Волкова Н.А. Апрель 1 неделя. Апрель-снегогон. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Тема недели «Цирк».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volkova_n.a._31._aprel_1_nedelya._aprel-snegogon._poznavatelnye_progulki_s_detmi_5-7_let.docx | 818.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Весна. Апрель, 1 неделя.
Тема недели «Цирк».
Природоведческая тема «Апрель-снегогон».
“Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться”.
Леонардо да Винчи
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Задачи.
- Познакомить детей с вторым месяцем весны.
- Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.
- Формировать представления детей о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.
- Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям.
- Формировать представления детей о народных традициях.
- Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев.
- Развивать познавательный интерес детей
- Развивать познавательную активность детей
- Воспитывать бережное отношение детей к птицам.
Фенологический календарь природы.
Весна: снеготаяние, оживление весны, разгар весны, предлетье.
Снеготаяние (примерно с 18 марта по 15 апреля) — продолжается от первых проталин в поле до зацветания серой ольхи и орешника (лещины).
Апрель, 1 неделя.
Тема «Апрель-снегогон».
День недели | Дневная прогулка | Вечерняя прогулка |
Понедельник | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Наблюдение «Апрель – снегогон». Познакомить детей с вторым месяцем весны. | Наблюдение «Птицы». (1 апреля). Формировать представления детей о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. |
Вторник | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Целевая прогулка по участку детского сада. Исследование «Лужи». Расширять и обогащать знания о весенних изменениях в природе. | Весёлые упражнения «Весна». Поддерживать интерес детей к весенним изменениям в природе. |
Среда | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Целевая прогулка по участку детского сада. Исследование «Ручей». Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. | Подвижная игра «Матушка Весна». Напомнить детям название весенних месяцев. |
Четверг | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Разговор-размышление «Кто сломал лёд на реке?» Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. | Весёлые упражнения «Весна». Поддерживать интерес детей к весенним изменениям в природе. |
Пятница | Наблюдения за птицами. Рассказ педагога «Птиц на волю отпущенье». Воспитывать бережное отношение детей к птицам. | Подвижная игра «Матушка Весна». Напомнить детям название весенних месяцев. |
Примечание. Распределение по дням недели примерное. Наблюдения и исследования проводятся с учётом погодных условий или календарных праздников.
Наблюдение «Апрель – снегогон».
Задачи. Познакомить детей с вторым месяцем весны. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев. Развивать познавательный интерес детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите? Что вы чувствуйте?
Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года?
— Правильно! Весна! Дети, назовите, пожалуйста, первый месяц весны. (Март).
— Первый месяц весны – март. Второй месяц весны называется апрель. В народе говорят: апрель – снегогон. Дети, как вы считаете, почему апрель – снегогон?
— Снегогон – значит снег гонит. Дети, как вы думаете, как апрель снег гонит?
— Солнце пригревает, снег в воду превращает. Дети, посмотрите внимательно вокруг себя. Как вы считаете, апрель весь снег прогнал или нет?
— В апреле тает последний снег. Дети, какая погода сегодня?
— В апреле погода непостоянная. Днём тепло, ночью холодно. Часто дуют холодные ветры. Дети, что мы узнали об апреле?
Вывод. Дети, мы узнали, что апрель – второй месяц весны. В апреле тает последний снег, погода в апреле непостоянная.
Весёлые упражнения «Апрель».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Апрель – снегогон, Уходит снег вон! | Руки в стороны, ладонями вверх. Резко руки вперёд, ладони вниз. |
Апрель, апрель, Звенит капель. | Ладонями ловим капельки. |
Ночью холод, Всё замерзает. | Обнимаем плечи руками. |
Днём тепло, Всё оживает. | Прыжки на двух ногах на месте, руки на пояс. |
Апрель – снегогон, Уходит снег вон! | Руки в стороны, ладонями вверх. Резко руки вперёд, ладони вниз. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Наблюдение «Птицы».
(1 апреля).
Задачи. Формировать представления детей о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. Воспитывать любовь детей к птицам. Расширять кругозор детей. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на художественное слово.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите, каких птиц вы слышите?
— Сегодня 1 апреля – Международный день птиц. Дети, что вы знаете о птицах?
— Птицы – это живые существа, животные, наши меньшие братья. Мы должны защищать птиц и помогать им. Дети, как вы думаете, смогут ли люди прожить без птиц?
