«Путешествие по тайге»
план-конспект занятия по окружающему миру
Технологическая карта совместной деятельности
воспитателя и детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
torgovtseva_e.l._teh._karta_tayga.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта совместной деятельности
воспитателя и детей старшего дошкольного возраста на тему:
«Путешествие по тайге»
Составила: Торговцева Е.Л.,
воспитатель
МБДОУ «ДСОВ № 99»
Цель: создание условий для формирования познавательной активности воспитанников посредством исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Активизировать и систематизировать знания детей о растительном и животном мире родного края.
Формировать представления о значении растений в природе и в жизни человека.
Закреплять знание: содержания стихотворений русских поэтов; названий деревьев, ягод, цветов, животных леса; пословиц о природе; цифр первого десятка.
2. Совершенствовать умения: отвечать на вопросы полным предложением;выразительно и эмоционально читать поэтический текст; по смыслу подбирать прилагательное к существительному; употреблять в речи притяжательные прилагательные; отгадывать ребусы, загадки, кроссворды;внимательно слушать музыку, выполняя действия в соответствии
с характером музыки.
Развивать умение строить связные высказывания, предположения; творческие способности, воображение, чувство композиции и цвета.
3. Воспитывать бережное и эмоционально положительное отношение к природе родного края; умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров.
Образовательная область: Познавательное развитие. В интеграции: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Оборудование: картинки с изображением растений и животных Сибири, дидактический материал «Тайга», схематичное изображение ребуса и кроссворда; карта-схема леса; карточки по правилам поведения в лесу; шишки, схематичное изображение частей тела животных, части цветов, листочки берёзы; импровизированный лес: ели, берёзы, кустик брусники, пенёчки, бревно; аудиозаписи, телефон; птичка-свистулька.
Предварительная работа: дидактические, словесные, подвижные игры; рассматривание иллюстраций с изображением природы Сибири; чтение художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, сказки, легенды);отгадывание ребусов и кроссвордов.
Планируемые результаты: проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, с интересом наблюдают и экспериментируют. Обладают начальными знаниями об особенностях степи. У детей развиваются умения представлять свой продукт; выдвигать гипотезы и предположения, анализировать результаты своей деятельности, делать выводы, воспитывается бережное положительное отношение к природе.
Компетенции: Создание условий для развития у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы. Умение организовывать познавательно-исследовательскую деятельность, осуществляемую в дошкольном возрасте.
Структура | Содержание образовательной деятельности | Планируемый результат |
Вводная часть: Организация детей установка на предстоящую деятельность. Создание проблемной ситуации (вход в деятельность). | Организационный момент. Звучит песня на видео «Дорогою добра» (она звучит каждое утро) Дети подходят и садятся в круг, подпевая (один куплет) Звук видеозвонка по вайберу. Воспитатель: Где – то телефон звонит. Вместе с воспитателем дети ищут телефон. - Нам позвонили жители леса. Они просят у нас помощи: Зима заколдовала Весну, и она уснула. По календарю – весна, а у них, в лесу, - настоящая зима: снег, холод, северный ветер. По условию Зимы, чтобы расколдовать Весну, надо, чтобы вы – дети, выполнили все её задания. Жители леса надеются на вас, ребята. Поможем им? Воспитатель: А как же мы попадем в лес? Кто нам поможет в этом? Конечно, Хранитель карт. По карте дети двигаются в указанном направлении и оказываются в лесу. | Общение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Дети настраиваются на предстоящую деятельность. Способность детей к принятию собственных решений. Выход из проблемной ситуации. |
