«Путешествие по тайге»
план-конспект занятия по окружающему миру

Торговцева Екатерина Леонидовна

Технологическая карта совместной деятельности

 воспитателя и детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл torgovtseva_e.l._teh._karta_tayga.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта совместной деятельности

 воспитателя и детей старшего дошкольного возраста на тему:

«Путешествие по тайге»

Составила: Торговцева Е.Л.,

воспитатель

МБДОУ «ДСОВ № 99»

Цель: создание условий для формирования познавательной активности воспитанников посредством исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Активизировать  и  систематизировать  знания  детей  о  растительном  и  животном  мире  родного  края.

 Формировать  представления  о  значении  растений  в  природе и в жизни  человека.

 Закреплять  знание: содержания  стихотворений  русских  поэтов; названий  деревьев, ягод, цветов, животных  леса; пословиц  о  природе; цифр  первого  десятка.

 2. Совершенствовать  умения: отвечать  на  вопросы  полным  предложением;выразительно  и  эмоционально  читать  поэтический  текст; по  смыслу  подбирать  прилагательное  к  существительному; употреблять  в  речи  притяжательные  прилагательные; отгадывать  ребусы, загадки, кроссворды;внимательно  слушать  музыку, выполняя  действия  в  соответствии

с  характером  музыки.

Развивать умение строить связные высказывания, предположения; творческие способности, воображение, чувство композиции и цвета.

3. Воспитывать  бережное  и  эмоционально  положительное  отношение к  природе  родного  края; умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров.

Образовательная область: Познавательное развитие. В интеграции: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Оборудование: картинки  с  изображением  растений  и  животных  Сибири, дидактический  материал  «Тайга», схематичное  изображение  ребуса и кроссворда; карта-схема леса; карточки по правилам поведения в лесу; шишки, схематичное  изображение  частей  тела  животных, части цветов, листочки берёзы; импровизированный лес: ели, берёзы, кустик брусники, пенёчки, бревно; аудиозаписи, телефон; птичка-свистулька.

Предварительная работа: дидактические, словесные, подвижные игры; рассматривание иллюстраций с изображением природы Сибири; чтение художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, сказки, легенды);отгадывание ребусов и кроссвордов.

Планируемые результаты: проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, с интересом наблюдают и экспериментируют. Обладают начальными знаниями об особенностях степи. У детей развиваются умения представлять свой продукт; выдвигать гипотезы и предположения, анализировать результаты своей деятельности, делать выводы, воспитывается бережное  положительное  отношение к природе.

Компетенции: Создание условий для развития у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы. Умение организовывать познавательно-исследовательскую деятельность, осуществляемую в дошкольном возрасте.

Структура

Содержание образовательной деятельности

Планируемый результат

Вводная часть:

Организация детей  установка на предстоящую деятельность.

Создание проблемной ситуации (вход в деятельность).

Организационный момент.

Звучит песня на видео «Дорогою добра» (она звучит каждое утро)

Дети подходят и садятся в круг, подпевая (один куплет)

                                Звук видеозвонка по вайберу.

Воспитатель: Где – то телефон звонит.

Вместе с воспитателем дети ищут телефон.

- Нам позвонили жители леса. Они просят у нас помощи: Зима заколдовала Весну, и она уснула. По календарю – весна, а у них, в лесу, - настоящая зима: снег, холод, северный ветер. По условию Зимы, чтобы расколдовать Весну, надо, чтобы вы – дети, выполнили все её задания. Жители леса надеются на вас, ребята. Поможем им?

Воспитатель:  А как же мы попадем  в лес? Кто нам поможет в этом?

Конечно, Хранитель карт.

По карте дети двигаются в указанном направлении и оказываются в лесу.

        Общение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Дети настраиваются на предстоящую деятельность.

Способность детей к принятию собственных решений.

Выход из проблемной ситуации.

Основная часть:

Создание условий для разнообразной активной  деятельности детей.

Актуализация  имеющихся у детей знаний.

Работа по подгруппам.

Создание условий для достижения результата каждого ребенка.

Осуществление дифференцированного подхода.

Прибытие на лесную полянку.

Перед детьми импровизированный лес: ели, берёзы, кустик брусники, брёвнышко, пеньки.

