Конспект НОД -Перелетные и зимующие птицы
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Нечаева Татьяна Игоревна

Конспект НОД

«ПЕРЕЛЁТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

(образовательная область – познавательное развитие:

ознакомление с окружающим миром).

Средняя группа

 

                                                                                  Воспитатель: Нечаева Татьяна Игоревна

 

Цель: формировать представление о перелётных и зимующих птицах.

Задачи:

- формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, объяснять их различие по существенному признаку (возможность удовлетворения потребности в пище);

- углублять представления о причинах отлёта птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоёмов, земли);

- сформировать представление и закрепить классификацию птиц на примере зимующих (ворона, воробей, синица) и перелётных (ласточка, грачи, скворец);

- формировать у детей умение описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их;

- обогащать словарь путём введения слов: корм, перелётные, зимующие;

- воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях;

- коммуникативная, двигательная.

Материалы и оборудование: ноутбук, презентация «Зимующие и перелетные птицы», аудиозапись голосов и пения птиц, картинки с изображение зимней кормушки и летней кормушки, переносные картинки зимующих и перелётных птиц (по количеству детей в группе), загадки про птиц, семечки подсолнуха, пшено.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах, загадывание загадок.

Ход работы:

Воспитатель: Ребята закройте глаза и послушайте (включается аудиозапись с голосами птиц).

Открывайте глазки. Что вы услышали? (ответы детей)

Правильно мы услышали голоса птиц.  Мы сегодня с вами поговорим о птицах.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением зимующих и перелётных птиц

- Какие из этих птиц вам знакомы? (ответы детей)

- Чем птицы похожи?

(У них у всех есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями.)

- Правильно, тогда чем отличаются друг от друга?

(Они отличаются размером, окраской, по-разному подают голос)

Воспитатель читает стихотворение:

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

 

- О каком времени года это стихотворение? (ответы детей)

-Дети, какие признаки осени вы знаете(ответы детей)

- А как вы думаете, куда осенью улетают птички? (в теплые края)

- А как называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелетные)

- Все птички улетают от нас осенью? (ответ детей)

- А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие)

-Ребята, сейчас я хочу вам показать презентацию о перелетных и зимующих птицах и познакомить вас с их голосами.

-Ребята, вы устали? Тогда давайте немного отдохнем

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Маленькие птички (бегают и машут руками)

Птички невелички (------)

По лесу летали (-----)

Песни распевали (бегают и машут руками)

Буйный ветер налетел (машут руками вверху)

Птичек унести хотел (-----)

Птички спрятались в дупло (садятся на корточки, руки домиком)

Там и сухо и тепло.

Буйный ветер убежал, птичек всех домой позвал.

 

 Ребята, как вы думаете, почему перелётные птицы улетают от нас на зиму? (ответы детей).

- Вспомните, чем питаются перелетные птицы? (ответы детей)

-А что происходит с питанием зимой? (Воспитатель поясняет, что зимой спрятались насекомые, поэтому первыми улетают птицы, которые питались насекомыми, затем те, которые едят плоды и семена растений, т. к. убран урожай в садах и на полях.  Позднее всех улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замёрзнут водоёмы).

- Ребята, перелётные птицы не умеют делать себе запасы корма на зиму и добывать его из-под снега. Летом тепло, корма много, вот они и живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны.

- А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас, почему же они не улетают? (заслушиваются ответы детей).  Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища-семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

- А сейчас я загадаю вам загадки.

 

На шесте - дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…(Скворец)

 

Все ворует что блестит,

Глаз её, за всем следит.

На хвосте, приносит вести,

Нрав болтливый, всем известен.

(Сорока)

 

 

В красной шапке расшитой,

В чёрненьком кафтане

Знаменит в семье лесной

Песенкой смешной.

Что за песня-красота?

Тук- тук- тук, да тра-та-та! (Дятел)

 

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица - почтальон,

Пролетит любой маршрут.

(Голубь)

 

 

Под карнизом слышен крик:

«Чик-чирик да чик-чирик!»

Это песенкам детей

Учит серый … (Воробей)

А теперь давайте поиграем.

 

Игра «Найди свою кормушку».

На столе лежат картинки с изображением кормушек (на одном столе зимняя кормушка, для зимующих птиц, а на другом столе летняя кормушка для перелетных птиц). Детям раздают карточки с изображением птиц. Под музыку дети летают, когда музыка заканчивается дети должны выбрать и встать в свою кормушку. Воспитатель проверяет. Молодцы!

- Итак, ребята, о ком мы сегодня с вами на занятии говорили? Какие птицы бывают? (ответы детей) Правильно.

Мы должны помогать зимующим птичкам? А как мы можем им помочь? (ответы детей). Смотрите, что я принесла (воспитатель показывает семечки подсолнуха, пшено). Сегодня мы пойдем на прогулку и насыпим птичкам угощение в кормушку, а они будут еще лучше петь и защищать наши деревья от вредных насекомых. Наше занятие закончено. Молодцы!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pereletnye_ptitsy.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«ПЕРЕЛЁТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

(образовательная область – познавательное развитие:

ознакомление с окружающим миром).

Средняя группа

Воспитатель: Нечаева Татьяна Игоревна

Цель: формировать представление о перелётных и зимующих птицах.

Задачи:

- формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, объяснять их различие по существенному признаку (возможность удовлетворения потребности в пище);

- углублять представления о причинах отлёта птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоёмов, земли);

- сформировать представление и закрепить классификацию птиц на примере зимующих (ворона, воробей, синица) и перелётных (ласточка, грачи, скворец);

- формировать у детей умение описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их;

- обогащать словарь путём введения слов: корм, перелётные, зимующие;

- воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях;

- коммуникативная, двигательная.

