«Адаптированная программа по формированию ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир профессий»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Устинова Марина Георгиевна

«Адаптированная программа по формированию ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир профессий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_proforientatsii.docx75.4 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок» города Тулуна Иркутской области

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель педагогического совета _______Коробейникова Е.А

от «___»____20___

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МБДОУ  «Детский сад«Светлячок»

____________/Волошина Е.М/

Приказ №________ от ______

«_______»_________20_____

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ»

Составила: воспитатель

Устинова М.Г- ВКК

 

Рассмотрена и одобрена

на педагогическом совете

Протокол №_____

от «___»____20___

г.Тулун 2019 - 2020 уч.год.

Оглавление

Паспорт программы ………………………………………………………………3

Пояснительная записка, актуальность……………………………………….…..4

Задачи по профориентационному развитию по возрастным группам…….......5

Реализация обозначенных задач…………………………………………………6

Создание условий в ДОО для развития профессионального самопознания дошкольников…………………………...……………………………..………….7

Допрофессиональное самоопределение и ранняя профориентация детей……………………………….………………………………………….……8

Пути реализации задач профориентационной работы с детьми дошкольного возраста………………………………………………............................................9

Технологии реализации ранней профориентации старших дошкольников……………………………………………..……………………..10

Оснащение развивающей предметно-пространственной среды………….......11

Этапы и сроки реализации программы………………………………………...11

Механизмы реализации программы……………………………………………12

План-сетка реализации программы …………….……………………………...12

Список литературы………………………………………………………………21

Приложения к программе……………………………………………………….22








Паспорт программы

Цель программы:

Создание модели методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде взрослых, о назначении и содержании отдельных профессий.

Основные задачи программы:

  • формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;
  • формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
  • формировать первичные представления о мотивах труда людей;
  • формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
  • учить сравнивать профессии;
  • учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;
  • знакомить с наиболее распространенными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями;
  • расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
  • называет профессии разных сфер;
  • различает профессии по существенным признакам;
  • называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
  • выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
  • объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
  • объясняет роль труда в благополучии человека;
  • имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
  • моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
  • участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
  • эмоционально положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
  • демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

Пояснительная записка.

Актуальность:

    Детство – удивительная пора! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – парикмахер, завтра – строитель.

    Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

    Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.

    Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата. Многие педагоги рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

    Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

     Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.

    Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве.

    Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Пяти-семилетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.

    Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата.

Задачи по профориентационному развитию воспитанников по возрастным группам:

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года). 

-формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

-учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;

-обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;

-развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.

  Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

-формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;

-формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;

-формировать первичные представления о мотивах труда людей;

-формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;

-учить сравнивать профессии;

-учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;

-знакомить с наиболее распространѐнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.

 Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

-расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

-расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

-формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

-формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы; систематизировать знания о труде людей в разное время года;

-знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

 Задачи работы с детьми 6-7 лет:

-расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);-расширять и систематизировать представления о современных профессиях;-расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;

-расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;

-формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:

  • ребенок проявляет интерес к  профессиональным занятиям взрослых, к событиям настоящего и прошлого родного города; к  разнообразию мира профессий, активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, совместное с родителями создание интерактивных папок «Lapbook», связанных с профессиями родителей;
  • ребенок положительно относится к любой профессиональной деятельности, способен выделить основные признаки общественной значимости трудовой деятельности рабочих, бережно относится к результатам труда;
  • ребенок положительно относится к любой профессиональной деятельности, способен выделить основные признаки общественной значимости трудовой деятельности рабочих, бережно относится к результатам труда;
  • ребенок знает название профессий различных отраслей: образования, здравоохранения, культуры, агропромышленного комплекса, электроэнергетики, промышленных предприятий родного города, правильно называет и верно объясняет их назначение, выделяет структуру  трудовых  процессов  (цель,  материалы, инструменты, трудовые действия, результат), правильно называет предметы и орудия труда, необходимые для работы, называет  профессионально  важные  качества  представителей разных профессий; 

Для родителей:

  • Расширение знаний родителей о ранней профориентации детей дошкольного возраста;
  • Активное включение в совместные с детьми мероприятия познавательного характера.

Критерии результативности программы:

  • Удовлетворенность детей и родителей результатами процесса работы по результатам анкетирования.
  • Повышение у дошкольников уровня знаний о профессиях, орудиях труда.
  • Организация взаимодействия с семьями воспитанников, разнообразие форм работы с родителями.

Принципы реализации программы

  • Принцип разностороннего развития личности
  • Принцип цикличности и систематичности
  • Принцип гармонизации отношений ребёнка и детского коллектива.
  • Принцип интеграции
  • Принцип гуманизма
  • Принцип информативности.
  • Принцип взаимосвязи с семьей

Создание условий в ДОО для развития профессионального самопознания воспитанников

В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется

-  как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учѐтом его потребностей и возможностей, социально - экономической ситуации на рынке труда.  

В данном Постановлении также указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций.

