Познавательное занятие в старшей группе «Наша Масленица»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Познавательное занятие в старшей группе "Наша Масленица"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_zanyatie_v_starshey_gruppe_nasha_maslenitsa.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное занятие в старшей группе «Наша Масленица»
Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица.
Задачи:
• знакомить детей с историей, традициями, русского народа;
• знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями;
• знакомить с русским народным фольклором, используя скороговорки, народные песни, пословицы, хороводы, детское народное творчество;
• продолжать обогащать и активизировать словарный запас;
• воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю;
• воспитывать нравственные чувства через русское народное творчество;
• воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку, иллюстративный, видео материалы, а также сюрпризные моменты.
Оборудование: ИКТ, презентация «Масленица», русская народная музыка и песни; кукла Масленица, 7 лент, пазлы блинов под количество детей, блин из картона.
Ход занятия
Воспитатель: - Но какой бы замечательной не была зима, приходит время уступить свой черед. И сейчас у нас какое время года наступило?
(Весна)
Воспитатель: - Чтобы не расстраивалась зима и ушла в срок положенный, русский народ устраивал ей пышные проводы – Масленицу.
Воспитатель:
- Масленица – это веселые проводы зимы, после неё люди ждали наступления тепла и наступления весны.
Воспитатель: - Солнышко уже теплее, радостнее. Вот и к нам в группу залетел лучик и хочет с вами поиграть.
Гимнастика для глаз
Лучик, лучик озорной,
Поиграй – ка ты со мной (моргаем)
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись (круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу, (влево)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду (вправо).
Воспитатель: - Масленицу всегда любили и ласково называли «Касаточка», «Веселая». Этот праздник длился целую неделю: люди водили хороводы, пели песни, играли в игры. А как вы думаете, почему символом Масленицы является блин?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Блин похож на солнце, которое все с нетерпением ждут после длительной и холодной зимы. Давайте мы с вами тоже «испечем блины»
Пальчиковая игра «Блины»
Мы для встречи весны
Напечем всем блины. (Положить правую руку на стол ладонью
вверх – это сковородка)
Сковородка шипит,
От блина пар валит. (Сверху на правую ладонь положить левую
ладонь – это блин)
Раз-раз, раз-раз… (Несколько раз перевернуть ладонь с одной
стороны на другую – блин на сковороде)
Вкусный блин у нас! (Положить одну ладонь на другую)
Воспитатель: - Давайте и мы с вами ребята, зиму проводим, а весну встретим!
Воспитатель:
Ой, Масленица, протянися!
Ты за дуб, за колоду зацепися!
Ой, сказали - нашей Масленице семь годков,
А всего у Масленицы семь деньков.
Воспитатель: - В масленичную неделю каждый день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать. Ребята, а как называются семь деньков нашей Масленицы?
(Понедельник, вторник, среда, четверг,
пятница, суббота, воскресенье)
Воспитатель: -Итак, начинается Масленица в понедельник - первый день недели — «Встреча Масленицы».
Пекли маленький блин и давали детям. Чаще всего с маслом или медом. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова: "Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками".
Дети с самого утра сооружали чучело из соломы, кусков мешковины. Наряжали чучело в наряд девушки.
Воспитатель: - В конце дня получившуюся Масленицу везли на самую высокую гору, где народ развлекался на санках или иных приспособлениях. Чем дальше катятся салазки, тем лучше будет урожай, длиннее лен. Для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях – чем выше, тем лучше.
Воспитатель: - Посмотрите, к у нас в гостях.
(Показ макета Масленицы)
Воспитатель: - Какая она красивая! Я предлагаю украсить нашу Масленицу.
Ленточками украсим,
Ленточками не простыми,
Ленточками праздничными.
Что ни ленточка - то денёчек
Сколько дней в неделе, столько и ленточек.
(Воспитатель показывает 7 разноцветных лент)
Воспитатель: - Итак, понедельник-начало Масленичной недели. Завязываем первую ленточку.
(Завязываем ленточку)
Воспитатель: - Второй день - вторник, звался «Заигрыш».
В этот день начинаются веселые игры. Проводились кукольные представления. Второй день отводился для почитания молодоженов. Всем молодым парам, нужно было обязательно скатиться с ледяной горы. Также в этот день делали снежные городки и играли в игру «Взятие снежного городка».
«Скатывание с ледяной горы)
Воспитатель: - Вот тебе Масленица, вторая ленточка.
(Завязываем ленточку)
Воспитатель: - третий день — среда «Лакомка».
- Ребята, а кого или что можно назвать лакомкой?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Это когда что-нибудь вкусненькое. Любите вкусненькое? Вас тоже можно назвать лакомками.
Тут среда подходит – лакомкой зовется
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – все им удается,
Пироги и блинчики – все на стол мечи!
С блинами ели рыбу или сырные изделия, масло, молоко или сметану. В среду тещи звали зятьев на блины. По вечерам пели песни о заботливой теще. Это значит, что мама вашей мамы звала вашего папу к себе в гости и угощала блинами.