— Люди не смогу прожить без птиц. Дети, как вы считаете, почему?
— Птицы уничтожают вредных насекомых: комаров, мух, гусениц. Пение многих птиц доставляют людям радость.
Я, ребята, птиц люблю. | Ни сороки, Ни вороны, Ни скворца, Ни воробья Не обидел в жизни я! Г. Ладонщиков |
— Весной перелётные птицы возвращаются домой. Дети, что вы знаете о перелётных птицах?
— Перелётные птицы – это птицы, которые перелетают осенью из наших краёв в тёплые страны, а весной возвращаются к нам. Долго-долго летят птицы, много дней и ночей. Разные опасности встречаются птицам на пути: злые охотники, плохая погода. Люди всех стран договорились, помогать перелётным птицам, оберегать их во время долгого пути. А дома пернатых путешественников уже ждут. Люди строят домики для птичек и развешивают их на деревьях. Изготовления птичьих домиков – это старинная русская традиция. Дети, как называется домик для скворцов? (скворечник).
— А ещё для птиц строят гоголятники для гоголя и других водоплавающих птиц, стрижатники для стрижей, синичники для … (синиц).
Желательно повесить птичий домик на территории детского сада.
Весёлые упражнения «Возвращаются певцы».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения.
От полуденных лучей Побежал с горы ручей, | Бег по кругу или на месте, руки полусогнуты в локтях. |
И подснежник маленький | Стоим. Руки плавно вверх, в стороны. |
Возвращаются скворцы – | Бег по кругу или на месте, машем руками-крыльями. |
Воробьи у лужицы Георгий Ладонщиков | Стоим. Кружимся на месте. |
— Дети, за птицами наблюдайте, что заметили, запоминайте.
Целевая прогулка по участку детского сада.
Исследование «Лужи».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать познавательную активность детей, память, координацию речи с движениями.
Исследование.
— Исследования начинаем, тайны весны разгадаем. Дети, какие приметы весны вы знаете?
— Первые приметы весны: снеготаяние, проталины, сосульки. За этими явлениями природы мы уже наблюдали. Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Весна пришла
Снеготаяние начала.
Нет зимней стужи
На дорогах … Лужи.
— Дети, как вы думаете, откуда появились лужи?
— Днём солнце пригревает, снег тает. Снег тает, превращается в воду. Цель нашего исследования, выяснить, что такое лужа.
Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Если дети замечают лужу, педагог останавливает детей и предлагает внимательно её рассмотреть.
— Дети, как вы считаете, что такое лужа?
— Лужа – это вода на ровном месте или в ямке. Дети откуда весной появились лужи?
— Днём солнце пригревает, снег тает. От тепла снег превращается в воду. На месте растаявшего снега образуется лужа. Дети, как вы считаете, можно гулять по лужам?
— Наша обувь не любит сырости. Она может промокнуть, тогда наши ноги замёрзнут, и мы заболеем. Дети, вспомним приметы начала весны.
— Приметы начала весны: снеготаяние, проталины, сосульки, лужи. Дети, напомните мне, пожалуйста, что такое лужа?
Вывод. Дети, мы узнали, что лужа – это талая вода на ровном месте или в ямке.
Весёлые упражнения «Апрель».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Апрель – снегогон, Уходит снег вон! | Руки в стороны, ладонями вверх. Резко руки вперёд, ладони вниз. |
Апрель, апрель, Звенит капель. | Ладонями ловим капельки. |
Ночью холод, Всё замерзает. | Обнимаем плечи руками. |
Днём тепло, Всё оживает. | Прыжки на двух ногах на месте, руки на пояс. |
Апрель – снегогон, Уходит снег вон! | Руки в стороны, ладонями вверх. Резко руки вперёд, ладони вниз. |
Целевая прогулка по участку детского сада.
Исследование «Ручей».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать познавательную активность детей, память, координацию речи с движениями.
Исследование.
— Исследования начинаем, тайны весны разгадаем. Дети, какие приметы весны вы знаете?
— Приметы весны: снеготаяние, проталины, сосульки, лужи. За этими явлениями природы мы уже наблюдали. Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Весна пришла
Снеготаяние начала.
Прилетели грачи,
Зазвенели … Ручьи.
— Дети, как вы думаете, откуда появились ручьи?
— Днём солнце пригревает, снег тает. От тепла снег превращается в воду. Цель нашего исследования, есть ли ручьи на нашем участке.
Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Если дети замечают ручей, педагог останавливает детей и предлагает внимательно его рассмотреть. Если дети не найдут ручей, можно создать его: прокопав дорожку от лужи.
— Дети, как вы считаете, что такое ручей?
— Ручей – это талая вода, которая бежит, течёт. Ручей всегда бежит с горки вниз, даже если горка очень низкая, незаметная. А вот когда ручей попадает на ровное место или в ямку, то образуется что?
— Лужа – это стоячая талая вода. Дети, вспомним приметы начала весны.
— Приметы начала весны: снеготаяние, проталины, сосульки, лужи, ручьи. Дети, напомните мне, пожалуйста, что такое ручей?
Вывод. Дети, мы узнали, что ручей – это талая вода, которая бежит, течёт.
Весёлые упражнения «Апрель».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Апрель – снегогон, Уходит снег вон! | Руки в стороны, ладонями вверх. Резко руки вперёд, ладони вниз. |
Апрель, апрель, Звенит капель. | Ладонями ловим капельки. |
Ночью холод, Всё замерзает. | Обнимаем плечи руками. |
Днём тепло, Всё оживает. | Прыжки на двух ногах на месте, руки на пояс. |
Апрель – снегогон, Уходит снег вон! | Руки в стороны, ладонями вверх. Резко руки вперёд, ладони вниз. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Разговор-размышление «Кто сломал лёд на реке?»
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формировать умение детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать познавательную активность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, к разговору приглашаю, подумать предлагаю: куда бегут ручьи?
— Ручьи бегут, ручьи спешат, вниз под горку летят, встречаются, соединяются и добегают до … (реки).
— Река ручейки встречает, река ручьи принимает. Дети, зимой река спит под толстым слоем льда, но весной, когда к ней сбегаются дети-ручьи, как вы думает, что происходит?
— Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Весна! Река проснулась,
С боку на бок повернулась,
Затрещал, ломаясь, лёд –
Значит, скоро … Ледоход.
— Дети, кто сломал лёд на реке?
— Когда река наполнится водой ручейков, ей подо льдом становится тесно. Вода реки надувается, напрягается и своей силой ломает толстый лёд. Лёд ломается на куски, льдины, большие и маленькие. Дети, как вы думаете, почему лёд не тонет?
— Лёд легче воды, поэтому он не тонет. Слово "ледоход" – состоит из двух слов: лёд ходит. Интересно, как это лёд ходит. Дети, как вы представляете себе ледоход?
— Вода в реке на месте не стоит, течёт, бежит вперёд. И вместе с рекой идёт лёд, плывут льдины. Ледоход – это движение льда по течению реки. Дети, кто сломал лёд на реке?
Вывод. Дети, мы узнали, что лёд на реке сломала вода.
Весёлые упражнения «Апрель».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Апрель – снегогон, Уходит снег вон! | Руки в стороны, ладонями вверх. Резко руки вперёд, ладони вниз. |
Апрель, апрель, Звенит капель. | Ладонями ловим капельки. |
Ночью холод, Всё замерзает. | Обнимаем плечи руками. |
Днём тепло, Всё оживает. | Прыжки на двух ногах на месте, руки на пояс. |
Апрель – снегогон, Уходит снег вон! | Руки в стороны, ладонями вверх. Резко руки вперёд, ладони вниз. |
Наблюдение «Птиц на волю отпущенье».
(7 апреля).
Задачи. Формировать представления детей о народных традициях. Воспитывать бережное отношение детей к птицам. Развивать познавательный интерес детей, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя. Каких птиц вы видите? Каких птиц вы слышите?
— Дети, люди всегда оберегали и защищали птиц. Зимой озябших птиц приносили домой, кормили, поили и, как вы думаете, что происходило дальше?
— 7 апреля народный праздник – Благовещенье. Благовещенье – птиц на волю отпущенье. Дети, как вы думаете, почему птиц отпускали на волю?
— Птица в неволе не живёт, соловей в клетке не поёт.
Хорошо в непроглядную вьюгу
Приютить чуть живую пичугу,
А весной, переждав непогоду,
Отпустить её в лес – на свободу.
Ю. Могутин
— Дети, на Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай 7 апреля отпускать птиц на волю, и просить птиц привести весну. Выпуская птиц, приговаривали:
Синички – сестрички, | Серые воробьи! |
Весёлые упражнения «Золотые ключи весны».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом. Дети стоят по кругу.