Их задача в этом отношении - в процессе реализации программ воспитания осуществлять:- психолого-социальную ориентацию детей;

- проводить занятия по изучению мира труда; - развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; - формировать мотивации и интересы детей с учѐтом особенностей их возраста и состояния здоровья.

В ФГОС ДО:

- принципы: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;  формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка, поддержка инициативы в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры: развиваемые Программой характеристики ребенка.

Социально – коммуникативное развитие:

Познавательное развитие: «Окружающий мир: общество, история и культура»

Допрофессиональное самоопределение и ранняя профориентация детей.

Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребѐнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.  

Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещѐ в дошкольном детстве. Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация – разные понятия. Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников.

Ранняя профориентация призвана:  

- дать ребѐнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

  - сформировать у ребѐнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

  - предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности;

  с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребѐнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

Работа по профессиональной ориентации проводится по нескольким направлениям:

- информирование – передача сведений;

- диагностика – оценка индивидуальных особенностей;

- консультирование – помощь в разрешении проблем.

  Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:

  - профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

 - профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

 Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.  

Пути реализации задач  профориентационной работы с детьми дошкольного возраста

 

Методической основой по формированию у детей представлений о труде взрослых и профессиях являются образовательная программа дошкольного образования, учебные издания, официально утверждѐнные либо допущенные к использованию в образовательном процессе Министерством образования РФ либо организациями, осуществляющими научно - методическое обеспечение образования.

 Данное направление работы осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуются:

 1) в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической);

 2) в процессе специально организованных педагогическими работниками форм работы: занятий, экскурсий, праздников, развлечений.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаѐтся за пределами понимания ребѐнка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

 - словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

 - наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

 - практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

 - игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьѐй.

Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации.  Педагогу необходимо научить ребѐнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие.

 В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не даѐт новых знаний. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребѐнка опыт, посредством которого эти знания ребѐнком присваиваются.

Технологии реализации ранней профориентации старших дошкольников

 Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

1. Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

2. Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова). Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.       Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

• опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;

• лэпбук- систематизация материала по конкретной теме с целью закрепления полученных знаний в самостоятельной деятельности.

3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью еѐ изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

4. Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.

Оснащение развивающей предметно – простаранственной среды в целях ранней профориентации подразумевает:

  - подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;

 - создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;

 - подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;

 - подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;

  - подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении);

 - подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;

 - выпуск настенной газеты, посвящѐнной профессиям взрослых;

 - оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;

 - оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;

 - материалы для сюжетно-ролевых игр;

 - оформление персональных выставок.

Этапы и сроки реализации программы:

1 этап подготовительный: создание условий (сентябрь 2019 г.- декабрь 2019 г.)

  • Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методических ресурсах. 
  • Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.
  • Повышение собственной компетенции по теме. 
  • Разработка плана мероприятий по повышению компетентности родителей воспитанников в вопросах профориентации детей. 

2 этап основной: практическая деятельность (январь 2019г. – март 2020 г.)

  • Работа с детьми (план-сетка реализации программы).
  • Работа с родителями (консультации, памятки, анкетирование, участие в конкурсах, досугах и развлечениях).

3 этап: заключительный (апрель 2020г. – май 2020г.)

(Анализ результатов реализации программы, подведение итогов)

  • Создание презентации-отчета по реализации программы
  • Развлечение «Путешествие в мир профессий».  
  • Оценка и прогнозирование перспективных направлений дальнейшего использования результатов работы. 
  • Обобщение положительного опыта работы в данном направлении. 
  • Трансляция опыта учреждения в сети Интернет. 

Механизмы реализации программы

  • Сюжетно-ролевые игры
  • игры, досуги и развлечения, викторины
  • Беседы
  • НОД;
  • Наблюдения за трудом взрослых; Совместно трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация трудовых действий;
  • Целевые прогулки и экскурсии;
  • Самостоятельная деятельность;
  • Художественно-творческая деятельность;
  • Игровая деятельность;
  • Взаимодействие с семьями воспитанников.
  • Взаимодействие со службами и ведомствами:
  • МБОУ «СОШ №25» г.Тулуна »
  • Пожарная часть
  • Магазин
  • Аптека
  • Библиотека
  • Музей

ПЛАН – СЕТКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Работа с детьми строится на основе тематического планирования и интеграции содержания пяти образовательных областей с использованием разных форм организации детской деятельности. 

СЕНТЯБРЬ

1. Беседа «Кто работает в детском саду» (закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада, воспитывать интерес и уважение к их труду)

2. Чтение В. В. Маяковский «Кем быть?»

3. Д/и «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете» (закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий).

4. Коллаж «Кто работает у нас в детском саду» (учить детей составлять портреты из готовых частей; учить самостоятельно, вырезать некоторые части из заготовок, аккуратно наклеивать)

5. Сюжетно – ролевая игра «Детский сад»

6. Труд: «Поможем младшему воспитателю накрыть на стол»

09.09-13.09

«Сад. Фрукты»

«Садовник»

1. Рассматривание иллюстраций «Кто работает в саду» (учить детей описывать картину, формировать представление детей о профессии садовника)

2. Чтение Г.Сапгир «Садовник»

3. Д/и «Инструменты для людей разных профессий» (закрепить знания об инструментах и предметах, нужных людям разных профессий)

4. Аппликация «Инструменты для садовника»

5. Труд: сбор семян цветов.