(Завязываем ленточку)
Воспитатель:- О русской Масленице сохранилась поговорка: «Не житьё, а Масленица». Как вы понимаете эту поговорку?
(Ответы детей)
Воспитатель:- Так говорили потому, что на масленой неделе все ходили друг к другу в гости, угощались блинами с маслом, мёдом и сметаной вволю.
Воспитатель:- Четвёртый день - «Разгуляй», «Широкая Масленица».
На четверговое гулянье собиралась вся деревня, чтобы поучаствовать в шуточных кулачных боях или за подарки взять снежную крепость.
Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой. В этот день веселились, устраивали ярмарки, катание с гор, а песни, да частушки звенели с утра до вечера.
Воспитатель: - В этот день ещё устраивали соревнования. А ну-ка, кто складнее, да быстрее скороговорку выговорит! Только такой уговор: важно скоро сказать да только важнее - правильно.
Конкурс «Кто четко и быстро скороговорку скажет»
Скороговорка: «Из печи калачи в окошко мечи».
Воспитатель: - Слово «мечи» — значит бросать метко. Кто лучше скажет, тот и украсит лентой четвертой Масленицу.
(Завязываем ленточку)
Воспитатель: - Пятница - «Тёщины вечеринки».
Вся семья на блины к бабушке шла. Это значит, что в пятницу папа приглашал в гости маму вашей мамы и угощал её вкусными блинчиками
(Воспитатель сама привязывает ленту к Масленице).
Воспитатель: - А сейчас мы с вами немножечко поиграем. Я предлагаю вам спечь блины. У нас есть команда девочек и команда мальчиков. На время нужно из кусочков собрать блинчики. Участники команд будут выходить и печь для нас блины. Посмотрим какая команда быстрее.
Игра «Собери блин»
(Круг поделен на неравные кусочки, детям надо
собрать их так, чтобы получился ровный и красивый блин)
Воспитатель: - Суббота — «Золовкины посиделки»
Близится суббота – золовки угощенье.
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. И опять главным угощением были блины. Это значит, что в субботу ваша мама приглашает родственников (маму, папу, бабушку и др.) вашего папы в гости и печёт для них вкусные блины. Давайте мы с вами споём песенку про блины.
Песня «Ой блины, блины, блины…»
(Воспитатель сама привязывает ленту к Масленице)
Воспитатель: - А сейчас, я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру. Нам надо встать в круг. Под музыку мы будем передавать вот такой блинчик. Как только музыка перестает играть, тот ребенок у кого блин будет в руках, показывает нам движения танца, а мы повторяем.
Игра «Передай блин»
Воспитатель: - -В воскресенье — «Проводы Масленицы» и «Прощёный день».
В этот день устраивали проводы Масленицы. В этот главный праздничный день разжигали огромный костер. Возле весело полыхавшего костра пели песни и плясали, а чучело сжигали. Проводы Масленицы организовывались для того, чтобы земля дала богатый урожай. Чтобы «задобрить» земельку люди пеплом сожжённой Масленицы посыпали – это к хорошему урожаю.
В этот день просили друг у друга прощение. Давайте и мы с вами попросим друг у друга прощение.
(Мальчики и девочки просят друг у друга прощение)
Воспитатель: - Сейчас я вам прочитаю небольшой стишок, а вы внимательно его слушайте, хорошо?
Зима уходит, мы весну встречаем,
Ее приход повсюду ощутим.
Все беды, все плохое мы сжигаем,
И все друг другу в этот день простим.
Прощеный день приносит обновленье,
И тает снег, и в душах тает лед…
Весна идет! С цветами, с птичьим пеньем,
Весна идет! Весна! Весна идет!
- Ребята, с традициями какого праздника мы познакомились?
(Ответы детей)
- Сколько дней длится праздник.
(Ответы детей)
- Что готовили на Масленицу? Почему?
(Ответы детей)
-Вам понравилось сегодняшнее занятие?
(Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «Птицы наших лесов»
итоговое занятие по проектной тематической неделе "Птицы"...
Конспект открытого занятия в средней группе «Наша Масленица».
Знакомство детей с историей и традициями русского народа....
Занятие в старшей группе "Наша Масленица"
Конспект занятия в старшей группе "Наша Масленица"...
Конспект познавательного занятия для старшей группы Тема: «Животные нашей страны»
Конспект познавательного занятия для старшей группыТема: «Животные нашей страны» Воспитатель: Хоцкина Ольга Александровна Конспект ОД для детей разновозрас...
Природа нашего края познавательное занятие для старшей группы
Знакомим детей с понятиями "лес", "луг", растительным и животным миром родного края, с Красной книгой Чувашии....
Занятие в старшей группе «Наша Масленица» Васина А.В.май 2022
занятие Масленица...
Конспект познавательного занятия в старшей группе. «Дикие животные наших лесов»
Конспект познавательного занятия в старшей группе.«Дикие животные наших лесов»Цель.Уточнение и расширение представлений детей о диких животных Челябинской области (белка, заяц, волк,...