Воспитатель:  Наш поезд прибыл на станцию «Сибирский лес».

Давайте поздороваемся с сибирским лесом.

Дети:    Здравствуй, здравствуй, добрый лес!

Полный сказок и чудес.

                             Мы пришли тебе помочь –

                             Отправить злую Зиму прочь,

                             Встретить новую Весну,

                             Родную, долгожданную.

- А как называется наш лес?

- Конечно, тайга. Это та климатическая зона, в которой мы с вами живем. Она занимает огромное пространство на территории нашей страны (показывает на карте).

- Сегодня у вас появилась возможность попутешествовать по тайге.

Правила поведения в лесу.

Но сначала давайте вспомним правила поведения в лесу.

Воспитатель показывает схемы, а дети называют правила поведения  в  лесу:

   1. Нельзя ломать ветки деревьев, кустарников; рвать цветы и травы.

        Растения – живые, они могут погибнуть.

   2. Костёр в лесу может привести к лесному пожару и гибели всего леса.

   3. Мусорить в лесу нельзя.

   4. Громкая музыка, шум, крик могут распугать птиц, зверей, и они   бросят  

    свои гнёзда и норы.

Воспитатель:   Ребята, посмотрите: здесь, в лесу, и, правда, не видно  следов Весны, снег ещё не весь растаял, уныло и грустно вокруг. А как же мы будем задания Зимы  искать в лесу?

Дети:  Можно по карте. Вот на столике лежит карта.  

Воспитатель:  На столике стоит волшебная птичка. Она тоже заколдована Зимой, запоёт она только тогда, когда будут выполнены все задания. После каждого задания мы будем проверять, поёт ли наша птичка.

Приступим к выполнению заданий, давайте рассмотрим карту.

Где находится первое задание?

Дети находят конверт с заданием под берёзой.

Задание № 1.

Воспитатель:  Зима подготовила непростое задание: я буду читать отрывки из стихотворений о деревьях, а вы должны сказать название и автора данного стихотворения.

    1). Белая … (берёза)     2). Возле речки, у обрыва,

    Под моим окномПлачет …, плачет … (ива).

Принакрылась снегом,                     Может, ей кого-то жалко?

Точно серебром.          Может, ей на солнце жарко?

      3). Были бы у … (ёлочки) ножки,             4). Зябнет … (осинка),

Побежала бы они по дорожке,                 Дрожит на ветру,

Заплясала бы она вместе с нами,              Стынет на солнышке,

Застучала бы она каблучками.                  Мёрзнет в жару…

Воспитатель:   Берёза, ель, ива, осинка – что это?

Дети:    Деревья.

Воспитатель:   Где растут деревья?

Дети:  На участке, в лесу, в саду.

Воспитатель:  Как называется наш сибирский лес?

Дети:  Тайга.

Дети с помощью карты ищут задание № 2.

Задание № 2.

Ребус: зашифровано слово  БОР.

Воспитатель:  Какое слово спряталось? (бор). Что такое бор?

Дети:  Это сосновый лес. (Показывают иллюстрацию).

Задание № 3.

Дети под ёлкой находят корзинку с шишками, они закрыты тканью.

Воспитатель:  Как называются плоды сосны? (шишки).

Дидактическая игра «Подбери слово».

        У сосны шишки - … (сосновые).

        У кедра шишки - … (кедровые).

У ели - …. (еловые).

У пихты - … (пихтовые).

У лиственницы - … (лиственничные).

Воспитатель:  Сосна, ель, кедр – это какие деревья?

Дети:  Хвойные.

Воспитатель:  Почему они так называются?

Дети:  Их листья похожи на иголочки и называются хвоёй, отсюда – деревья – хвойные.

Воспитатель:  Какие ещё бывают деревья?

Дети:  Лиственные и плодовые. (Дети называют их и  показывают соответствующие картинки).

Игра «Собери шишки».

Мальчики собирают сосновые шишки, а девочки – еловые.

Подвижная игра «Ель, ёлка, ёлочка»

 Задание № 4.

Дети с помощью карты находят кроссворд: зашифровано слово

                            КЛЕВЕР.

Воспитатель читает загадки о ягодах, а отгадки в кроссворде.

Отгадывая загадки, дети показывают соответствующие картинки.

Дети под берёзой находят задание № 5.