16.09-20.09

«Огород. Овощи»

«Агроном»

1. Беседа «Кто такой агроном» (формировать представления о значении и содержании труда работников сельского хозяйства)

2. Рисование «Чудо – овощи и фрукты»

3. Д/и «Угадай профессию» (Научить понимать назначение и функции предметов профессиональной деятельности)

4. Чтение К. Ушинский «Два плуга»

23.09-27.09

«Осень. Осенний лес»

«Лесник»

1. Чтение рассказов: С. Михалкова «Ёлочка», Г. Скребицкого «Лесное эхо», «Сказки следопыта»

2. Просмотр презентации «Кто в лесу главный?»

3. Беседа «Знакомство с профессией Лесник» (Сформировать знания о труде лесника и его экологическом значении)

4. Акция «Посади дерево»

ОКТЯБРЬ

1. Пригласить маму, работающую пекарем с целью знакомства детей с профессией пекарь

2. Чтение стихотворения С. Погореловский «Вот он Хлебушек душистый…»

3. С/р игра «Хлебный магазин» (закрепление представлений о работе продавца, о многообразии х/б изделий)

4. Лепка из соленого теста «Баранки, крендели, батоны…»

5. Экспериментирование «Испечем хлеб» (формировать представление о технологии приготовления теста для хлеба экспериментальным путем)

07.10-11.10

«Домашние и дикие животные»

«Ветеринар»

1. Беседа «Ветеринар» (познакомить с новой профессией – ветеринар; вызвать эмоциональный отклик у детей, гордость за людей разных профессий)

2. C/р игра «Ветеринарная лечебница»

3. Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит».

4. «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете» (закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий).

5. Беседа о правилах безопасного поведения с домашними животными (Обучение правилам безопасного поведения)

14.10-18.10

«Животные стран мира»

21.10-25.10

«Птицы»

«Орнитолог»

1. Беседа «Кто такой Орнитолог» (Знакомство с профессией «орнитолог». Объяснить детям важность данной профессии для сохранения природы Земли)

2. Конструирование «Кормушка для птиц»

3. Д/и «Доскажи словечко» (продолжать формировать умение соотносить профессию с родом деятельности человека)

4. Чтение стихотворения «Птичкина столовая» А. Черпукова

НОЯБРЬ

1. Чтение С. Баруздин «Страна, где мы живем»

2. Беседа «Какая профессия важнее всех» (закрепить знания детей о разнообразных профессиях: их названии и роде деятельности; воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию)

3. Беседа «Знакомство с профессией журналист» (совершенствовать овладение детьми связной диалогической и монологической речью посредством изучения основ профессии журналиста)

4. С/р игра «Интервью» (учить детей построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли развернуто, связно, логично, со смысловой завершенностью)

5. Д/и «Не ошибись» (закреплять знание предметов, относящихся к журналистике)

04.-11-08.11

«Моя семья»

«Профессии наших родителей»

1. Чтение Е. Пермяка «Мамина работа»

2. Беседа «Где работают мои родители» (Закрепить знание о труде людей, разных профессий, о важности всех профессий нашего города)

3. С/р игра «Семья» (обогащение социально-игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету)

4. Отгадывание , о каких профессиях идёт речь в пословицах и поговорках

11.11-15.11

«Кухня. Посуда»

«Повар»

1. Экскурсия на пищеблок

2. Сюжетно – ролевая игра «Готовим обед» (учить отражать в игре трудовые действия людей, развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, согласовывать игровые действия с принятой ролью, использовать предметы-заместители)

3.Д/и «Инструменты для людей разных профессий» (закрепить знания об инструментах и предметах, нужных людям разных профессий)

4. Беседа «Что нужно повару для работы» (закреплять представление воспитанников о профессии повара, ее значимости, профессиональных трудовых процессах, предметах и продуктах, необходимых для работы)

18.11-22.11

«Одежда и обувь»

«Швея»

1. Беседа «Профессия – швея» (Продолжать знакомить детей с трудом взрослых;

расширять и закреплять представления детей о профессии швеи; развивать представления детей об инструментах и тканях, используемых в данной профессии)

2. Аппликация: «Украсим платье»

3. Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка»

4. Д/и «Подбери заплатку»

ДЕКАБРЬ

1. Беседа «Знакомство с профессией электрика» (дать первичные представления о труде электрика, его роли в обществе и в жизни каждого человека)

2. Д/и «Собери целое», «Кому что нужно?», «Что лишнее?», «Лото осторожностей»

3. Чтение стихотворения Ирины Гуриной «Про электричество»

4. Встреча с папой, работающим электриком.

02.12-06.12

«Мои любимые игрушки»

«Продавец»

1. Экскурсия в магазин

2. Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»

3. чтение стихотворения Н.Кнушевицкая «Продавец»

4. Д/и «Исправь Незнайкины ошибки»

5. Инсценировка стихотворения «Веселый магазин» Э. Э. Мошковской.

09.12-13.12

«Зима и зимние забавы»

«Библиотекарь»

1. Экскурсия в библиотеку

2. Игра «Кто самый внимательный?»

3. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

4. Викторина «Что я знаю о профессиях»

16.12-20.12

«В гостях у сказки»

«Учитель»

1. Беседа «Профессия учитель» (знакомить детей с профессией учителя; развивать познавательный интерес, интерес к школьному обучению)

2. Игра с мячом «Скажи по-другому»

3. Сюжетно – ролевая игра «Школа»

4. Экскурсия в школу

23.12.-27.12

«Новый год»

«Театральные профессии»

1. Беседа «Знакомство с театральными профессиями» (Познакомить детей с искусством театра и театральными профессиями; предоставить возможность попробовать себя в роли: костюмера, гримера, Актера, почувствовать значимость каждой профессии)

2. Сюжетно - ролевая игра «Театр»

3. Изготовление альбомов «Профессии театра»

4. Рассматривание иллюстраций «Труд костюмера», «Профессия артист», «Антракт», «Кто такой – гример?»

5. Прослушивание русских народных сказок на диске. 

ЯНВАРЬ

1. Беседа ««Знакомство детей со строительными профессиями» (расширять знания детей о различных профессиях людей, уточнять и систематизировать знания детей о строительных профессиях, познакомить их с обобщающим понятием - строитель)

2. Чтение С. Баруздина «Кто построил этот дом?»

3. Игра «Кто чем занимается?»

4. Сюжетно – ролевая игра «Мы – строители» (формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей)

5. Конструирование «Дома нашего города»

14.01-18.01

«Профессии»

«Все профессии важны»

1. Беседа «Профессий много в мире есть» (Расширять представления детей о профессиях взрослых разных сфер, о значении их труда для общества)

2. С/р игра «Семья»

3. Чтение Е. Пермяк «Для чего руки нужны»

4. Рисование на тему: «Кем я буду, когда вырасту?»

5. Дидактическая игра «Кому это принадлежит?»

21.01-25.01

«Транспорт»

«Водитель»

1. Беседа «Труд водителя» (Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; расширять знание о профессиях, дать некоторые знания о том, какими качествами и знаниями должен обладать человек, чтобы стать хорошим специалистом – водителем)

2. Чтение Отрывка из произведения Н. Носова “Как Незнайка катался на газированном автомобиле”

3. С/р игра «Путешествие на автобусе»

ФЕВРАЛЬ

1. Беседа ««Психолог – наш помощник» (познакомить детей с профессией педагог-психолог, развивать чувство внимания и заботы к другим людям)

2. Д/и «Ласковое имя»

3. Акция «Подари добро»

04.02-15.02

«Мы живем в городе Георгиевске»

«Профессии нашего города»

1. Беседа «Труд взрослых в родном городе» (закрепить название родного города, достопримечательностей, название профессий родителей, формировать у детей чувство любви к своему городу)

2. С/р игра «Аптека»

3. Рисование «Моя будущая профессия» или «Кем я буду, когда вырасту».

18.02-21.02

«Защитники России»

«Военные профессии»

1. Беседа «Я непременно буду военным» (продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих; формировать представления детей о Российской армии)

2. Чтение С. Сахарнова «Два радиста», стихотворения Ю. Любимцевой «Буду военным»

3. Д/и «Радист»

4. С/р игра «Военизированные игры»

25.02-01.03

«ПДД»

«Регулировщик»

1. Беседа «Знакомство с профессией регулировщика» ( расширение представлений детей о работе ГИБДД)

2. Чтение Н. Калининой «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы», Пишумов Я. «Посмотрите, постовой»

3. С\р игра «На дорогах города»

МАРТ

1. Чтение В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом»;

2. Беседа «Профессии наших мам» (Формировать целостные представления дошкольников о профессиях)

3. Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская»

4. Д/и Игра «Кто что делает?», «Продолжи предложение»

5. Оформление альбома «Моя мама на работе»

11.03-15.03

«Весна»

«Метеоролог»

1. Беседа «У природы нет плохой погоды. Знакомство с профессией метеоролога» (дать представление о профессии метеоролога и о работе метеорологической станции)

2. С/р игра «Прогноз погоды»

3. Д/и «Хорошо и плохо»

18.03-22.03

«Пожарная безопасность»

«Пожарный»

1. Беседа «Важная профессия - пожарный» (Расширить представления детей о труде пожарных)

2. Конкурс детских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг»

3. Д/и «Выбери, что нужно пожарному для работы», «Что пригодится при пожаре»

4. Чтение Л. Толстого «Пожарные собаки»

5. Рассматривание иллюстраций: изображение тушения пожара, пожарные тренируются, ремонтируют технику, приводят в порядок обмундирование, пожарная машина, пожарный рукав, выдвижная лестница, одежда пожарного, противогаз.

25.03-29.03

«Книжкина неделя»

«Иллюстратор»

1. Беседа «Кто рисует в книгах?» (Познакомить детей с профессией художника – иллюстратора, с разнообразием книг; воспитывать любовь к детской книге бережное отношение к ней)

2. Рисование «Иллюстрация к любимой книге»

3. Конкурс «Книжка-малышка»

4. Рассматривание различных книг

5. Ремонт книг в книжном уголке

АПРЕЛЬ

1. Беседа «Моряки» (Познакомить детей с некоторыми морскими профессиями (Капитан, офицеры, морские инженеры, штурман, механик, боцман, кок, врач )

2. Чтение В. Сутеев «Кораблик», Т. Крюкова «Пароходик Плюх»

3. Аппликация «Кораблик»

4. Оригами «Кораблик»

5. С/р игра «Пароход» – «Рыболовецкое судно»

08.04-12.04

«Космос»

«Космонавт»

1. Беседа «Если очень захотеть, можно в космос полететь»

2. Чтение рассказа Ю. Яковлева «Трое в космосе», рассказа В. Бороздина «Первый в космосе»

3. Аппликация «Ракета»

4. Конструирование «Спутник»

5. Оформление тематической выставки «День космонавтики»

6. С/р игра «Космические полеты» («Путешествие на ракете», «Готовимся в космонавты», «Медицинский осмотр космонавтов»)

15.04-19.04

«Тело человека»

«Врач»

1. Экскурсия в медицинский кабинет «Профессия – врач» (познакомить с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, развивать у детей наблюдательность; пополнить словарь детей медицинской терминологией)

2. С/р игра «Скорая помощь»

3. Чтение И. Туричина «Человек заболел»

4. Создание папки «Пословицы о профессиях»

22.04-26.04

«Неделя здоровья»

МАЙ

1. Беседа «Где работает мой папа» (Расширить представления детей о мужских профессиях; формировать умение адаптироваться к требованиям разных профессий; воспитывать уважение к труду)

2. Наблюдение за трудом рабочего в детском саду

3. Д/и «Кем я буду – не скажу, я вам лучше покажу»

4. Рисование «Мой папа»

06.05-10.05

«День Победы»

13.05- 17.05

«Насекомые»

«Почтальон»

1. Экскурсия на почту

2. Чтение С. Маршак «Почта» (обобщить представление о труде работников почты, закрепить знание домашнего адреса и правил составления письма)

3. С/р игра «Почта»

4. Рисование «Открытка маме»

20.05 – 24.05

«ОБЖ»

«Полицейский»

1. Беседа «Наша служба и опасна и трудна» (продолжать знакомить с трудом взрослых и их роли в общественной жизни через профессию полицейского)

2. Д/и «Если ты вдруг заблудился», «Запрещается, разрешается».

3. Аппликация «Составь фоторобот»

27.05-30.05

«Лето. Летние забавы»

«Кем быть?»

1. Беседа «Кем быть?» (продолжать знакомить детей с различными профессиями. Систематизировать и закреплять представления детей о людях разных профессий, их деловых и профессиональных качествах, о значении их труда для общества)

2. Чтение художественной литературы: Д.Родари «Чем пахнут ремёсла?», Л.Куклин «Подумайте, что было бы…»

3.Д/игра « Если не будет…»

4. Беседы - рассуждения: «Какие бывают профессии?», «Что будет, если люди не будут работать?»

5. Создание коллективной стенгазеты «Не так уж важно, кем нам быть, достаточно свой труд любить»

Список литературы

  1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.
  2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М.: Просвещение,1974. 192с.
  3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
  4. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10. с.56–63.
  5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008. 64с.
  6. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69.
  7. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/04/19/besedy-o-professiyakh

Приложение 1

Диагностический материал

Беседа с целью выявления раннего профессионального самоопределения для детей дошкольного возраста

Фамилия, имя ребенка________________________________________________________ Возраст_________________________ Дата проведения_____________________________

Беседа проводится индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста педагогом-психологом или воспитателем. Ребенку предлагают выбрать одно из двух утверждений.

Ответь на вопрос: «Мне нравится…»

1а. Ухаживать за животными.   

 

или

1б. Играть с машинками.

2а. Помогать больным людям.

 

или

2б. конструировать что-то по схеме, образцу.

3а. Рассматривать иллюстрации в книге, открытки.

или

3б. Ухаживать за растениями.

 

4а. Делать поделки из природного материала, картона, бумаги.

или

4б. Играть в магазин.

5а. Читать энциклопедию.

или

5б. Читать сказки.

6а. Заботиться о домашних животных.

или

6б. Учить друзей (или младших) выполнять какие-либо задания (игровые, учебные, спортивные).

7а. Лепить из глины, делать оригами.

или

7б. Управлять подъемным краном в игре.

8а. Рассказывать детям из других городов, что интересное можно увидеть в Москве.

или

8б. Участвовать в концерте.

9а. Помогать чинить велосипед.

или

9б. Искать и исправлять ошибки в рисунках.

10а. Лечить животных.

или

10б. Решать примеры.

11а. Сажать в огороде морковь, лук, клубнику.

или

11б. Конструировать новые постройки из лего.

12а. Мирить поссорившихся друзей.

