Природа нашего края познавательное занятие для старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Знакомим детей с понятиями "лес", "луг", растительным и животным миром родного края, с Красной книгой Чувашии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_nashego_kraya.docx | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Природа нашего края
Познавательное занятие для детей старшей группы
Цель: знакомить с понятиями «лес», «луг» систематизировать и дополнить знания детей о многообразии животного и растительного мира родной природы; знакомить экологической системой Чувашской Республики; Красной книгой; воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе.
Оборудование: - карта Чувашской Республики с изображением герба и флага;
- письмо от куклы Илемпи;
- картина леса и луга;
- карточки «Правила поведения на природе», схема дерева;
- предметные картинки дуба, липы, березы, сосны, ели, осины, кабана, мыши, лисы, волка, птиц, желудя, цветов и трав;
- Красная книга Чувашской Республики.
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, дети! Я получила необычное письмо от куклы Илемпи. Внутри есть карта с изображением флага, герба Чувашской Республики и две картины (показывает рисунки с изображением леса и луга). Почему она отправила такое письмо?
Дети. Илемпи хочет рассказать о природе нашей республики.
Воспитатель. Илемпи приглашает совершить путешествие в мир природы нашего края. Она поможет узнать о растениях и животных нашего края. Сравним эти картины: что общего в них и чем отличаются?
Дети. В лесу растут деревья и кустарники. На лугу деревья не растут. И на лугу, и в лесу есть травы, цветы. Там живут звери, птицы, насекомые.
Воспитатель. Лес – это большая площадь земли, заросшая деревьями. Луг – это участок, покрытый травянистой растительностью. И лес, и луг служат домом для птиц, животных и насекомых.
Воспитатель. Для путешествия нужна солнечная погода. А какие народные приметы о погоде на основе наблюдений за насекомыми и птицами, по солнцу вы знаете?
Дети. Если божья коровка с ладони поднимается на палец, а потом летит кверху – к ясной погоде, книзу – к ненастью.
Если лягушка выходит на сушу, будет дождь. Если паук садится в паутину, будет дождь (холодно).
Если ласточки летают низко и очень щебечут, будет дождь (и ветер).
Солнце садится в толстую тучу – на другой день с утра дождь. Если восход солнца красный, будет дождь. Если тихо и солнце печет, будет гроза на следующий день.
Остановка «Деревья в лесу»
Воспитатель. На пути – необычное дерево. На нем вместо листьев развешены карточки. О чем нас предупреждает Илемпи?
Дети снимают с дерева карточки и рассказывают о правилах поведения на природе. Нельзя рвать цветы, ломать деревья, разорять гнезда птиц, разжигать костер, мусорить и т.д.
Дыхательная гимнастика
«Веселые пчелки». Дети вдыхают воздух, на выдохе произносят «з-з-з».
«Ежата». Дети приседают, обхватывают колени руками, на вдохе произносят коротко «ф-ф-ф».
Воспитатель. Почему так легко дышится в лесу?
Дети. Лес – легкие планеты, все растения выделяют кислород, а поглощают углекислый газ.
Воспитатель. Есть деревья, которые выделяют особые вещества, очень полезные для человека. Сосна, сирень, черемуха (показывает картинки с изображением этих деревьев) выделяют вещества, которые убивают микробы и бактерии в воздухе. Эти вещества называются фитонциды. Фитонциды есть в луке, в чесноке.
Воспитатель. Какие ещё деревья окружают нас в лесу? Что вы о них знаете?
Дети. Береза, клен, осина, ель. Из березовых веток делают веники и парятся ми в бане. Из деревьев делают доски, строят дома, изготавливают дрова, бумагу.
Игра «Найди дерево». Дети по очереди выходят и берут карточку с деревом, называют его.
Физкультминутка «Деревья в лесу»
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.
Воспитатель. Посмотрите, что это за дерево раскинуло ветви на поляне?
Дети. Дуб.
Воспитатель. Скольких насекомых, птиц, животных приютил дуб? Жуки, гусеницы объедают листья, кору; птицы вьют гнезда на ветвях дуба и питаются гусеницами; совы живут в дуплах и ловят мышей, которые грызут желуди; лисы охотятся на мышей, живущих возле дуба; кабаны питаются желудями; волки охотятся на них.
Все в природе между собой связано. Если люди срубят этот дуб, то многие лесные обитатели остаются без дома и голодными.
Воспитатель. Какой дуб? Какие слова можно подобрать к слову «дуб»?
Дети. Крепкий, сильный, могучий.
Воспитатель. Чувашский народ ценил дуб. Сравнивал его отцом. Липу сравнивали мамой. Какая липа? Какие слова можно подобрать к слову «липа»?
Дети. Стройная, красивая.
Воспитатель. Липа не только красивое дерево, но и полезное. Из его цветов варят чай.
