядки.

4 часть. Воспитатель: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. А наша сказка продолжается…

Очень Зима любила чистоту и порядок. Все кругом одела белым одеялом. Ребята! А что это за белое одеяло?- Это снег. Правильно. Радовалась она, что все вокруг было бело, чисто, словно белым одеялом землю накрыла. Но вдруг солнышко стало припекать, на улице стало тепло наступать. И… появилась сестрица другая- третья сестрица, Весною звалась она. Воспитатель: Ребята! А что происходит весной?- Снег тает, бегут ручьи. Пригрела Весна солнышком землю, растопила снег и…побежали ручьи, зазвенела капель. (Дети исполняют музыкальное произведение на музы- кальных инструментах: треугольнике и колокольчиках).

Воспитатель: С приходом весны просыпаются от зимней спячки звери, возвращаются из теплых стран перелетные птицы и появляются весной на свет крошечные…кто?- Детеныши диких зверей.

Словесные:

-присказка;

-повествование; -вопросы; -ответы.

Практические: -игра на детских музыкальных инструментах знакомой мелодии, -проведение игры «Детеныши диких животных».

 

Воспитатель предлагает поиграть в словесную игру «Детеныши диких зверей»: У лисицы кто?- Лисята.                У белки кто?- Бельчата.

               У ежихи?- Ежата.

               У зайчихи- Зайчата.

               У волчихи- Волчата.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Только Весна радоваться начала за свою проделанную работу: всех пробудила- зверей, птиц, растения нача- ли зеленеть, стали распускаться весенние цветы…, как и не заметила, что пришла четвертая сестрица –Лето.

 

5 часть. Воспитатель: Солнце светит ярко, кругом все зелено, расцвело, заиграло яркими летними красками. Все: люди, звери, птицы, насекомые греются под жаркими лучами летнего солнышка, купаются в воде (в реке). У всех прекрасное настроение. Давайте и мы вместе с вами выйдем на солнечную полянку и…весело потанцуем. (Дети исполняют танец). Воспитатель: Ребята! Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие по временам года. Давайте попрощаемся с сестрицами Осенью, Зимой, Весной и Летом (дети кланяются в сторону этих персонажей), с гостями и отправимся в нашу любимую группу. Скажем всем «До свидания!» (Дети прощаются и уходят).

Словесные:

-повествование, -приглашение на

танец; -прощание с использованием вежливых слов.

 

         ЛИТЕРАТУРА:

         1.Т.И. Гризик. Познаю мир. /Методические рекомендации для воспитателей/

                  М., Просвещение, 2000.

         2.Л.П. Молодова. Игровые экологические занятия с детьми.                   Минск, изд-во «Асар», 2001.

         3.О.Е. Громова. Стихи о временах года и игры.

                  /Дидактические материалы по развитию речи детей дошкольного возраста/.                   М., Просвещение, 2005.

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «Четыре художника – четыре времени года»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.1.     Знакомить детей с временами года, с их последовательностью.2.     Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе....

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по программе «Детство» на тему «Четыре времени года»

Интегрированное занятие (итоговое).Образовательные области: художественное творчество, познание, музыка, здоровье, безопасность, физическая культура.Цель:- создать условия для закрепления знаний...

конспект занятия "Четыре времени года"

Тема занятия:   «Четыре времени года». 1.воспитательная задачи:-воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю;-учить заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологичес...

"Четыре времени года. Зима".

Это комплексное занятие для подготовительной группы, с использованием элементов триз технологий, где дети развивают сообразительность, умение логически мыслить; творческое (образное) мышление, умение ...

конспект образовательной деятельности "Четыре времени года"

использование элементов мнемотаблиц в экологическом развитии детей...

"Четыре времени года"

Конспект  непосредственно  образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста....