Конспект нод «Перелетные и зимующие птицы»
Подготовила: Шишова Светлана Борисовна
Организация: МБДОУ детский сад № 10
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цель: Расширять и уточнять представления о живой природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.
Задачи по образовательным областям:
Познавательное развитие:
- расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;
-способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера, для выявления скрытых свойств;
- воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.
Речевое развитие:
- совершенствовать навыки вопросно -ответной беседы;
- упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов;
- активизировать словарь: зимующие, перелетные.
Оборудование:
Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; ноутбук - запись с пением птиц; мяч резиновый средний; 1 большой магнит; магниты по количеству детей; скрепки большие; раскраски с изображением птиц на каждого ребенка; 2 условных знака на подставках; перья птиц, презентация по теме.
Нод
Организационный момент:
Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь день было хорошее настроение.
I. Введение в игровую ситуацию.
- Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром на улице, когда шла в детский садик (демонстрирую детям перья различных птиц). ( Перья) - Ребята, а чьи это перья? (Птичьи) - Верно. И мы сегодня поговорим о птицах, которые остаются с нами зимой, и вспомним тех, которые улетели.
II.Актуализация знаний.
- А как вы думаете, зачем птицам перья? (ответы детей) - Перья помогают сохранить тепло и придают птицам неповторимую окраску. - Где же можно встретить птиц? (ответы детей) - Расскажите, где живут птицы? (ответы детей) - Кто скажет, чем похожи птицы между собой? (ответы детей) - Наступила зима, и многие птицы улетели в теплые края. Эти птицы, называются? (ответы детей) Закрепить в речи детей - перелетные - Ребята, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как называются? (ответы детей) Закрепить в речи детей – зимующие - Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело (обращаю внимание на доску, где расположены картинки с птицами) - Каких из них вы знаете, назовите? (ответы детей) - Здесь птиц много. Ветерок случайно перепутал картинки всех птиц, давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие. ( на полу два условных знака, на первом знаке изображены птицы летящих клином, на другом знаке изображена кормушка) - Что обозначает этот знак, где изображены птицы, летящие клином? (перелетные птицы) - А что обозначает этот знак, где изображена кормушка для птиц? (зимующие птицы) - Молодцы, правильно. - Давайте построимся в 2 команды. Зимующие и перелетные птицы. Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому знаку вам нужно подойти. (дети называют птицу на своей картинке и подходят к соответствующему знаку) - Молодцы! Вы правильно разделили птиц на зимующих и перелетных. - Почему птицы улетают на юг, как вы думаете? (ответы детей)
III Затруднение ситуации
- Птиц ждет нелегкий путь на юг, но весной они возвратятся назад. Интересно, а как птицы находят дорогу на юг и обратно? (ответы детей) - Оказывается, они ориентируются днем по солнцу, а ночью по звездам и луне. А еще, ученые установили, что птицы чувствуют магнитные поля, которые окружают Землю. Хотите узнать, как это происходит?
IV Введение нового
(вместе с детьми подходим к столу, на котором лежат магниты в коробочке и скрепки, рассыпанные по столу) - Наша планета Земля – это огромный природный магнит. А магнит умеет притягивать. - У меня есть магнит. - Представим, что наш магнит - это Земля. А скрепки - птицы. Как вы думаете, что будет со скрепками, если поднести к ним магнит? (ответы детей) - Давайте попробуем. - Видите, как скрепки тянутся к магниту. Так происходит действие магнитных сил Земли. Земля притягивает к себе все и птиц. - Как вы думаете, а почему птицы не падают на землю? (ответы) - Птица может летать. Ей помогают крылья. Крыло обладает подъемной силой. Это связано с тем, что давление воздуха под крылом больше, чем над крылом.
- А сейчас, давайте поиграем с нашими пальчиками.
Пой-ка, подпевай ка: Десять птичек – стайка. Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей. Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Синенькое пёрышко. Эта – зяблик, эта – стриж, Эта – развесёлый чиж. Ну а эта – злой орлан. Птички, Птички – по домам!
(Дети поднимают вверх руки с растопыренными пальцами и вращают ими перед собой; затем загибают поочерёдно пальцы, начиная с мизинца, сначала на правой руке, затем на левой. Когда остаётся один большой палец, на слова: «Ну а эта – злой орлан!» поднимают большой палец кверху. А на слова; «Птички, птички – по домам!» - прячут пальцы в кулачки и кулачки двух рук соединяют).
Дидактическая игра «назови ласково».
- Я буду бросать вам мяч, и называть птицу, а вы возвращайте мне мяч и называйте эту птицу ласково. - Воробей - Воробышек. - Синица - Синичка. - Галка - Галчонок, галочка. - Журавль - Журавушка. И т.д. - Молодцы! (включаю аудиозапись «Голоса птиц») - Какие звуки вы услышали? (ответы детей) - Ребята, разные птицы произносят звуки по-разному. Вот, например: Гуси – гогочут. - Воробей? И т.д. (дальше называю птицу, а дети называют какой звук произносит птица)
Физкультминутка.
- Давайте представим, что мы с вами разные птицы и каждая говорит по-своему, полетели за мной. (дети передвигаются по группе и произносят различные звуки, одновременно выполняют действия вместе с воспитателем)
Летели птички, собой невелички.
Как они летели, все люди глядели.
Как они садились, все люди дивились.
Сели, посидели, взвились, полети.
Летели, летели, в небе песни пели.
- Молодцы! - Ребята, а вы знаете, что едят птицы? (ответы детей) - Зимой птицам очень трудно находить корм, особенно во время снегопадов. - Мы с вами должны, помогать пернатым друзьям пережить холодную зиму. А как мы можем помочь им сейчас с вами посмотрим. - Но прежде, чем мы с вами будем смотреть послушайте стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц».
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(просмотр презентации)
V Осмысление (Итог)
- Ребята, скажите, о чем мы сегодня беседовали? Что нового узнали? (дети осмысливают свои действия, фиксируют достижение цели.) - Мне очень понравилось, как вы сегодня слаженно работали в командах, как дружно играли. - Еще у меня для вас есть раскраски. Можете их раскрасить.