Игра «Собери цветок из лепестков» (ромашка, фиалка, незабудка).

Задание № 6.

Воспитатель:  В тайге растут разные …. (растения). А кто живёт в тайге?

Дети:  Дикие животные – медведи, волки, лисицы, лоси, олени, белки, зайцы.

Задание № 6 дети находят с помощью карты на ёлке.

Задание: угадать, какому животному принадлежит та или иная часть тела (части тел надо найти и подставить к нужному животному).

Дидактическая игра «Угадай: чьё».

Задание № 7.

Задание дети находят под ёлочкой.

Воспитатель:   Всего один вопрос: Кто в тайге главный? (растения). Почему?

Дети:  Лесным жителям растения нужны для пропитания и для строительства жилищ. Если исчезнут растения, то насекомым, птицам, животным негде будет жить, и нечем будет питаться.

Воспитатель:  Правильно.

       Лес – это дом для … (растений и животных).

       Лес – это богатство и краса, … (береги наши леса).

       Враг природы тот, … (кто лес не бережёт).

       Много леса - … (не губи), мало леса - … (береги), нет леса - … (посади).

Закрепляют знания правил поведения в лесу.

Дети совершенствуют умения ориентироваться по карте.

Дети вспоминают стихотворения великих русских поэтов.

Активизируют знания о деревьях.

Развивают логическое мышление, умение отгадывать ребус.

Закрепляют умения подбирать прилагательные к существительным.

Закрепляют знания о деревьях.

Активизируется двигательная активность.

Активизируется творческая активность.

Закрепляют умения собирать целое из частей.

Активизируются знания о животных тайги.

Обобщают знания, делают вывод.

Вспоминают пословицы о лесе.

Заключительная  часть: Подведение итогов деятельности.

Поощрение детей.

Итог образовательной деятельности.

Воспитатель берёт волшебную птичку, и она начинает петь.

Воспитатель:  Наша птичка запела, а это значит, что мы все задания выполнили. Давайте позовём Весну:

«Милая весна, проснись,

Родная, отзовись».

Появляется девочка Весна под музыку:

Здравствуйте детишки,

Девчонки и мальчишки.

Видеть вас всех очень рада,

И за помощь благодарна.

С этого дня Зима не сможет меня больше заколдовать, и я вступаю в свои права. Спасибо вам большое за помощь.

Воспитатель:  Давайте вместе с Весной встанем в дружный хоровод и споём песню про наш сибирский лес.

Дети исполняют песню на музыку А.Филиппенко «Северный хоровод».

Весна:  Накопилось у меня дел в лесу, пора приниматься за работу. Ас вами, ребятишки, мы встретимся в городе. До свидания!

Воспитатель: Вот и пришла пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с сибирским лесом, с тайгой.

До свидания, милый лес,

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес!

Вокруг себя повернись,

В детском саду окажись!

Итоговый круг

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- Сейчас я вам предлагаю рассказать о том, что вы узнали, чем занимались.

Дети рассказывают о том, что они узнали, что делали, показывают свои итоговые продукты.

Во второй половине дня ребята составляют карту тайги по тем знаниям, которые получили.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в старшей группе "Путешествие в тайгу"

Тема: «Путешествие в тайгу».   Программное содержание. Обобщить, систематизировать знания детей о родном крае, коренных жителях Югры  - ханты и манси. Воспитывать патриотические чувства, ...

Конспект физкультурно-логопедического занятия "Путешествие по тайге"

Интегрированное занятие совместно с учителем-логопедом...

Путешествие в тайгу

Интегрированное занятие....

конспект образовательной деятельности "Путешествие в тайгу" подготовительная группа

конспект образовательной деятельности "Путешествие в тайгу" подготовительная группа...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром через региональный компонент по теме "Путешествие по тайге"

Создание условий для познавательного развития детей через ознакомление с природой тайги, с использованием здоровьесберегающей технологии....

Конспект занятия : «Путешествие в тайгу. Знакомство с кедром»

Знакомство детей второй  младшей группы с сибирским кедром.Познакомить детей с природой и животным миром Прибайкалья....

Игра-занятие «Путешествие по тайге»

На этом занятии дети попадают в тайгу. В которой они, опираясь на свои знания об окружающем мире, на правила выживания, проходят курс молодого путешественника....