В старину из липы изготавливали лапти и носили их вместо обуви. (Воспитатель показывает картинку с изображением лаптей)
Воспитатель. Как много растений и животных в лесу. Все они нужны и человеку, и друг другу.
Остановка «Лекарственные растения»
Воспитатель. Какие из этих растений вам знакомы? Что вы знаете о них? (воспитатель показывает картины с изображением лекарственных растений).
Дети. Это лекарственные растения. Их собирают на лугу, в лесу, в поле.
Воспитатель. Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров – лекарства от всех болезней. Их надо знать и уметь ими пользоваться. Разные растения помогут от разных болезней.
Воспитатель. Илемпи предлагает вам отгадывать загадки.
Не пустили в огород – оттого она и жжет.
Дети. Крапива.
Воспитатель. Из молодой крапивы можно приготовить салат и щи. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Если сырую крапиву толочь и прикладывать к свежим ранам – она вычистит и заживит раны. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.
Воспитатель. А кто угадает это растение?
Тонкий стебель у дорожки, на конце его – сережки,
На земле лежат листки – маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит раны ног и рук.
Воспитатель. Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах.
Дети. Подорожник.
Воспитатель. Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это ромашка, душица, зверобой, одуванчик, мать-и-мачеха, чистотел, тысячелистник. Повсюду животные, птицы люди могут найти помощь у природы. Природа – самая лучшая аптека, но лекарственные растения заготавливают только взрослые. Дети могут только помогать.
Воспитатель. Придумаем вместе правила сбора лекарственных растений.
Дети. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много, и в строго указанные сроки. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего. Нельзя собирать вблизи дорог, в городе.
Физкультминутка «Зеленый луг»
Расцветает луг зеленый (дети разводят руки в стороны, потягиваются.)
Раскудрявились леса. (поднимают руки вверх.)
Держат радугу в ладонях голубые небеса. (Держат руки перед собой ладонями кверху.) Теплым солнышком согреты загорелые ветра. (Наклоняют туловище влево- вправо, руки держат на поясе.)
Здравствуй, лето! Здравствуй, лето! (Прыгают на месте)
Нашей радости пора. (хлопают в ладоши).
Остановка «Красная книга»
Воспитатель.(показывает картинку с изображением ландыша). Посмотрите, какой красивый цветок вырос под деревом? Как он называется? Что вы знаете о нем?
Дети. Ландыш. Он цветет весной.
Воспитатель. Ландыш занесен в Красную книгу. Редкие, исчезающие растения, животные, птицы, насекомые, которых человек взял под охрану заносят в Красную книгу. Почему именно Красную? Потому что красный цвет – это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Остановись, подумай о природе!
В нашей Чувашской республике тоже есть Красная книга. Все должны её хорошо знать. Мы сделаем Красную книгу и будем в неё помещать редкие растения и животные нашего края. Она будет находиться у нас в группе. Каждый раз, слушая рассказы о редких растениях и животных, мы будем пополнять её картинками и иллюстрациями.
Дети вместе с воспитателем приклеивают картинку с изображением ландыша в Красную книгу, сделанную своими руками.
Воспитатель. Чем мы можем помочь родной природе?
Дети. Соблюдать правила поведения на природе, не уничтожать редкие растения и животные, правильно собирать лекарственные растения, посадить деревья.
Воспитатель. Почему нужно беречь и охранять природу?
Дети. Все в природе взаимосвязано. Всё, что есть в природе, кому-нибудь нужно. Природа помогает человеку быть здоровыми. Растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лекарственные растения лечат от болезней.
Завершение занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «Птицы наших лесов»
итоговое занятие по проектной тематической неделе "Птицы"...
Природа родного края Конспект занятия в старшей группе
Цель: Закрепить знания детей о растительном мире родного края. Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.Учить использовать растительный мир с умом. Пока...
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Юные знатоки природы»
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Юные знатоки природы»...
Конспект познавательного занятия в старшей группе. Тема: Формировать у детей первичные представления об особенностях природы планеты Земля.
* Формировать представления детей о климатических условиях Арктики, пустыни, средней полосы России. *Обогащать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, развивать спос...
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Пробуждение природы»
Конспект занятия в старшей группе...
Конспект познавательного занятия для старшей группы Тема: «Животные нашей страны»
Конспект познавательного занятия для старшей группыТема: «Животные нашей страны» Воспитатель: Хоцкина Ольга Александровна Конспект ОД для детей разновозрас...
Конспект познавательного занятия в старшей группе "Водоемы родного края" (Природное окружение)
Мы живем в Карелии! Это край озер, рек и болот. Чаще мы знакомим с реками и озерами, но не уделяем внимание на болота. А болота - это кладезь пресной воды, разнообразный животный и растительный мир. П...