Материалы и оборудование: ноутбук, презентация «Зимующие и перелетные птицы», аудиозапись голосов и пения птиц, картинки с изображение зимней кормушки и летней кормушки, переносные картинки зимующих и перелётных птиц (по количеству детей в группе), загадки про птиц, семечки подсолнуха, пшено.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах, загадывание загадок.

Ход работы:

Воспитатель: Ребята закройте глаза и послушайте (включается аудиозапись с голосами птиц).

Открывайте глазки. Что вы услышали? (ответы детей)

Правильно мы услышали голоса птиц. Мы сегодня с вами поговорим о птицах.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением зимующих и перелётных птиц

- Какие из этих птиц вам знакомы? (ответы детей)

- Чем птицы похожи?

(У них у всех есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями.)

- Правильно, тогда чем отличаются друг от друга?

(Они отличаются размером, окраской, по-разному подают голос)

Воспитатель читает стихотворение:

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

- О каком времени года это стихотворение? (ответы детей)

-Дети, какие признаки осени вы знаете(ответы детей)

- А как вы думаете, куда осенью улетают птички? (в теплые края)

- А как называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелетные)

- Все птички улетают от нас осенью? (ответ детей)

- А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие)

-Ребята, сейчас я хочу вам показать презентацию о перелетных и зимующих птицах и познакомить вас с их голосами.

-Ребята, вы устали? Тогда давайте немного отдохнем

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Маленькие птички (бегают и машут руками)

Птички невелички (------)

По лесу летали (-----)

Песни распевали (бегают и машут руками)

Буйный ветер налетел (машут руками вверху)

Птичек унести хотел (-----)

Птички спрятались в дупло (садятся на корточки, руки домиком)

Там и сухо и тепло.

Буйный ветер убежал, птичек всех домой позвал.

- Ребята, как вы думаете, почему перелётные птицы улетают от нас на зиму? (ответы детей).

- Вспомните, чем питаются перелетные птицы? (ответы детей)

-А что происходит с питанием зимой? (Воспитатель поясняет, что зимой спрятались насекомые, поэтому первыми улетают птицы, которые питались насекомыми, затем те, которые едят плоды и семена растений, т. к. убран урожай в садах и на полях. Позднее всех улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замёрзнут водоёмы).

- Ребята, перелётные птицы не умеют делать себе запасы корма на зиму и добывать его из-под снега. Летом тепло, корма много, вот они и живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны.

- А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас, почему же они не улетают? (заслушиваются ответы детей). Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища-семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

- А сейчас я загадаю вам загадки.

На шесте - дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…(Скворец)

Все ворует что блестит,

Глаз её, за всем следит.

На хвосте, приносит вести,

Нрав болтливый, всем известен.

(Сорока)

В красной шапке расшитой,

В чёрненьком кафтане

Знаменит в семье лесной

Песенкой смешной.

Что за песня-красота?

Тук- тук- тук, да тра-та-та! (Дятел)

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица - почтальон,

Пролетит любой маршрут.

(Голубь)

Под карнизом слышен крик:

«Чик-чирик да чик-чирик!»

Это песенкам детей

Учит серый … (Воробей)

А теперь давайте поиграем.

Игра «Найди свою кормушку».

На столе лежат картинки с изображением кормушек (на одном столе зимняя кормушка, для зимующих птиц, а на другом столе летняя кормушка для перелетных птиц). Детям раздают карточки с изображением птиц. Под музыку дети летают, когда музыка заканчивается дети должны выбрать и встать в свою кормушку. Воспитатель проверяет. Молодцы!

- Итак, ребята, о ком мы сегодня с вами на занятии говорили? Какие птицы бывают? (ответы детей) Правильно.

Мы должны помогать зимующим птичкам? А как мы можем им помочь? (ответы детей). Смотрите, что я принесла (воспитатель показывает семечки подсолнуха, пшено). Сегодня мы пойдем на прогулку и насыпим птичкам угощение в кормушку, а они будут еще лучше петь и защищать наши деревья от вредных насекомых. Наше занятие закончено. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Перелетные и зимующие птицы"

Задачи:- закреплять знания детей о признаках осени;- закреплять знания детей о перелетных и зимующих птицах;- познакомить детей со стихотворением Е.А.Благининой «Улетают, улетели…»;- развивать внимани...

Конспект нод «Перелетные и зимующие птицы»

Конспект нод «Перелетные и зимующие птицы» Подготовила: Шишова Светлана Борисовна Организация: МБДОУ детский сад № 10 Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Цель: Расширять и ут...

Конспект нод «Перелетные и зимующие птицы»

Конспект нод «Перелетные и зимующие птицы» Подготовила: Шишова Светлана Борисовна Организация: МБДОУ детский сад № 10 Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Цель: Расширять ...

Конспект занятия "Перелетные и зимующие птицы" для подготовительной к школе группы

Данная статья была опубликована в сборнике методических материалов ОГУ им. И.С. Тургенева, Институте педагогики и психологии "Педагогическая палитра"...

Конспект занятия «Перелетные и зимующие птицы нашего края»

Конспект занятия «Перелетные и зимующие птицы нашего края» в средней группе...

Конспект занятия "перелетные и зимующие птицы"

Цель: развитие всех компонентов в устной речи детей, обобщение знаний детей о перелетных и зимующих птицах.Интеграция образовательных областей.Социально - коммуникативное развитие.Познавательное ...

Конспект занятия "Перелетные и зимующие птицы"

Экологическое воспитание дошкольников...