Основная часть: Создание условий для разнообразной активной деятельности детей. Актуализация имеющихся у детей знаний. Работа по подгруппам. Создание условий для достижения результата каждого ребенка. Осуществление дифференцированного подхода. | Прибытие на лесную полянку. Перед детьми импровизированный лес: ели, берёзы, кустик брусники, брёвнышко, пеньки. Воспитатель: Наш поезд прибыл на станцию «Сибирский лес». Давайте поздороваемся с сибирским лесом. Дети: Здравствуй, здравствуй, добрый лес! Полный сказок и чудес. Мы пришли тебе помочь – Отправить злую Зиму прочь, Встретить новую Весну, Родную, долгожданную. - А как называется наш лес? - Конечно, тайга. Это та климатическая зона, в которой мы с вами живем. Она занимает огромное пространство на территории нашей страны (показывает на карте). - Сегодня у вас появилась возможность попутешествовать по тайге. Правила поведения в лесу. Но сначала давайте вспомним правила поведения в лесу. Воспитатель показывает схемы, а дети называют правила поведения в лесу: 1. Нельзя ломать ветки деревьев, кустарников; рвать цветы и травы. Растения – живые, они могут погибнуть. 2. Костёр в лесу может привести к лесному пожару и гибели всего леса. 3. Мусорить в лесу нельзя. 4. Громкая музыка, шум, крик могут распугать птиц, зверей, и они бросят свои гнёзда и норы. Воспитатель: Ребята, посмотрите: здесь, в лесу, и, правда, не видно следов Весны, снег ещё не весь растаял, уныло и грустно вокруг. А как же мы будем задания Зимы искать в лесу? Дети: Можно по карте. Вот на столике лежит карта. Воспитатель: На столике стоит волшебная птичка. Она тоже заколдована Зимой, запоёт она только тогда, когда будут выполнены все задания. После каждого задания мы будем проверять, поёт ли наша птичка. Приступим к выполнению заданий, давайте рассмотрим карту. Где находится первое задание? Дети находят конверт с заданием под берёзой. Задание № 1. Воспитатель: Зима подготовила непростое задание: я буду читать отрывки из стихотворений о деревьях, а вы должны сказать название и автора данного стихотворения. 1). Белая … (берёза) 2). Возле речки, у обрыва, Под моим окномПлачет …, плачет … (ива). Принакрылась снегом, Может, ей кого-то жалко? Точно серебром. Может, ей на солнце жарко? 3). Были бы у … (ёлочки) ножки, 4). Зябнет … (осинка), Побежала бы они по дорожке, Дрожит на ветру, Заплясала бы она вместе с нами, Стынет на солнышке, Застучала бы она каблучками. Мёрзнет в жару… Воспитатель: Берёза, ель, ива, осинка – что это? Дети: Деревья. Воспитатель: Где растут деревья? Дети: На участке, в лесу, в саду. Воспитатель: Как называется наш сибирский лес? Дети: Тайга. Дети с помощью карты ищут задание № 2. Задание № 2. Ребус: зашифровано слово БОР. Воспитатель: Какое слово спряталось? (бор). Что такое бор? Дети: Это сосновый лес. (Показывают иллюстрацию). Задание № 3. Дети под ёлкой находят корзинку с шишками, они закрыты тканью. Воспитатель: Как называются плоды сосны? (шишки). Дидактическая игра «Подбери слово». У сосны шишки - … (сосновые). У кедра шишки - … (кедровые). У ели - …. (еловые). У пихты - … (пихтовые). У лиственницы - … (лиственничные). Воспитатель: Сосна, ель, кедр – это какие деревья? Дети: Хвойные. Воспитатель: Почему они так называются? Дети: Их листья похожи на иголочки и называются хвоёй, отсюда – деревья – хвойные. Воспитатель: Какие ещё бывают деревья? Дети: Лиственные и плодовые. (Дети называют их и показывают соответствующие картинки). Игра «Собери шишки». Мальчики собирают сосновые шишки, а девочки – еловые. Подвижная игра «Ель, ёлка, ёлочка» Задание № 4. Дети с помощью карты находят кроссворд: зашифровано слово КЛЕВЕР. Воспитатель читает загадки о ягодах, а отгадки в кроссворде. Отгадывая загадки, дети показывают соответствующие картинки. Дети под берёзой находят задание № 5. Игра «Собери цветок из лепестков» (ромашка, фиалка, незабудка). Задание № 6. Воспитатель: В тайге растут разные …. (растения). А кто живёт в тайге? Дети: Дикие животные – медведи, волки, лисицы, лоси, олени, белки, зайцы. Задание № 6 дети находят с помощью карты на ёлке. Задание: угадать, какому животному принадлежит та или иная часть тела (части тел надо найти и подставить к нужному животному). Дидактическая игра «Угадай: чьё». Задание № 7. Задание дети находят под ёлочкой. Воспитатель: Всего один вопрос: Кто в тайге главный? (растения). Почему? Дети: Лесным жителям растения нужны для пропитания и для строительства жилищ. Если исчезнут растения, то насекомым, птицам, животным негде будет жить, и нечем будет питаться. Воспитатель: Правильно. Лес – это дом для … (растений и животных). Лес – это богатство и краса, … (береги наши леса). Враг природы тот, … (кто лес не бережёт). Много леса - … (не губи), мало леса - … (береги), нет леса - … (посади). | Закрепляют знания правил поведения в лесу. Дети совершенствуют умения ориентироваться по карте. Дети вспоминают стихотворения великих русских поэтов. Активизируют знания о деревьях. Развивают логическое мышление, умение отгадывать ребус. Закрепляют умения подбирать прилагательные к существительным. Закрепляют знания о деревьях. Активизируется двигательная активность. Активизируется творческая активность. Закрепляют умения собирать целое из частей. Активизируются знания о животных тайги. Обобщают знания, делают вывод. Вспоминают пословицы о лесе. |
Заключительная часть: Подведение итогов деятельности. Поощрение детей. | Итог образовательной деятельности. Воспитатель берёт волшебную птичку, и она начинает петь. Воспитатель: Наша птичка запела, а это значит, что мы все задания выполнили. Давайте позовём Весну: «Милая весна, проснись, Родная, отзовись». Появляется девочка Весна под музыку: Здравствуйте детишки, Девчонки и мальчишки. Видеть вас всех очень рада, И за помощь благодарна. С этого дня Зима не сможет меня больше заколдовать, и я вступаю в свои права. Спасибо вам большое за помощь. Воспитатель: Давайте вместе с Весной встанем в дружный хоровод и споём песню про наш сибирский лес. Дети исполняют песню на музыку А.Филиппенко «Северный хоровод». Весна: Накопилось у меня дел в лесу, пора приниматься за работу. Ас вами, ребятишки, мы встретимся в городе. До свидания! Воспитатель: Вот и пришла пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с сибирским лесом, с тайгой. До свидания, милый лес, Добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес! Вокруг себя повернись, В детском саду окажись! Итоговый круг - Ребята, вам понравилось наше путешествие? - Сейчас я вам предлагаю рассказать о том, что вы узнали, чем занимались. Дети рассказывают о том, что они узнали, что делали, показывают свои итоговые продукты. Во второй половине дня ребята составляют карту тайги по тем знаниям, которые получили. | Рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД в старшей группе "Путешествие в тайгу"
Тема: «Путешествие в тайгу». Программное содержание. Обобщить, систематизировать знания детей о родном крае, коренных жителях Югры - ханты и манси. Воспитывать патриотические чувства, ...
Конспект физкультурно-логопедического занятия "Путешествие по тайге"
Интегрированное занятие совместно с учителем-логопедом...
Путешествие в тайгу
Интегрированное занятие....
конспект образовательной деятельности "Путешествие в тайгу" подготовительная группа
конспект образовательной деятельности "Путешествие в тайгу" подготовительная группа...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром через региональный компонент по теме "Путешествие по тайге"
Создание условий для познавательного развития детей через ознакомление с природой тайги, с использованием здоровьесберегающей технологии....
Конспект занятия : «Путешествие в тайгу. Знакомство с кедром»
Знакомство детей второй младшей группы с сибирским кедром.Познакомить детей с природой и животным миром Прибайкалья....
Игра-занятие «Путешествие по тайге»
На этом занятии дети попадают в тайгу. В которой они, опираясь на свои знания об окружающем мире, на правила выживания, проходят курс молодого путешественника....