Птицы в небо летите, Весну приведите. Ай, люли-люли! Весну приведите. | Руки вверх, плавно в стороны. Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте. |
Принесёт весна Золотые ключи. Ай, люли-люли! Золотые ключи. | Пружинка с поворотом туловища вправо и влево, руки на поясе. Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте. |
Замкнёт весна Зиму лютую. Ай, люли-люли! Зиму лютую. | Медленно идём к центру круга, держась за руки. Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте. |
Отомкнёт весна Лето красное, Ай, люли-люли! Лето красное. | Медленно отходим назад от центра круга, держась за руки. Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте. |
— Дети, за птицами наблюдайте, что заметили, запоминайте.
В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.
Подвижная игра «Матушка Весна».
Задачи. Напомнить детям название весенних месяцев. Поддерживать интерес детей к народным подвижным играм. Упражнять детей в ходьбе друг за другом, не изменяя темпа движения. Развивать ловкость детей, быстроту реакции, смекалку. Закреплять умение детей действовать по сигналу. Поощрять ответственное отношение детей к выполнению ведущей роли в игре. Формировать умение детей осознанно относиться к выполнению правил игры. Воспитывать в детях честность, справедливость в играх со сверстниками. Поддерживать интерес детей к народному фольклору.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
В игры играем,
Весну закликаем.
— Дети, весну мы долго ждали, по ней скучали. С давних времён народ весну закликает, в игры играет. Вот и мы с вами в игру играем, весну зазываем. Игра называется «Матушка Весна». Построим мы с вами ворота. Двое детей, держатся за руки, поднимают руки вверх. В ворота потечёт ручеёк. Ручеёк – это остальные дети, они держатся за руки, как в хороводе. Ручеёк течёт, все закличку поют.
Идёт матушка-весна,
Отворяй-ка воротά.
Первый март пришёл,
Белый снег сошёл.
Второй шагает апрель
Подарит нам капель.
Третий месяц май,
Вся Земля расцветай!
Сколько хочешь гуляй,
Но смотри, не зевай!
— Дети, пока слова заклички звучат, ворота открытые стоят. Закличку завершаем, ворота закрываем. С последним словом «ворота» опускают руки, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались в это время под «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами». Они встают рядом и берутся за руки, удлиняя ворота.
Педагог не участвует в игре, а наблюдает со стороны, произносит закличку. Если количество пойманных не чётное, временно встаёт в ворота.
— Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы. Дети, правила игры запоминаем, правила не нарушаем.
Правила игры:
- слова игры все дружно повторяем, Весну зазываем;
- ручеёк плавно в ворота протекает, движение не ускоряет;
- ворота не закрываем, пока весну зазываем.
Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.
Весёлые упражнения «Весна».
Задачи. Поддерживать интерес детей к весенним изменениям в природе. Дать возможность детям насладиться поэзией, красотой слова и ритма. Вызвать желание запомнить стихотворение. Развивать память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Игра.
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Снег теперь уже не тот – Потемнел он в поле, | Руки в стороны, ладонями вверх. Наклон вперёд, руки вперёд плавно в стороны. |
На озёрах треснул лёд, Будто раскололи. | Встаём прямо. Руки на пояс. Притопы на каждый слог в словах. |
Облака бегут быстрей, Небо стало выше, | Бег на месте, руки полусогнуты в локтях. Встаём прямо, руки вверх. |
Зачирикал воробей Веселей на крыше. Самуил Маршак | Руки на пояс, прыжки на месте. |
По желанию детей упражнения повторяются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волкова Н.А. Сентябрь, 2 неделя. Начало осени. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Мой дом». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....
Волкова Н.А. Сентябрь, 3 неделя. Золотая осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Краски осени». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....
Волкова Н.А. Октябрь, 1 неделя. Животный мир. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Животный мир»....
Волкова Н.А. Октябрь, 3 неделя. Поздняя осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Народная культура и традиции»....
Волкова Н.А. Ноябрь, 4 неделя. Вестники Зимы. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Картотека познавательных прогулок...
Волкова Н.А. Ноябрь,5 неделя. Лесные гости. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Природоведческая тема «Лесные гости»....
Волкова Н.А. Декабрь, 1 неделя. Зимушка–зима. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Зимушка–зима»....