или

12б. Собирать пазлы, мозаику по схеме.

13а.  Делать украшения из бусинок (для девочек) делать поделки из дерева (для мальчиков)

или

13б. Наблюдать за насекомыми.

14а. Чинить миксер и фен в игровой мастерской.

или

14б. Оказывать друзьям медицинскую помощь (забинтовать руку, помазать зеленкой царапину)

15а. Расставлять значки в табличке по схеме.

или

15б. Участвовать в театральной постановке.

16а. Наблюдать за изменениями в природе.

или

16б. Учить малышей отмечать изменения в календаре природы.

17а. Расписывать деревянную посуду красками.

или

17б. Помогать чинить компьютер, машину.

18а. Играть с друзьями в семью.

или

18б. Играть на музыкальных инструментах.

19а. Выполнять задание по образцу, строить дома из конструктора.

или

19б. Срисовывать с книжки картинки, рисовать схему.

20а. Защищать растения от вредителей.

или

20б. Работать на компьютере, принтере.

Запишите ответы в таблицу

Группы профессий

Человек — природа

Человек — техника

Человек — человек

Человек — знаковая система

Человек — художественный образ

 

 

 

 

 

 

 

10а

 

 

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19а

 

19б

 

20а

 

 

20б

 

 Результаты тестирования

Теперь подсчитайте количество ответов в каждом столбике. Там, где оказалось их наибольшее количество  —  и есть профессиональная направленность.

Человек — природа. Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например биолог, географ, геолог, математик, физик, химик и другие профессии, относящиеся к разряду естественных наук.

Человек — техника. В эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек  имеет дело с техникой, её использованием или конструированием, например профессия инженера, оператора, машиниста, механизатора, сварщика и т.п.

Человек — человек. Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей:  политика, религия, педагогика, психология, медицина, торговля, право.

Человек — знаковая система. В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования различных знаковых систем, например лингвистика, языки математического программирования, способы графического представления результатов наблюдений и т.п.

Человек — художественный образ. Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда, например литература, музыка, театр, изобразительное искусство.

Приложение 2

Анкета для родителей: «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии»

Приведен ряд суждений. Внимательно прочтите каждое. Если считаете, что оно соответствует вашим взглядам, то ответьте «да», если не соответствует, то «нет».

1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.

2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные книги, просмотренные фильмы, телепередачи, бываем на выставках, в музеях.

3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь поручение мой сын или дочь.

4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.

5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.

6. Я никогда бы не выступила с рассказом о свое работе и профессии перед классом, в котором учится мой ребенок.

7. Я думаю, кем бы ни стал мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.

8. Большую радость мне и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.

9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывала о ней моему ребенку.

10. Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок будет туда ходить.

11. Я стараюсь, чтобы ребенок имел дома постоянное поручение (какое?).

12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, так как это он должен сделать самостоятельно.

13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он (она) еще успеет в жизни наработаться.

14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.

15. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступок и поощрять деньгами за хорошее выполнение задания.

16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявлять свои способности.

        Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Ключ «да» - 1,2,4,7,8,10,11,14,16; «нет» - 3,5,6,9,12,13,15.

Суммируйте полученные баллы.

        Если сумма их находится в пределах 12-16 баллов, то можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым  умениям и навыкам, помогаете проявлять себя, свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор.

         8-10 баллов – Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке ребенка к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка.

         4-7 баллов – этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) в подготовке его к жизни. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, надо сейчас учить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом.

      0-3 баллов - у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.

Приложение 3

Методика «Кем быть?»

Цель: выявить интерес детей к профессиям, роду занятий, определить мотивы их выбора. Ребятам предлагается:

А – нарисовать, кем бы ты хотел стать в будущем. При обработке материалов воспитатель или психолог могут осуществить: классификацию профессий (по содержанию труда, по уровню образования, по характеру труда: исполнительский или творческий ), сравнение рисунков и ответов детей (выяснить, насколько они совпадают по содержанию, если этого нет, то необходимо выяснить, почему не совпадают), влияние на выбор профессии примера родителей (обратить внимание, чей пример оказался наиболее близким для ребенка, почему?). Подобные обобщения могут оказаться очень ценными в адресной профориентационной работе не только с детьми, но и с родителями.

Б – предложить закончить  предложение: «Я хотел бы стать …, потому, что…»  

В – предложить закончить  предложение: «Когда я вырасту, я стану…»  

Г – предложить ответить детям на прямой вопрос: «Что ты знаешь о профессии…?», «Кто работает на ……….?»

Приложение 4

Практический материал

Примерный перечень стихотворений  по теме «Профессии»:

Барто А. В кошачьей неотложке. Жонглѐр. Котельная. Песня моряков. Штукатуры. Доброта Н. Мамины профессии. Папины профессии. «Скорая помощь». Елемьянова О. Врач. Музыкант. Портниха. Спортсмен. Столяр. Строитель. Уборщица. Заходер Б. Слесарь. Повара. Шофѐр. Сапожник. Переплѐтчица. Портниха. Монтѐр. Строители. Ладонщиков Г. Звездочка. Маршак С. Мастер-ломастер. Пожар. Почта. Цирк. Как печатали вашу книгу. Маяковский В. Эта книжечка моя про моря и про маяк. Кем быть? Михалков С. Воздушные гимнасты. В парикмахерской. Дядя Стѐпа-милиционер. Жонглѐр. Канатоходцы. Фокусник. Холодный сапожник. А что у вас? Мориц Ю. Билет на дачу. В цирке. Художник. Мошковская Э. Вежливое слово. Капитан. Клоун. Кондитер. Пассатижи. Поэт. Про львов. Пускай они скучают. Рубанок. Снежный поезд. Стрелочник. Я тоже буду шофѐром. Олифирова Л. Кем хотите стать вы, дети? Пожарова М. Маляр. Водитель. Воспитатель. Родари Дж. Пожарный. Человек на подъѐмном кране. Шесть тысяч поездов. Чем пахнут ремѐсла? Какого цвета ремѐсла?  Собакин Т. Будущая профессия. Усачѐв А. Поливальная машина. Чертков С. Ветеринар. Доярка. Конструктор. Лѐтчик. Моряк. Музыкант. Парикмахер. Повар. Пограничник. Столяр. Фокусник. Художник Чуковский К. Айболит. Примеры пословиц и поговорок  о работе и труде :

 Человек трудом велик.  Кто любит труд, того люди чтут. Без дела жить – только небо коптить. За один раз дерево не срубишь. Всяк годится, да не на всякое дело. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. Баловством хлеба не добудешь. С разговоров сыт не будешь. Не сиди сложа руки, так не будет и скуки. Муравей не велик, а горы копает. Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться. Пчѐлка маленькая, а и та работает. У плохого мастера и пила плохая. С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся. Примеры скороговорок о содержании труда:

 Пѐтр в печке пѐк печенье, да перепѐк всю выпечку. Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испѐк спозаранку. Рубили дроворубы сыры дубы на срубы. Шѐл Егор через двор, нѐс топор чинить забор. Ткѐт ткач ткани на платье Тане. Хлеб ржаной, батоны, булки  не добудешь на прогулке. Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу. Петя пилил пилой пень. Сшит колпак, да не по-колпаковски, кован колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать. Скоро, но не споро. Грабли – грести, Метла – мести, Весла – везти, Полозья – ползти. Щипцы да клещи –  вот наши вещи.  Примеры считалок  с упоминанием профессиональной деятельности:

 На дрожжах поставим тесто, потеплей поищем место, тесто, тесто, подходи! Пекарь, пекарь, выходи! Чищу овощи для щей. Сколько нужно овощей? Три картошки, две морковки, Луку полторы головки, Да петрушки корешок, Да капустный кочешок. Потеснись-ка ты, капуста, От тебя в кастрюле густо! Раз-два-три, огонь зажжѐн. Кочерыжка, выйди вон! Раз, два, три, четыре, пять, Нам ракеты запускать. Кто к отлѐту опоздал, Тот в ракету не попал. Чтоб лететь нам на планету. Смастерили мы ракету. Раз, два, три, Полетишь сегодня ты! Мы сейчас уху варили, Посолить уху забыли. Не солѐны караси. Сбегай, соли принеси! Шерсть чесать - рука болит, Письмо писать - рука болит, Воду носить - рука болит, Кашу варить - рука болит, А каша готова - рука здорова.

Приложение 5

Игровая методика «Угадай-ка»

Детям предлагается обыграть (показать) нравящуюся профессию, показав её при помощи пантомимы, загадать о ней загадки или прочитать стихи, спеть о ней отрывок из песни. При обработке и анализе детских работ (можно и в группе, паре) обратить внимание, насколько точно им удалось показать профессию, умеют ли они в ней выделить суть, какие средства, приемы используют для обыгрывания, показа  профессии.

Приложение 6

Алгоритм ознакомления с профессией.

1.        Название профессии.

2.        Как и где можно получить данную профессию (учебное заведение).

3.        Место работы представителя профессии.

4.        Личностные качества представителя профессии.

5.        Оборудование  для осуществления трудовой деятельности.

6.        Трудовые действия представителя профессии (чем занимается).

7.        Форменная одежда представителя профессии.

8.        Результат труда представителя профессии(продукты деятельности).

9.        Польза труда для общества представителя профессии.

Приложение 7

«Дидактические игры для дошкольников по ознакомлению с профессиями».

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Дети учатся любить   труд,   с   уважением относится   к   любому   виду   человеческой деятельности, в ходе игр знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в дальнейшем.

Цель: познакомить детей с трудом взрослых, дать представление о профессиональной деятельности взрослых, о мире профессий посредством дидактических игр.

Задачи:

1. Развивать интерес к миру взрослых, желание следовать поступкам взрослых людей.

2. Формировать представление о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем.

3. Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.

Участники: воспитанники детского сада.

Материал: предметы, связанные с той или иной профессией (на Ваш выбор или можно использовать нарисованные изображения предметов.

Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы о труде людей, пословиц и поговорок о труде, дидактические игры, рассматривание альбомов с предметными картинками, экскурсии, беседы о профессиях родителей.

Продолжительность дидактических игр и занятий:

Первая младшая группа (2-3 года) – не более 10 минут;

Вторая младшая группа (3-4 года) – не более 15 минут;

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) – не более 20 минут;

Старшая группа (5-6 лет) – не более 25 минут;

Подготовительная к школе группа (6-7 лет) – не более 30 минут.

Игра №1: «Да или нет?».

Цель игры: развивать умение определять представителя той или иной профессии по отличительным признакам.

Ход игры: педагог-психолог (или воспитатель) задает провокационные вопросы по теме, например,

- повар делает уколы, так ли это?

-дворнику нужен белый халат, так ли это?-врач должен подметать двор, так ли это? и т. п.

Игра №2: «Кто это?».

Цель игры: закрепить название действий и характерные черты профессий, развивать внимание, логическое мышление.

Ход игры: педагог-психолог (или воспитатель) описывает представителя какой-либо профессии, дети угадывают кто это, например,

-ходит в белом халате,

-на голове - белый колпак,

-без него все ребята останутся голодными, и т. п.

Игра №3: «Кто больше придумает».

Цель игры: продолжать знакомить с профессиональным трудом взрослых, развивать речь, умение грамотно составлять предложения.

Ход игры: дети придумывают предложения или словосочетания со словами, которые называет педагог-психолог (или воспитатель), например,

-градусник (Надо поставить Мише градусник.)

-горло (У Маши красное горло, и т. п.

Игра №4: «Что было, если бы.?»

Цель игры: закреплять интерес к миру взрослых, обучать детей правильному построению предложений, развивать детское воображение и фантазию, быстроту мышления, речь.

Ход игры: педагог-психолог (или воспитатель) задает детям вопросы по теме, например,

-чтобы было, если бы не было поваров, и т. п.

Игра №5: «Две команды».

Цель игры: закрепить название действий и характерные черты профессий учить детей группировать предметы по их свойствам и принадлежностям, развивать способность к классификации, развивать внимание, логическое мышление.

Ход игры: педагог-психолог (или воспитатель) выбирает двух детей - представителей определенной профессии (например, врач и повар). На стол выкладываются предметы, связанные с той или иной профессией: половник, градусник, шприц, терка, фанендоскоп, кастрюля, разделочная доска, шпатель и т. д. Детям дается задание выбрать предметы, необходимые в своей профессии. (В игре можно использовать нарисованные изображения предметов.)

Игра №6: «Найди два одинаковых предмета»

Цель игры: начать применять накопленные и получаемые знания о мире профессий, развивать внимание, наблюдательность, мышление.

Ход игры: (например, занятие "труд помощника воспитателя")

На обозрение выставляются предметы посуды: большие тарелки, блюдца, чашки, ложки большие и маленькие (по 2 предмета). Педагог-психолог (или воспитатель) предлагает выбрать из всех предметов посуды два одинаковых.

Игра №7: «Найди лишний предмет».

Цель игры: учить детей применять накопленные и получаемые знания о мире профессий, учить детей анализировать группировать предметы, развивать внимание, мышление.

Ход игры: на обозрение выставляются (например, занятие "труд повара"):

-две больших кастрюли, одна маленькая кастрюля, чашка.

-три чашки разной расцветки и ложка.

-кастрюля, чашка, ложка и мяч.

Во всех случаях надо найти лишний предмет.

Игра №8: «Что изменилось?».

Цель игры: приобщать детей к миру профессий, развивать внимание, наблюдательность, память, умение быстро находить изменения в последовательности предметов.

Ход игры: на столе в определенной последовательности выкладываются несколько предметов, связанных с той или иной профессией. Детям предлагается подойти и запомнить как лежат (стоят) эти предметы. Затем воспитатель меняет последовательность предметов или убирает один предмет. Дети должны сказать, что изменилось.

Игра №9: «Кем быть?»

Цель игры: продолжать знакомить с профессиональным трудом взрослых, формировать трудовые и профессиональные предпочтения.

Ход игры: Из предложенных вариантов картинок-профессий, дети выбирают иллюстрацию понравившейся им профессии и рассказывают, какую они выбрали профессию и почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой проект "Инновационные технологии в формировании основ ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста". "Путешествие по миру профессий".

использование инновационных технологий при знакомстве детей с профессиями АО Карабашмедь и сопутствующими профессиями....

Формирование ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством игры и игровых приемов

Данная статья даёт ответ на вопрос: "Как ориентировать дошкольника в профессии?"...

статья на тему: Формирование ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством игры

Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых – необходимое условие их всестороннего, полноценного развития....

«Формирование ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством игры и игровых приемов»

Статья на тему «Формирование ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством игры и игровых приемов» МБДОУ "Детский сад № 24"г. Новороссийск...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

Конспект занятия по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста: «Путешествие в мир профессий мам и пап»

Конспект занятия по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста:  «Путешествие в мир профессий мам и пап»...

«Формирование ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством игры и игровых приемов»

laquo;Формирование ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством игры и игровых приемов»...